«Дорога в тысячу ли начинается с первого шага»
Древняя китайская пословица
Время от времени ко мне по электронной почте обращаются читатели Ехеcutive.ru с просьбой оценить их резюме или дать практический совет в связи со сменой места работы. Я всегда честно говорю людям: «Я не коуч и не бизнес-консультант. Я – практикующий эйчар, т.е. представитель работодателя. И оцениваю ситуацию и кандидатов «изнутри», то есть с точки зрения внутренней службы персонала компании». В результате общения с обратившимися ко мне людьми (а это, как правило, специалисты, представители среднего, иногда топ-менеджмента), я пришла к выводу, что многие вопросы очень похожи между собой и ответы мои зачастую не слишком отличаются друг от друга. То есть проблемы достаточно типичные. Так родилась мысль систематизировать наиболее типичные вопросы и ответы и написать эту статью. Я надеюсь, что она окажется полезной для читателей и будет носить исключительно практически-прикладной характер.
По поводу основной цели, то есть смене места работы. Не хочется говорить вам прописные истины, поэтому заранее прошу прощения за это, но, тем не менее, напомню. Цель должна быть сформулирована четко и однозначно: Что я хочу получить в результате? Должно быть ясное понимание и ответы на вопросы:
– Могу ли я детально, пошагово описать пути достижения моей цели?
– Все ли описанные мною пути для меня комфортны в моральном и материальном смыслах, и я готов претворять их в жизнь?
– Каких ресурсов (эмоциональных, временных и пр.) от меня потребует достижение цели? Готов ли я к эти затратам?
Если на вопросы вы ответили «Да», значит, переходим дальше к соответствующему пункту.
Вы хотите полностью поменять вид деятельности или сферу бизнеса
Смелое решение. Уважаю. Для начала попробуйте ответить самому себе на ряд вопросов:
1. Что вы сейчас хотите от новой работы? Чем конкретно хотите заниматься? Какую должность хотите занимать? В какой сфере бизнеса хотите реализовываться?
2. Готовы ли вы при необходимости начинать в другой сфере с позиций, более низких, чем те, что вы занимаете сейчас? В данном случае понятие «сфера» надо разделить на: а) сфера бизнеса, в которой работает компания; б) функциональная сфера, в которой работает сотрудник.
3. Почему вы хотите заниматься именно этим (должность, сфера)? Что дает вам основание надеяться и верить, что это именно ваше направление и правильный выбор?
4. Что дает вам основание надеяться и верить, что на этом поприще у вас получится и вы добьетесь успеха (морального удовлетворения, материального достатка, самореализации и т.д. – нужное подставить)? Как вы для себя определите, что достигли желаемого?
5. Почему, в конце концов, эта мысль посетила вас именно сейчас, в период кризиса?
Я понимаю, что ответы на вопросы потребуют у вас времени и, возможно, тщательных раздумий. Поэтому не торопитесь, это еще одна возможность для вас проверить себя и свое намерение.
Следующий пункт – вам надо определиться с направлением, сферой бизнеса, должностями, максимально увеличив при этом охват поиска. Как это сделать?
1. Составьте список своих имеющихся на данный момент знаний, умений, навыков и должностных обязанностей, которые вы выполняли ранее и которые могут быть востребованы на новой предполагаемой должности.
2. Составьте список потенциально интересных для вас должностей из других сфер деятельности (других сфер бизнеса), на которые вы хотите претендовать.
3. Для этого проанализируйте рынок труда, просмотрите все открытые вакансии во всех сферах, в которых вы потенциально можете работать. Используйте для этого приличные работные сайты, где публикуют реальные вакансии, без сетевиков и MLM. Смотрите соответствующие разделы на сайтах: какие опубликованы вакансии, требования работодателей, должностные обязанности, уровень дохода. Ответьте себе на вопрос: «Могу ли я претендовать на эти должности, занимался ли я когда-нибудь схожими обязанностями? Устраивает меня предлагаемая з/п?» Если ваши ответы «Да», заносите вакансию в свой список.
4. Сравните два списка: список должностей, который у вас получился (с указанием требований и обязанностей) и список своих умений, навыков и похожих должностных обязанностей, которые вы выполняли на предыдущих местах работы. Теперь под каждую (!) должность нужно составить отдельное резюме, исходя из пожеланий работодателей и имеющихся у вас в наличии умений, навыков и похожих обязанностей. Требуемые к конкретной должности обязанности опишите максимально подробно, об остальных упомяните вкратце. Цель – максимально «заточить» свое резюме под интересующую должность или сферу бизнеса. Но никогда не объединяйте в одном резюме в графе «цель» должность рядового специалиста и должность руководителя.
5. Ходите на все собеседования, которые потенциально хоть немного могут быть вам интересны. Это поможет вам приобрести опыт в прохождении собеседований, вы получите представление о рынке труда, компаниях-работодателях, должностях и требованиях. Будьте готовы к тому, что поиск новой работы может занять весьма продолжительное время. И к поиску работы надо отнестись как к работе – сложной, иногда изматывающей, но необходимой для достижения цели.
Ваше резюме не на 100% соответствует вакансии
При смене работы и во время изучения будущего функционала, у вас должен быть некий потенциальный задел по компетенциям. То есть если весь спектр задач и, соответственно, компетенций кандидата по заявленной вакансии принять за 100%, то самым подходящим будет кандидат, компетенции которого составляют 85-90% от требуемого. Именно оставшиеся 10-15% создают тот самый драйв, вызов, интерес, нематериальную мотивацию, которая в нашем с вами возрасте и должностях является самым лучшим стимулом. Потому что если вы придете на вакансию, которой соответствуете на 100 и более процентов, то есть вероятность того, что уже через несколько месяцев вам станет скучно и неинтересно, т.к. некуда расти, нечего узнавать, некуда развиваться. Как считаете? Именно поэтому – отправляйте, обязательно отправляйте резюме на вакансии, на которые вы подходите не только на 100, но и на 90%.
По поводу своей возможной цены, востребованности и позиционирования на рынке труда… Как это проверить?
1. Нужно провести анализ рынка труда и предложений работодателей по данным вакансиям. На работном сайте ищите вакансии, похожие на желаемые. Анализируете функционал и требования к кандидатам (насколько вы им соответствуете) и уровень заработных плат. По итогам этих исследований вам, возможно, нужно будет подкорректировать свое резюме.
2. Переделайте свое настоящее резюме на «пробное и слепое». То есть вы меняете свою настоящую фамилию и имя, может быть, названия компаний, в которых вы работали (или попросту не указываете их названия), и прочую информацию, по которой вас могли бы «вычислить» нежелательные люди (текущий работодатель, СБ и т.п.). У вас получается своеобразная «кукла», которая отражает ваш реальный опыт работы, имеющиеся знания и навыки, но не идентифицирует вас в Интернете как конкретного Иванова Ивана Ивановича, который в настоящее время ищет работу. Размещаете это резюме в открытых источниках или, если уж совсем шифроваться, в закрытом доступе на работных порталах и откликаетесь этим резюме только на заинтересовавшие вас вакансии. Смотрите на результат: будут ли отклики, звонки от работодателей, приглашения на собеседования. Делаете выводы о востребованности данного специалиста (то есть вас) в настоящее время на рынке труда и предлагаемом уровне оплаты.
Поиск работы в Москве для желающих переехать из регионов
Для вас подходит все, описанное выше, плюс некоторые нюансы.
1.Помните, что находясь в регионе и пытаясь искать работу в Москве удаленно, вы существенно снижаете свои шансы. Потому что теряете мобильность. Вы же не сможете приехать на собеседование на следующий день после звонка работодателя? А такие приглашения имеют место быть сплошь и рядом. Исключение – для очень редких высокопрофессиональных узкоспециализированных и чрезвычайно востребованных должностей. Поэтому для начала организуйте переезд, обоснуйтесь и после этого начинайте поиск работы. К тому же кандидаты, которые не имеют в Москве жилья (своего или съемного, но уже арендованного на длительный срок), а приехали на так называемую «разведку», вызывают опасения своей нестабильностью. Их планы могут измениться в один день, они соберут чемодан и уедут в свой город. Примерно такие мысли посещают работодателя.
2. Определите свой жизненный минимум, ниже которого вы ни в коем случае не готовы снизить запросы (квартплата, расходы на питание, одежду, кредиты и прочие обязательные расходы на радости жизни, без которых не можете обойтись). Ищите работу исходя из этого. В вашей ситуации – лучше работать и получать минимум, на который реально сможешь сейчас жить, чем не работать вообще. Для вас сейчас основная и главная задача – «зацепиться» в Москве, найти здесь работу, устроиться и получить опыт.
3. Сложно сказать на какой уровень дохода может претендовать специалист из региона, не имеющий опыта работы в Москве. Но нужно быть готовым к тому, что его зарплата может быть несколько ниже, чем у специалистов, имеющих опыт работы в московских компаниях.
4. Будьте готовы также и к тому, что даже имея хороший опыт работы в вашем городе и хорошую должность, сейчас, переехав в Москву, вам, вполне возможно, придется несколько умерить свои амбиции и запросы и «упасть» на одну-две позиции вниз. Я не утверждаю, что это обязательно случится, но к этому нужно быть готовым. Москва – город жесткий, со своим особым (приезжие иногда говорят «безумным») ритмом жизни, работы, бизнеса. И поверьте, это не преувеличение: образ и ритм жизни Москвы и практически любого другого города СНГ (даже Санкт-Петербурга и Киева) – несопоставимы. Но если сможете, зацепитесь, выстоите, проработаете год и не сломаетесь – вот тогда можете считать себя победителем. Москва станет вашим городом.
Как мы принимаем решение о будущем работодателе
Вам позвонил работодатель с заманчивым предложением и приглашением на работу. Даже если это известная компания с хорошей на первый взгляд должностью и зарплатой – подождите, не торопитесь и проанализируйте информацию, прежде чем принимать решение. Это потраченное на сбор и анализ информации время – не что иное, как временные инвестиции в самого себя. Они помогут вам избежать в будущем обмана со стороны работодателя, разочарований в работе, в коллективе, в заплате и многих других неожиданностей. Как выбрать работодателя? Семь шагов, простых и эффективных, помогут не ошибиться с выбором.
1. Предлагаемый функционал, обязанности, зона ответственности, полномочия. Совершенно очевидно, что непрофессионализм в какой-то конкретной области и незнание ключевых участков будущей работы вскроется очень быстро, в течение первых трех месяцев испытательного срока.
2. Первое впечатление о компании, которое вы получаете при очном знакомстве, приходя на собеседование в офис: секретари на ресепшен, переговорная комната, настроение и вид сотрудников, темы бесед в курилке и т.п.
3. Впечатление от беседы с менеджером по персоналу и линейным руководителем.
4. Официальный сайт компании – ее лицо во внешнем мире, а также источник информации о ее устойчивости и стабильности, партнерах и клиентах, географии и продукте.
5. Условия работы, соцпакет, соблюдение Трудового кодекса.
6. Отзывы о компании. Их нужно собрать по нескольким направлениям:
– отзывы, полученные от нынешних и бывших работников компании;
– официальные и неофициальные отзывы о работодателе, интервью первых лиц компании, которые можно найти в Интернете, в деловой прессе, в профессиональных сообществах, на форумах.
Главное при сборе и анализе такой информации – широта охвата и ваша адекватность в оценке этих отзывов.
7. Принятие решения. У каждого человека свои приоритеты в выборе работы, и значимые факторы, оказывающие влияние на окончательное решение, будут у всех разные. Определитесь, что конкретно вы хотите от будущей работы и, исходя из своих приоритетов, принимайте решение.
Фото: pixabay.com
И что ценного с практической точки зрения (или хотя бы в познавательном плане) в этом наборе советов, - из того, что могло бы выгодно отличаться от аналогичных рекомендаций, которые могут быть почёрпнуты из самых разных и совершенно бесполезных источников ? Ничего, ровным счётом.
С точки зрения теории вопроса, - безусловно, всё хорошо, правильно, познавательно, содержательно и интересно. Но с точки зрения практики того же вопроса, - никакого содержания и перспектив для реализации этот материал не имеет.
Не говоря уже о том, что чтобы следовать подобным инструкциям, нужно иметь очень много свободного времени. Фактически, занимаясь только поиском работы, что возможно лишь в условиях, когда человек уже уволен, а не рассматривает каким-то образом вопрос, а не сменить ли ему место работы, - еще будучи на своей старой должности.
И в этом случае, - если он уже уволен, - более половины сделанных рекомендаций отпадают сами-собой за ненадобностью и нереализуемостью, поскольку у нуждающегося безработного человека возможностей для манёвра гораздо меньше, чем у человека, еще работающего, но желающего сменить рабочее место.
И выбирать уволенному или ушедшему по собственному желанию не приходится. Иначе как он очень обеспеченный человек, может жить на проценты со вклада и может позволить себе не торопиться, получая удовольствие от самого процесса, не боясь оказаться в нужде. Как и торговаться с ним никто не будет. Что в столичных городах и регионах, что в провинции. Если он соглашается, то только на условиях работодателя, а если не соглашается, то смело отправляется дальше на улицу.
И все свои предпочтения он может забыть. Либо солашается работать и получать выделенный ему кусок хлеба, либо идёт рассказывать дальше, какой он хороший сотрудник.
А у еще работающего человека просто на всё это не будет времени. Обычно трудоустройство, выбор работы и должности осуществляется таким лицом иным образом, хотя и не без учета приведенных рекомендаций и советов. Не говоря уже о том, что всё зависит и от уровня этого человека как специалиста, и его опыта работы, и закрепленной теоретической подготовки, и связей и т.д. Не говоря уже о времени и состоянии экономической конъюнктуры, когда он готовится предпринять подобный шаг. В нынешних условиях подобные рекомендации так просто губительны для людей. И тем более, следование им. Хотя на динамично развивающемся рынке - вполне уместны.
Дельная практическая памятка.
А мысль, что поиск работы нужно рассматривать как саму по себе работу, также планируя и последовательно эту задачу решая, как и реализуя любой другой проект, вообще золотая!
Замечательная статья-инструкция для тех, кто в поиске и озадачен массой вопросов (уже сколько дискуссий на эти темы открыто!). Критиковать статью можно. Только зачем?!!! Скорее всего, Элина, как честный человек, просто не в силах полноценно ответить на все личные послания с вопросами по проблемам поиска работы, потому и написала статью для всех заинтересованных. Альтруизм наказуем?!! ;)
Мне, в отличие от Элины, приходится работать и консультантом и коучем. :) Со своей стороны хочу сказать, что статья дельная и абсолютно честная - то есть это действительно вопросы на часто задаваемые ответы. И парадокс в том, что, многие люди воспринимают такую информацию как : [/QUOTE] С точки зрения теории вопроса, - безусловно, всё хорошо, правильно, познавательно, содержательно и интересно. Но с точки зрения практики того же вопроса, - никакого содержания и перспектив для реализации этот материал не имеет. [quote] В нашем российском менталитете ИМХО масса ценной информации существует в виде знания, имеющего непреодолимую границу для реализации в жизни (Почему именно так - тема для отдельного разговора :)). В итоге из своего опыта могу добавить, что 90% людей делают массу ошибок при поиске работы. И если бы они действовали по алгоритму, предложенному Элиной, их действия могли бы быть эффективнее в разЫ. Например, банальный вроде бы совет относительно поиска работы в Москве (это, кстати, для многих актуальный вопрос и проблема и Элина просто отвечает на имеющийся запрос - она нисколько не виновата в том, что в России имеется такой вот перекос в локализации экономических центров и люди задают вопрос ''как зацепиться за Москву'') тем не менее многие не слышат и продолжат упорно бомбить Москву своими резюме из Южносахалинска (метафора ессно).
Еще одна маленькая реплика. Написать свое резюме - что, вроде бы проще для человека образованного, с опытом работы и не обеделенного интеллектом? Однако, нормальных грамотных резюме действительно - единицы. Остальные написаны так, что часто служат человеку отрицательную службу, а не наоборот. Хотя интернет переполнен инструкциями по написанию этих самых резюме. Почему так? Загадка природы :)