Десять самых глупых фраз босса при увольнении сотрудника

В увольнении мало приятного. Особенно неприятно, если тебе при этом говорят глупости или даже оскорбления. Единственная цель руководителя во время увольнения ― сообщить новость с уважением и сочувствием, насколько это возможно.

Именно поэтому руководителю стоит избегать следующих фраз:

1. «Поверьте, это действительно очень сложно для меня»

Какая разница: трудно вам или нет? Сотрудник всегда считает, что для вас это сущий пустяк. Разговор о том, насколько вам сложно сообщать эту новость, наталкивает работника на мысли: «В самом деле? Сейчас разговор идет обо мне? Насколько сильно вас тяготят мысли обо мне?» Если вы чувствуете себя плохо, то лучше выразить свои чувства позже через общих знакомых.

Также никогда не говорите: «Слушай, я не знаю, как это сказать…». Вы же знаете, как это сказать, вам просто неудобно. Никогда не намекайте на то, что работник должен проникнуться вашими чувствами. Это крайне эгоистично.

2. «Мы решили, что нам пора сделать перестановку»

Вы же увольняете не тренера спортивной команды. И вы сейчас не проводите пресс-конференцию, так что можно опустить банальности. Если вы хорошо делали свою работу, то сотрудник уже знает причину своего увольнения.

Указывайте причину вашего поступка четко и лаконично. Или просто скажите: «Мы должны отпустить тебя». Сотрудник должен уже знать, почему.

3. «Мы уточним некоторые детали позже»

Для уволенного сотрудника этот диалог означает завершение одно дела и начало другого: собрать вещи, вернуть корпоративное имущество, получить расчет.

Вы должны знать весь процесс заранее. Сидеть в подвешенном состоянии, пока вы выясняете следующие шаги, ― это унизительно для человека, который в этот момент не хочет ничего, кроме как встать и уйти.

Никогда не заставляйте человека встречаться с коллегами. После увольнения он перестает быть вашим сотрудником.

4. «В сравнении с Петром вы просто не дотягиваете»

Никогда не оправдывайте увольнение сотрудника, сравнивая его с кем-то еще. Сотрудники должны быть уволены, потому что они не соответствуют стандартам, целям или ожиданиям.

Сравнивая сотрудников, вы позволяете уже практически бывшему работнику повернуть диалог в «зону индивидуальности», то есть в диалоговую черную дыру, которой вам изо всех сил надо избегать.

5. «Хорошо, давайте поговорим об этом. Вот, почему…»

Одни сотрудники спокойно принимают увольнение, а другие захотят спорить.

Никогда не позволяйте втянуть себя в диалог. Просто скажите: «Василий, мы можем обсуждать это сколь угодно долго, но вы должны понять, что обсуждение не изменит решения». Это может показаться резким, но так оно и есть. Кроме того, аргументы почти всегда заставляют сотрудника чувствовать себя хуже.

Оставайтесь профессиональным, чутким человеком и придерживайтесь фактов. Избегайте соблазна ответить на возражения увольняемого.

Просто послушайте. Это наименьшее, что вы можете сделать. И большее, что вы должны сделать.

6. «Вы были прекрасным сотрудником, но мы вынуждены сократить персонал»

Если вы действительно сокращаете персонал ― это одно. Совсем другое дело апеллировать этим аргументом просто так. Это оправдание облегчает разговор, однако тем самым навлекаете на бизнес проблемы, если нанимаете нового сотрудника на освободившееся место.

Никогда не играйте в игры, чтобы попытаться защитить чувства сотрудника, или, что еще хуже, чтобы защитить свои. Просто будьте прямолинейными.

7. «Мы оба знаем, что вам не нравится здесь работать, так что в будущем вы будете только рады»

Будет работник радоваться, что вы его уволили, или не будет, не вам об этом судить. Не ждите от сотрудника, что он увидит луч надежды в облаке увольнения, по крайне мере первое время. Пусть он сам найдет новые возможности в сложившейся ситуации.

8. «Я должен вас проводить»

Некоторые компании придерживаются следующей политики: уволенного сотрудника немедленно провожают из здания офиса. Это ужасно. Увольнение не превращает сотрудника в преступника. Лучше установить временные рамки. Например: «я прошу вас собрать личные вещи. Через 10 минут я буду ждать вас у входа». Если сотрудник задерживается, то можно заглянуть к нему. Это будет абсолютно нормально.

9. «Мы решили отпустить тебя»

Слово «мы» подходит почти в каждой ситуации, но не в этой. Скажите: «я». В этот момент вы ― и есть компания. Так возьмите на себя ответственность.

10. «Если есть что-то, чем я могу вам помочь, дайте мне знать»

Сделать что? Написать рекомендательное письмо или замолвить словечко в другой компании? Конечно, это нужно делать, если вы увольняете сотрудника по причине сокращения, чтобы максимально помочь ему встать на ноги в ближайшее время.

Вы можете спросить: «Если у вас возникнут вопросы по оформлению документов, выплат и тому подобному, позвоните мне. Я постараюсь ответить на все вопросы». Не пытайтесь предлагать того, чего вы не сможете сделать. Вы, конечно, от этих слов будете чувствовать себя лучше, но работник нет.

Помните, увольнение сотрудника ― это о сотруднике, а не о вас. И тем более не о том, что делает вас счастливее.

Какие глупые фразы вы слышали или сами говорили при увольнении?

По материалам: LinkedIn.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Томск

Пункт 8 дурацкий - неужели где-то действительно могут объявить об увольнении и дать всего 10 минут, чтобы собраться? О чём именно речь? И даже если автор ошибся и речь о последнем дне - неужели правда где-то нужно выводить сотрудников и\\или ждать их у выхода? А то что? Они затеряются и станут призраками жить в компании? Бред какой-то.

Менеджер по персоналу, Москва

«Мы должны отпустить тебя» - кто-нибудь пробовал сесть напротив увольняемого сотрудника и произнести это по-русски? Смахивает, конечно, на дурной перевод. На фоне такого совета все критикуемые пункты кажутся вменяемыми.

CIO, Нижний Новгород

Что-то сдается мне, все это излишняя фантазия автора. Или я ошибаюсь?

Руководитель группы, Украина
Маргарита Сидорова пишет: «Мы должны отпустить тебя» - кто-нибудь пробовал сесть напротив увольняемого сотрудника и произнести это по-русски? Смахивает, конечно, на дурной перевод. На фоне такого совета все критикуемые пункты кажутся вменяемыми.
Напоминает рекламу Orbit c Бандерасом :)
Старший консультант, Москва

Небрежность в использовании русского языка (или равнодушие к читающим) уменьшает доверие к экспертизе автора.
(Пример - словосочетание: ''апеллировать этим аргументом'')

Руководитель, Красноярск

Все системно, с привязкой'' к реалиям. На практике - каждый конкретный случай будет индивидуальным. На эту тему мне вспоминается фильм ''мне бы в небо''.

Нач. отдела, зам. руководителя, Калининград

Анна, я дважды наблюдал, как охрана выводила уволенного сотрудника за ворота. Так что не такой уж дурацкий этот пункт.
В нашей жизни всякое бывает.

Менеджер по маркетингу, Москва

хм
если уж и приходится увольнять кого- либо, надо быть предельно честным. Если сотрудник не тянул, то так и говорить, но на руках надо иметь аргументы, а не просто ''ты не тянул''.
Мне приходилось увольнять, малоприятная процедура. Совет про игры- правильный Никаких игр или попыток сбить вину.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Печально, но факт) насмотревшись американских фильмов российские менеджеры начинают мнить себя биг боссами, и использовать подобного рода фразы. На самом деле, будет достаточно сообщить сотруднику о объективных причинах решения, и пожелать успехов.
Еще пара примеров кошмарных фраз: ''Может быть в будущем мы будем готовы взять вас обратно''/''К сожалению, я вынужден принять такое решение''.
Мне на самом деле близок такой стиль:''Скажу, честно, речь пойдет о Вашем увольнении. Благодарю Вас проделанную работу, и все же .... (причины в связи с которыми принято решение). Есть ли у вас ко мне какие-то вопросы? Еще раз благодарю и желаю успехов!'' Просто и по деловому.

Директор по производству, Чебоксары

мало полезного для себя выудила из статьи.
хуже всего, когда, услышав о сокращении, сотрудник начинает лить слезы и вопрошать: ''почему я?'' И бесполезно говорить, что ему чего-то не хватает. или что его работа не нужна компании больше. Почему-то работник этого не слышит, пытается давить на жалость и сетовать, что-де мне семью содержать, а вот тому-то работнику не надо, почему не он? И при соблюдении процедуры (за 2 месяца уведомление) этот работник будет после разговора здороваться сквозь зубы, приходить на работу для ''галочки'', а ведь работу он должен выполнять, не так ли? Что-то о таких нюансах автор статьи не упоминает... поэтому иногда лучшее решение в подобной ситуации - профессиональный HR, который может грамотно объяснить работнику, в чем причина сокращения... хотя это не поможет уйти от вопроса ''почему именно я?''. тоже вспоминается ''мне бы в небо''...
что касается прямолинейности.. не знаю, лично мне процедура увольнения даже нерадивого работника была крайне неприятна. кстати этому не учат в бизнес-школах, а зря.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.