В список пилотных регионов совместно с министерством финансов РФ и министерством науки и образования были отобраны Хабаровский край, Красноярский край, Якутия, Архангельская область и Приморский край. Все регионы отбирались по принципу удаленности территорий и дефицита финансирования. Также потребовалось предварительное согласование губернаторов регионов на участие в эксперименте.
«Идея Программы переподготовки управленческих команд для российских родилась в 2016 году после успешного завершения первой фазы международной программы помощи развитию систем профессионального образования, которую мы реализовали с Международной организацией труда в пяти пилотных странах», – рассказывает руководитель международной программы содействия развитию систем СПО и рынков труда стран СНГ, Азии и Ближнего Востока Валерия Довгальская.
«За последние годы к колледжам предъявляются много разнообразных требований и одно их важнейших – это то, что они должны стать самостоятельными в выборе стратегии своего развития, выходить в различные формы партнерства и быть экономически независимыми от регионального бюджета. Слишком много вариантов решений разрабатывается и спускается сверху, чтобы дать колледжам такую возможность, но проблема в том, что сотрудникам не хватает управленческих компетенций и понимания, как это возможно реализовать. Как следствие, несмотря на огромное количество федеральных и региональных инициатив по поддержке развития СПО, воз сдвигается катастрофически медленно», – пояснила она.
Основная задача – встроить системы профобразования в стратегию экономического развития региона. Упор делался на подготовку управленческих команд колледжей в тесной связке с местными индустриальными компаниями, а также с максимальной вовлеченностью ключевых министерств.
Обязательным условием программы является реализация именно в регионе, чтобы дать возможность обучающимся командам работать со своей ситуацией. Еще одно условие – это то, что на программу отбирались колледжи и техникумы, на которые местное министерство образования готово было сделать ставку, и каждый директор колледжа должен был прийти на обучение со своей командой, чтобы иметь возможность проводить необходимые изменения непосредственно во время учебного процесса.
В каждом регионе было отобрано 7 команд колледжей, которые учились делать глубокий анализ ситуации региона, анализировать мировые технологические тренды и их влияние на развитие региональных компаний, уметь понимать проблемы и возможности развития индустриальных компаний, работающих в регионе, выстраивать с ними партнерские отношения и разрабатывать флагманские программы подготовки уникальных профессиональных навыков, которые будут необходимы для развития региональных компаний и будут влиять на стратегию развития региона. На программу приглашают как российских и международных спикеров, которые делятся своим опытом перестройки своих образовательных учреждений на новые технологические и экономические рельсы. Защиты флагманских программ проходили в присутствии губернаторов, глав правительств и ключевых министерств.
Первый пилот состоялся в Хабаровске в апреле-июле 2018 года. Вторым пилотом стала республика Саха (Якутия), где колледжам удалось вовлечь крупнейших российских игроков горнодобывающей отрасли, в качестве партнеров – Полюс, Колмар, Мейчел-майнинг, Алроса. В Красноярском крае колледжи объединили усилия в развитии лесного кластера и сельского хозяйства.
Из всех команд-выпускников 60% запустили в полном объеме флагманские программы на коммерческой основе, 40% - пилотные модули также на коммерческой основе. Еще одним важным подтверждением эффективности программы является тот факт, что новые компетенции, которые внедряют выпускники РЕГИОН-ПРОФИ, признаются комитетом WorldSkills как актуальные профессии будущего. Содержание и результаты программы РЕГИОН-ПРОФИ были представлены и согласованы с Международным наблюдательным советом в Женеве в апреле 2019.