По оценкам аналитиков Arthur Consulting, к 2030 году кадровый дефицит в транспортно-логистической отрасли вырастет на 50% и составит не менее 1,5 млн человек.
По данным на 2024 год, в российской логистике занято до 6 млн человек, что составляет около 8% от общей численности занятого населения. При этом нехватка кадров составляет до 20% сотрудников, то есть для устранения кадрового дефицита необходимо не менее 1 млн человек. При этом по некоторым направлениям количество вакансий постоянно растет.
Например, в открытом доступе количество вакансий для водителей категории Е выросло на 32% с начала 2024 года и на август составляет более 8 тысяч. При этом резюме по этому направлению в этот же момент не более 2000.
«Кадровый дефицит в логистике обусловлен несколькими факторами. Во-первых, демографические изменения: снижение рождаемости в 1990-е годы привело к уменьшению числа трудоспособного населения в настоящее время. К 2030 году численность граждан в самой активной возрастной группе 30-39 лет сократится на 7 млн человек. Во-вторых, в последние десятилетия сформировался низкий престиж профессий в логистике: молодежь неохотно выбирает карьеру, особенно на линейных позициях, таких как водители или грузчики. В-третьих, дефицит усиливает конкуренция за кадры с другими отраслями с высоким спросом на специалистов: IT, ритейл и др.» — отмечает управляющий партнер Arthur Consulting Александр Ованесов.
Очевиден также тренд на цифровизацию отрасли, конкуренция за IT-специалистов достаточно высока. Например, количество вакансий для IT-специалистов в логистике увеличилось на 188% за последний год.
Кадровый дефицит в логистике приводит к значительным экономическим потерям. Прежде всего, ФОТ транспортно-логистических компаний растет быстрыми темпами. Далее, дефицит водителей, машинистов и др. специалистов приводит к простою парка и соответствующим экономическим потерям. Кроме того, компании вынуждены увеличивать расходы на подбор и обучение персонала: в 2024 году затраты могут вырасти на 20-30%.