Спрос на франшизы в России вырос на 12% за год

За десять месяцев 2022 года спрос на франшизы в России, по статистике каталога Businessmens.ru, увеличился в среднем на 12%. Характерная особенность этого года – неравномерное и неклассическое распределение спроса по месяцам.

Год начался стабильной картиной. Количество заявок на покупку франшизы в каталоге в январе совпадало с уровнем спроса годом ранее. Начало февраля показывало небольшое уменьшение на 0,8%.

Исходя из сезонности во франчайзинге, спрос должен был постепенно снижаться и достичь минимальных показателей к июлю. А после – снова пойти вверх, совпадая с окончанием сезона отпусков и начала подготовки к рабочей осени. Но все пошло не так, как предполагалось. И речь не только о событиях 24 февраля, когда информационный фон изменился.

Рынок франчайзинга после 24 февраля 2022 года

Конец февраля показал сильное снижение спроса. Количество заявок на франшизы упало на 40%, испортив статистику месяца и грозя бизнесу проблемами со спросом, как это было во время пандемии. Но в отличие от 2020 года, паника длилась недолго. Уже вначале марта уровень спроса начал восстанавливаться. Объем заявок на покупку франшизы был всего на 8% ниже показателей аналогичного периода 2021 года. И к началу апреля уже обошёл объем заявок за тот же месяц прошлого года на 9,1%.

С апреля по июль интерес покупателей к франшизам должен был снижаться. За апрель спрос падает на 5-7% от среднего уровня спроса за весь год. В мае – на 10-12%. А в июне достигает максимального снижения, уменьшаясь на 25-28% по отношению к средним показателям за год. Далее идет восстановление. Уже в августе интерес покупателей превышает среднее значение на 3-5% и стабильно увеличивается до января следующего года с небольшой просадкой в декабре из-за праздничных мероприятий.

Но в 2022 году все было наоборот. С апреля по июнь общее падение едва достигало 10% по отношению к средним показателям за весь год. В июле интерес покупателей к франшизам резко увеличился на 18%. А в августе добавил ещё 8%.

Аномальный спрос на франшизы летом 2022 года

Лето 2022 года вышло аномальным из-за активного спроса. Обычно самые «спокойные» месяцы показали высокие темпы роста. В июле 2022 года по отношению к июлю 2021 года спрос был выше на 45%.

Для этого было несколько причин:

  • Отложенный спрос. После событий февраля предприниматели снизили активность в ожидании дальнейших событий. И вернулись к своим планам ближе к лету. Похожая ситуация была в 2020 году. Но там на восстановление понадобилось больше времени и пик возврата к инвестициям во франчайзинг пришёлся на классический осенний сезон.
  • Уход с рынка зарубежных брендов. Отказ иностранных компаний от деятельности на территории РФ стал катализатором для попыток занять ниши с ранее большой конкуренцией.
  • Импортозамещение. Обрыв логистических цепочек привел к тому же.

Это не означает, что на рынке России появилось много новых успешных отечественных брендов. Но на интерес к франчайзингу повлияло напрямую. За три летних месяца 2022 года количество заявок на покупку франшиз оказалось на 40,6% выше, чем летом 2021 года.

Рынок франчайзинга в сентябре 2022 года

Объявление частичной мобилизации в конце сентября 2022 года отразилось на франчайзинге. Но не так критично, как на некоторых других отраслях.

В сентябре и октябре наблюдалось снижение спроса по отношению к августу на 14-15%. Без контекста цифры выглядят аномально, потому что в стабильное время в этот период всегда идёт увеличение количества заявок на франшизы. Но в 2022 году август отличился высоким уровнем спроса – на 16% выше среднего уровня за год. В то время, как обычное значение 1-5%. Отсюда такое заметное снижение в двух следующих месяцах.

Волна релокации и иммиграции, последовавшая за сентябрьскими событиями, не могла негативно сказаться на спросе, потому что уезжали люди, которые могут себе это позволить в финансовом отношении. А значит часть из них продолжала оставаться потенциальной аудиторией франчайзинга.

В это же время российские франшизы активизировались в выходе на рынки стран СНГ. При том, что часть франчайзинговых сетей уже работала в Казахстане, Армении, Узбекистане, Грузии и других странах – их франшизы были доступны для проживающих там постоянно, или временно людей.

Спад в сентябре-октябре вызван не только информационным фоном новостей о мобилизации, но и высоким уровнем спроса летом.

К ноябрю интерес покупателей полностью восстановился и опередил аномальный августовский уровень. Количество заявок на франшизы в ноябре на 21,6% превысили среднегодовой уровень (в стабильное время – 5-10%). А по отношению к ноябрю прошлого года количество заявок увеличилось на 34,9%.

Таким образом, осенью спрос на франшизы незначительно «просел» сразу после объявления частичной мобилизации, но быстро восстановился и к середине ноября достиг пика.

Популярные в 2022 году франшизы по вложениям

Наиболее востребованными в 2022 году стали франшизы с вложениями от 300 тыс. до 1 млн руб. На эту категорию спрос увеличился на 35,6% по сравнению с 2021 годом. На франчайзинговые предложения стоимостью более 1 млн руб. спрос вырос на 9,8%. На самые дорогие варианты с уровнем вложений более 6 млн руб. количество заявок снизилось на 14,8%.

Дешёвые франшизы с инвестициями до 300 тыс. руб. потеряли в спросе 5,6%. Снизилось количество заявок на категорию до 100 тыс. руб. – на 13,5%. Это связано с постепенным увеличением средней суммы необходимых для бизнеса вложений. Цены растут на оборудование, материалы, аренду, поэтому увеличивается и уровень инвестиций. Сейчас доля франшиз с вложениями до 100 тысяч рублей не превышает 11% от всего объёма.

Увеличение среднего уровня инвестиций в открытие бизнеса по франшизе стало причиной роста количества заявок на предложения дороже миллиона рублей на 9,8% по отношению к прошлому году.

В то же время гарантия по договору играет не такую важную роль в выборе франшизы покупателями. Уровень спроса на франшизы с гарантией с 2021 года почти не изменился, прибавив всего 1,6%.

Самой популярной категорией остались франшизы до 1 млн рублей. Спрос на них увеличился на 35,6%. А доля заявок составила 75,6% от общего количества.

Какие франшизы пользовались спросом в 2022 году

Самыми популярными категориями франшиз за 2022 год стали пункты выдачи заказов, производство, медицины, а также категория «Красота и здоровье». Спрос на ПВЗ по сравнению с 2021 годом вырос на 90,9%, производственные франшизы стали получать на 77,3% больше заявок. Медицинские франшизы, в том числе аптеки прибавили 47,7%.

Франшизы категории «Красота и здоровье» стали пользоваться спросом на 46,5% чаще. Увеличился интерес к категории «Детские франшизы». К ним относятся магазины детской одежды, игрушек, детские сады, дополнительное образование и некоторые виды развлечений.

Увеличился на 20% поток заявок на категории «Авто» и «Отдых и развлечения». Стало больше заявок на франшизы ремонта квартир. Здесь прирост составил 18,1%. На 16,5% повысился спрос на магазины одежды и белья.

На какие категории франшиз в 2022 году спрос упал

Самое заметное снижение спроса пришлось на туристические франшизы. Они потеряли в спросе 25,1%. Франшизы, предлагающие зарабатывать на операциях с недвижимостью, упали на 15,8%. В отличие от пунктов выдачи заказов франшизы интернет-магазинов потеряли в спросе 14,1%.

Упал спрос на категорию общественного питания. Среднее снижение составило 5,3%. Наиболее заметное в этой категории падение произошло по франшизам бургерных и кофеен. Интерес к ним снизился на 20,8% и 15,6% соответственно. Уменьшился спрос и на алкомаркеты. Они потеряли 6,7%.

Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии