Аналитический центр НАФИ и «Российская креативная неделя» провели совместное исследование и выяснили, что большинство россиян (67%) не знакомы с понятием «культурного кода». Те же, кто слышал о данном термине (33%), чаще всего считают, что культурный код – это культурное наследие и культурные особенности нашей страны. По мнению опрошенных, россиян больше всего объединяют литература, фольклор и изобразительное искусство. Среди самых ярких представителей разных направлений культуры чаще всего называют А. Пушкина, П. Чайковского, И. Репина, Н. Михалкова и М. Плисецкую, а самыми знаковыми достижениями в области архитектуры считают московский Кремль, в гастрономии – пельмени, блины и окрошку, в области современных медиа – социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте».
Культурный код – это набор характеристик, образов и устойчивых представлений, доставшихся народу от предков, которые понятны каждому. Он помогает понимать поведенческие реакции и определяет народную психологию. Культурный код – это своего рода ключ к пониманию культуры народов, их уникальных особенностей.
Согласно полученным данным, лишь треть россиян (33%) знакомы с понятием «культурный код». В то время как 67% участников исследования впервые услышали этот термин во время опроса.
Среди россиян с высшим образованием доля осведомленных о понятии «культурного кода» значительно выше, чем среди тех, у кого его нет (41% против 30%).
Отвечая на вопрос о том, как лично для себя респонденты интерпретируют понятие «культурный код россиян», чаще всего опрошенные связывали его с общим для жителей России культурным наследием (36%). Такую позицию чаще разделяют женщины (47% против 25% среди мужчин) и граждане с высшим образованием (49% против 29% среди тех, у кого его нет).
Россияне разделяют выраженную позицию, что литература и поэзия (63%) являются ключевым культурным фактором, объединяющим жителей всей страны. Также значительное влияние на формирование единого культурного поля оказывает народное творчество (36%), музыка (30%) и изобразительное искусство (27%).
При этом игровая индустрия (4%) и мода (5%) вносят в это наименьший вклад.
Оценка степени влияния различных креативных индустрий на процесс культурного объединения россиян зависит от возраста респондентов. Так, опрошенные моложе 35 лет чаще других отмечают роль игровой индустрии (12%), музыки (39%) и архитектуры (26%). В то же время представители более старшей возрастной категории делают акцент на важности изобразительного искусства (36%), декоративно-прикладного искусства (45%) и литературы и поэзии (77%).
В рамках каждого из направлений культуры, оказывающего влияние на объединение россиян, респондентам было предложено назвать их ярких представителей – как авторов, так и выдающиеся продукты их творчества: музыкальные и литературные произведения, архитектурные сооружения, кинофильмы и т.д.
В результате анализа полученных данных можно выделить ряд персоналий в сфере культуры, которые, по мнению респондентов, известны большинству жителей нашей страны, а, значит, составляют часть общего культурного кода россиян.
- В области литературы это А. Пушкин (80%), Л. Толстой (16%), Ю. Лермонтов (13%), Ф. Достоевский (12%) и С. Есенин (11%).
- В музыке – П. Чайковский (23%), Д. Шостакович (6%), М. Глинка (5%) и В. Цой (5%).
- В изобразительном искусстве – И. Репин (23%), И. Шишкин (16%), И. Айвазовский (16%) и В. Васнецов (13%).
- В сфере гастрономии – К. Ивлев (10%) и Ю. Высоцкая (3%).
- В кинематографе – Н. Михалков (13%), Э. Рязанов (5%) и Л. Гайдай (5%).
- В исполнительском искусстве – М. Плисецкая (19%), Н. Цискаридзе (5%) и К. Станиславский (4%).
- В архитектуре – Б. Растрелли (8%) и М. Казаков (3%).
- В сфере медиа и СМИ – В. Соловьев (7%) и Л. Якубович (4%).
- В сфере новых медиа (соцсети, блоги, интернет-проекты) – П. Дуров (4%) и Влад А4 (3%).
- В дизайне и моде – это В. Юдашкин (12%) и В. Зайцев (5%).
Важно отметить, что подавляющее большинство названных имен – это выдающиеся деятели прошлых столетий, в то время как имен ярких современников почти не упоминалось. Это подчеркивает особенность феномена российского культурного кода, который формируется, в первую очередь, за счет общего культурного наследия и памяти.
Также можно выделить архитектурные сооружения, блюда, персонажи кино, песни, картины и т.д., которые, по мнению опрошенных респондентов, также знакомы каждому жителю нашей страны.
- В области музыки — это русские народные песни (5%).
- В кинематографе – «Семнадцать мгновений весны» (7%), серия кинофильмов «Приключения Шурика» (4%), «Москва слезам не верит» (3%) и дилогия «Брат» (3%).
- В декоративно-прикладном искусстве и фольклоре – народные стили росписи хохлома и гжель (13%), матрешка (7%), сказки и былины (5%), частушки (4%) и народные музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармошка – 4%).
- В исполнительском искусстве – балет «Лебединое озеро» (3%) и «Щелкунчик» (2%).
- В архитектуре – московский Кремль (8%), русское деревянное зодчество (6%), Эрмитаж (5%), Исаакиевский собор (4%) и храм Василия Блаженного (4%).
- В сфере гастрономии – пельмени (19%), блины (15%), щи (8%), окрошка (6%), квас (5%) и пироги (5%).
- В медиа и СМИ – Первый канал (9%) и Россия 24 (8%).
- В сфере новых медиа (соцсети, блоги, интернет-проекты) – Вконтакте (34%) и Одноклассники (19%).
Говоря о другом аспекте единого культурного кода, – о ценностях – 13% респондентов считает, что самыми яркими носителями российских национальных ценностей и культуры в литературе и кинематографе являются герои древних былин – богатыри.
По мнению респондентов, также существуют черты характера, которые присущи россиянам в большей мере, чем жителям других стран, это – готовность оказать помощь (49%), смекалка и умение выходить из сложных ситуаций (45%), а также сила воли и упорство (37%).
При этом опрошенные реже выделяли лидерские качества (8%) и физические особенности тела (8%) как черты, которые отличают россиян от остальных.
Выделение тех или иных специфических черт жителей России зависит от возраста респондентов. Так, опрошенные в возрасте до 35 лет чаще других отмечают наличие у россиян лидерских качеств (16%), ответственности (20%) и импульсивности (16%). В то же время представители более старшей возрастной категории чаще других считают, что жителям нашей страны присущи доброта (57%), свободолюбие (30%) и щедрость (36%).
Женщины значительно чаще, чем мужчины, уверены, что россияне отличаются от других готовностью прийти на помощь (52% против 44%).
Исследование проведено в июне 2022 года.