Опыт vs гибкость
Часто встречаю кейсы, когда бизнес опытного руководителя 45+ начинает проседать. Многолетний опыт не всегда полезен, поскольку инструменты, которые успешно работали 20 лет, перестают быть эффективными.
Во время коронакризиса качественно поменялась аудитория ряда бизнесов. Часть постоянных покупателей 50-65 лет среднего/премиум-сегмента умерли или потеряли свою покупательскую активность, а прежние методы не работают с новой аудиторией – миллениалами. Это люди от 25 до 39 лет, они уже научились зарабатывать деньги и начали быть и средним, и премиум-сегментом, но бизнес поклонения Х – даже с крутыми продуктами – оказался к этому не готов.
К тому же поменялись многие тренды. Например, меховой бизнес сильно просел. Несмотря на то, что это течение инициируют в первую очередь миллениалы, иксы их в этом поддерживают: Елизавета II и Анна Винтур, главный редактор американского издания журнала Vogue, вслед за модой публично отказались от одежды из тушек животных.
В такой ситуации бизнесмены поколения Х выбирают три разные стратегии:
- Закрывают все на замок и живут на деньги с арендной недвижимости, которая дает небольшой, но гарантированный доход.
- Стараются следить за трендами и остаются прогрессивными: общаются с молодыми сотрудниками, сохраняют гибкость мышления, ходят с детьми в модные заведения, начинают носить молодежную одежду. Например, деловую обувь меняют на кроссовки New Balance или Brunello Cucinelli.
- Нанимают молодого руководителя, ставят ему цели заработать денег и становятся наблюдателями. При этом предприниматель чувствует себя нужным и полезным, потому что миллениал часто обращается к нему за советом по менеджменту, финансам, переговорам и другим вопросам.
К сожалению, по моей личной статистике, 60% предпринимателей выбирают первый вариант, 30% нанимают молодую команду в управление, и лишь 10% активно осваивают тренды. Давайте разберемся, почему так происходит, и как изменить ситуацию.
Как продавать иксам
Поколение Х было настроено на выживание, поэтому эти люди много работали: они знали, что все достается только упорным трудом. Это поколение формировалось на фоне глобализации и кардинальных политических изменений.
Они отвечают за свои слова и работают на результат. Победить и выжить нужно любой ценой. Поэтому для них нормально работать без подписанного договора, отгружать товары миллионами и быть уверенным, что партнер не кинет. С клиентами-иксами легко взаимодействовать: в нулевые они могли и вовсе не считать деньги, сейчас ужались, но все равно остаются благодарными потребителями.
Как взаимодействовать с иксами?
- Делать упор на ностальгию. Иксы ценят романтику СССР и то, как раньше проводили время.
- Выдавать информацию коротко и по существу. Им лучше говорить в лоб, не тратя их время.
- Хвалить их за все, за что только можете. Тем более в среднем/премиум-сегменте не так сложно знать клиентов в лицо. При этом хвалить можно только персонально, а вот публичную похвалу они не любят. К тому же все должно быть искренне: они чувствуют наигранность, от нее может быть только хуже для вас.
- Не ждите от них похвалы: они могут не поблагодарить. Хорошо выполненная работа – само собой разумеющееся.
- Можно не обращать внимания, если они будут резки. Для них это нормальное поведение: такими их сформировала среда. Главное – держать удар!
- Быть готовым к тому, что они могут сами вам обозначить условия вашей же работы, не поинтересовавшись, какие у вас планы, или как вы работаете. Иногда это может быть дискомфортно.
- Больше спрашивать их мнение: им важно видеть, что с ними считаются и прислушиваются.
- Давать им много полезной и нужной информации о вас, чтобы они перестали переживать из-за своей некомпетентности и чувствовали себя более уверенно за счет обладания знаниями.
- Внимательно просчитайте стоимость ваших услуг: иксы обращают внимание на то, чтобы суммы за работу были обоснованы – они самые большие борцы за справедливость.
- Раскрываться как человек, когда продаете услугу, это вызовет больше доверия.
- Формировать долгосрочные отношения. Они обязательно вернутся, если им у вас понравится. Эмоциональная стабильность – их важная характеристика: они не любят покупать там, где не проверено.
- Использовать рекламу для работы с ними, так как иксы очень активно реагируют на такие инструменты и доверяют брендам.
- Ваш продукт должен развивать их и делать лучше, так как они привыкли учиться нон-стоп.
Как продавать миллениалам
Поколение миллениалов формировалось в условиях свободы, информационной открытости и возможности рисковать. Эти люди обращают внимание совсем на другие вещи.
Особенности контакта с миллениалами:
- Важна персонализация и уникальные предложения.
- Найдите индивидуальный подход к миллениалу, узнайте его вкусы и предпочтения.
- Создайте атмосферу: миллениалы покупают эмоции, они идут в магазин не только за товаром и ожидают получить больше. На их выбор влияет стильный интерьер, подобранный аромат, правильная музыка и просто приятные мелочи – необычный пакет или тактильно приятная открыточка.
- Миллениалов очень сложно удержать в качестве постоянных клиентов. Для этого нужен очень сильный бренд. Покупать у вас должно быть модно и статусно, а для этого концепцию необходимо время от времени пересматривать, но не менять кардинально. Иначе вы потеряете иксов, а для успешной работы вы должны стать бизнесом для двух поколений.
- Исследуйте новые каналы продвижения и приглашайте для работы в этом направлении профессионалов. Они помогут вам пересмотреть стратегию продвижения. Например, миллениалы часто получают информацию в YouTube. Здесь важно правильно выбрать целевые аудитории, чтобы ваша реклама не стала массово распространяться по всем направлениям. Необходимо участие в мероприятиях – миллениалы намного больше любят активности, чем Х. Хорошо работают интеграции с лидерами общественного мнения (ЛОМ), а вот блогеры уже утратили свою популярностью. Подкаст: этот формат только набирает популярность, но уже имеет хорошие показатели для работы с миллениалами.
- Стремитесь к быстрому результату, для них это важно. Например, если вы развиваете онлайн-магазин, сделайте доставку до 5 рабочих дней, а желательно за 1-3 дня, и они это оценят и вернутся, даже если в вашей нише много конкурентов.
- Адаптируйте каналы продвижения к мобильным телефонам: миллениалы не любят длинных текстов.
- Не делайте ставку на классическую рекламу: миллениалы не доверяют брендам, и они скорее будут сравнивать, прицениваться, чем покупать по привычке.
- Миллениалов сложнее взять эмоциями. У многих из них есть кредиты, а часто даже несколько. Поэтому они с осторожностью относятся к эмоциональным покупкам, но грешок есть.
- Миллениалы могут долго не покупать машину или квартиру, но они легко тратят деньги на гаджеты, одежду, путешествия, спортивные товары.
- Они ценят комфорт гораздо больше, чем деньги, и предпочтут работу, где им удобно и хорошо, той, где больше платят.
- Для них важно получить добавочную стоимость уверенности в себе, когда они получают вашу услугу или товар.
- Они должны видеть вашу свободу как компании.
- Будьте честными и никогда не пишите на своих сайтах фальшивые отзывы.
- Создавайте активности и вовлекайте клиентов в создание продукта – предложите развивать ваш бизнес вместе.
- Развивайте и рассказывайте о социальной ответственности вашей компании, для миллениалов это очень важно.
Будьте гибкими и следите за изменениями в мире. Благодаря развитию ваших установок ваш бизнес начнет дышать полной грудью.
Читайте также:
Вот интересно, а можно ли умереть и не потерять свою покупательскую активность?
Напоминает совет про стратегию превращения в ежа..
Почитал статью и возник вопрос к автору.
А есть ли что-то, что объединяет эти вроде как разные категории с точки зрения потребительского поведения?
Второй момент.
В основе статьи лежит разница в поколениях Х и миллениалов.
Однако за рамками статьи остались важные вопросы с точки зрения маркетинга и продаж.
Насколько однородны внутри себя выделенные возрастные сегменты?
Велика ли доля совпадающих по поведенческим индикаторам покупателей из этих разных сегментов?
Про миллениалов пп 3 и 9 противоречат друг другу, хотя в целом статья имхо правильная.
Насколько статья правильная или нет сказать сложно - но аргументация авторра логична и звучит убедительно. лайк.
Автор путает поколения. Речь про Y и Z идёт. С иксами (Х) всё понятно, больше рекламы - больше продаж. Для них всё ещё работают ТВ магазины и товары почтой. В чём согласен, что Z реально сложные потребы, т.к. для управления их спросом требуется более крупный калибр для рекламной бомбёжки и новая обертка (эко, био, и т.п. трендовость). Они управляемы, в отличие от Z, которые сами с усами (образованы и опытны), и от Х которым можно продать всё что угодно; но по новому и шансов у мелкого бизнеса ими манипулировать мало, т.к. требуется много навыков, в т.ч. о чём сказала автор - личные продажи f2f.
График поколений - Generation timeline
Все поколения отличаются друг от друга. Это истина. И тут нет смысла спорить.
Но также я считаю, что настолько сильные различия между поколениями, о которых там модно везде писать в последние годы, придуманная вещь. Я бы даже сказала, притянутая за уши.
В чём подвох теории поколений, которую, кстати, до сих пор критикуют профессиональные историки и социологи:
Я к этой теории поколений отношусь очень осторожно.
Остались незыблемые ценности, присущие всем людям независимо от года рождения.
Если брать продажи и покупки, то людей всех поколений волнует примерно одно и то же: оперативность, цена, качество и благоприятное/заботливое отношение к ним как к клиентам.
Простите, но советы в данной статье я бы не взяла в работу или на вооружение.
Интересный подход к продажам. Читал и примерял на себя. Есть точные попадания.
Но есть странные расхождения, которые вызывают некоторое недоверие:
4. Миллениалов очень сложно удержать в качестве постоянных клиентов. Для этого нужен очень сильный бренд.
8. ...миллениалы не доверяют брендам
Можно, Максим! ))
У меня от отца остался автомобиль. Я не могу его перерегистрировать на себя и все ОСАГИ оплачиваю от его имени. Уж очень непросто у нас перегистрировать автомобиль с умершего родственника.
Согласен с Вами! Мы очень часто ездим с сыновьями в магазины, очень быстро находим общий язык, уж простите, с женщинами гораздо сложнее ))). Мы очень часто вместе с ними делаем покупки онлайн.
У автора подход тусовочный - её друзья - это поколение молодых, а все остальные - или "умерли, ил потеряли покупательскую активность".
Тут дело не в поколениях. Дело в возможностях и кругозоре. Ну и другие мелочи, включая характер человека.
Но отмечу, что это вторая статья у Юлии. Первую сильно критиковали. Она молодец - не испугалась, не обиделась. Это статья гораздо лучше, на мой взгляд.