Великая мантра. Инновационная экономика

Аркадий Теплухин

Япония является наиболее инновационно развитой страной, свидетельствуют данные Economist Intelligence Unit. Число патентов на миллион населения в Японии составляет 1213103 единицы. Второе место в списке самых развитых с точки зрения инноваций стран занимает Швейцария с 501797 патентами на миллион населения. Тройку лидеров замыкает США с аналогичным показателем в 350495 патентов. Россия в этом списке занимает 37-е место из 38 (1567 патент), оставив позади лишь Аргентину с показателем 1512 патентов.

Я занимаюсь инновациями уже лет пять. Опыт, который я получил в ходе такой работы, лег в основу услуги по созданию инновационной системы на предприятии и отражен в одном из разделов моей книги «Бизнес конструктор».

Основной вывод таков: непрерывные инновации - новая парадигма выживания и роста любого бизнеса, сектора экономики и всей экономики в целом.

Любая компания или организация так или иначе участвует в инновационном процессе. Практически вся цепочка создания стоимости товара или услуги «пропитана» различными видами инноваций.

В данном случае под инновациями понимается любое нововведение, которое собирается принять компания и которое явным образом отразится на экономических показателях ее работы.

Что собой могут представлять инновационные воплощения? Это просто объединение или изменение уже известных элементов, но таким образом, которым раньше их никто не изменял или объединял. Нужно дать людям то, что они хотят, но в неожиданной для них форме. Конечно, есть радикальные инновации (допустим, мобильный телефон, микросхемы и т.д.), но поговорим о том, что можно сделать сегодня.

Далеко ходить не надо - возьмем классификацию инноваций Шумпетера. Согласно ей, существует пять типов инноваций:

  • использование новой техники или новых технологий производства и/или сбыта;
  • внедрение новой продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и управления предприятием;
  • появление новых рынков сбыта.

Перечисленные типы инноваций вполне подходят для программы инновационных изменений в любой компании.

Для всех ли компаний приемлемы инновации?

Гибкость и мобильность предприятий малого и среднего бизнеса может позволить им сыграть ключевую роль в обеспечении поступательного индустриально-инновационного развития страны. Данное направление, в частности, характерно для Японии, где на смену традиционным малым и средним предприятиям, осуществлявшим субподрядные производственные и сборочные операции, приходят небольшие фирмы-разработчики продукции. Например, Faber Co. Ltd. (9 сотрудников) впервые в мире создала систему учета магнитных характеристик материалов, используемых при выпуске DVD. На сегодня компании принадлежит практически 100% мирового рынка этих технологий. В свою очередь, ECG Kokusai Co. Ltd. (27 сотрудников) предложила цифровую систему тестирования сверхтонких материалов при сборке бытовой и промышленной электроники, что позволило компании занять 40% мирового рынка и выступить фактическим регулирующим органом по стандартам в данной области.

Практика, или Как осуществить инновацию в вашей компании или организации

Этапы инновационного процесса

Как и все процессы в компании, инновации имеют свой жизненный цикл, который начинается с поиска новой возможности или новой идеи и завершающийся появлением нового продукта на рынке. В этом жизненном цикле можно выделить шесть типичных этапов с характерными для каждого этапа способами принятия решений.

Этапы, как правило, следуют один за другим, однако не исключены случаи их пересечения.

1. Разработка стратегии непрерывных инноваций

Стратегия разрывает существующую модель отношений в компании и создает новый тип инновационной культуры.

При разработке стратегии инноваций необходимо четко прописать пути внедрения непрерывных инноваций, определить последовательность действий и разработать комплекс мер по управлению этим процессом. Также прописываются основные составляющие инновационной стратегии – как будут оцениваться идеи, как будет производиться вознаграждение тех, кто «принес» эти идеи; регламентировать процесс продвижения идеи на всех уровнях; показать, как встроить инновационную деятельность в «ткань» организации и определить, кто за все это будет отвечать.

Так же, при разработке инновационной стратегии, необходимо определить, какие инновационные цели будет преследовать компания. Эти цели могут быть следующими:

  • Разработка новых продуктов, необходимых для достижения маркетинговых целей. Выбор рынка или рыночного сегмента.
  • Разработка новых продуктов, которые станут необходимыми по причине технологических перемен, из-за которых существующие продукты могут устареть.
  • Модернизация или усовершенствование продукции, необходимое как для достижения маркетинговых целей, так и для того, чтобы не отстать от технологических перемен.
  • Внедрение новых технологий или усовершенствование старого технологического процесса. Установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.
  • Необходимость инноваций и усовершенствований во всех основных видах деятельности на предприятии – от разработки продукта до сбыта.

2. Поиски возможностей и идей, их оценка

На этом этапе осуществляются поиск возможностей и творческих идей для осуществления инноваций Можно выделить следующие источники поиска:

  • использование информационных баз данных (которые были собраны из различных источников инноваций). На основании анализа таких данных производится определение новых возможностей для инноваций;
  • генерирование новых идей персоналом или поиск идей за пределами компании;
  • поиск уже работающих идей (приобретение лицензий).

3. Продуктовое решение

На этом этапе компания должна окончательно убедиться, что благодаря новой возможности или идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу компании, а затем внедрен на рынок.

Необходимо провести анализ спроса на данный продукт. Это возможно только при правильной сегментации рынка и понимании условий, в которых потребители принимают решение – купить или нет ваш продукт. Если сегментация и условия определены четко и разумно, то можно перейти к общему планированию, которое охватывает:

  • постановку целей и задач по данному продукту;
  • составление временного графика использования необходимых ресурсов;
  • планирование производства;
  • планирование сбыта.

4 .Разработка прототипа

Реальность такова, что без создания прототипа и его тестирования с помощью групп потребителей и специалистов можно прочно сесть на мель, затратив существенные ресурсы компании. Наиболее успешные компании быстро разрабатывают прототипы продуктов и проводят «полевые испытания» у потребителей.

5. Подготовка к производству

Вы выбрали продуктивную идею, всесторонне ее прозондировали и получили благоприятные отзывы от потенциальных потребителей. Затем создали прототип нового продукта, провели тестирование прототипа и получили обнадеживающие результаты. «Все системы работают нормально». Пора приступить к производству и все управленческое внимание сосредоточить на этапе изготовления. На этой стадии работ делают следующее:

  • Прототип подгоняется к производственно-техническим требованиям;
  • Производится ознакомление и обучение сотрудников технологическим процессам;
  • Готовится оборудование.

6. Внедрение

Итогом всей большой и трудной инновационный работы является внедрение новинок на рынки.

Главное - не забыть, что каждый этап непрерывного инновационного процесса, наряду со временем, всегда требует финансовых средств. И основной задачей инновационного менеджмента является управление таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по R&D, Москва

Добрый вечер.Замечательный план! Нет, правда.Что смущает - разработка стратегии прописана очень детально, а внедрение одной строчкой, а это не мнее сложный и трудоемкий этап и риски здесь самые дорогие, потому что в разработку уже сделаны инвестиции и производство запущено.А еще в плане нет людей. Ну вернее, на втором шаге возникает 'персонал' который почему-то будет генерировать идеи. Обычно чтобы эта строка заработала, нужно вместе с запуском инновационной стратегии менять кадровую, совершенствовать систему мотивации, внедрять практику управления талантами, искать людей с соответствующими профессионально-личностными качествами и т.п. Мне кажется инновация - это прежде всего люди с их связями, системой ценностей. компетенциями. интересами, наконец.

Консультант, Пермь
Хмельков Игорь пишет:разработка стратегии прописана очень детально, а внедрение одной строчкой
Соглашусь с Игорем по-поводу внедрения. Более того, фактор применения новых технологий сбыта в отношении старых или новых рынков, означающий их удержание или освоение имеет такой же вес, как все остальные факторы взятые вместе. Это означает, что должен существовать системный оператор, специализирующийся на выводе инновационного продукта на рынок. Его обязательным свойством должна быть стабильность (неизменность), поскольку инновационный продукт, напротив, необычайно подвижен. Он должен служить своеобразной системой отсчета для инновационного бизнеса. Только при его наличии возможен рост (масштабирование бизнеса) в условиях самой жесткой конкуренции. Становление института таких [B]системных операторов вывода[/B] - решающий момент. С уважением,
Руководитель проекта, Украина

Доброе время суток, господа!Да, интересная статья, все весьма просто. И интересно, что в комментариях коллеги отметили важность персонала в инновационной политике предприятия.Анализируя подходы к разработке инноваций в компаниях типа Google, Cisco и прочих, мы, зачастую, обращаем внимание лишь на подходы к созданию новых идей, и это считаем основой для роста.Однако для многих отечественных компаний сначала нужно создать базу: уровень жизни сотрудников,уровень заинтересованности, причастности к компании, желания постоянно улучшать свою работу и свои продукты.По-крайней мере, на практике мы как консультанты отмечаем, что наиболее творческие работники,это не те, которые думают, уволят их завтра или нет, потому что у шефа много голодных родственников,и не те, которые регулярно получают по шапке, потому что подвернулись под горячую руку...а те,чьи заслуги ценят, кого уважают и одобряют в компании.Бывает, что наши руководители считают: вот процесс из пяти шагов, спустим в виде служебной инструкции,а кто не будет 'инновировать' - на воздух! К счастью, такие уже отмирают :D

Директор по R&D, Москва
Добрый вечер!
Александр Сударкин пишет:....что наиболее творческие работники, это не те, которые думают, уволят их завтра или нет, потому что у шефа много голодных родственников, и не те, которые регулярно получают по шапке...
Александр, думаю, что отличительной чертой инновационной компании является особая корпоративная культура или среда в которой работают сотрудники. Возможно это 80% успеха. Если в компании есть особая каста творческих людей, которых ценят, а остальные - просто ресурс, вряд ли тут можно говорить про инновационную культуру. Творческие люди (т.е. люди с высоким уровнем креативности) в такой компании чаще выполняют роль 'пожарников' когда срочно нужно сделать какой-то трюк, который спасет ситуацию.
Николай Сенькин пишет:Становление института таких [B]системных операторов вывода [/B]- решающий момент.
Николай, очень интересно то что вы пишете, расскажите подробнее или подскажите, где посмотреть. Буду благодарен - давно занимаюсь инновационными моделями, но с таким термином, к своему стыду, не сталкивался. :)
Консультант, Пермь
Игорь Хмельков пишет:Николай, очень интересно то что вы пишете, расскажите подробнее или подскажите, где посмотреть.
Игорь, а как Вам в качестве примера такого системного оператора вывода – [B]корпоративный [/B]бренд :?:
Директор по R&D, Москва
Николай Сенькин пишет:как Вам в качестве примера такого системного оператора вывода – корпоративный бренд
Возможно, как один из путей. Бренд - это доверие. Компания может продвигать новые продукты под известным брендом. Что-то вроде: 'Вы нам доверяете. Отдично! Тогда посмотрите на нашу новинку - мы же не можем обмануть ваше доверие к нам'.Если вы имели в виду внутренний бренд, т.е. доверие к работодателю, то это не инструмент, а условие успешной инновации.
Консультант, Пермь
Игорь Хмельков пишет:Возможно, как один из путей.
Понимать ли это так, что Вы можете назвать и другие пути (примеры)? :)
Генеральный директор, Ростов-на-Дону

Статья любопытная, но есть одно противоречие.Автор приводит классификацию инноваций экономиста Йозефа Алоиза Шумпетера, который наряду с 'техническими' инновациями выделял и организационные, о которых собственно автор и пишет. Тем не менее, называя Японию 'самой инновационной страной' автор почему-то ссылается на количество патентов, т.е. учитываются только 'технические' инновации.Мне кажется, что такой критерий 'инновационности' не совсем отражает все виды инноваций. Целесообразно было бы использовать, как это делает современный экономист М.Кастельс, для 'измерения' уровня развитости информационной экономики индекс технологического развития ООН. Согласно этому числовому параметру (исследуется больше стран!) первое место уже несколько лет в мире занимает Финляндия, второе - США, третье - Сингапур. Индекс интегральный и учитывает наряду с 'техногенными' параметрами социально-экономические (ВВП, количество выпускников вузов и т.п.).Для нашей страны, как мне кажется, очень важно осознать, что инновации бывают нескольких видов, они рождаются не только в лабораториях (по Й.А. Шумпетеру они вообще в лаборатории не рождаются!), но и главным образом у предпринимателя, менеджера. Вот предпринимательских инноваций нашей экономике не хватает! Все пекутся о технологическом превосходстве, нанотехнологиях, космосе, но о качестве человеческого капитала никак. Некому будет внедрять и применять (как справедливо говорит первый автор дискуссии) инновации.Согласно концепции Й.А. Шумпетера, которая позже была популяризирована П.Дракером под инновацией понимают как раз внедрение изобретение или новой технологии, новой системы организации или управления, а не патент. Т.е. инноваций без применения, внедрения не бывает.

Александр Разыграев Александр Разыграев Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
пишет:На рынке готовятся править бал небольшие инновационные компании - настоящие волки в овечьих шкурах. Их цель – новые рынки и новые продукты, их оружие – передовые технологии и высочайший уровень экспертизы в своей области. Как стать такой компанией? Все просто: достаточно обеспечить непрерывный и управляемый инновационный менеджмент. Как его организовать, знает участник Сообщества Аркадий Теплухин.
Да ни кому реально в нашей стране ни какие инновации не нужны.Еще со времен СССР у директоров был саботаж новаций - путь мол все течет как есть - и рисков нет, и бабки в карман стабильно текут...
Генеральный директор, Ростов-на-Дону
Да ни кому реально в нашей стране ни какие инновации не нужны. Еще со времен СССР у директоров был саботаж новаций - путь мол все течет как есть - и рисков нет, и бабки в карман стабильно текут...
Да, в нашей стране новаций много, а инноваций чудовищно мало. Новации (изобретения, авторские права, идеи кардинального усовершенствования бизнеса) являются 'сырьем' для инновационной экономики. Для ее построения нужна активная роль государства. В развитых западных странах сектор государства доходит до 40%.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.