Как найти и выбрать акселератор: 3 важных момента

С каждым годом акселераторов открывается все больше, только на территории России сейчас работает более 100 подобных организаций, в мире их насчитывается несколько тысяч. Как среди такого многообразия выбрать акселератор, который будет эффективен для стартапа, и поможет вывести его на новый этап развития?

Бизнес-акселераторы — это интенсивные программы по развитию проекта и обучению команд, которые могут помочь не только вывести стартап на новый уровень, но и представить свой проект инвесторам. Стартапы участвуют в подобных программах для получения экспертизы, инвестиций и нетворкинга. 

Наверное, сразу нужно обозначить, что отношение к акселераторам у разных команд отличается, не для всех участие в подобных организациях будет результативным — как минимум, проекты находятся на очень разных этапах развития при вступлении в акселератор. Тем не менее подобная «прокачка» команды нередко становится хорошим трамплином для перехода на новый уровень. 

При выборе акселератора, в первую очередь, следует оценить свои возможности совмещать интенсивное обучение с работой над стартапом. Если акселератор находится на другом континенте, то фаундеру придется несколько месяцев жить в очень жестком графике, практически без сна: днем учится, а ночью работать. 

1. Расположение акселератора

География акселераторов никаким образом не ограничена для их участников. Российские стартапы могут быть представлены в акселераторах Америки и Европы. Это особенно актуально для бизнеса, который хочет выйти на международный рынок, потому что за время участия можно найти партнеров среди местных зарубежных компаний, и наладить взаимодействие с государственными органами. 

При этом, стоит знать, что участие в акселераторе иногда предполагает переезд команды в город или страну его действия, поэтому необходимо понять перспективы развития стартапа на другом рынке. Стоит учитывать, на какой рынок ориентируется организация, и будет ли присутствие там интересно вашему проекту. 

2. Вид и специализация акселератора

В зависимости от тематики акселераторы подразделяются на два вида: универсальные, которые подходят для всех типов бизнеса, например Y Combinator и специализированные, как например, Disneyaccelerator, который работает только со стартапами из индустрии развлечений и СМИ.

Кроме классических акселераторов, созданных фондами или частными инвесторами, существуют акселераторы на базе учебных заведений (например, в России это НИУ ВШЭ, МГУ и др.) и корпоративные (есть у МТС, «Сбербанка», «Росатома», «Северстали»).

Крупные компании создают собственные акселераторы для того, чтобы с помощью инновационных идей оптимизировать собственные бизнес-процессы, поэтому они подходят технологическим стартапам, у которых есть цель запустить пилотный проект, и проверить его в «полевых» условиях.

3. Организаторы и команда

Одна из главных ценностей акселератора — экспертиза, поэтому важно, чтобы наставниками и менторами были люди, за плечами которых успешный многолетний опыт работы со стартапами или создание собственных бизнесов. Поэтому посмотрите информацию о них в интернете и пообщайтесь с командами, которые уже прошли через эту программу, чтобы оценить все преимущества и возможные недостатки. 

Акселераторы США

Согласно отчету Global Startup Ecosystem-2020, США (Кремниевая долина и Нью-Йорк) занимают первое и второе место в мире в рейтинге самых благоприятных мест для стартапов. 

В пятерку самых крупных акселераторов США входят Y Combinator, TechStars, 500 Startups, Alchemist, AngelPad

Для участия в Y Combinator, через который прошли такие «единороги», как Airbnb, Dropbox, Reddit, необязательно приезжать в США, можно остаться в своей стране.  Акселератор рассчитан на стартапы, начиная с посевной стадии. Стоимость участия — доля от 7%, взамен стартап получает средства на развитие в размере от $150 тыс., экспертизу и помощь в привлечении дальнейших инвестиций

На Demo день Y Combinator в Кремниевой долине собирает десятки и даже сотни потенциальных инвесторов, которые выделяют средства на развитие понравившихся им стартапов. 

Российский венчурный рынок по объемам инвестиций скромнее западного, для сравнения, объем публичных сделок с участием российских стартапов в 2020 году составил 21,9 млрд. рублей, а в США — $130 млрд. 

При этом, стоит понимать, что в западных акселераторах жесткий отбор, например в TechStars из 2 тыс. заявок выбирают 200-300, поэтому, конечно, стоит учитывать высокий уровень конкуренции. Прежде чем подать заявку в акселератор из США можно обратиться за консультацией в компании, которые занимаются подготовкой стартапов к отбору в акселераторы — есть и такие. 

Акселераторы Европы

В топ-5 самых крупных европейских акселераторов входят сетевой Startupbootcamp со штаб-квартирой в Лондоне и филиалами в Барселоне, Стамбуле, Амстердаме, Берлине, Нью-Йорке и других городах, испанский Lanzadera Accelerator, бельгийский EIT Digital Accelerator, английский Entrepreneur First и французский Wilco. Все перечисленные акселераторы универсальные и принимают стартапы из разных сфер.

К преимуществам акселераторов из Европы, во-первых, также относится то, что многие из них позволяют выйти на местный рынок и продолжать развивать бизнес в стране пребывания, многие даже помогают с получением виз, разрешающих проживание, а, во-вторых, часть из них начинает работать со стартапами еще до создания MVP (в пер. с англ. «минимально жизнеспособный продукт»). 

Если стартап переезжает в европейскую страну, то это дает фаундеру и команде возможность получить стартап-визы и ВНЖ на 1-3 года после прохождения программы в акселераторе. А в Эстонии, например, создана целая стартап-экосистема, которая включает в себя максимальную поддержку со стороны государства, широкий рынок высококвалифицированных IT- кадров и многое другое. 

Несмотря на все преимущества, стоит понимать, что акселератор нужен не всем компаниям. Если стартап находится на начальном этапе развития и у него еще нет продукта или, наоборот, венчурные инвестиции уже привлечены, а команда обладает большими знаниями и опытом, то участие в акселераторе займет много времени, но при этом не принесет максимум пользы. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети компаний переманивают чужих сотрудников

Большинство работодателей занимаются прямым хантингом из-за нехватки людей на рынке труда.

Эйджизм на рынке труда России снизился

Работодатели все чаще присматриваются к возрастным кандидатам.

60% подрабатывающих россиян не копят деньги системно

Каждый пятый россиянин сразу тратит все деньги с подработки. 

70% россиян обращают внимание на корпоративную культуру при выборе работодателя

Самыми важными аспектами корпоративной культуры опрошенные назвали открытость и прозрачность управления, возможности для обучения и развития и сильный командный дух.