Основные ошибки юзабилити

Ошибки юзабилити встречаются очень часто, причем иногда даже на очень популярных сайтах, правда, там их достаточно оперативно устраняют, так как знают, что залог успеха интернет-ресурса – это регулярное его тестирование на предмет удобства. Ведь каким бы замечательным ни был дизайн вашего веб-проекта, его посещаемость все равно будет зависеть от практичности и юзабилити. Если возникают затруднения с поиском информации, то ни о какой прибыльности сайта не стоит даже говорить. Посетитель, не понимающий структуры ресурса, с трудом разбирающийся в его навигации, поступает с ним очень просто – закрывает и уходит на конкурирующий. В этой статье приведены некоторые ошибки юзабилити, а в конце предложен список правил, с помощью которых можно будет избежать подобных погрешностей.

1. Слияние меню сайта с браузером.

usability1.jpg

2. Неудобное расположение контактов.

usability2.jpg

Заказать пиццу на данном сайте достаточно сложно. В разделе «меню» представлены разные номера телефонов в зависимости от местоположения абонентов. Гораздо проще было бы представить здесь единый телефонный номер с переадресацией в зависимости от адреса доставки. При этом все пользователи безуспешно по привычке кликают на пиццу или на цены и только спустя некоторое время начинают обращать внимание на разнообразие цифр слева.

3. Отсутствие контактной информации.

Хуже неправильного размещения контактов может быть, пожалуй, лишь их отсутствие, как например, на сайте одной мебельной фабрики. Контакты на главной странице выглядят так:

usability3.jpg

А в разделе «контакты» эдак:

usability4.jpg

Некоторые компании вообще не утруждают себя размещением контактов на главной странице, кстати, пример опять-таки из «мебельных» – http://www.italmebel.ru/

4. Использование неясных аббревиатур.

usability5.jpg

Значок ААА в данном сайте – инструмент масштабирования, который имеет более популярную и более узнаваемую иконку.

5. Неудобное меню. Пустоты в главной зоне видимости сайта.

usability6.jpg

Сайт банка «Зенит» мог бы стать чемпионом по ошибкам в юзабилити. Среди наиболее грубых – совершенно пустая главная зона видимости, неудобное расположение меню и его неправильное оформление – благодаря неудачному шрифту и тесному соседству элементов пункты сливаются в невыразительную серую массу.

6. Визуальный шум. Горизонтальный и вертикальный скроллинг в пределах одной страницы.

usability7.jpg

На данной странице находится огромное количество баннеров, активных ссылок, бесчисленные яркие акценты, которые в совокупности вызывают ощутимое раздражение у пользователя. Желая поместить максимальное число пунктов меню на главную страницу, создатели сайта ввели одновременный горизонтальный и вертикальный скроллинг. Это создает дополнительные неудобства и отнимает лишнее время. Скорее всего, данный сайт не решает возложенные на него задачи.

7. Мелкие нечитаемые шрифты.

usability8.jpg

Даже человек с очень хорошим зрением не сможет без усилий и раздражения прочитать хоть что-то в разделах «новости» и «стоимость» на сайте yoga-club.ru. Остается надеяться, что занятия йогой смогут вернуть посетителям этого сайта покой и гармонию.

8. Неструктурированная информация на сайте.

usability9.jpg

Пожалуй, ни одному посетителю сайта сходу не удастся понять, чем занимается Глав УпДК при МИД России. В пунктах меню выделены «аренда недвижимости», «спорт и отдых», «медицинское обслуживание» и прочие услуги. Согласитесь, достаточно разнообразный и едва ли совместимый спектр сервиса, который к тому же неграмотно структурирован. На сайте нет четкой формулировки назначения данного учреждения. Не каждый сможет разгадать предназначение данного сайта. На мой взгляд, это отличная «веб-иллюстрация» крылатой фразы «умом Россию не понять…».

9. Неисчезающие пояснения в полях ввода.

usability10.jpg

usability11.jpg

При клике на поле ввода поясняющие надписи должны исчезать, иначе эту лишнюю работу приходится выполнять пользователю.

Есть множество правил, которым нужно следовать при создании удобного сайта. При помощи визуальных и функциональных компонентов можно добиться высокой конверсии посетителей в покупателей. Главное правильно подобрать и расставить эти компоненты, чтобы они результативно воздействовали на целевую аудиторию. Необходимо экономить время пользователей, а также использовать простые маршруты, благодаря которым посетители всегда будут знать, куда идти, чтобы найти нужную информацию. Вот некоторые советы, которые помогут существенно усовершенствовать ваш сайт в пользу удобства:

1. По возможности в двух-трех предложениях расскажите, чем занимается ваша компания и почему она в этом деле лучше остальных на рынке. Конкурентные преимущества должны быть сформулированы как можно четче и проще.
2. У каждого сайта есть своя задача, в том числе и у вашего. Необходимо переформулировать ее для потребителя и тут же «в лоб» на главной странице обратиться к нему, используя для этого все вербальные и невербальные методы. И такой информацией ни в коем случае не могут быть сопутствующие разделы, например, «о компании» или «миссия».
3. Контент – грамотный, лаконичный, продающий. Заголовки и текст – крупным читаемым шрифтом.
4. Избегайте всего, что будет отнимать у пользователя дополнительное время. Чем проще интерфейс, тем удобнее он для использования.
5. Контактную информацию необходимо размещать на видном месте, а это значит, что пользователь должен без труда находить ее на всех без исключения страницах сайта.
6. Изучайте и прогнозируйте маршруты пользователей и помните, что любой маршрут должен быть максимально коротким и заканчиваться словами «купить» или «заказать».
7. Сайт желательно регулярно тестировать, в том числе в различных браузерах и при помощи специальных методик. Например, используя Eye-Tracking, при котором отслеживается движение глаз пользователя, что позволяет определить области, которые привлекают наибольшее внимание посетителей.

В удобном продающем дизайне имеет значение буквально все, начиная с расположения покупательской корзины и контактного телефона, заканчивая версткой и цветовым решением. Интуитивно понятный дизайн, очевидная структура и простые маршруты сайта помогают манипулировать вниманием пользователей. Если постоянно отслеживать наличие этих составляющих и внимательно ухаживать за сайтом, то можно смело рассчитывать на его эффективность, а также постоянную лояльную аудиторию.

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по маркетингу, Санкт-Петербург

Василий верно подметил большинство ошибок бизнесменов, вырвавшихся в интернет или боязливо туда шагнувших. Здесь речь идет о недочетах и упущениях графического характера. А сколько еще вопросов вызывает сам контент?)
Чем-то продвижение в Интеренет проще, чем-то сложнее. Непосредственное ''живое'' общение исключается, значит вызывать симпатию у потенциального клиента необходимо другими методами. http://www.ifactoring.ru/sales-marketing/o-novom-podxode-k-prodazham-v-internete/

Руководитель проекта, Астрахань
Ковалевская Евгения пишет: http://www.ifactoring.ru/sales-market...internete/
По ссылке прочел в самом конце: ''Когда у тебя существует потребность обеспечения брендов своих клиентов будущим, задача перестает быть тривиальной – она сложна как никогда. Однако тем и интересна.'' и применительно к статье Василия отмечу, что что многим предпринимателям\\фирмам для генерирования эффективной обратной связи нужны корпоративные блоги с участием самих сотрудников, дабы не искать нетривиальность поддержки старого (в продукции (даже брендовой), услугах и факторинговых, Евгения ;), тоже) - и креативить взаимно с потенциальными клиентами, выделяя даже полномочия добавлять свои записи- это всё же смелые шаги для нового качества с доверием, которого так не хватает и в сегодняшнем бизнесе.
Консультант, Москва

Обычно я за подобные статьи на e-xe ставлю 1 или 2, ибо не по адресу - но это редкий случай, когда поставил ''очень полезно'', ибо ''я сам из тех, кто...'' (с) - я был веб-разработчиком, руководителем отдела веб-студии, и очень хорошо себе представляю, что руководители компаний-заказчиков очень любят сами ''рулить'' дизайном и контентом своих сайтов - ну просто потому, что кроме них ''никто лучше не разбирается'' ни в политике, ни в футболе, ни уж тем более - в веб-юзабилити 8)
Так что статья очень даже к месту на этом ресурсе. Именно как ликбез по юзабилити для ''манагеров''.

И как бывший коллега, пожелаю Василию удачи в его деятельности на ниве сайтостроительства и веб-технологий. :)

Менеджер по маркетингу, Санкт-Петербург

Задумалась я, Андрей, над вашей фразой о доверии))
Бизнес должен строиться на взаимном выполнении обязательств. Доверять деловому партнеру - значит быть уверенным в предсказуемости его поступков, знать, что он будет действовать в рамках, установленных договором. Не надо ничего лишнего, четкое соблюдение договоренностей - залог успеха и взаимопонимания! nothing personal,just business

Руководитель проекта, Астрахань
Евгения Ковалевская пишет: установленных договором. Не надо ничего лишнего, четкое соблюдение договоренностей - залог успеха и взаимопонимания! nothing personal,just business
Так в самом договоре должен быть элемент доверия (и в разной степени - в разных договорах - это так и есть). И в частности, смежный (кредитованию) факторинг не отрицает перевода самого слова кредит как доверие. Другое дело, что оборотная сторона доверия связана с риском, и элементы сомнения можно гасить в общении именно доказательством доверия в изменяющейся обстановке - все (и в деловом) мире движется и не возможно все предусмотреть и только лишь (даже весьма объемной) мёртвой буквой договоров даже в развитой законодательной и судебной системе.
Менеджер по маркетингу, Санкт-Петербург

Если не попробуете, не узнаете. А если попробуете и получится, захотите попробовать второй раз. Если опять все хорошо пройдет, вознинет желание поставить процесс на поток. Это понятно!

Руководитель проекта, Астрахань
Евгения Ковалевская пишет: Это понятно!
Ну и отрадно. ;) Кстати, отписал Роману Владимировичу, чтоб он Вам (тем более, с такой исторически звонкой фамилией - Ковалевская) за смелость на форуме (и не только) бонусы увеличил. ;)
Менеджер по маркетингу, Санкт-Петербург

Спасибо. Предчувствую, что еще пересечемся на страницах форума))

Директор по производству, Санкт-Петербург
Гораздо проще было бы представить здесь единый телефонный номер с переадресацией в зависимости от адреса доставки.
Нет у них системы переадресации. Думаю, в этом случае следовало бы поступить наоборот: предоставить пользователю возможность выбрать свое местонахождение, а затем предложить телефон, обслуживающий заданный район. Вываливать многострочный список и, типа, сам разбирайся - неправильно, конечно. Но это так, нюансы. В целом статья интересна. Уж очень часто приходилось и приходится исправлять эти грабли.
Руководитель проекта, Астрахань
Евгения Ковалевская пишет: Спасибо. Предчувствую, что еще пересечемся на страницах форума))
Взаимно. ;)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.