Сейчас или никогда?
Мне всегда хотелось иметь свое дело. У меня есть любимое занятие, я мечтаю превратить его в бизнес. В настоящий момент я работаю в компании, но подумываю уволиться, чтобы всецело посвятить себя новому предприятию – открыть магазин или небольшую компанию. Однако меня настораживает нынешняя экономическая ситуация – подходящее ли сейчас время для того, чтобы начать свое дело? Что предпринять, если дела пойдут не так?
Подобная дилемма в настоящее время мучает массу людей, страх и отсутствие веры в будущее терзают потенциальных предпринимателей вне зависимости от страны и континента их проживания. В той или иной степени глобальный кризис затронул всех, однако это не значит, что в надежде переждать нелегкие времена нужно «прятаться под кровать» и ждать лучших «погодных условий». История богата примерами – на смену экономическим спадам приходит рост. Большинство экономических спадов после Второй мировой войны длились в среднем около 10 месяцев, после чего их сменяли циклы роста, которые длились каждый в среднем около 50 месяцев.
От тех, кто только планирует открыть свое дело, и тех, у кого оно уже есть, жесткие экономические условия требуют тщательного анализа действий. Банки и другие финансовые организации стали требовательнее относиться к потенциальным заемщикам, доходы отдельных категорий потребителей резко упали, что стало причиной сокращения покупательной способности этих людей. Однако ситуация не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд.
Согласно отчету Global Entrepreneurship Monitor, подготовленном еще в 2008 году, мировой финансовый кризис не станет причиной падения предпринимательской активности в мире. Тем не менее, определенное влияние на то, как потенциальные первооткрыватели бизнеса оценивают свои возможности на успех, кризис, конечно, оказывает. В результате опроса 150 тыс. человек в 43 странах, проведенного еще до того, как были выявлены истинные масштабы кризиса, выяснилось, что он не повлиял на намерения респондентов начать в ближайшие три года собственное дело. Ученые отмечают, что причин для неугасающего оптимизма предпринимателей, как минимум, две. Во-первых, нередко рецессия становится своеобразным толчком для начала собственного дела – боясь потерять работу, люди начинают заниматься предпринимательством, получая таким образом возможность остаться на плаву. Кроме того, предприниматели вообще меньше драматизируют ситуацию, нежели остальное население, и рассматривают кризис как потенциальную возможность для роста, а не причину банкротства. Именно поэтому многие успешные предприятия стартуют именно в кризис.
Каковы основные причины начать строить свой бизнес именно сейчас? Перечислим основные из них, характерные для каждого государства, в том числе, и для России.
Все дешевле
Посмотрим правде в глаза: именно сейчас самое подходящее время для свершения выгодных сделок практически в любом сегменте рынка, начиная с покупки земли и оборудования для офисов и заканчивая наймом персонала. Все это сейчас дешевле. Цены активов существенно снизились, поэтому именно сейчас самое подходящее время для приобретения недвижимости и работы на рынке ценных бумаг. Многие люди ждали этой очень долго – и вот, наконец, это время пришло.
Больше квалифицированного персонала за меньшие деньги
В период, когда даже Microsoft сокращает персонал, есть возможность нанять качественные кадры по приемлемым ценам. Задумали высокотехнологичный стар-ап? Лучшие инженеры ждут вашего приглашения. Думаете об организации фирмы, занимающейся оказанием профессиональных услуг? Бухгалтеры и юристы, оставшиеся без работы и умерившие «зарплатные» аппетиты, будут рады работать вместе с вами.
Компании пересматривают отношения с партнерами и поставщиками
Время бездумной траты денег для большинства компаний позади. Многие из них сейчас пересматривают отношения с партнерами и поставщиками в целях рационализации затрат. Однако это не значит, что они не готовы тратить деньги. Они не готовы тратиться на некачественные услуги. А если ваши цены выше, но вы пришли на рынок с новыми качественными предложениями, то у вас хорошие шансы на получение своего куска пирога. Многие компании именно сейчас активно ищут партнерских отношений с новыми компаниями, которые предлагают хорошие продукты и сервисы. Почему этой компанией не может стать ваша?
Есть возможность получить хороший кредит
Звучит парадоксально, особенно, если учесть, что кредитные рынки в настоящее момент достаточно закрыты, однако кредиты в сфере b2b продолжают работать. Все стороны в данном случае имеют больше чем когда-либо стимулов для поиска беспроигрышной ситуации, позволяющей подняться за счет наличных и ценных бумаг. Так что в период, когда многие надеются всего лишь выжить, большие сделки в сфере b2b заключаются не смотря ни на что.
Совместное владение предприятием очень выгодно
Совместно владение бизнесом предусматривает ряд налоговых льгот. Налог никогда не будет стимулом для единоличного владения бизнесом, это один из стимулов для совместной организации предприятия. По крайней мере, в США. Например, люди не хотят или не могут инвестировать в ценные бумаги и недвижимость. Это значит, что они могут быть готовы профинансировать новое предприятие или расширение его производства, при условии, что оно с течение времени уже зарекомендовало себя с хорошей стороны. Если потенциальные инвесторы хорошо знакомы с предпринимателем, и он имеет хороший бизнес-план, то его шансы на повышение капитала именно сейчас высоки.
Возможность сделать хороший пиар
Идти против течения не удобно, но в настоящее время выгодно. Это послужит хорошим пиаром. СМИ любят тех, кто выделяются на общем фоне. И если предприниматель настроен оптимистично и желает начать бизнес именно сейчас, то попадает как раз в категорию таких «аутсайдеров». Демонстрация альтернативного взгляда на рынок послужит хорошую службу.
Возможность приобрести все необходимое на аукционе
Не стоит пренебрегать аукционами. Именно сейчас там можно найти весьма выгодные предложения по покупке, в том числе, производственного оборудования и офисной мебели. Например, именно на аукционах можно найти практически новое или «слегка б/у» оборудование для баров и ресторанов по привлекательным ценам.
Есть возможность за недорого приобрести готовый бизнес
Многие владельцы бизнеса, дела которых идет не очень хорошо, готовы «сбагрить» свое детище за самую демократичную цену. Таким образом, в период кризиса есть шанс, зная о хороших возможностях, которые не используют другие предприниматели, заполучить их бизнес, например, оплатив аренду помещения и стоимость оборудования.
Конкуренция ниже
В том числе и потому, что многие люди вокруг, также желая начать свое дело, составляют список из причин, по которым это делать сегодня нельзя ни в коем случае. Это их выбор и означает он лишь то, что у тех, кто осмелится на этот шаг, будет меньше конкурентов.
Подготовительная работа
Существует тысячи вариантов предприятий, которым может заняться бизнесмен, однако вне зависимости от того, каким будет его выбор – работать в сфере агробизнеса или высоких технологий, - существует ряд условий для успешного старт-апа в любой области.
Предварительное исследование рынка и первоначальный капитал
Тот факт, что предприниматель активно строит свой бизнес и планирует предложить ряд товаров и услуг, совсем не означает, что они будут востребованы. Одним из первых важных шагов в строительства нового бизнеса является исследование потенциального рынка. Кому нужен товар? Есть ли рынке место для новой продукции? Является ли этот рынок интернациональным? Каков портрет идеального клиента? На эти и многие другие вопросы необходимо ответить прежде, чем распахнуть двери нового магазина. К сожалению, этой подготовительной работой нередко пренебрегают. В результате одни предприниматели испытывают трудности с тем, что выбранная доля рынка не соответствует размерам и возможностям их бизнеса, другие – с тем, что их целевая аудитория слишком ограничена, и поэтому бизнес не приносит желаемой прибыли.
Елена, 42 года. Владелица двух салонов красоты:
Моему первому салону скоро исполнится три года. Второй я открыла в декабре 2008 года. Кризис, конечно, делал свое дело – было страшно и, честно говоря, хотелось подстраховаться или подождать до лучших времен, но я не стала этого делать. Я сделала ставку на то, что моему бизнесу поможет его месторасположение. Салон в абсолютно новом микрорайоне, и конкурентов там пока нет. Кроме того, поставщики оборудования и материалов для ремонта сделали мне скидку. Немного дешевле, нежели, до кризиса, обошлась аренда помещения. Не скажу, что у меня был заранее четко прописанный пошаговый бизнес-план. У меня были расписаны примерные сроки этапов создания салона и их стоимость. Я использовала ту же модель, по которой открывала первый салон, плюс учла некоторые предыдущие недоработки. Работать приходится очень много, все время провожу в своих салонах, работаем с 10 утра до 23 часов вечера. Кризис сказывается на количестве клиентов, их стало меньше. Больше клиентов в моем первом салоне, он экономического класса, чем во втором, который я сделала более дорогим и для более состоятельных клиентов.
Что касается необходимости наличия первоначального капитала, то это правило старо как мир, и кризис его не отменил – для того, чтобы делать деньги, нужны деньги. Сколько денег у вас уже есть, сколько понадобится и где взять недостающую сумму? Кредиты, частные инвестиции или финансирование государства в рамках специальных программ поддержки малого бизнеса – варианты есть.
Хороший юрист и бухгалтер – прежде всего
Без этого специалиста далеко не уйдешь, особенно в России. Рассмотрение договоров с поставщиками, аренда помещения, определение прав при совместном ведении бизнеса и прочие важные нюансы. По словам Криса Талиса, управляющего партнера Hedgerow Mergers Acquisitions, Нью-Джерси, США, хороший юрист проникает в суть дела и оценивает истинный вес того, что вы собираетесь предпринять. Именно поэтому работать с ним важно – юрист поможет структурировать бизнес так, чтобы это было выгодно владельцу. Квалифицированный бухгалтер поможет не только установить правильное ежедневное планирование и подсчет расходов и доходов, но и поможет с налоговой отчетностью. Кроме того, каждое государство имеет свои собственные законодательные нюансы, например, вопросы уплаты налогов с продаж. Поэтому такие специалисты компетентны в вопросах запуска старт-апов.
Павел, 23 года. Бывший предприниматель:
Когда мне было 19 лет, знакомый предложил купить у него готовый бизнес – небольшой магазин по продаже компакт-дисков. Я был очень рад этому предложению, хотя стартового капитала у меня не было вообще – пришлось взять взаймы у родителей под залог будущей прибыли. Однако дела шли не очень хорошо, хотя я очень старался и отдавал делу все свободное время. Доход был небольшой – магазин располагался не в очень оживленном месте, и покупателей было не очень много. Львиная доля полученной прибыли уходила на налоги. Через некоторое время я просто устал и уже не видел смысла тратить столько сил из-за небольшой прибыли. Я продал бизнес практически за те же деньги, что и купил. О полученном опыте не жалею, он мне еще пригодится. Если буду заниматься бизнесом в будущем, то буду тщательнее изучать рынок и условия его ведения. Думаю, мой промах был в этом.
Структура бизнеса
Какую форму организации будет иметь будущий бизнес – индивидуальное предприятие, товарищество, корпорация, общество с ограниченной ответственностью? Это вопрос имеет первостепенное значение, поскольку от структуры бизнеса зависит ряд ключевых моментов, в том числе размер налогов, особенности ведения документации и прочие.
Имя будущей компании
Это напоминание кажется очевидным, но у компании должно быть запоминающееся, яркое имя, которое клиенты смогут быстро запоминать и произносить. Кроме того, важно оценить, как имя компании будет смотреться в виде домена в Интернет. Также необходимо произвести расследование на тему наличия схожих названий у других компаний и похожих доменных имен в Сети.
Сергей, генеральный директор компании, занимающейся ремонтом квартир:
Наша компания работает на рынке уже девятый год. Когда мы только начинали работать, то, честно говоря, вообще особо не задумывались о названии и символике. Быстро придумали название и сгенерили логотип, вроде все были довольны. Однако бизнес шел, мягко говоря, не очень, и мы не могли понять, в чем дело. Анализировали, думали, а потом ответ пришел со стороны. Нам просто позвонил один из клиентов. Дело в том, что одним из способов рекламы для нас было расклеивание информации на досках объявлений. Текст объявлений размещался на фоне большого символа нашей компании, который, как выяснилось позже, очень напоминал фашистскую свастику! Мы были в шоке и не понимали, как могли допустить такую ошибку. Это было очевидно. Как и то, что наши объявления многие клиенты просто принимали за политические листовки и не обращали на них внимания.
Необходимые лицензии и разрешения
Наряду с бизнес-лицензией возможно, понадобятся дополнительные лицензии и разрешения в зависимости от типа бизнеса и законодательства страны и региона. Например, в США агенты по недвижимости должны иметь государственную лицензию в обязательном порядке. В Китае для занятия народной медициной также нужен диплом о медицинском образовании. Лицензирования потребует деятельность, связанная с продажей алкогольных напитков, огнестрельного оружия и многие другие виды деятельности.
Хочу в стаю!
Общение с подобными себе начинающими предпринимателями помогает набраться опыта и установить важные контакты. Существуют различные организации для молодых предпринимателей, например, союз женщин-предпринимателей и прочие объединения, общение в которых поможет приобрести необходимые практические навыки и нередко поучиться на чужих ошибках. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, право на последнюю у бизнесменов нет.
Материал на основе статьи 7 Essential Startup Steps из издания Enterpreneur
Фото: pixabay.com
Хорошая теоретическая статья для российских предпринимателей. Особенно понравилось про ''Конкуренция ниже'' :)