За последние годы на отечественном рынке появилось большое количество российских программных и технических разработок. Но многие компании обнаружили, что новых пользователей больше не становится, а уже имеющиеся клиенты не всегда довольны, и как правило – поскольку не до конца знакомы с функционалом продукта. Обучение поможет не только познакомить клиентов с продуктом, но и привить пользовательские привычки.
Какие задачи решает обучение
Обучение требуется не всегда, но есть маркеры, которые укажут, что оно нужно. Каждый продукт обладает своими уникальными свойствами и функционалом. Столкнувшись с ними впервые, пользователь может испытать трудности в использовании. И если затруднений слишком много или некоторые функции требуют пояснений, то необходимо организовать специальный обучающий курс.
1. Инструкция для пользователя
Курс должен, прежде всего, помочь разобраться с продуктом — рассказать обо всех функциях, даже неочевидных, упростить использование. Организовать обучение для пользователей точно стоит, если ваш продукт:
- сложный (например, ERP-системы);
- многоуровневый (например, веб-приложения с многоуровневой архитектурой);
- требует техподдержки (системы контроля версий Git и др.);
- подразумевает пользователей с разными ролями и функционалом (системы управления контентом CMS и др).
2. Улучшение пользовательского опыта
Разработчикам и дистрибьюторам стоит акцентировать внимание на укреплении лояльности заказчиков. Тренинги позволяют познакомить персонал со всеми возможностями сложного ИТ-решения. И чем увереннее сотрудники знают продукт, тем оперативнее они решают клиентские проблемы.
3. Эффективный онбординг
Познакомить новых сотрудников с рабочей инфраструктурой или рассказать о новом продукте, на который переходит отдел в результате импортозамещения, также поможет курс. Он позволит сотрудникам адаптироваться к переменам, не нарушая рабочие процессы компании. Процесс обучения лучше начать с составления брифа и написания технического задания. Чтобы разработка курса на этом этапе прошла успешно, важно:
- оперативно вносить изменения в курс в случае обновления документации по продукту;
- отслеживать уровень вовлеченности команды разработки при создании курса;
- выделять для подготовки программы обучения практикующего эксперта;
- выбирать подходящий формат и тестировать пилот курса.
4. Кастдев
Кастдев (от англ. сustomer development, сокращенно custdev) — исследование потребностей клиента при помощи опросов, качественных (глубинных) интервью. Инсайты от пользователей позволяют создавать, проверять и оптимизировать продукт.
Подобные исследования помогают выяснить потребности сотрудников в той или иной программе обучения. Опрос пользователей продукта поможет выявить его слабые места, непонятные и сложные функции, а также проследить пользовательский путь внутри интерфейса, и в результате — создать полезное и понятное обучение.
Какие форматы можно использовать для обучения
Для обучения сложному IT-продукту оптимальны тренинги или семинары, поскольку они помогают развить конкретные навыки за короткий срок. Лекции — теоретический и традиционный формат, неподходящий для быстрого усвоения практической информации. К тому же пассивное слушание зачастую приводит к плохому запоминанию данных и нежеланию задавать дополнительные вопросы.
- Текстовая инструкция: подробное пошаговое руководство, которое объясняет процесс или задачу в формате Word, PDF или веб-страницы. Подобные документы можно публиковать на внутренних корпоративных ресурсах — блогах, порталах.
- Обучающие видео: включают в себя визуальную демонстрацию, которая помогает лучше понять сложные концепции или процессы. Можно опубликовать видео на корпоративной платформе (например, Microsoft Stream) или собственном закрытом YouTube-канале.
- Видео-лекции: предзаписанные лекции с использованием слайдов или других визуальных материалов. Для распространения можно использовать корпоративный обучающий портал.
- Интерактивный курс: включает в себя элементы, требующие активного участия пользователя — тесты, симуляции, обратная связь. Реализовать формат можно в корпоративных LMS (Learning Management System), например, Moodle, Blackboard, iSpring.
- Подсказки в продукте: интерактивные руководства в интерфейсе приложения или программного обеспечения. Встроены непосредственно в программное обеспечение или веб-приложения подсказки с помощью специализированных инструментов, например, WalkMe или Pendo.
Как выбрать методологию обучения
Разработка курса начинается с выбора верхнеуровневого алгоритма проектирования, их еще называют моделями проектирования. Они помогают организовать и структурировать процесс создания курса, описывают не только то, как разрабатывается образовательная программа, но и как выстраивается процесс работы над курсом.
Самих моделей много:
- ADDIE. Самая популярная для проектирования образовательных программ.
- SAM. «Упрощенная» версия ADDIE, для быстрого запуска небольшого продукта.
- 4C-ID. Ориентирована на практические задачи, максимально близкий к жизни опыт.
- Spiral Model или ARCS. Менее популярные модели.
Каждая модель предполагает прохождение последовательности действий:
- Определение цели курса и критерии оценки результата: что в итоге будет знать и понимать ученик, и как сможет применять полученные навыки на практике.
- Выбор формата обучения: проанализируйте потребности «студентов» и определите, какие задания, средства, методы подойдут лучше всего.
- Создание стиля, дизайна, элементов и механики курса.
- Сбор релевантной фактуры и подготовка контента.
- Создание курса. Этот процесс включает в себя написание педагогического сценария, дизайн, сборку, тестирование и выгрузку курса в LMS-систему.
Обратите внимание, как пользователи проходят обучение, какие задания им понятны, полезны, а какие вызывают сложности. Важно замерять результаты и получать обратную связь от учеников, чтобы со временем сделать курс более интересным и эффективным.
Чем сложнее продукт, тем комплекснее и объемнее будет материал для обучения. Если обучение предстоит пройти большому количеству слушателей и пользователей, а курс нужно дополнять и обновлять, тогда понадобиться привлечь экспертов, отлично знающие ваше решение:
- продакт-оунер или продакт-менеджер;
- технического писателя;
- разработчика/админа/devops;
- представителя каждой целевой аудитории, для которой создается курс.
Среди последних должны быть те, кто уже используют этот продукт, и те, кто работают с альтернативными решениями.
Я рекомендую всегда включать в команду разработки обучения методистов, продюсера для работы с видеопродакшном (если вы делаете асинхронный курс или планируете включить видео), монтажера, оператора и дизайнеров.
Методические принципы, которые стоит применять
- Анализировать цели обучения: четко формулировать цели, которые должны достичь учащиеся после прохождения курса.
- Учитывать целевую аудиторию и уровень ее подготовки: создавать курс, анализируя предварительные знания и навыки учащихся.
- Проверять курс на понятность и наличие ошибок: обязательно тестировать курс на понятность содержания, наличие технических или фактических ошибок.
- Проводить оценку эффективности обучения: ввести систематическую оценку, насколько успешно «студенты» достигают установленных учебных целей.
- Обновлять курс по продукту: регулярное дополнять учебные материалы в соответствии с новыми разработками, версиями и изменениями в технологиях, связанных с изучаемым фреймворком.
- Обрабатывать обратную связь: систематически собирать и анализировать обратную связь от слушателей и преподавателей по завершении курса.
Заключение
Обучение IT-продукту – важный этап в построении долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентом. Оно может помочь повысить не только конкурентные преимущества на рынке, но и вовлеченность и лояльность персонала. Создание выверенных и грамотных курсов по продукту сможет удержать текущих заказчиков и привлечь новых.
Читайте также:
Очень интересная тема и нужная. Спасибо автору!
Сколько нерв потрачено (это у меня так один товарщи говорит, мне нравится: "Потрачено много нерв").
Но я как-то не смог уловить в статье конкретику.
Попробую поделится свои мнением.
Я не люблю видеоуроки. Особенно плохие видеоуроки, где автор занятия куда-то стремительно кидает курсор и говорит: "А сейчас мы померяем сэмплы. Их тут 32". Какие сэмплы? где он увидел 32? Это пример из реального курса. Мышкой побегал, ему всё ясно, а публика в недоумении.
К тому же видео расчитано на широкую аудиторию с разной подготовкой - кому-то половина не интересна, кому-то половина непонятна..
Как-то попробовали привлечь программистов к видерурокам. Да уж, не все из них красноречивы. Не смогли завлечь аудиторию. Бубнили что-то: это вам не надо, это мы ещё не доделали, тут и так всё ясно...
Вторая сторона вопроса. Положительная.
Мы сделали большую и сложную систему. Надо подготовить заказчика. Но они нормальные люди и инструкции не читают. Тогда мы придумали учить через сценарии работы. Подобрали с десяток сценариев, как и что надо сделать. И удивительно, но через 10 таких занятий по показу сценариев, они запросто освоили продукт.
Лекции. Лекции важны и нужны. А уж у талантливого расказчика им цены нет. Там важно, что есть обратная связь. И ведущий должен разрешать прерывать его и задавать любые вопросы. Скорость усвоения материала всей группой должна быть выработана, стать одинаковой и привычной. Пусть иногда медленнее, чем доходит до самого смышлённого и опытного слушателя.
Самым реальным способом подготовки является изучение руководств, даже литература не совсем подходит. Родной мануал - это самое лучшее. В литературе сейчас много воды, в видосиках - 3/4 пустого времени.
А идеально для меня - мануал с небольшими видеофрагментами.
Полноценная документация - основа и возможность вернуться для уточнения деталей и самопроверки. Плюс хорошие курсы с подготовленными преподавателями и правильными упражнениями разной сложности. Видео (скажем, несколько минут) часто очень полезно, если сопровождается профессиональными объяснениями и пошаговыми комментариями.
А затем - годы работы и постоянное решение практических задач. На ошибках учишься еще быстрее, но для этого нужно увидеть картинку целиком - что к ним привело, сами ошибки и их последствия. Тогда есть шанс больше их не повторять.
И новые циклы обучения по мере необходимости.
Да,так!
Просто очень мало хороших курсов, хороших преподавателей, хороших роликов.
А вот документация всегда под рукой, на её создание тратится гораздо больше времени и усилий.
Самообучение неплохо сочетается с другими форматами обучения. Но - спросить некого. Только поставить эксперимент, если получится, и проверить свои догадки.
Да, хорошего всегда меньше, чем среднего и плохого. Нужно искать, но - обычно - о хорошем становится так или иначе известно достаточно быстро.
Без желания самообучаться в ИТ делать нечего.
Говорят ли об этом те, кто предлагает начальные курсы по программированию для пришедших их других отраслей за высокими (как им обещали) зарплатами?