Как организовать обучение по IT-продукту

За последние годы на отечественном рынке появилось большое количество российских программных и технических разработок. Но многие компании обнаружили, что новых пользователей больше не становится, а уже имеющиеся клиенты не всегда довольны, и как правило – поскольку не до конца знакомы с функционалом продукта. Обучение поможет не только познакомить клиентов с продуктом, но и привить пользовательские привычки.

Какие задачи решает обучение

Обучение требуется не всегда, но есть маркеры, которые укажут, что оно нужно. Каждый продукт обладает своими уникальными свойствами и функционалом. Столкнувшись с ними впервые, пользователь может испытать трудности в использовании. И если затруднений слишком много или некоторые функции требуют пояснений, то необходимо организовать специальный обучающий курс. 

1. Инструкция для пользователя

Курс должен, прежде всего, помочь разобраться с продуктом — рассказать обо всех функциях, даже неочевидных, упростить использование. Организовать обучение для пользователей точно стоит, если ваш продукт:

  • сложный (например, ERP-системы);
  • многоуровневый (например, веб-приложения с многоуровневой архитектурой);
  • требует техподдержки (системы контроля версий Git и др.);
  • подразумевает пользователей с разными ролями и функционалом (системы управления контентом CMS и др).

2. Улучшение пользовательского опыта

Разработчикам и дистрибьюторам стоит акцентировать внимание на укреплении лояльности заказчиков. Тренинги позволяют познакомить персонал со всеми возможностями сложного ИТ-решения. И чем увереннее сотрудники знают продукт, тем оперативнее они решают клиентские проблемы. 

3. Эффективный онбординг

Познакомить новых сотрудников с рабочей инфраструктурой или рассказать о новом продукте, на который переходит отдел в результате импортозамещения, также поможет курс. Он позволит сотрудникам адаптироваться к переменам, не нарушая рабочие процессы компании. Процесс обучения лучше начать с составления брифа и написания технического задания. Чтобы разработка курса на этом этапе прошла успешно, важно: 

  • оперативно вносить изменения в курс в случае обновления документации по продукту; 
  • отслеживать уровень вовлеченности команды разработки при создании курса; 
  • выделять для подготовки программы обучения практикующего эксперта; 
  • выбирать подходящий формат и тестировать пилот курса.

 4. Кастдев

Кастдев (от англ. сustomer development, сокращенно custdev) — исследование потребностей клиента при помощи опросов, качественных (глубинных) интервью. Инсайты от пользователей позволяют создавать, проверять и оптимизировать продукт.

Подобные исследования помогают выяснить потребности сотрудников в той или иной программе обучения. Опрос пользователей продукта поможет выявить его слабые места, непонятные и сложные функции, а также проследить пользовательский путь внутри интерфейса, и в результате — создать полезное и понятное обучение. 

Какие форматы можно использовать для обучения 

Для обучения сложному IT-продукту оптимальны тренинги или семинары, поскольку они помогают развить конкретные навыки за короткий срок. Лекции — теоретический и традиционный формат, неподходящий для быстрого усвоения практической информации. К тому же пассивное слушание зачастую приводит к плохому запоминанию данных и нежеланию задавать дополнительные вопросы. 

  • Текстовая инструкция: подробное пошаговое руководство, которое объясняет процесс или задачу в формате Word, PDF или веб-страницы. Подобные документы можно публиковать на внутренних корпоративных ресурсах — блогах, порталах.
  • Обучающие видео: включают в себя визуальную демонстрацию, которая помогает лучше понять сложные концепции или процессы. Можно опубликовать видео на корпоративной платформе (например, Microsoft Stream) или собственном закрытом YouTube-канале.
  • Видео-лекции: предзаписанные лекции с использованием слайдов или других визуальных материалов. Для распространения можно использовать корпоративный обучающий портал.
  • Интерактивный курс: включает в себя элементы, требующие активного участия пользователя — тесты, симуляции, обратная связь. Реализовать формат можно в корпоративных LMS (Learning Management System), например, Moodle, Blackboard, iSpring.
  • Подсказки в продукте: интерактивные руководства в интерфейсе приложения или программного обеспечения. Встроены непосредственно в программное обеспечение или веб-приложения подсказки с помощью специализированных инструментов, например, WalkMe или Pendo. 

Как выбрать методологию обучения

Разработка курса начинается с выбора верхнеуровневого алгоритма проектирования, их еще называют моделями проектирования. Они помогают организовать и структурировать процесс создания курса, описывают не только то, как разрабатывается образовательная программа, но и как выстраивается процесс работы над курсом.

Самих моделей много:

  • ADDIE. Самая популярная для проектирования образовательных программ.
  • SAM. «Упрощенная» версия ADDIE, для быстрого запуска небольшого продукта.
  • 4C-ID. Ориентирована на практические задачи, максимально близкий к жизни опыт.
  • Spiral Model или ARCS. Менее популярные модели.

Каждая модель предполагает прохождение последовательности действий:

  • Определение цели курса и критерии оценки результата: что в итоге будет знать и понимать ученик, и как сможет применять полученные навыки на практике. 
  • Выбор формата обучения: проанализируйте потребности «студентов» и определите, какие задания, средства, методы подойдут лучше всего. 
  • Создание стиля, дизайна, элементов и механики курса. 
  • Сбор релевантной фактуры и подготовка контента. 
  • Создание курса. Этот процесс включает в себя написание педагогического сценария, дизайн, сборку, тестирование и выгрузку курса в LMS-систему. 

Обратите внимание, как пользователи проходят обучение, какие задания им понятны, полезны, а какие вызывают сложности. Важно замерять результаты и получать обратную связь от учеников, чтобы со временем сделать курс более интересным и эффективным. 

Чем сложнее продукт, тем комплекснее и объемнее будет материал для обучения. Если обучение предстоит пройти большому количеству слушателей и пользователей, а курс нужно дополнять и обновлять, тогда понадобиться привлечь экспертов, отлично знающие ваше решение: 

  • продакт-оунер или продакт-менеджер; 
  • технического писателя;
  • разработчика/админа/devops; 
  • представителя каждой целевой аудитории, для которой создается курс.  

Среди последних должны быть те, кто уже используют этот продукт, и те, кто работают с альтернативными решениями.

Я рекомендую всегда включать в команду разработки обучения методистов, продюсера для работы с видеопродакшном (если вы делаете асинхронный курс или планируете включить видео), монтажера, оператора и дизайнеров.

Методические принципы, которые стоит применять

  • Анализировать цели обучения: четко формулировать цели, которые должны достичь учащиеся после прохождения курса.
  • Учитывать целевую аудиторию и уровень ее подготовки: создавать курс, анализируя предварительные знания и навыки учащихся.
  • Проверять курс на понятность и наличие ошибок: обязательно тестировать курс на понятность содержания, наличие технических или фактических ошибок.
  • Проводить оценку эффективности обучения: ввести систематическую оценку, насколько успешно «студенты» достигают установленных учебных целей.
  • Обновлять курс по продукту: регулярное дополнять учебные материалы в соответствии с новыми разработками, версиями и изменениями в технологиях, связанных с изучаемым фреймворком.
  • Обрабатывать обратную связь: систематически собирать и анализировать обратную связь от слушателей и преподавателей по завершении курса.

Заключение

Обучение IT-продукту – важный этап в построении долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентом. Оно может помочь повысить не только конкурентные преимущества на рынке, но и вовлеченность и лояльность персонала. Создание выверенных и грамотных курсов по продукту сможет удержать текущих заказчиков и привлечь новых.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Очень интересная тема и нужная. Спасибо автору!
Сколько нерв потрачено (это у меня так один товарщи говорит, мне нравится: "Потрачено много нерв"). 
Но я как-то не смог уловить в статье конкретику.

Попробую поделится свои мнением.

Я не люблю видеоуроки. Особенно плохие видеоуроки, где автор занятия куда-то стремительно кидает курсор и говорит: "А сейчас мы померяем сэмплы. Их тут 32". Какие сэмплы? где он увидел 32? Это пример из реального курса. Мышкой побегал, ему всё ясно, а публика в недоумении.

К тому же видео расчитано на широкую аудиторию с разной подготовкой - кому-то половина не интересна, кому-то половина непонятна..

Как-то попробовали привлечь программистов к видерурокам. Да уж, не все из них красноречивы. Не смогли завлечь аудиторию. Бубнили что-то: это вам не надо, это мы ещё не доделали, тут и так всё ясно...

Вторая сторона вопроса. Положительная.
Мы сделали большую и сложную систему. Надо подготовить заказчика. Но они нормальные люди и инструкции не читают. Тогда мы придумали учить через сценарии работы. Подобрали с десяток сценариев, как и что надо сделать. И удивительно, но через 10 таких занятий по показу сценариев, они запросто освоили продукт.

Лекции. Лекции важны и нужны. А уж у талантливого расказчика им цены нет. Там важно, что есть обратная связь. И ведущий должен разрешать прерывать его и задавать любые вопросы. Скорость усвоения материала всей группой должна быть выработана, стать одинаковой и привычной. Пусть иногда медленнее, чем доходит до самого смышлённого и опытного слушателя.

IT-менеджер, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Как-то попробовали привлечь программистов к видерурокам. Да уж, не все из них красноречивы. Не смогли завлечь аудиторию. Бубнили что-то: это вам не надо, это мы ещё не доделали, тут и так всё ясно...

Самым реальным способом подготовки является изучение руководств, даже литература не совсем подходит. Родной мануал - это самое лучшее. В литературе сейчас много воды, в видосиках - 3/4 пустого времени. 

А идеально для меня - мануал с небольшими видеофрагментами.

Генеральный директор, Москва
Николай Зоин пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Как-то попробовали привлечь программистов к видерурокам. Да уж, не все из них красноречивы. Не смогли завлечь аудиторию. Бубнили что-то: это вам не надо, это мы ещё не доделали, тут и так всё ясно...

Самым реальным способом подготовки является изучение руководств, даже литература не совсем подходит. Родной мануал - это самое лучшее. В литературе сейчас много воды, в видосиках - 3/4 пустого времени. 

А идеально для меня - мануал с небольшими видеофрагментами.

Полноценная документация - основа и возможность вернуться для уточнения деталей и самопроверки. Плюс хорошие курсы с подготовленными преподавателями и правильными упражнениями разной сложности. Видео (скажем, несколько минут) часто очень полезно, если сопровождается профессиональными объяснениями и пошаговыми комментариями. 

А затем  - годы работы и постоянное решение практических задач. На ошибках учишься еще быстрее, но для этого нужно увидеть картинку целиком - что к ним привело, сами ошибки и их последствия. Тогда есть шанс больше их не повторять.

И новые циклы обучения по мере необходимости. 

Аналитик, Москва
Евгений Равич пишет:
Николай Зоин пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Как-то попробовали привлечь программистов к видерурокам. Да уж, не все из них красноречивы. Не смогли завлечь аудиторию. Бубнили что-то: это вам не надо, это мы ещё не доделали, тут и так всё ясно...

Самым реальным способом подготовки является изучение руководств, даже литература не совсем подходит. Родной мануал - это самое лучшее. В литературе сейчас много воды, в видосиках - 3/4 пустого времени. 

А идеально для меня - мануал с небольшими видеофрагментами.

Полноценная документация - основа и возможность вернуться для уточнения деталей и самопроверки. Плюс хорошие курсы с подготовленными преподавателями и правильными упражнениями разной сложности. Видео (скажем, несколько минут) часто очень полезно, если сопровождается профессиональными объяснениями и пошаговыми комментариями. 

А затем  - годы работы и постоянное решение практических задач. На ошибках учишься еще быстрее, но для этого нужно увидеть картинку целиком - что к ним привело, сами ошибки и их последствия. Тогда есть шанс больше их не повторять.

И новые циклы обучения по мере необходимости. 

Да,так!
Просто очень мало хороших курсов, хороших преподавателей, хороших роликов.

А вот документация всегда под рукой, на её создание тратится гораздо больше времени и усилий.

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Евгений Равич пишет:
Николай Зоин пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Как-то попробовали привлечь программистов к видерурокам. Да уж, не все из них красноречивы. Не смогли завлечь аудиторию. Бубнили что-то: это вам не надо, это мы ещё не доделали, тут и так всё ясно...

Самым реальным способом подготовки является изучение руководств, даже литература не совсем подходит. Родной мануал - это самое лучшее. В литературе сейчас много воды, в видосиках - 3/4 пустого времени. 

А идеально для меня - мануал с небольшими видеофрагментами.

Полноценная документация - основа и возможность вернуться для уточнения деталей и самопроверки. Плюс хорошие курсы с подготовленными преподавателями и правильными упражнениями разной сложности. Видео (скажем, несколько минут) часто очень полезно, если сопровождается профессиональными объяснениями и пошаговыми комментариями. 

А затем  - годы работы и постоянное решение практических задач. На ошибках учишься еще быстрее, но для этого нужно увидеть картинку целиком - что к ним привело, сами ошибки и их последствия. Тогда есть шанс больше их не повторять.

И новые циклы обучения по мере необходимости. 

Да,так!
Просто очень мало хороших курсов, хороших преподавателей, хороших роликов.

А вот документация всегда под рукой, на её создание тратится гораздо больше времени и усилий.

Самообучение неплохо сочетается с другими форматами обучения. Но - спросить некого. Только поставить эксперимент, если получится, и проверить свои догадки.

Да, хорошего всегда меньше, чем среднего и плохого. Нужно искать, но - обычно - о хорошем становится так или иначе известно достаточно быстро.

Аналитик, Москва
Евгений Равич пишет:
Самообучение неплохо сочетается с другими форматами обучения.

Без желания самообучаться в ИТ делать нечего.

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Евгений Равич пишет:
Самообучение неплохо сочетается с другими форматами обучения.

Без желания самообучаться в ИТ делать нечего.

Говорят ли об этом те, кто предлагает начальные курсы по программированию для пришедших их других отраслей за высокими (как им обещали) зарплатами?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
60% работодателей отправят сотрудников на обучение в 2025 году

Среди наиболее востребованных тем обучения: личная эффективность и коммуникации, работа в команде и управление проектами.

Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.

58% руководителей готовы автоматизировать HR-процессы

Однако более трети компаний не имеют достаточно средств для внедрения и тестирования ИИ.