Нередко к нам приходят компании примерно с таким запросом: «Мы не хотим делать презентацию с нуля, у нас уже есть готовая. Посмотрите и скажите, что можно улучшить?». В маркетинге это называется аудитом, мы такую работу делаем, но в итоге почти всегда вместе с заказчиком приходим к тому, что проще, логичнее и результативнее сделать новую продающую презентацию с нуля, чем переделывать устаревшую и неработающую. Покажу на примере, почему это так.
Аудит реальной презентации завода
Саратовский завод резервуарных металлоконструкций (РМК) – крупнейший отечественный производитель резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов, предприятие с историей и регалиями. Презентация размещена на официальном сайте предприятия, ее можно посмотреть и скачать. Но руководство завода понимает, что она устарела и морально, и информационно, а ее маркетинговые вес и эффективность со временем снизились почти до нуля.
Задачей предприятия было получить презентацию, которая поможет расширить рынки сбыта и привлечь новых покупателей продукции. Вот так выглядит часть слайдов:
Полная структура презентации:
- Обложка. Логотип, название.
- Предприятие создано на базе крупнейшего производственного комплекса РФ.
- Знаковые проекты (референс-лист).
- История развития по годам.
- Сертификаты и награды.
- Руководство: 15 человек, включая главного бухгалтера и юриста предприятия.
- Фото производства без подписей и заголовка.
- План-схема завода с указанием площадей, в том числе административных зданий.
- Основное оборудование – названия.
- Основные виды продукции – 9 видов перечислением.
- О проектном институте.
- География поставок.
- Фотографии без подписи и заголовка слайда.
- Контактные данные.
Ошибки, которые обнуляют маркетинговую составляющую презентации
Основная ошибка: вся продукция завода утрамбована в один слайд, без специализации и без визуализации. При такой подаче найти покупателей сложно, потому что нет достаточной информации о номенклатуре, назначении, преимуществах продукции для принятия решения. Зато в презентации присутствует информация, которая не нужна для принятия решения, например, простое перечисление оборудования, которое (вероятно) используется при производстве продукции. Да еще и с его фотографиями.
В презентацию включены слайды с неинформативными фото, которые непонятно что и зачем демонстрируют получателю. По сути, это выброшенное на ветер золотое время людей, которые решили ее посмотреть. С учетом клипового мышления и всеобщего дефицита времени это непозволительная роскошь.
Отсутствуют кейсы, а весь многолетний опыт работы представлен скромным референс-листом. Референс-лист расположен близко к началу презентации, когда получатель может быть еще не уверен, что ему интересен практический опыт завода.
Нарушена логика подачи информации – слайды с продукцией и с географией ее поставок никак не связаны, слайды-перебивки с фотографиями заставляют получателя ломать голову над чем, что ему хотели сказать. Отсутствует маркетинговая проработка структуры с тем, чтобы она подводила получателя презентации к мысли о покупке продукции предприятия.
Рекомендации, как исправить действующую презентацию завода
- Основной теме (продукции) необходимо уделить больше внимания. Сейчас это всего 1 слайд, расположенный далеко от начала, и перегружен сложной информацией. Сделать как минимум 3 слайда по три позиции, с визуализацией.
- Приоритетные слайды с продукцией (то есть с возможностями для покупателей) необходимо перенести ближе к началу, сразу после информации о компании.
- После продукции важно показать географию поставок.
- Необходимо подробно расписать кейсы, в идеале с благодарственными письмами или отзывами от заказчиков, с фотографиями.
- Обязательно включить информацию о динамике роста спроса на продукцию по годам – это работает как социальное доказательство востребованности.
- Вместо множества фотографий руководства лучше поставить приветственное слово гендиректора, и донести в нем основные мысли, важные для человека, просматривающего презентацию. А это качество продукции, надежность производителя, уровень сервиса.
- Из списка сертификатов и наград убрать незначимые позиции, например, переходящий штандарт губернатора за 2001 год, почетные грамоты. Важно акцентировать внимание получателя на самых сильных моментах истории.
- Слайд с цифрами и фактами – каждый тезис необходимо кратко подтвердить. Раскрыть преимущества системы менеджмента качества – что она дает получателям? А какие преимущества дают заводская лаборатория и собственный департамент транспорта? Это важные моменты, которые заявлены, но не подсвечены.
- Убрать неважные факты, например, общую площадь территории завода. Это последнее, что интересует покупателя продукции.
- Показывать основное производственное оборудование рационально только в одном случае – если вы точно понимаете, зачем эта информация нужна заказчику готовой продукции. Какая-то ювелирная точность всех операций, повышение качества итоговой продукции, возможность параллельно изготавливать ХХ изделий... Если такого понимания нет, слайд лучше убрать.
- Усилит презентацию показ действующих клиентов. Как минимум это должны быть 6-8-9 нефтяных компаний, которые используют резервуары завода.
- Создать слайд со схемой работы, чтобы покупатель понимал – как выглядит взаимодействие, сколько времени примерно пройдет до получения продукции, и что делать.
- Указать гарантийный срок службы продукции – это существенная информация, важная для принятия решения.
- В блоке о продукции добавить слайд о сертификации продукции, показать важные для покупателя документы, которые подтверждают качество, надежность, безопасность.
- Добавить слайд о сервисных услугах, если завод их оказывает. Покупателям важно понимать – если с емкостью произошла какая-то беда, ее отремонтируют? На месте или заберут на завод?
- Рассказать о преимуществах сотрудничества с конкретным заводом-изготовителем.
- Переписать фразы с канцеляризмами. Не «Основная выпускаемая продукция», а «Продукция, которую мы выпускаем», не «Завод является крупнейшим предприятием», а «Саратовский завод МРК – крупнейшее предприятие по выпуску металлических резервуаров».
Переработанная по этим рекомендациям презентация с элегантным дизайном будет работать и на формирование доверия к предприятию, и на популяризацию его продукции. Но это трудоемкий процесс, по заполненному брифу намного проще сделать работающий вариант с нуля. Это как пытаться реанимировать неудавшийся борщ или стараться с помощью наждачной бумаги и напильника превратить Ладу «Калина» в Мерседес.
Представители завода решили переделывать презентацию сами. В результате, на официальном сайте предприятия до сих пор размещен прежний вариант морально-устаревшего документа.
Как мы видим структуру новой презентации
- Обложка. Логотип, название, слоган, локация. Указание на то, что предприятие крупнейшее в своей отрасли.
- Основное предложение. Проектирование, производство, поставка, монтаж резервуарных металлоконструкций для нужд нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Обозначены и группы потребителей, и вид продукции.
- Обращение генерального директора. Самая важная мысль, которую руководству завода важно донести до получателя. С фотографией, именем и фамилией руководителя для формирования имиджа открытого бизнеса, вызывающего доверие.
- Слайд о продукции. 3 позиции со спецификацией и визуализацией.
- Слайд о продукции. Еще 3 позиции.
- Слайд о продукции/услуге. Еще 3 позиции.
- Важные для получателя документы, подтверждающие качество. В том числе динамика роста продаж, например, «+15% ежегодно».
- Слайд о сервисном обслуживании (опционально).
- География поставок продукции, чтобы подчеркнуть масштаб компании.
- Важное о компании. 5-7 цифр с кратким описанием преимуществ/выгод для получателя.
- Коротко история – 5-7 реперных точек на одном слайде.
- Награды. Не более 7 позиций, только самые важные.
- Бывшие заказчики: что сделано/произведено/поставлено, срок реализации заказа, год реализации, фото + благодарственное письмо.
- Кейсы.
- Референс-лист. 7-9 наименований объектов, с указанием общего количества объектов, укомплектованных оборудованием завода.
- Действующие клиенты, желательно крупные.
- Схема работы.
- Преимущества сотрудничества.
- Контактная информация и приглашение к сотрудничеству.
Выводы
По объему презентация увеличивается всего на 3 слайда, по информационной же емкости и маркетинговому весу – на порядок. Здесь нет лишней информации, нет перегруженных слайдов, есть социальные доказательства, присутствует достаточно аргументов для принятия решения о сотрудничестве.
Дизайн мы бы сделали в одной из таких концепций:
А что вы бы убрали, добавили в новую структуру презентации для расширения пула покупателей в сегменте В2В, и почему?
Читайте также:
Извечный вопрос: на сколько процентов вырастет реальный интерес к продукции/услугам за год при замене "неработающей" презентации на добротную?
И насколько вырастут реальные продажи ещё через год?
Проблема с бизнес презентацией очень актуальна для российского бизнеса.
Тут, к сожалению, вылазит установки клиентов, что "за такие деньги" слайдов должно быть много и чем больше, тем больше клиент считает, что деньги потраченны не зря.
А зря. Ведь презентация делается для клиентов, а они точно не будут читать 25 слайдов, пусть даже очень красивых.
Любая презентация и человека и бизнеса должна быть максимум 5-6 слайдов, ведь её задача не усыпить клиента, а заинтересовать, чтобы он захотел позвонить и пообщаться.
Поэтому в презентации работает принцип - Чем меньше, тем лучше.
Для чего делается презентация?
Мы хвастаемся? Или мы продаём?
С ответа на эти простые вопросы начинается осмысление сущности и значения презентации.
Если мы хвастаемся, то тут уместны и регалии завода "с времен очаковских и покоренья Крыма" и фото станков вперемешку с фото членов совета директоров и просто красивых сотрудниц в неглиже, мимоходом стоит упомянуть про сотню-другую клиентов из предприятий списка Форбс-500 и социальные программы, реализуемые на предприятии. Ну и так далее.
Если мы хотим что-то продать, то надо понимать, что продает явно выраженная выгода клиента от получения востребованного продукта или нужной услуги, а не орденоносный иконостас на знамени предприятия.
Соответственно и показывать/объяснять надо то, что клиенту пояснит про его будущую выгоду. И если мы показываем фото 11-и валковой листоправильной машины для трехметровой ширины листа, то только для того, чтобы затем объяснить, как применение этого агрегата сказывается на итоговом продукте, заказанном клиентом к его, клиентской выгоде.
В схеме "золотой треугольник торговли" - ХПВ, то есть характеристика - преимущество - выгода.
Типа так (это на коленке прикинуто, не судите строго): "У нас есть уникальный 11-и валковый агрегат для листов шириной 3м (фото агрегата), что позволяет повысить качество торцевого соединения (фото стыков) и обеспечить гарантию на сварные швы 5 лет (фото готовых изделий на объекте узнаваемого заказчика)".
презентация на сайте, чтобы "посмотреть и скачать".. я бы советовал на сайт посмотреть.. если после его изучения надо презентацию качать, то надо задуматься :)
дальше от целей надо отталкиваться: продажа 1-на-1, публичное выступление, первое знакомство.. кому презентация? отделу снабжения? гендиру потенциального клиента?
в любом случае презентация - это упаковка истории, которую будет рассказывать спикер, а не самостоятельный инструмент.
ответ на вопрос "чтобы вы добавили": понимания цели и задач презентации.
Когда я начинал свой бизнес, то заказал презентацию в Powerpoint, чтобы можно было, приехав к потенциальному клиенту, показывать ее на ноутбуке.
Первый же клиент при попытке показать презентацию сказал: - да бог с ней, просто расскажите о вашей компании :-)
Уважаемый Юрий, склоняюсь к мысли, что это два разных документа. Презентация -- прошла то, что мы "хвастаемся".А, про продажу и ХПВ, это справедливо и уместно уже в формате ТКП конкретному клиенту, пусть и в рамках отредактированного шаблона. И, там весьма уместно конкретные цифры про валки и ширину.
Это обычные и правильные вопросы к самому себе при подготовке выступления. А, что, собственно, и кому именно я хочу сказать? Кто моя аудитория. Что я уже знаю о том, что её интересует. Что мы уже обсуждали и к каким выводам пришли. Сколько времени у меня будет. О чём я не могу не сказать. И так далее.
Презентация - это просто формат выступления. Помню, когда слайды еще рисовали вручную или распечатывали на пленках, но суть и законы жанра не меняются. Как и основы ораторского искусства.
Разговорный жанр по понятным причинам предпочитают многие заказчкики, хотя для докладчика это может быть сложнее. Не все готовы к экспромтам, неожиданным вопросам, смене темы и диалогу вместо заранее продуманного, спланированного и отрепетированного монолога,
Нужно тренироваться.
Очень согласен! Презентация вряд ли принесёт пользу отдельно от рассказчика, от презентующего. При это надо ведь отличать презентацию, как заявление о намерениях, заявлени о продукте и презентацию-отчёт. Выступал на одной международной конференции по резльтутам одной работы. Было очень сложно кратко рассказать о всех интересных этапах, о решённых проблемах. И тогда главным становится способность рассказчика словам рассказать об этом. А прзентация - всего лишь инструмент. Можно даже "скакать" от одного слайда к другому и обратно. Те, кто заинтересуется могут скачать её в полном формате.
А чтоб создать презентацию, как заявку о своём продукте, то я соглашусь с этим мнением:
Но уточню - не любая! Далеко не любая.
Но стократно прав Леонид:
Если вы плаваете в продукте, то опираетесь на презентацию. Если есть что сказать, то вряд ли презентация будет лучше обычного рассказа о продукте.
Но ещё раз - это всего лишь дополнительный инструмент.
Искусство презентации - это искусство. Статья, пусть и неплохая, она все же адресована исключительно маркетологам.
По большому счету, презентации должны быть не только "Большие", как описано тут, но и посвященные разным аспекьам жизни. Меня в свое время научили готовить их по своему направлению, периодически обновлять. Это часто выручало, так как когда вохникал вопрос, у меня всегда был наготове материал.
Михаил, чем больше тем лучше -- такая логика точно не работает. Слайдов должно быть ровно столько, чтобы решалась поставленная задача. НО и обратная логика "чем меньше -- тем лучше" не работает точно так же.
Как бы вы видели структуру именно этой компании на 5-6 слайдов? Что убирать, кейсы, которые показывают опыт, или описание продукции? Или бэкграунд самой компании, который крайне важен для принятия решения о сотрудничестве?
Все это нужно. Другое дело, что все это можно утрамбовать в те же 5-6 слайдов, с одним "но" - перегруженные слайды, забитые мелким шрифтом, читать не будут точно. Даже если информация там очень ценная и представлена совершенно правильно. Презентации вообще не читают, а смотрят, и ее задача чтобы человек за минуту максимум понял кто ему предлагает, что предлагает и какую выгоду он от этого предложения может получить.
Поэтому разумный принцип - "один слайд - одна мысль", а количество напрямую зависит от задачи и от того, кто будет получателем.