Многие предприниматели продолжают задаваться вопросом: «Зачем тратить деньги на какое-то непонятное направление, когда хороший продукт продает себя сам?». Логично, вот только уникальных предложений единицы, да и о них аудитории кто-то должен рассказать. Важная деталь, о которой стоит обязательно упомянуть: «PR не поможет создать сильный бренд, если клиенты получают товары и услуги плохого качества, зато обязательно поспособствует развитию компании с налаженными внутренними процессами». Проще говоря, PR – ускоритель для вашего бизнеса, а не спасательный круг.
Чего ждать от PR
- Роста узнаваемости бренда.
- Привлечения новых клиентов и деловых партнеров.
- Лояльности действующих клиентов и хорошей репутации на рынке.
- Трансляции экспертного мнения в массы.
- Информирования аудитории о продукте или услуге.
- Выстроенной коммуникации на этапе первого контакта.
- Победы над ближайшими конкурентами.
Представители малого и среднего бизнеса часто нагружают PR-специалиста сторонними задачами или выделяют минимальный бюджет на продвижение, вызывающий смех у конкурентов, а потом расстраиваются из-за отсутствия результатов и винят во всем не только конкретного сотрудника, а направление в целом. Такой PR больше напоминает продажи и привязывается к общим показателям эффективности бизнеса. Не забывайте, что PR – это инструмент в руках маркетолога, плодами которого пользуется отдел продаж, а не наоборот.
Переход компании на следующий уровень развития предполагает точечные интеграции, использование разных форматов и каналов, понимание конечной цели и промежуточных этапов, доверие и рекламный бюджет, который не просто берется из головы, а определяется на основе комплексного анализа рынка. К примеру, мониторинг активности конкурентов даст понимание – как они продвигают свой бренд, можно ли использовать их слабые места, чему-то у них поучиться, или что-то позаимствовать, сделав это лучше. Дальше идут фигуры высшего пилотажа, направленные на формирование лояльности действующих клиентов и оптимизацию рекламных расходов.
Отдельно хочу выделить вывод нового продукта на рынок, так как PR бренда напрямую зависит от общей бизнес-стратегии, рекламного бюджета и задач на ближайшее время. В этой ситуации лучше работать над широким охватом и запоминающимися посылами, чтобы максимально быстро рассказать о своем продукте или услуге, проинформировав потенциальных клиентов о преимуществах.
Где искать PR-специалиста
На первом этапе вы можете самостоятельно пиарить свою компанию, если не готовы тратить деньги на привлечение специалиста. Конечно, у вас уйдет больше времени и сил на подготовку материалов, плюс вы не сможете просчитать риски и использовать некоторые форматы, так как не знаете деталей продвижения. Я верю, что при должном желании собственник компании или руководитель сможет взять на себя PR, но как показывает практика, за редким исключением – результаты профессионалов и энтузиастов сильно отличаются.
Забудьте про экономию, если хотите поручить направление одному специалисту. Вчерашние студенты скорее всего растеряются от многообразия задач и уровня ответственности, что в конечном итоге приведет к отрицательному результату, а опытные специалисты попросят хорошую сумму за достижение поставленной цели. До прихода мастеровитого PR-специалиста нужно систематизировать все процессы в компании, чтобы он мог сосредоточиться на своих показателях эффективности.
Какие форматы использовать
Я не буду рассматривать многоканальные истории с большими бюджетами, характерные для крупных брендов, потому что представители малого и среднего бизнеса чаще ищут отправные точки или хотят расширить способы коммуникации с целевой аудиторией. Лучше постепенно наращивать обороты, передвигаясь от доступных многим форматов до масштабных кампаний.
С чего можно начать:
- Публикации в СМИ. Напишите о своем профессиональном опыте, расскажите про интересные случаи в работе, методики управления и мотивации коллектива.
- Комментарии. Воспользуйтесь сервисом Pressfeed, если нет контактов в СМИ.
- Блог. Размещайте в специальном разделе сайта заметки, чек-листы и лайфхаки, ориентируясь на потенциальных клиентов.
- Социальные сети. Общайтесь с аудиторией живым языком и не забывайте периодически ставить на продвижение потенциально вирусные посты.
- Спецпроекты. Бартерные условия сэкономят вам деньги, а тематическая площадка поможет получить хороший охват. Главное сделать правильный выбор.
- Выступления. Не бойтесь рассказывать о своем продукте или услуге со сцены. Живое общение и прямой контакт позволяют добиться лучших результатов.
- Email-рассылка. Используйте профильный контент и полученные на выставках контакты для отправки тематических писем. Она должна быть интересной и редкой, чтобы от вас не отписались из-за постоянного спама.
Обязательно анализируйте полученные результаты, а иначе PR бесполезен. У вас могут быть отличные отношения с каким-нибудь редактором, дешевый копирайтер для подготовки текстов, лояльные организаторы непонятной конференции и скидки в паблике, посты в котором собирают не больше пяти лайков и двух комментариев – все это не имеет никакого смысла, если на выходе вы не видите роста брендовых запросов и переходов на сайт.
Сколько стоит PR
Все зависит от ваших задач и возможностей. Нельзя за 1000 рублей обойти конкурента, который годами тратит сотни тысяч на продвижение своего бизнеса. Амбиции и желание побеждать – плюс, оторванность от реальности с ощущением своей исключительности – серьезный минус. Большинство форматов, описанных выше, могут принести желаемое даже при минимальных вложениях. Я распишу примерный порядок цифр по каждому из них:
- Публикации в СМИ. Бесплатно, если хорошо пишете сами. Привлечение нормального копирайтера обойдется от 10 000 рублей и выше.
- Комментарии. Бесплатно, но с ограничениями – на Pressfeed не больше трех ответов в месяц. За расширение придется заплатить от 3990 рублей за 30 дней.
- Блог. Зависит от площадки, где вы будете размещать свой контент. После небольшого обучения и помощи разработчика вы станете сами публиковать материалы.
- Социальные сети. Делать посты вы можете самостоятельно, как и определять бюджет на таргетированную рекламу. К примеру, в среднем мы тратим около 3000 рублей на продвижение одной статьи. Подсказки и чек-листы помогут с настройками.
- Спецпроекты. Все очень индивидуально. В прошлом году мы размещали серию материалов за 50 000 рублей в одном отраслевом издании, а в начале этого года сделали публикацию на стороннем ресурсе за 20 000 рублей.
- Выступления. С познавательным и актуальным докладом – бесплатно, только нужно пройти модерацию, с рекламным лучше не выступать. Платное участие в программе начинается от 20 000 рублей за 15-минутное выступление.
- Email-рассылка. Бесплатный аккаунт MailChimp с возможностью отправки до 12 000 писем в месяц на 2 000 подписчиков. Изучите механику и вперед.
Когда ждать результатов
Быстро не бывает ничего хорошего, поэтому стоит набраться терпения и вспомнить про накопительный эффект, если ваша компания планирует проработать больше нескольких месяцев. Разбейте процесс на этапы, присвоив каждому конкретные цели и сроки их выполнения. Как говорится – «Нет KPI и дедлайна – значит, нет задачи».
Анализ ключевых показателей эффективности поможет вам оперативно корректировать курс, следовательно, экономить бюджет и добиваться лучших результатов. Конечно, вы можете запустить взрывной PR, правда вам никто не даст гарантий успеха на долгую дистанцию, плюс придется потратить приличную сумму на разработку и реализацию креативной концепции.
Измерять отдачу от PR нужно месяцами, а дальше все зависит от ваших задач, бюджета, деловых контактов и уровня специалиста, к которому точно придется обратиться, если вы хотите привлекать потенциальных клиентов и развиваться, а не просто радоваться тому, что о вас где-то упомянули и сопроводили заметку маленьким фото.
сложилось впечатление, что автор всю сознательную деятельность просидел в кабинетном режиме, пора бы и полевой путь отправиться "за орденами". Лучше б взял и поделился успехами по размещению "паблисити", если уж что то захотелось написать.
Уважаемый Евгений,
А Вы не в курсе, что на Ехе обсуждаются публикации, а не личные качества авторов? Если не в курсе, разрешите Вам напомнить содержание п. 12.3 Декларации Сообщества:
12.3. Стараются не допускать оф-топиков, личной переписки, разжигания конфликтов и личных претензий;
https://www.e-xecutive.ru/pages/declaration
Евгений, я поделился теми практическими рекомендациями, которые захотел написать. Соглашаться с ними или нет - решать уже вам. Я бы с удовольствием почитал вашу статью про полевой путь "за орденами" и успехи по размещению "паблисити", если считаете, что это лучше.
Мои 5 копеек из собственной практики) Чтобы публикации шли в СМИ мало уметь самому хорошо писать или иметь хорошего копирайтера. Надо еще иметь выходы на журналистов, а это уже совсем другая история. Тут без аутсорса вообще не обойтись имхо. Но есть специальные сервисы или агентства, которые помогают выйти в СМИ со своими материалами. Не бесплатно конечно) По стоимости все по-разному, я через PRonline материалы рассылаю, у них от 3000 р. рассылка идет. Это тоже нужно в бюджет закладывать