Ищем PR-специалиста широкого профиля за смешные деньги!

Среди многих бизнесменов сохраняется мнение, что весь фирменный PR может вести один человек-оркестр – «хороший и недорогой».

«Давайте-ка, – посещает руководителя «гениальная» идея, – наймем юную девушку-пиарщицу за небольшие деньги! Она нам все и сделает: пресс-релизы напишет, разошлет, интервью в СМИ организует, юзабилити сайта протестирует, в социальных сетях дружественное комьюнити создаст и поведет его за собой – покупать наш товар».

И действительно, нанимают выпускника престижного вуза, поручают ему «весь PR» и считают, что дело сделано и дополнительных расходов нести не надо – PR это же ведь «как реклама, только бесплатно».

Неудивительно, что результат реализации таких идей чаще всего очень скромный. В лучшем случае, закатав рукава и бросившись распространять по всем каналам всю ему известную информацию, пиарщик добивается успеха по каким-то отдельным направлениям коммуникации. В худшем случае – вместо PR-поддержки компания получает негативное отношение представителей СМИ и других ключевых целевых аудиторий. И за все это удовольствие заплатит сам бизнесмен, фактически украв у себя самого. В любом случае при таком «экономном» подходе говорить о PR, который действительно соответствует целям бизнеса и приносит ощутимую пользу – не приходится.

Ремарка 1: Польза при таком подходе все же есть! Но это польза для самого молодого PR-специалиста, который в такой ситуации имеет шанс набрать опыт работы и контакты со СМИ, а также на своих шишках поймет, как организовывать PR не надо.

В чем же ошибка бизнесмена? В том, что, нанимая молодого и неопытного пиарщика, бизнесмен рассчитывает, что этот специалист в одиночку организует ему эффективные коммуникации.

Однако эффективные PR-коммуникации часто требуют профессиональных навыков и опыта работы с самыми разными каналами коммуникации, опыта решения разноплановых задач, в том числе антикризисных, а это приобретается годами практики. При разумном подходе к организации PR – без узких специалистов не обойтись.

Роль единственного PR-специалиста на фирме сродни роли архитектора и прораба в одном лице. Этот человек должен в первую очередь уметь правильно сформулировать и увязать цель PR с целями компании, разработать стратегию, в т. ч. определить комплекс задач и обосновать показатели достижения PR-цели, а затем грамотно организовать работу необходимых узкопрофессиональных специалистов.

Для ведения результативного PR могут понадобиться услуги:

  • специалистов по Media Relations,
  • по работе в социальных сетях,
  • по работе с местными социальными группами (Social Relations) и органами власти (Government Relations),
  • специалистов по интернет-коммуникациям и других.

Их состав целиком зависит от конкретного состава целевых аудиторий и задач, которые необходимо решить для достижения цели PR. А вот специалист по организации PR и грамотный PR-аналитик нужны в обязательном порядке.

Почему так важен PR-аналитик?

Без правильной аналитики бизнес не сможет изучить свои целевые аудитории и будет часто упускать представляющиеся возможности. Если PR-аналитик на протяжении PR-кампании готовит пресс-релизы, чтобы пиарщики отчитались об объемах и тональности инициированных публикаций, а руководитель прочитал, что пишут СМИ о нем – любимом, то, посмею заметить, аналитик используется слабо. Если аналитик решает задачу анализа PR-активности конкурентов – уже хорошо, но все же недостаточно! Ищите новые возможности использования PR-аналитики

Пример: Компания, занимающаяся поставками комплектующих и ремонтно-восстановительными работами, заказывает ежедневный анализ информации в СМИ, направленный на прогноз появления кризисных ситуаций в своей отрасли. Руководителю фирмы нужны информационные поводы для внеочередного контакта с потенциальными клиентами и предложения своих услуг – до того, как это сделают конкуренты. Первое же «попадание в цель» окупило услуги PR-аналитика на шесть лет вперед.

Но, конечно же, основная задача PR-аналитика – фиксация изменения важных бизнесу ценностей, убеждений, мнений, действий ключевых целевых аудиторий до, в ходе и по завершению каждой PR-кампании. Это просто необходимо, если бизнесмен хочет видеть эффект от PR-деятельности.

Что касается роли организатора – то он должен быть не просто руководителем команды PR-специалистов. Его роль, скорее, это роль полноправного члена мозгового треста при руководителе бизнеса. Именно этот человек должен обладать системным мышлением и быть способным:

  • провести правильный аудит коммуникационной ситуации и выявить важнейшие характеристики ключевых целевых аудиторий;
  • помочь бизнесмену определить корректную цель PR и показатели ее достижения;
  • разработать PR-стратегию, а затем – PR-программу, наиболее соответствующую целям и интересам бизнеса в рамках выделенного бюджета и организовать ее исполнение;
  • правильно поставить задачи перед аналитиком и другими исполнителями и добиться их выполнения;
  • быстро найти и реализовать наиболее рациональный способ действий в каждой конкретной кризисной ситуации.

Без такого специалиста, способного разработать грамотную PR-стратегию (в т.ч. комплекс антикризисных мер), беспристрастно оценить необходимость тех или иных направлений коммуникации, а затем организовать своевременное и качественное решение всех спланированных коммуникационных задач, эффективного PR просто не будет.

Ремарка 2: У нас, кстати, еще очень распространен взгляд на PR, как на часть маркетинговых коммуникаций. Однако, чуть раньше в США и в Европе, а в последние годы и у нас – в России, все очевиднее становится дрейф PR из тени маркетинга в сторону самостоятельного и полноправного направления стратегического менеджмента.

Коммуникации, направленные на установление выгодных бизнесу отношений с общественностью, все реже ограничиваются работой только с покупателями и представителями СМИ. Объектом коммуникаций становятся инвесторы, партнеры, собственные сотрудники, социальное окружение бизнеса и даже органы власти.

«И что же, – спросит рачительный собственник, – я должен нанять всю эту «банду пиарщиков» и ежемесячно тратиться на зарплату плюс налоги? Да таким PR мой небольшой бизнес и разорить можно!»

Можно! Но выход-то есть – аутсорсинг! Оплата за результат, а не за время, проведенное специалистами в офисе.

Однако и тут есть нюансы!

Конкуренция в кризис обострилась, и если вам дорог ваш бизнес – помните: PR-цели, PR-стратегия и PR-планы вашей компании – это информация не для всеобщего ознакомления, она – «лакомый кусок» для ваших конкурентов!

Оцените тот минимальный и достаточный круг PR-специалистов, который должен быть посвящен в PR-стратегию и планы.

Если ваш бизнес достаточно крупный и риски финансовых потерь при утечке информации значительны – лучше иметь свою команду PR-специалистов и привлекать заранее отобранных сторонних исполнителей только под отдельные нетипичные мероприятия и экстренные задачи.

Если такой вариант для вас обременителен – ограничьтесь собственным системно мыслящим и грамотным PR-организатором и, возможно, собственным PR-аналитиком.

Если у вас мелкий бизнес, и вы хотите, что бы он все-таки получал правильную PR-поддержку – остается одно – найти PR-агентство или просто опытного PR-специалиста – организатора (этот вариант может быть дешевле), который способен организовать грамотный PR, и встать к нему на абонентское обслуживание. Естественно – с заключением соглашения о конфиденциальности.

Если у вас все не так, возможно вы имеете важную причину отказаться от PR!

Причина для этого может быть только одна.

Причина отказаться от PR в кризис

Да, мне известна одна веская причина отказаться от PR в кризис!

Вот она – в кризис нельзя тратить и копейки на неэффективный PR – на интуитивный PR без аналитики, на PR ради PR, на PR не отвечающий целям бизнеса!

Потому что в кризис: неэффективный PR = вредоносный PR.

Цена ошибки может быть слишком высока!

Некоторые крупные банки в начале кризиса вместо того, чтобы сообщить клиентам о реальных и потенциальных проблемах, рассказать о мерах по их преодолению и тем самым повысить доверие к себе – собирали огромные пресс-конференции и громко заявляли, что у них нет никаких проблем, не приводя ни цифр, ни аргументов. Результат – утрата доверия, лавинообразный отток клиентов и финансовых средств со счетов!

Для чего нужно отказаться от такого PR?

Чтобы немедленно начать выстраивать эффективные PR-коммуникации с клиентами, партнерами и властями!

Если бизнесмен хочет добиться успеха в условиях конкуренции – он просто обязан для блага своего бизнеса использовать мощь и богатые возможности связей с общественностью. Особенно в кризис.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Дорогие друзья!
Поздравляю всех с наступающим Новым 2014-м Годом, желаю счастья, удачи, здоровья!
Одновременно презентую свою новую статью и предлагаю всем, кого затронула эта тема обсудить ее.
Возможно в какой-то отрасли дела с PR обстоят иначе и вы можете привести интересные примеры!

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Хорошая статья! Еще вчера прочитала)).

Ваши статьи - как кусочки драгоценной мозаики - хороши даже по-отдельности, а вместе - складываются в отличное целое! :)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Спасибо, Наталья!
Буду стараться и дальше вас радовать! :-)

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Дмитрий Сингеев пишет: Буду стараться и дальше вас радовать! :-)
Дмитрий, а Вы книги уже издавали?)
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Первая из моих книг сейчас - на доработке. По она посвящена не PR, а еще одной моей страсти - поэтому работа идет не так быстро, как мне хотелось бы.
Вторая книга, я думаю, будет про PR. ;-)
Что выйдет быстрее - посмотрим!

Иван Профилов Иван Профилов Бренд-менеджер

Все то же самое, как описано в статье, имеет место в маркетинге в целом. Особенно региональном. Хотя, подозреваю, что с некоторых пор в Москве происходит также.

Собственник: - ''А давайте-ка наймем девочку-студентку за 3 копейки (а лучше вообще бесплатно, за опыт и обещания хорошей жизни как-нибудь потОм), и она нам будет делать весь комплекс маркетинга - от разработки рекламных макетов, брендинга, стратегии, до маркетинговых исследований, аналитики и конкурентной разведки''
Подчиненные: - ''А может все-таки создать отдел, взять несколько зрелых специалистов с опытом и знаниями, портфолио реализованных проектов, работы же очень много, один человек со всей не справится?''
Собственник: - ''Не, не надо. Там же все просто. Что там делать? Раз-два-три - аналитика готова, еще 10 минут - и исследования сделаны, до обеда можно еще брендинг сделать и пиар написать, а после обеда всю рекламу. Сам бы сделал, да лень такой фигней заниматься. Да и потом - специалистам же платить хорошо надо, плюс они еще будут иметь свое мнение, которое будут высказывать (а я этого ой как не люблю!), да и гордые они, не будут заглядывать в рот с вопросом ''чего изволите, сэр?'', лояльности у них маловато, больно они независимые. Так что давайте лучше возьмем девочку 20 лет. И чтобы с бюстом 3 размера и длинными ногами. Для эстетики, так сказать''

Думаю, уже давно ни у кого нет вопросов, почему в России такой откровенно херовый маркетинг.

Иван Профилов Иван Профилов Бренд-менеджер

Вот недавно только видел объявление: требуется пиар-менеджер, опыт работы 3-6 лет, строго до 30 лет возраст, знание....(список на страницу), умение.....(список на страницу), обязанности.....(список на страницу). Зарплата 20 тысяч рублей (ЮГ РФ). Вот кого они хотят найти? Кто из нормальных людей пойдет работать на такие деньги? Правильно - никто! А они потом плачут, что хороших сотрудников нынче не найти - никто работать не хочет. Какие же все-таки лицемеры наши работодатели!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети компаний переманивают чужих сотрудников

Большинство работодателей занимаются прямым хантингом из-за нехватки людей на рынке труда.

Эйджизм на рынке труда России снизился

Работодатели все чаще присматриваются к возрастным кандидатам.

60% подрабатывающих россиян не копят деньги системно

Каждый пятый россиянин сразу тратит все деньги с подработки. 

70% россиян обращают внимание на корпоративную культуру при выборе работодателя

Самыми важными аспектами корпоративной культуры опрошенные назвали открытость и прозрачность управления, возможности для обучения и развития и сильный командный дух.