Какое будущее ждет сферу IT после коронавируса

Ли Майлз, региональный менеджер Red Hat в Центральной и Восточной Европе, СНГ, Ближнем Востоке и Африке, специально для Executive.ru

Во время пандемии IT-индустрия стала одним из главных драйверов экономики. Бизнес во многих, даже далеких от IT отраслях остался на плаву лишь потому, что компании смогли быстро перевести сотрудников на удаленную работу и перенаправить свои производственно-сбытовые цепочки в цифровое пространство. Технологические решения обеспечили инфраструктуру и непрерывность процессов при работе онлайн.

Очевидно, в постковидном мире значение IT только вырастет, а главными точками роста в этой сфере станут направления, помогающие бизнесу нормально функционировать в новых условиях — облачные и периферийные вычисления, кибербезопасность, предиктивная аналитика, искусственный интеллект, интернет вещей, мобильные решения и другие технологии.

Цифровизация проникает повсюду

IT-индустрия как в мире, так и в России, пережила первую волну пандемии достаточно уверенно. По прогнозам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), опубликованным в докладе «Экономика Рунета» в апреле 2020 года, даже по пессимистическому сценарию можно ожидать рост отрасли по итогам года на 8%.

В первую очередь рост это обеспечат все решения, связанные с цифровой трансформацией бизнеса. Ситуация коронавируса значительно ускорила процесс перехода «к цифре» — причем даже в традиционных секторах экономики. Что это за решения?

  • Во-первых, обеспечение работы сотрудников, call-центров, клиентских отделов в удаленном режиме.
  • Во-вторых — все, что связано с автоматизацией для улучшения клиентского опыта: чат-боты, искусственный интеллект, дата-аналитика.
  • В-третьих — сервисы, позволяющие взаимодействовать с потребителями по дистанционным каналам: биометрия для подтверждения личности, бесконтактная оплата, производство и распространение.

Причем внедрять подобные задачи пришлось компаниям, которые до того десятилетиями функционировали в традиционном режиме. Возьмем, к примеру, любого непродуктового ритейлера. Во время карантина, когда физические магазины оказались закрыты, а работа в офисе ограничена, единственным способом выживания для такой компании оказался уход в онлайн-торговлю.

Для этого нужно было быстро создать (или масштабировать) свою техническую и технологическую инфраструктуру, модернизировать приложения, трансформировать системы — чтобы обеспечить удаленный доступ сотрудников к рабочим местам и адаптировать все бизнес-процессы к новым условиям. Появились и более специфические задачи.

Например, производственным предприятиям потребовалось радикально ускорить способы разработки и вывода на рынок нового продукта или услуги, адаптированного под изменившиеся требования покупателей. То, что раньше могло затягиваться на месяцы, сейчас должно занимать недели или даже дни.

Облака и кибербезопасность

События минувшей весны не породили новые тренды в развитии IT-отрасли, но усилили уже существующие. Одним из самых заметных трендов стала востребованность публичных облачных сервисов и технологий. Этот сегмент в последние годы показывал уверенный рост — только в России услуги облачного хостинга, IaaS, PaaS и других инфраструктурных сервисов вырос, по данным РАЭК, на 19% в 2019 году.

Внутреннее исследование Red Hat Global Customer Tech Outlook 2020 показало, что 31% заказчиков выбирали гибридно-облачную модель своей структуры, а у 18% были запущены проекты цифровой трансформации; и это еще до пандемии.

В первой половине 2020 года мы наблюдали повсеместный всплеск интереса к облакам и цифровым платформам. Если раньше компании пользовались собственными серверами для разработки и поддержания процессов, то теперь им потребовались облачные площадки для обеспечения удаленной работы сотрудников в офисах, колл-центрах, клиентских отделах, доступа к CRM-системам, корпоративным справочникам, приложениям. Возник вопрос оптимизации рутинных процессов, таких как мониторинг и поддержка инфраструктуры.

Очевидно, потребность в облачных сервисах сохранится и в ближайшие годы. Облачные приложения станут ключевыми в сфере здравоохранения, недвижимости, телекоммуникаций и других отраслях. Высокопроизводительные вычисления в облаках, ранее доступные только крупным компаниям, заинтересуют и средний бизнес. Поэтому в этот сегмент можно ожидать приток дополнительных инвестиций и новых клиентов.

Вместе с тем растет значение защиты данных. Работа в удаленном режиме обнажила бреши в безопасности, связанные с доступом к корпоративным сетям с домашних точек. Сюда добавились лавинные нагрузки на инфраструктуру, возросшее количество кибератак, утечек и краж конфиденциальной информации.

Уже сегодня ясно, что компаниям приходится быстро вычислять и ликвидировать слабые места в своей ИТ-инфраструктуре: так, по данным «Альфастрахования», более половины российских компаний увеличили расходы на кибербезопасность с начала года. Высокий спрос на решения в области защиты данных и систем сохранится и в дальнейшем — а высококвалифицированные специалисты в этой сфере будут особенно востребованы на рынке труда.

Экспертиза как услуга

При этом многие компании столкнулись с проблемой отсутствия навыков работы с проектами, связанными с цифровизацией бизнеса. Нагрузка на IT-подразделения увеличилась, собственных ресурсов у компаний не хватало, поэтому они стали обращаться к внешним провайдерам: облачным — за дополнительной инфраструктурой и вычислительными мощностями, разработчикам операционных систем — за платформами для удаленной работы, поставщикам решений по кибербезопасности — за дополнительными мерами защиты при работе из дома.

Эти тенденции сохранятся и в постковидном мире — просто потому, что экспертизы и мощностей бизнеса часто недостаточно для решения специфических IT-задач, которые требуются для его функционирования.

Последствия такой «ускоренной» глобальной цифровой трансформации мы расцениваем как позитивные. Можно с уверенностью говорить о том, что нынешние вложения в перестройку IT-инфраструктуры помогут бизнесу не только пережить пандемию, но и дадут ему новый импульс для повышения эффективности и развития. Сегодня компании, зачастую в авральном режиме, учатся поддерживать распределенный офис и взаимодействовать онлайн с потребителями и партнерами. Растет значение open-source проектов, которые позволяют ускорять процессы разработки новых продуктов, научных исследований, обмена данными.

Нефтяная компания ExxonMobil, к примеру, внедрила с помощью Red Hat технологию, совмещающую принципы open-source и agile, для более быстрого обмена алгоритмами между собственным отделом R&D и клиентами — инженерами, геологами, которые определяют локации и методы разработки новых месторождений.

Благодаря совместной работе в облаке, ученые со стороны ExxonMobil и служб НИОКР ее заказчиков теперь могут быстрее делиться теми или иными идеями, тестировать гипотезы, вносить изменения в проект. Эффективность работы выросла в несколько раз, как и количество исследовательских проектов, которые удается реализовывать ежегодно.

Будущее IT: точки роста

Коронавирус не только ускорил цифровую трансформацию предприятий, но и заставил их искать новые способы использования высоких технологий в своих целях. Недавно ВЭФ опубликовал топ-10 главных технологических трендов в эпоху COVID-19, которые останутся с нами и после пандемии.

В него вошли среди прочих бесконтактные платежи, онлайн-обучение, телемедицина, 3D-принтинг — то есть технологии, которые помогают людям взаимодействовать и получать привычные услуги и товары даже в условиях социального дистанцирования.

Для обеспечения этих сервисов, в свою очередь, компаниям потребуется облачная инфраструктура и высокопроизводительные вычисления, помощь искусственного интеллекта, технологии компьютерного зрения, машинное обучение. Стоит ожидать, что в ближайшие годы спрос именно на эти технологии вырастет многократно.

Еще один важнейший комплекс перспективных технологий связан с обеспечением привычных сервисов с помощью бесконтактных устройств. Мы семимильными шагами движемся в сторону мира, в котором готовить и подавать блюда, проводить операции, выполнять хозяйственные работы станут роботы, а доставлять грузы и людей — беспилотный транспорт. Проектов в этой области уже множество, и коронавирус только подстегнул их разработку. Технологии, помогающие построить «бесконтактный» мир, в ближайшие годы останутся одним из важнейших драйверов ИТ-индустрии — и одной из наиболее интересных для инвестиций сегментов.

Ряд таких проектов основан на open-source принципах, что позволяет еще быстрее проверять гипотезы, проводить испытания и, например, избегать создания дублирующего программного обеспечения. Скажем, многие университеты, частные компании, исследовательские лаборатории по всему миру используют платформу с открытым кодом Robot Operating System (ROS) для упрощения задач, связанных с разработкой роботов.

Роботы, построенные на основе инструментов ROS, занимаются доставкой покупок, убирают квартиры, встречают гостей в отелях и выполняют другие функции, которые, безусловно, сохранят свою актуальность и в постковидном мире. Другой пример связан с использованием открытых данных в проектах автономного вождения.

Разработчики беспилотных автомобилей для города (например, американская компания nuTonomy) и ПО для них (стартап Skymind) обмениваются данными на основе open-source платформ, чтобы искусственный интеллект быстрее учился распознавать и анализировать объекты и других участников движения на дороге и делал меньше ошибок.

Технологии против пандемии

Высокие технологии, в том числе разработки с открытым кодом, становятся сегодня еще и важным оружием для борьбы с коронавирусом. Так, например, в США создана open-source коллекция литературы о коронавирусе, сгенерированная искусственным интеллектом. ИИ помогает ученым доставать важную информацию из огромного массива данных, подмечать и анализировать определенные закономерности, делать выводы о возможных мутациях вируса и новых группах риска.

Этот проект идейно перекликается с американской национальной инициативой OpenNotes — «библиотекой медицинских данных», доступ к которым имеет как врач, так и пациент. Обе стороны могут быстро делиться информацией с внешними участниками — другими пациентами или экспертами, что позволяет пациентам лучше понимать свое состояние и при необходимости быстрее находить высококвалифицированного специалиста для лечения своего заболевания. Подобный «открытый» подход к сбору, обработке и анализу информации доказывает свою эффективность как во времена пандемии, так и вне ее.

Огромное значение в ближайшие годы приобретет предиктивная аналитика. Мир уже научился собирать, накапливать, обрабатывать и хранить большие массивы данных. Теперь на первый план выйдет способность использовать их для того, чтобы отвечать на вопросы о возможных сценариях развития будущего. И, главное, о том, какими шагами можно изменять грядущие события в пользу желаемых результатов.

Прозрачный обмен медицинской статистикой между разными странами, например, поможет лучше оценивать события с низкой вероятностью, но большим влиянием на будущее — «черных лебедей», по определению экономиста Нассима Талеба. Предиктивная аналитика и форсайт позволят распознавать такие события на ранних стадиях и предпринимать шаги, не допускающие их развития. Другими словами, экспертиза сферы IT станет ключевой не только для минимизации негативных последствий пандемии, но и для недопущения новых подобных кризисов.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Украина

За IT не преживайте - там все хорошо

Я бы больше переживал за медицину

 

Руководитель, Владивосток

И где тут искусственный интеллект?

Коммерческий директор, Воронеж

Сегодня IT средства позволяют нам быстрее и эффективнее принимать управленческие решения, но пока не более. Самоизоляция придала импульс ускоренному развитию ряда направлений. Рост сферы и объемов таких услуг идет по экспоненте, но с другой стороны затраты на защиту данных растут еще более быстрыми темпами.  И когда эти две кривые сблизятся, произойдет качественное изменение этой эволюции. Электронные события будут не отдалятся о т человека, а уходит внутрь его, повышая эффективность процесса обработки и резко снижая затраты на защиту данных. И главное – это дает возможность реализовать когнитивные системы в симбиозе с человеческим разумом и его огромными  возможностями. Современные достижения нейроэлектроники  дают этому уверенную надежду.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.