12-13 декабря 2019 года в московском Центре международной торговли в двенадцатый раз прошла Неделя Российского Интернета – Russian Internet Week (RIW) 2019 – одно из крупнейших IT-мероприятий страны.
Сергей Плуготаренко, директор РАЭК, во вступительном слове сказал, что сегодняшний тренд и главный акцент RIW текущего года – GR (Government Relations), взаимоотношения с государством, поскольку вклад интернет-экономики в ВВП России уже превышает 5 трлн руб.
Как сети 5G изменят бизнес
Алексей Корня, президент МТС, в своем выступлении напомнил, что четвертое поколение связи дало нам возможности пользоваться стримингом, потоковым видео, тяжелыми приложениями в смартфонах – и это уже изменило нашу жизнь и наши модели потребления. Технологии на основе 5G, которые придут завтра, дадут новые возможности в таких областях, как: дополненная реальность, виртуальная реальность, искусственный интеллект, роботизация, квантовые вычисления. Алексей Корня добавил, что в России есть передовые внедрения и наша страна идет на фронте внедрения инноваций, появляющихся в мире.
В подтверждение этих слов компания МТС провела во время мероприятия первый в мире двухсторонний междугородний голографический звонок по сети 5G. Ранее голографические звонки проводились только в одностороннем порядке. На связь вышел блогер Wylsacom, который во время конференции находился в Кронштадте. Звонок оказался удачным, но непродолжительным – судя по всему, он обошелся недешево, но данные по стоимости раскрыты не были.
Искусственный интеллект знает о беременности раньше вас
В рамках открытия также провели круглый стол «Человек и Технологии: вызовы и решения». Модерировал дискуссию Илья Копелевич, главный редактор Business FM. Пользу и вред искусственного интеллекта и больших данных обсудили топ-менеджеры крупнейших компаний: Марина Жунич – директор Google Россия и СНГ, Кристина Тихонова – президент Microsoft в России, Дмитрий Чернышенко – гендиректор «Газпром Медиа», Леонид Левин – депутат Госдумы РФ, Игорь Дроздов – председатель правления фонда «Сколково», Борис Глазков – вице-президент компании «Ростелеком».
В качестве примера опасности использования технологий вспомнили американскую компанию Target, которая с помощью системы прогнозирования определила беременность дочери покупателя раньше, чем она поняла это сама. И когда ей прислали купоны на детскую одежду и памперсы, отец был очень удивлен. Выяснилось, что система отслеживала изменения в покупательских привычках девушки и сравнивала с данными других покупателей. В какой-то момент система выдала вердикт по высокой вероятности беременности.
Подписан Этический кодекс по работе с данными
Дискуссия завершилась торжественным подписанием Кодекса работы с данными. Первыми поддержали Кодекс крупнейшие российские компании: Яндекс, МегаФон, Сбербанк, Газпром-медиа, Тинькофф Банк, Газпромбанк, oneFactor, Группа QIWI, Mail.ru Group, Группа ВТБ, ВымпелКом, Ростелеком, МТС, а также Аналитический центр при Правительстве РФ. В качестве подписи использовали бейджи, которые прикладывали к специальному экрану – такой способ поставить подпись тоже применялся впервые.
Положения Кодекса должны стать основой для саморегулирования участников рынка данных при их взаимодействии с гражданами, юридическими лицами, государством и между собой. Документ распространяется на работу со всеми разновидностями данных: от пользовательских до промышленных. Важная часть Кодекса – «Белая книга», в ней собраны примеры ответственного поведения в отношении обращения с данными. Книга должна стать ориентиром для участников рынка и оказать позитивное влияние на развитие отрасли в целом.
Аудиторию онлайн-игр пора принимать всерьез
На блок-конференции «PR, Media and Tech» одним из примечательных выступлений, вызвавших немало удивленных вздохов собравшихся, стала презентация руководителя PR PC и консольных продуктов My.Games Евгения Закирова. Первым «удивительным сюрпризом» стало сравнение отраслей рынка развлечений, по данным RIAA, SuperData, NewZoo и NPD.
Евгений Закиров, руководитель PR PC и консольных продуктов, My.Games:
Когда люди говорят про индустрию видеоигр, они представляют себе что-то нишевое. Сразу перед глазами человек с редкими волосами, с избыточным весом, который сидит в неправильной позе перед компьютером и проводит перед монитором всю свою жизнь. И индустрия кажется чем-то гиковским, нердовским и так далее… На деле, как выглядит соотношение рынков, вы видите на слайде. Основной сегмент аудитории геймеров в России – от 25 до 34 лет, а вовсе не 13-14, как многие себе представляют.
По словам Евгения, игровое сообщество очень разнопланово: это и юноши, и молодые люди, и взрослые, в том числе, бизнесмены. Их объединяет сходный образ мышления, более-менее общая система ценностей, и все они являются драйверами контента. И бизнесу стоило бы поучиться выстраивать коммуникацию с этими людьми, ведь этот рынок уже начинает диктовать свои условия по всему миру.
Какое будущее ждет вузы
На круглом столе «Кадры для цифровой экономики» в рамках блока «Digital Transformation» разгорелся нешуточный спор, сразу выделивший два четких «угла».
Виталий Терентьев, директор департамента специальных проектов HeadHunter, предрек высшим учебным заведениям страны незавидное будущее: «меняйся или умри». По мнению представителя бизнеса, вузы уже не справляются с задачами, которые перед образованием ставит стремительно меняющийся под влиянием цифровой трансформации рынок. А уж в ближайшем будущем не справятся и подавно.
В другом «углу ринга» ректор Московского технического университета связи и информатики Сергей Ерохин настаивал на каноничности «вышки» и незаменимости фундаментальной науки. В то же время кандидат технических наук согласился с несгибаемой догматичностью системы.
Сергей Ерохин, ректор, МТУСИ:
Самый большой недостаток действующей системы образования – это инерционность. Да, ВУЗ – это большая махина, развернуть которую крайне тяжело. ВУЗ живет по правилам государства, и чтобы выпускать принципиально нового специалиста, нам, по хорошему счету, требуется шесть лет. Один год мы разрабатываем стандарт, второй год утверждаем, потом принимаем студента и через четыре года выходит бакалавр. Исходя из этого, специалиста по искусственному интеллекту мы должны были начать готовить в 2012 году.
Что касается внутреннего обучения, рынки на самом деле это уже проходили – каждый телеком-оператор заводил собственный «университет». Дело в том, что и онлайн-курсами, и корпоративным обучением вы можете дать некоторые базовые практические навыки. Можно обучить человека работать с нейронной сетью. А может ли человек, который прошел внутреннее обучение в 36 часов, написать нейронную сеть? Нет. Тут оказывается, что у него должна быть хорошая математическая подготовка.
Виталий Терентьев, директор департамента специальных проектов, HeadHunter:
Сейчас те знания, которые вы загружаете в человека за пять лет, устаревают еще до момента его появления. Я не считаю, что война идет за студента. Ничего не произойдет с университетами. Вы просто вынуждены будете измениться: стать более быстрыми, мобильными.
Сергей Ерохин, ректор, МТУСИ:
Вузы, как и все наше общество, вынуждены трансформироваться. И мы будем трансформироваться, безусловно. Как пришли в свое время компьютеры, как появились онлайн-курсы в вузах, как мы скооперировались в площадки и так далее. Естественно, образование будет трансформироваться, но говорить, что внутреннее корпоративное обучение заменит ВУЗ, нельзя.
Безусловно, легче завести внутри компании некую образовательную структуру и давать людям необходимую для новой бизнес-функции компетенцию. ВУЗ этого не может, но он на это и не заточен. Задача вуза – дать человеку фундаментальные знания, на основе которых он потом сформирует прикладные. Когда из университета условного «Мегафона» выйдет нобелевский лауреат, я скажу: «Да, вузы проигрывают».
Что ждет Рунет в 2020 году
16 декабря Ассоциация электронных коммуникаций провела традиционную конференцию «Рунет 2019: итоги года». Материалы с этого мероприятия мы уже использовали, например, в анализе грядущих законодательных изменений. Здесь же эксперты построили интересные прогнозы развития Рунета, в частности – рекламной индустрии.
Алексей Беляев, руководитель аналитического отдела коммерческого департамента, Mail.Group:
Мы видим оптимистичное будущее digital-рекламы и наблюдаем рост многих сегментов рекламы. Лидерами роста являются видео и performance-реклама. Digital-реклама может конкурировать с телевидением: уже в 2018 году digital-среда смогла обогнать традиционные СМИ по объему рекламы.
Рост обеспечивается за счет поисковой и баннерной рекламы. Значимой стала таргетированная реклама. Интернет-реклама начинает интегрироваться в другие коммуникационные каналы. Каждый четвертый рекламодатель, в свою очередь, пользуется этими каналами. Почему же наблюдается рост? Мы выявили несколько драйверов роста интернет-рекламы. Вот пятерка главных причин стремительного развития:
- Увеличение времени онлайн.
- Возможность измерения вложений.
- Богатый выбор ЦА.
- Эффективность интерактивной рекламы.
- Рост аудитории мобильного интернета.
Борис Омельницкий, директор по стратегическому маркетинговому развитию, Yandex:
Происходит интеграция одних каналов в другие. Телевидение, наружная реклама, пресса – все постепенно переходит в digital. Однако не стоит сбрасывать традиционные каналы со счетов: к примеру, телевидение решает важную задачу – оно формирует спрос. Формирование спроса порождает переход в интернет-среду за большей информацией. Такие цепочки становятся не столько тенденцией, сколько правилом.
В рамках конференции презентовали визионерский Hot-List трендов 2020 года:
Фото: Даниил Ромашов и runet-id.com
Это конечно интересно, но я так и не понял, чем тренды 2019 отличались, год прошёл, от трендов 2020?
Что изменилось?
И, по-моему, никто не ответил на главный вопрос – цель, всеобщей компьютеризации?
Заработать больше денег, облегчить жизнь или оказывать манипуляторное воздействие на определённые категории, страны и народы. Интернет же не знает границ.
То, что подписали Этический кодекс по работе с данными – замечательно!
Но, данные собираются зачем? Для того, чтобы их использовать.
А не вторжение ли в личную жизнь искусственного интеллекта, который на основе обработки данных решил, что девушка беременная? Все закричали, как здорово! А девушку об этом кто-то спросил? Ей это надо? Может её отец из дома выгнал?
И это уже никому не интересно.
Не помню в каком городе нашли на помойке копии паспортов тех, кто собирался получить кредит в СБЕРБАНКе. А это человеческий фактор.
Одни будут собирать данные, а другие их пытаться получить, для незаконного использования. И никто от этого не застрахован.
Так что серьёзных вопросов много, но пока видимо никто о них и не собирается задумываться. Пока ребёнку попалась в руки интересная игрушка.
А как начнёт её разбирать, может и током шарахнуть.
Так что впереди большие перемены…
Интересно сравнить долю цифровой экономики в сопоставимых ВВП, к примеру ВВП нашего масштаба стран, городов или регионов - будет больше или меньше? и где бы посмотреть рост динамики доли ЦЭ там же
например NY - есть статистика по долям где нибудь?
Разговоры ни о чем. О каком развитии интернета можно говорить, не ответив хотя бы на такие вопросы: 1) Почему в этой стране закрыт доступ к LinkedIn? 2) Зачем проводить "учения" по изоляции интернета, в то время как мир решает задачи улучшения его доступности и связности 3) Как так случилось, что во многих европейских и американских IT-компаниях уже 20-30% сотрудников говорит по русски? Все всё понимают, но делают вид, что "ого-го, Рунет на волне!!"
Дискуссии о будущем ВУЗов сложно рассматривать только в парадигме новых технологий и востребованных сегодня знаний. Образование всегда делилось на фундаментальное и прикладное. Развитием науки занимались и будут заниматься фундаментальное образование. Там другая логика и взгляд на скоротечные модные тренды и "фишки". Но согласен, что даже тут уже давно можно было бы изменить форматы преподавания.
Про то, как учат: не понятно, зачем большинство вообще чему-то учились в ВУЗах. Они приходят в компании как "чистые листы". Во истину "забудь все, чему тебя учили в ВУЗе". По-прежнему, молодежь идет на "экономистов" и "финансистов", прости Господи.
И проблема не том, что они чего-то не знают. Они не умеют логически мыслить. А начинать нужно со школы, с ЕГЭ. Убили советское образование, которое после развала Союза взяли на вооружение другие страны. Вот уж где серьезно подумаешь над развитием искусственного интеллекта, который анализирует поведенческие модели тех, кто продолжает жить в парадигме ЕГЭ...