Какие реальные риски несет автоматизация производства?

Хочу рассказать о рисках. Не об абстрактных рисках, предполагающих уничтожение людей роботами, а о вполне понятных и почти неотвратимых рисках внедрения IT-системы в производство. Этот чек-лист адресован тем, кто отвечает за внедрение; тем, кто за это платит; тем, кому с этой IT-системой жить и работать.

Внедрение автоматизированной системы управлением предприятием (АСУП) сделает предприятие устойчивее к некоторым рискам, к некоторым – уязвимее. Назначение статьи – собрать максимальный список рисков и методов их локализации, для использования в качестве чек-листа при составлении или валидации ТЗ на IT-систему управления производством.

Внешние риски

Внешние риски слабо зависят от предприятия, но оказывают на него существенное влияние. АСУП настроена на уменьшение незавершенного производства и времени переналадки. Таким образом, предприятие более подготовлено к изменению внешней ситуации. Автоматическое ранжирование факторов, причин и случаев отклонений позволяет распределять усилия на более весомые причины, для уменьшения негативных последствий.

  1. Внешнеэкономический риск. Функционирование в режиме санкций. Возможно ограничение поставок оборудования, технологий, комплектующих. Если на вас нет санкций, значит, есть зарубежные конкуренты, даже на внутреннем рынке. Является ли уровень автоматизации конкурентным преимуществом?
  2. Риск изменения рыночной обстановки. В современной экономике велика доля госзаказа. Обозначен вектор перехода на выпуск значительной доли гражданской продукции, рыночные ниши под которые уже заняты либо не сформированы. Необходимо расширять либо создавать функции изначально не свойственные предприятию: маркетинг, реклама, дизайн, поддержка потребителей и т. п.
  3. Риски поставок. Инструменты, снижающие зависимость от поставщиков. Рэнкинг поставщиков по причинам брака, по срывам сроков. Рэнкинг компонентов по причине брака. Поддержка вынесенных постов ОТК. Автоматизация измерительных устройств на приемке сырья и компонентов.
  4. Сбытовой риск. Отказ покупателя от продукции не по вине ее производителя. Прослеживаемость позволит выявлять некоторые дефекты раньше, чем это сделает потребитель.
  5. Природно-климатический риск. Автоматизация снижает риск экологической нагрузки. Россия – страна неустойчивого климата. Многие технологии требуют регулировки параметров при изменении погоды. АСУТП позволяет делать это автоматически и даже дистанционно. Или, как минимум, вовремя спохватиться.
  6. Информационный риск. Рассматривается как существенный в связи с большим количеством режимной информации и серьезными усилиями некоторых субъектов по краже интеллектуальной собственности. Необходимость согласования применяемых технологий с госорганами. Запрет или ограничение на применение некоторых технологий (цеховой Wi-Fi, внешние облачные вычисления, аутсорсинг, внешняя экспертиза, концепция Bring Your Own Device BYOD…) Оцифрованную информацию, структурированную и собранную в одном месте проще охранять, но если украдут – то сразу и много.
  7. Научно-технический риск. В связи с наличием ограничений на приобретение современных технологий и быстрым развитием «подрывных» технологий (послойный синтез, производственные роботы, электроэрозионная обработка, облачные вычисления) существует риск автоматизировать «вчерашнюю» технологию, вместо освоения «завтрашней».
  8. Нормативно-правовой риск. Начинает проявляться в автоматизированных системах в зарубежных странах. От проблемы персональных данных до ограничения потребительских свойств в маркетинговых целях поставщика технологий. Информатизация вырастила поколения пользователей, которые привыкли жать на кнопки, не представляя последствий и подтверждать соглашения, не читая. Они, не задумываясь, нажимают кнопку «I agree».
  9. PR. Репутационные риски масштабируются. О ваших делах в курсе те, кого это не касается, и в большей степени, чем это представляется. Средства атаки автоматизируются быстрее, чем средства защиты. Ожидание потребителей от автоматизированных производств, часто завышенные.
  10. GR. Государственные органы пытаются регулировать развитие автоматизации производства. В любой момент ваши конкуренты или применяемые IT-продукты могут быть поддержаны или депрессированы.

Внутренние риски

  1. Транспортный риск. Логистика может существенно упроститься при автоматизации. Почему российские предприятия начинают автоматизацию с бухгалтерии, а европейские со складов?
  2. Сбытовой риск. Производство подчиняется маркетинговой цели, согласно приоритетам:
  • Ценовые преимущества – акцент на операционной деятельности.
  • Доверие потребителей – гуру сервиса.
  • Непревзойденный продукт – чемпион инноваций.
  • Успешный – или самый дешевый, или самый милый, или самый крутой. Автоматизация производства без учета интересов маркетинга будет не преимуществом, а препятствием.
  • Производство продукции с неоговоренными или неформализованными параметрами, исключающими приемку продукции заказчиком, переделку продукции или штрафные санкции.
  • Сопротивление персонала, связанное с ожиданием повышения производительности труда и снижением расценок.
  • Оптимизация процессов связанных с сокращением должностей и подразделений, выполняющих дублированные или избыточные функции.
  • Недостаток кадров, способных работать с новыми технологиями.
  • Отток высококвалифицированных кадров.
  • Обязательства по трудоустройству и переобучению или поддержке высвободившегося персонала.
  • Потеря эффективности уникальных специалистов, деятельность которых будет подчинена усредненным регламентам и алгоритмам.
  • Психологическое выгорание. «Новые профессии» порождают новые профессиональные заболевания.
  • Опора на людей, а не на системы или процессы. Когда эти люди уйдут, их место трудно заполнить. Не говоря уже о том, как передать эти знания новым сотрудникам.
  • Сопротивление инновациям связанное с необходимостью освоения новых навыков.
  • Финансовые риски незначительны. Правильно внедряемые системы управления производством дают измеряемый и предсказуемый экономический эффект. Это в случае успешного внедрения. Иначе можно получить неуправляемую систему, или управляемую стихийно сложившимися связями, если старые алгоритмы работы разрушены, а новые нежизнеспособны. Ущерб категорически превысит бюджет внедрения.
  • Управленческие риски. Все, что ведет к выгоде клиента – бизнес-процесс, остальное – «муда». Это японское слово означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности.
  • Риски внедрения

    1. Автоматизация без оптимизации. Процессы надо оптимизировать до попытки автоматизации. «Муда» должна оставаться за порогом автоматизации. Не вкладываем денег в хаос – они уйдут на подогрев космоса. Проект автоматизации начинается с правильной постановки задач управления. Все автоматизируемые бизнес-процессы рассматриваются, согласуются с бизнес-моделью предприятия, затем рассматривается возможность автоматизации. Все процессы и функции производства, подлежащие автоматизации, описываются и формализуются. Это может привести к необходимости реорганизации структуры и методов деятельности.
    2. Приоритет одной службы. Службы IT, департамент развития, технологи. Любая служба может быть драйвером проекта, но ни одна из них не должна получить приоритет в решениях по автоматизации.
    3. Компьютеризация вместо автоматизации. Попытка перенести алгоритм неавтоматизированных операций в новую систему. Возможности новых IT-систем превосходят способность организаций осваивать новые методы работы.
    4. Измеримые показатели. Цели подкрепляются метриками, уровни по которым отображают прогресс в достижении показателей. Трудно развивать то, что не измеряется.
    5. Снижение производительности на период освоения. Новые инструменты требуют сил и времени на освоение. Некоторое время придется поддерживать старую и новую систему параллельно. Резервируйте время на обучение и оптимизацию.
    6. Начинать с планирования. Многие заказчики, зная о сложности планирования и постоянном срыве планов, пытаются развивать IT-системы с автоматизации планирования. Не имея достоверной картины происходящего и реальных норм – составить реальный план невозможно.
    7. Комплексная автоматизация. Комплексное внедрение может быть успешным только на новых предприятиях. На действующих предприятиях автоматизация любого действия (даже провальная) приводит к изменению всех значимых факторов. Изменяется видение, ресурсы, навыки, взаимоотношения с подрядчиками, навыки персонала, время реакции, требования к инфраструктуре, смещаются узкие места и базис оценки. Иллюзия подкрепляется тем, что предприятия, вставшие на путь постепенных улучшений, пересматривающие видение после каждого шага, выглядят, как двухлетней работы. Невнимательные последователи по семь лет разрабатывают концепцию внедрения Manufacturing Execution System, вкладывая средства в детализацию своих иллюзий.
    8. Реструктурирование предприятия. Внедрение начинается с полного обследования всех аспектов деятельности предприятия. Формируется заключение. Описываются бизнес-процессы. Под них формируются алгоритмы. Инфраструктура и функционал приводятся в соответствие с алгоритмами работы. Формализуются необходимые изменения, необходимые до внедрения (кто примет обязательные роли, например), во время внедрения, на переходный период, по итогам внедрения. Это приведет к необходимости введения новых субъектов деятельности и ликвидации или ограничению полномочий некоторых из старых.
    9. Реорганизация деятельности предприятия. Подразделения и участки, затронутые автоматизацией (это не только владельцы систем, а и смежники), придется реорганизовать. Сохраняем полезные наработки и достижения. Изменяем только там, где можно упростить. Предусматриваем резервы во избежание «авралов».

    Информационные риски

    Добиваемся прозрачности, точности и актуальности данных. Это изменит:

    1. Требования к персоналу, усилятся требования к дисциплинированности, сосредоточенности, оперативности, компетенции сотрудников.
    2. Методы работы для должностей, связанных с информационной системой.
    3. Требования к информации:
    • Обработка дополнительных данных, которых не было в информационной системе до этого.
    • Степень детализации данных (вероятно, углубление).
    • Реакция на новые сигналы, генерируемые автоматически.
    • Требования к достоверности, оперативности, актуальности и целостности информации.

    Сопротивление персонала

    Люди ценят стабильность. Внедрение информационной системы, как правило, встречает противодействие на местах. Будьте готовы к тому, что вы встретите:

    1. Боязнь неизвестного.
    2. Недоверие к новшествам.
    3. Опасение потери работы.
    4. Поддержание незаменимости.
    5. Опасение снижения расценок.
    6. Ожидание увеличения нагрузки.
    7. Попытку сохранить нерегламентированные выгоды или привилегии.
    8. Противодействие возрастающей ответственности за свои действия.

    Чтобы хеджировать эти риски, предпринимаем следующие меры:

    1. Содействуем рабочей группе, внедряющей систему.
    2. Ведем разъяснительную работу среди сотрудников.
    3. Создаем у сотрудников чувства неотвратимости нововведений.
    4. Разделяем сотрудников на группы «по интересам» и работаем по приоритетным потерям и выгодам.
    5. Работаем с «лидерами мнений», с неформальными лидерами – персонально.
    6. Наделяем руководителя внедрения правами, позволяющими преодолеть противодействие любого уровня.
    7. Все организационные решения по автоматизации оформляем письменными распоряжениями.
    8. Вводим и контролируем измеряемые показатели перехода операций на новые технологии.
    9. Мотивируем сотрудников к освоению системы, обязательно разделяя материальные и моральные поощрения.
    10. Сокращаем срок параллельного ведения дел.

    Также осознаем следующие риски, связанные с персоналом:

    1. Временное увеличение нагрузки. На период тестирования и настройки системы нагрузка на персонал может возрасти. При задаче поддержки двух систем персонал обычно сохраняет старые методы работы, относя новые к фоновым и второстепенным – отрицая новые методы, обозначая их как причину срыва производственных планов.
    2. Нормативные документы. Есть обязательные законы и нормативы, ограничивающие применение современных средств и технологий автоматизации.
    3. Стремление автоматизировать вчерашний день. Предусматриваем функционал, покрывающий текущие задачи, и задачи развития.
    4. Кастомизация. Готовые модули должны решать 80% задач. Кастомизация только в крайних случаях.
    5. Фрагментарное рассмотрение ресурсов. Отсутствие оценки полной стоимости IT-решений. Заказчик может не видеть «подводных камней», а исполнитель избегает указывать на них при заключении сделки.
    6. Игнорирование рисков. Этому посвящено содержание статьи. Рассматривайте не только выгоды, а и возможные жертвы на пути к успеху.
    7. Масштабирование ошибок. Перекладывая действия на АСУП, надо смоделировать развитие ошибок. Люди все еще лучше роботов оценивают адекватность команд.
    8. Необеспеченная автономность. Насколько работоспособна АСУП при неработоспособности отдельных систем. Manufacturing Execution System обязана продолжить работу, даже когда ERP-система «лежит на боку». Эта обязанность прописана в стандарте.
    9. Несогласованность с исполнителем. Подрядчик, отрицающий риски или считающий все запросы выполнимыми – не до конца понимает задачу.
    10. Формирование группы по автоматизации. Рабочая комиссия должна включать экспертную группу, группу внедрения, возглавляться представителем высшего руководства и формироваться приказом по предприятию, утверждающим состав группы, основные задачи, порядок работы группы, контрольные показатели, периодичность отчетности и контроля.
    11. Опора на внешние компетенции. Нужны специалисты, оперативно решающие рабочие вопросы настройки и эксплуатации АСУП. Обучать своих сотрудников дешевле аутсорсинга. Есть и другие мотивы накапливать компетенции на стороне эксплуатации.
    12. Потеря ключевых специалистов. Увольнение любого сотрудника не должно остановить развитие АСУП.
    13. Упущения планирования поддержки и сопровождения. Многие сервисы (особенно зарубежные) переходят на схему по подписке. Лучше предварительно представлять условия поддержки, гарантии, обновления, доработки, расширения, интеграции системы.
    14. Неполный функционал. Система должна закрывать некий участок IT-ландшафта полностью и иметь бесшовную интеграцию со смежными системами. Упущения вынудят допустить сопутствующее существование неконтролируемых дополнений или приведут к отказу от использования системы.
    15. Обновления с разрывом целостности данных. Политика обновлений должна предусматривать щадящее продление лицензий и комфортный регламент обновлений.
    16. Незамкнутый информационный контур. Система должна учитывать все ресурсы и все операции, ни одно их отклонений не должно вызывать пробелов в информации.
    17. Недостаточность механизмов контроля. Встроенные в систему возможности запроса на подтверждение, подклю­чение автоматических механизмов контроля, замера и сравнения техно­логических параметров с плановыми и нормативными.
    18. Недостаточная скорость работы. Реакция системы для управления производством должна соответствовать скорости техпроцесса и превосходить скорость неавтоматизированной работы.
    19. Нецелостность данных. АСУП не должна позволять правку данных о производстве задним числом. Исправление ошибочных параметров должно приводить к автоматическому их обновлению во всех частях системы. Данные, собираемые человеком, должны сопоставляться с данными из других источников.

    Приглашаю поддержать составление полного списка факторов и методов их снижения в форуме под публикацией.

    Фото: pixabay

    Расскажите коллегам:
    Комментарии
    Генеральный директор, Москва

    Статья поднимает много серьезных вопросов. На мой взгляд даже избыточно много т.к. читая вопросы в конце, начисто забываешь, что за вопросы были в начале. Может просто это у меня, мозг уже не может воспринимать столько информации сразу? Но мне всегда казался правильным такой способ поедания слона - маленькими кусочками.

    Директор по развитию, Екатеринбург
    Олег Шурин пишет:
    На мой взгляд даже избыточно много т.к. читая вопросы в конце, начисто забываешь, что за вопросы были в начале.

    Вообще - это чек-лист. Не предназначен для запоминания.
    Скорее наоборот - распечатывается, берётся с собой для обдумывания или на совещания, дабы чего важного не упустить. И черкается поверх распечатки пометками о важных мыслях по каждому пункту.
    Второй способ - копипастится в новый документ и решения для конкретного случая пишутся поверх текста.
    Напоминаю: "забить на проблему" - вырожденный случай решения проблемы, если это не прокрастинация, а здравое решение.

    Адм. директор, Санкт-Петербург

    Мне до сих пор нравятся изящные примеры проверки функционирования первых автоматических устройств в космосе - например, когда при нормальном функционировании слабенькой вычислительной машины звучали "подмосковные вечера", а по сигналам первого ПС-1 можно было после расшифровки узнать температуру и давление внутри него...

    По производству: в 1998 году меня впечатлил пример автоматизации бухгалтерского учёта на пивзаводе Степана Разина - там воедино свели оплаты, отгрузки, выход готовой продукции и расчёт с партнёрами. На вопрос главному бухгалтеру "Что для Вас изменилось" он ответил: теперь девочки гораздо быстрее находят свои ошибки! Например, говорит, они, видимо в сбыте ошиблись на полпроцента... Просит бухгалтеров проверить показатель и приглашает выпить пива кофе. Через 10 минут вбегает заместитель с докладом - ошиблись на 0,4 процента, извините... А он говорит- сейчас 10 минут ушло, а раньше - целый рабочий день.... Так что и мне тоже стало удобнее!

    По автоматизации производства: оно при правильном построении процессов должно предсказуемо/стабильно работать! А всё остальное из списка - должно интересовать профильных специалистов...

    Генеральный директор, Санкт-Петербург

    Согласно заголовку рассчитывал прочитать о рисках автоматизации строго производственных процессов. В статье навалено все подряд и риски и возможности и экология и продажи и макроэкономика, да зачем нужен такой чек лист. И почему это чек лист, который обычно требует галки при наличии/отсутствии фактора, это скорее сочинение откуда вообще прибегает зверек в песцовой шубе, и какие возможности есть если он не пребежит. В общем хотел инструмент, а получил в подарок.....книгу, точнее талмуд.

    Директор по развитию, Екатеринбург
    Святослав Иванов пишет:
    о рисках автоматизации строго производственных процессов.

    в этом и есть цель статьи.

    Определить , как донести до генеральных директоров, не очевидные взаимосвязи.

    Макроэкономика - именно автоматизация производства создала возможность репатриации производств из ЮВА домой в Германию и США.

    Экология - вообще решается в цеху. СПБ - город самых чистых улиц))) испорченный в производстве шампунь отдают мыть улицы, порциями по 13 кубов.

    А куда при этом девают неправильно смешанный обувный крем?

    По экологии и АСУП у нас шикарнейший кейс есть.

    К тому же статья жестко форматирована под стандарты портала и "потеряла" два самых важных абзаца.

    Будет замечательно если Вы сформулируете СВОЙ вопрос. Постараюсь на него ответить.

    Я не очень помню как Тора превратилась в Талмуд. И вообще я - инженер, а не поэт))

    Группа экспертов делает концепцию автоматизации в машиностроении. Спорные моменты решено опубликовать, глава о рисках превратилась в такую вот статью))

    Нужны правильные вопросы

    IT-менеджер, Москва

    Игорь, большое Вам спасибо, очень хорошо структурированный документ, который можно использовать в работе. Особенно, учитывая новые требования ISO 9001 по работе с рисками. Утащил к себе в архив, надеюсь пригодится.

    Директор по развитию, Екатеринбург
    Михаил Славнов пишет:
    надеюсь пригодится

    Самые главные риски не вошедшие в статью:

    Преувеличенные ожидания

    Хайп вокруг Индустрии 4.0 приводит к тому, что некоторые ожидают всеобщего благоденствия и автоматизации всего, сразу и навсегда. Ожидания преувеличены. Реальным проектам АСУП вредны.

    Превращение процесса в мероприятие

    Автоматизация это непрерывный процесс улучшений. Иногда постепенных, иногда квантовых. Кто-то ждет вот, как напроектируем-напроектируем, затем, как внедрим-внедрим, и заживём-заживем. Кто-то накручивает цикл Деминга.

    Руководитель группы, Москва

    Материал понравился - добавил в закладки.


    Партнер, Москва

    Некоторое противоречие в названии, прелюдии и содержании. Название - это скорее всего творчество редактора - пропускаем.

    Автоматизировать систему управления без замены оборудования - возможно ли это? Ведь не о автоматизации только бухгалтерии и управленческого учёта идёт речь?

    Вообще, по поводу критики постепенных улучшений не согласен - вначале, первый шаг должен быть оцифровка для начала автоматизации на современном уровне. Это не один день займёт, если не покупать сразу целиком производственную линию, ... с соответствующими последствиями.

    Рядом обсуждается статья по поводу MES систем - там как-то это больше увязано.

    Профессор, Москва
    Андрей Радионов пишет:

    Некоторое противоречие в названии, прелюдии и содержании. Название - это скорее всего творчество редактора - пропускаем.

    ...

    Рядом обсуждается статья по поводу MES систем - там как-то это больше увязано.

    Автор пишет:

    1.«Кастомизация. Готовые модули должны решать 80% задач. Кастомизация только в крайних случаях.»

    Думаю, что одним из скрытых, но весьма серьезных рисков при внедрении проекта автоматизации состоит в том, что Заказчик, понимая, что в Техническом задании он не смог полностью описать те требования, которые он хотел бы увидеть при завершении проекта (с самого начала он сам не знает до конца, что же он хочет), сознательно оставляет в договоре лазейку типа: «Условия технического задания могут уточняться в процессе реализации проекта по внедрению …». В результате Исполнитель попадает в сложное положение: либо продолжать кастомизировать предлагаемое решение под растущие требования Заказчика, либо идти на скандал, связанный с невыполнением Договора. Судебная арбитражная практика в таких конфликтах такова: «Прав тот, кто платил свои деньги», т.е. Заказчик.

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
    Статью прочитали
    Обсуждение статей
    Все комментарии
    Дискуссии
    Все дискуссии
    HR-новости
    Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

    Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

    Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

    Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

    90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

    Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

    Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

    Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.