Расскажу о разнообразных «подводных камнях» создания и оптимизации интернет-магазинов. Для примера использую плод многомесячной работы нашей компании по созданию онлайн-магазина polno.ru, построенного на оригинальном движке.
Чтобы вы представили себе в полной мере, о чем идет речь: онлайн-магазин – крайне сложный тип сайта, можно сказать, это вершина пирамиды, к которой стремится всякий уважающий себя веб-программист. Представьте себе огромный супермаркет, забитый всякой всячиной, с разными отделами, стендами, кассами. Сделать интернет-магазин ничуть не проще, чем основать «живой» «Ашан» или «Перекресток». Каждый товар на полке должен быть подписан, снабжен ценником, фотографиями (желательно с нескольких ракурсов), видеороликами, представляющими работу бытовой техники и так далее, и тому подобное. Это очень и очень затратно, но в то же время чрезвычайно прибыльно.
С точки зрения SEO «интернет-ценник» представляет собой ссылку (URL) на товар плюс его описание в метатегах:
Ссылка должна быть «читабельна» для поисковых роботов Google и Yandex, она не должна выглядеть, как «/tovar-4546», а должна выглядеть, как «/hd-photo-samsung». В метатегах необходимо прописывать свойства товара, эти свойства надо как-то сравнивать, выводить, искать по ним. Представьте себе, сколько работы нужно проделать, если в вашем магазине 25 тыс. наименований товара!
Надеюсь, что вы, заинтересовавшись созданием онлайн-магазина, не наступите на те же «грабли», на которые наступает большинство начинающих бизнесменов, желающих распространить свое влияние на интернет. Итак, приступим.
1. Вижу цель – не вижу препятствий
Основа основ – формирование четкой задачи. Очень часто бизнесмен, собирающийся открыть интернет-магазин, не очень хорошо представляет себе конечную цель. «Да я просто хочу больше заработать» или «Ну, у всех есть онлайн-магазин, и я тоже хочу». Это неверный подход. Уже на ранних стадиях работы необходимо понимать:
- Кто твой клиент?
- Каких результатов ты хочешь добиться, и в какие сроки?
- Какими средствами (не только материальными, но и трудовыми ресурсами) ты располагаешь?
- Как организовать сложную совместную работу товароведов, маркетологов, программистов, дизайнеров?
Как только будут определены четкие цели, станет ясно, куда нужно двигаться. Просто необходимо разбить смутно определяемую задачу (абстрактное желание заработать) на мелкие составляющие (так называемое SMART-планирование – дословно в переводе с английского «умное» или «изящное» планирование, хотя на самом деле это аббревиатура «Specific Measurable Attainable Relevant Time-bound» – цели должны быть конкретными, измеряемыми, достижимыми, релевантными, определенными во времени).
2. Привлекать ли к работе профессиональную веб-студию?
Второй пункт, с которым необходимо определиться, будете ли вы сами, своими скромными усилиями осваивать стандартный, нередко бесплатный движок для онлайн-магазина, либо же будете обращаться в веб-студию.
Самому лезть в болото веб-программирования возможно только в случае, если:
- нужен простой (стандартный) магазин (каталог),
- составлено хорошее техническое задание,
- для работы подходит OpenSource, есть технический консультант, способный его настроить.
Однако в случае, если вы:
- задумали нечто масштабное и нестандартное,
- хватает инвестиций,
- нужно снизить риски (хакерского взлома или пессимизации в поисковых системах),
- у вас высокие требования к качеству,
- поджимают сроки – в этой ситуации необходимо обращаться к профессионалам.
3. Выбираем движок
Программное ядро интернет-магазина может быть бесплатным, а может быть специально написано программистом под конкретный проект. Отметим плюсы и минусы того и другого.
Готовые решения
Плюсы | Минусы |
дешевле (есть бесплатные), | общие для всех дыры в безопасности (хакеру проще взломать OpenSourse-движок, потому что он, как и вы, знает его приблизительный код), |
быстрее, | у некоторых решений закрыт исходный код (вы не можете каржинальным образом изменить движок под себя), |
независимость от разработчика |
Примеры стандартных движков: Drupal, Bitrix, NetCat, ShopScript.
Специально разработанный движок
Плюсы | Минусы |
Конкурентные преимущества, более гибкие решения, масштабируемость. | дольше и дороже разработка, можно попасть в зависимость от разработчика, свои дыры в безопасности. |
Примеры уникальных движков: tehnosila.ru, polno.ru.
4. Проектирование сложного магазина
Рассказывать о простых решениях без привлечения веб-студии, на наш скромный взгляд, попросту неинтересно. Поэтому мы расскажем вам о том, что происходит в случае, если вы выбрали веб-студию и оригинальное программное решение. Уникальный проект требует уникальной организации. Необходимо грамотно составленное техническое задание. Готовьтесь к тому, что это будет тяжеловесный алгоритм, приблизительно вот такой:
Составление подобных блок-схем называется сетевым планированием. Сетевое планирование разработано еще в 1950-х годах и его основная цель – сокращение до минимума продолжительности проекта. Сетевое планирование успешно применяется в научных проектах, в строительстве, иными словами, в сложных технологических процессах, в которые вовлечено большое количество людей. Из методов сетевого планирования наиболее известен «метод критического пути», попросту МКП. Применение МКП в процессе создания интернет-магазина (согласитесь, не менее сложному, чем проектирование космической ракеты) позволяет:
- определить последовательность выполнения,
- проконтролировать выполнение в процессе работ,
- обнаружить ранний срыв сроков,
- представить ситуацию наглядно.
Кроме того, для упрощения работ мы применяли UML (Unified Modeling Language – унифицированный язык моделирования), также позволяющий создать наглядные схемы (в программе StarUML). И, конечно, у нас ничего не получилось бы, если бы мы вовремя не прочитали книгу Эдварда Йордона «Путь камикадзе» (в оригинале «Death March» «Похоронный марш», об управлении так называемыми «безнадежными проектами»).
Резюмируем: при всей сложности своего создания оригинальный движок позволяет обеспечить:
- «встроенную» поисковую оптимизацию (SEO),
- оригинальное, соответствующее задачам сайта юзабилити (дизайн, расположение кнопок, логотипов и прочее, иными словами удобство для пользователя),
- обеспечить максимальную вероятность успешной конверсии (процесса превращения пользователя из стороннего наблюдателя в заинтересованного покупателя).
В итоге у нас получился вот такой замечательный интернет-магазин:
5. Что нужно еще знать?
Всякому бизнесмену, решившему покуситься на интернет-маркетинг, необходимо знать следующие «подводные камни»:
- интернет-магазин трудно автоматизировать,
- необходимо учитывать человеческий фактор (администратор может ввести неправильные данные о товаре, менеджер по продажам может не ответить вовремя на телефонный звонок),
- 25 тыс. единиц каталога – это долго и дорого,
- для корректной работы интернет-магазина требуется удобная, высококачественная «админка».
Основная сложность работы над интернет-магазином заключается в том, чтобы обеспечить всем товарам оптимизационную «крышу». Наименования многих товаров представляют собой низкочастотные запросы в поисковых системах, и иногда малозначительная внутренняя ссылка может сработать эффективнее дорогостоящих вложений в рекламу бренда. Именно по этой причине оригинальный движок представляется нам более выгодным вариантом.
6. Технические и юридические «крючки»
Есть распространенные «крючки», на которые могут повесить любого. Особенно, если ты работаешь с веб-студиями. И особенно, если ты у них заказываешь оригинальный движок:
- оригинальный программный код не сопровождается обыкновенно документацией. В случае «развода» с разработчиком есть всегда вероятность наткнуться на «кривизну» в программном коде,
- в частности, это относится к процессу так называемой обфускации (от лат. «obfuscate» – затенять, затемнять). PHP-программисты нередко специально запутывают или обрезают какие-то детали кода с целью оптимизации работы. Без автора в том, что он с благими намерениями нагородил, вы никогда не разберетесь,
- веб-студии, как правило, регистрируют домен на себя,
- веб-студии считают движок магазина своей интеллектуальной собственностью,
- из соображений безопасности у вас и ваших сотрудников может не быть доступа к FTP-серверу (бывали случаи, когда люди случайно стирали программный код, над которым программист трудился месяцами; кроме того, хакер может легко перехватить пароль, попавший в пусть добрые, но неграмотные руки вашей, например, секретарши).
Что же делать?
7. Поддержание проекта
И вот тут-то, в конце работы, казалось бы, проявляется главная «вилка» всего мероприятия. Проблема в том, что веб-студиям неинтересна поддержка созданного ими сайта, в этом мало выгоды и мало мотивации. И потому приходится переходить на систему «мелкие правки делаем сами, тяжелые модули дозаказываем». Кроме того, «чистая» веб-студия, занимающаяся только созданием сайтов и не занимающаяся их оптимизацией, не сможет обеспечить вам продвижение вашего интернет-магазина.
Оптимальный вариант в данной ситуации – обратиться в SEO-компанию, которая одновременно является и веб-студией, или, на худой конец, имеет партнерство с веб-студией. Такая компания сможет обеспечить одновременно и разработку, и поддержку, и продвижение вашего сайта.
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 3 июня 2010 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции
Источники изображений: www.freedigitalphotos.net, архив автора
У Вас косяк с картинками категорий на главной. На нее нажимаешь, выводит палец ссылки, не перебрасывает.
А вообще статья хорошая. И смысл тоже есть. Или делаешь вообще сам, или в штат на постоянную основу программера, или заказываешь на стороне с граблями по поддержке.
Коллеги, давайте будем объективны.
Программист или постоянно совершенствуется или очень быстро устаревает. Думаю, что это не надо доказывать. Или кому-то надо?
Господин Максименко, скажите пожалуйста, Вы можете написать ПО такого уровня, какое разрабатывают программисти Oracle, SAP, MicroSoft, VMWare ect?
Если да, я снимаю пред Вами шляпу и затыкаюсь. Если нет, то перестаньте козырять тем, что было 15-20 лет тому назад. Сейчас студенты на лабораторках вещи покруче пишут.
Статья ни о чем, банальная попытка неграмотной саморекламы с приведением в качестве примера далеко не лучшего образца интернетмагазинного творчества.
Угу, почитаю публикации.