Заказчики часто пеняют на
«раздувание» цены контракта и на желание исполнителя превратить предприятие в
раба компьютерного приложения. Возможно ли в принципе такое «зомбирование»? Мы
спросили у старшего вице-президента EPAM Systems по
решениям SAP Алексея Шлыкова. Его ответ – в видеоинтервью Executive.
В XXI веке вопрос о том, нужна ли компании автоматизированная система управления предприятием, имеет единственно верный ответ – конечно, нужна. Хитрый «софт» доказал свою полезность. С его помощью транснациональные корпорации чутко реагируют на изменения рынка, используют собранные системой данные в маркетинговых целях и для ценообразования, и, как итог, получают баснословные доходы. Но миллиардные прибыли не аргумент для скептиков, которые уверены, что после установки системы компания попадает в дурацкую ситуацию, часто называемую «хвост виляет собакой».
Современные автоматизированные системы управления предприятием настолько продвинуты, что у фирмы (конечно, если она не международный холдинг), решившейся на интеграцию любой из них, велик шанс попасть в рабство к «умной машине». Консультанты зачем-то требуют от заказчика описать «бизнес-процессы (а это не что иное, как сложившаяся за несколько лет по принципу «лишь бы работало» последовательность тех или иных операций) и скорректировать их в соответствии с лучшими мировыми практиками, которые плотно упакованы в дистрибутив «софтины». Хирургическое вмешательство в организм компании бывает чрезвычайно болезненным, вызывает дикое недовольство коллектива и недоумение руководителей («Зачем было что-то менять, если все и так работало?»). Данный казус накладывается на лукавство разработчиков управленческого ПО, которые утверждают, что зашивают в свои продукты «самые свежие решения мирового бизнеса из области управления». На самом же деле CRM- или ERP-система устаревает задолго до ее запуска в рамках компании.
Градус ситуации повышает и молчаливое противостояние между заказчиками систем управления предприятием и системными интеграторами. Полемика между сторонами идет не только вокруг кучи денег, хотя софт и его установка на конкретном предприятии стоят дорого. Заказчикам есть в чем обвинить интеграторов:
- Умышленное завышение цены контракта.
- Излишнее «наворачивание» систем ненужными опциями.
- Несоблюдение сроков интеграции.
Подрядчики в долгу не остаются и припоминают оппонентам целый ряд «нюансов»:
- Патологическая дремучесть персонала, который зачастую не может использовать и половины возможностей систем.
- Паранойя руководителей компаний, которые не желают открывать интеграторам тонкости бизнес-процессов.
- «Нецелевое использование» систем для придания бизнесу прозрачности перед IPO, слияниями и поглощениями.
Каждая сторона права по-своему, но возможна ли единая точка зрения? Помочь в поисках истины мы попросили Алексея Шлыкова, старшего вице-президента EPAM Systems по решениям SAP, а в недавнем прошлом – руководителя представительства SAP в России и странах СНГ. Его ответы на вопросы E-xecutive – в видеоинтервью нашему порталу.
Как видим, истина по-прежнему где-то рядом, и ее единственный критерий – помогает ли система идти к цели, которую поставила перед собой компания. Впрочем, традиция придания прозрачности финансовым потокам компании с помощью управленческого софта постепенно сходит на нет. Компании заказывают подобное ПО для решения конкретных операционных задач. Это подтверждают результаты исследования, проведенного холдингом IBS. А раз так, то можно надеяться, что управленческий «софт» перестанет быть предметом споров и превратится в полноценный инструмент бизнеса – именно в такой, каким его привыкли видеть во всем остальном мире.
Источник изображения: pixabay.com
При разборе материала не учтена главная проблемная сторона использования и внедрения программного обеспечения в деятельность компании. И в особенности, в России. А именно, - что любая компания нуждается только в той части бизнес-элементов программного приложения, с которой напрямую связана обслуживаемая ей деятельность. Остальные бизнес-элементы действительно остаются невостребованными за ненадобностью, однако компания вынуждена всё равно платить за них, т.к. единый пакет под индивидуальные потребности компании никто переделывать не будет. В России доходит до того, что компании используют предлагаемые им стандартизированные бизнес-пакеты всего на 10-12%.
Таким образом, основой проблем использования современного офисного программного обеспечения является отсутствие индивидуальной адаптабельности такого офисного пакета под потребности конкретной компании, с удалением из него ненужных и невостребованных компании элементов и избавлением от необходимости платить за них. Поскольку в этом как раз не заинтересованы разработчики, т.к. подобный подход удорожает программную разработку и снижает выручку от ее использования за счет уменьшения общего используемого программного пакета и закладываемых в него сервисов,а также общей платы, которую можно взять с компании за реализацию подобного заказа.
Именно поэтому разработчики всеми правдами и неправдами стремились и будут стремиться ''впихивать'' в в п/о как можно больше всего, - нужного и ненужного, - главное, чтобы было более развито, чем у конкурентов, заправшивая с клиентов по полной стоимости разработки за весь создаваемый таким образом программный пакет. Без учета индивидуальных особенностей каждой организации (или групп организаций), ее потребностей и компетентности персонала, переваливая всю ''вину'' на нее, - дескать, ''у нас-то всё хорошо, это у вас никто работать не умеет и не оценивает всей глубины того, что мы для вас сделали !''.
Также как и клиент вынужден всеми правдами и неправдами использовать в данный момент и продолжать использовать в будущем старые программные пакеты или совокупность старых программ, - значительной частью пиратских, зачастую доделанных ''на коленке'' местными умельцами, но которые оптимальным образом соответствуют потребностям компании и не вводят ее в лишние расходы, к тому же, не ставя в зависимость от компаний-разработчиков и их инициатив. Поскольку дорого платить за то, что им не нужно, клиенты не готовы.
Прежде всего - спасибо e-xe, за материал. К сожалению, не имел ранее возможности услышать (или прочитать) мнение специалиста, настолько хорошо представляющего себе (сподобившего приоткрыть завесу) проблемы взаимоотношений Разработчика и Заказчика управленческого ПО.
Не вполне согласен со стартовой посылкой ''... нужна ли компании система автоматизированного управления предприятием...''. Нет компаний, которыми управляют автоматизированные системы. Компаниями управляют люди. Именно люди, управляющие компаниями несут всю полноту ответственности за результаты деятельности. Такое уточнение, думается, более точно отразит роль и место автоматизированной системы в управлении предприятием. Неспроста, очевидно, достаточно востребованы программные компоненты, автоматизирующие ввод информации в систему и формирование документов первичного учета. Т.е. той части программного комплекса, который осуществляет наполнение информацией и вывод стандартизированных выходных форм.
Сыр-бор, как правило, случается при формировании алгоритмов обработки накопленной информации и в еще большей степени - при интерпретации результатов такой обработки. Именно в этих аспектах и проявляется ''человечность'' системы. Именно в решении этих задач, западные системы проигрывают нашей нелюбимой 1С. Почему? Потому, что лукавят. Потому, что прячут алгоритмы обработки и интерпретации в закрытые модули. Развитие бизнеса характеризуется увеличением оборотов, т.е. увеличением как количества, так и качества (весомости) обрабатываемой информации. Можно привести, в качестве аналогии, процесс прохождения трассы в Формуле-1. Трасса исследована, болид можно настроить идеально под совокупность поворотов и прямых участков каждой конкретной трассы. И результат расчетов заложить в качестве управляющей программы. И вот, представьте себе, в повороте, для которого запрограммирован угол поворота 30 градусов при скорости 80 км/час, Шумахер хочет пройти с более ранним вхождением в поворот (угол 28 градусов) на скорости 85 км/час. По аналогии с предлагаемыми программными пакетами и методикой их поддержки, он (Шумахер) должен в письменном виде изложить свои предложения (с подписью), которые будут рассмотрены коллективом специалистов (на следующей неделе, т.к. рабочее время всех специалистов распланировано) и, по результатам рассмотрения будет принято решение о методике корректировки программы. Бред? Несомненно. А предлагать такую методику для бизнеса? ...
Аргумент применения западных программных пакетов для ''увеличения прозрачности'' тоже притянут за уши. Если они согласны доработать методику под мои требования (и за мои деньги), то о прозрачности можно забыть, если я квалифицировано изложу свои требования.
Таким образом владелец бизнеса оказывается перед альтернативой. Приобрести (и эксплуатировать) добротно (возможно) сделанный и обеспеченный поддержкой (постоянно запаздывающей и недешевой) западный программный пакет или воспользоваться 1С с привлечением местного умельца, коих уже довольно много и их разработки и уровень сопровождения далеко не ''на коленке''.
Аргументация необходимости содержать большой штат ''доработчиков'', на мой взгляд имеет право на существование. Но. В
промышленности (мировой) давно сложились понятия взаимозаменяемости и существуют комплексы стандартов, позволяющие эту взаимозаменяемость обеспечить. И что же мы видим? Даже там производители стараются эту взаимозаменяемость усложнить и заставить покупателя приобретать полностью новое изделие. В области разработки ПО ситуация еще комфортнее для Разработчиков. Экономя на методической постановке они отдают логику работы программы на откуп кодеров. Попробуйте воспользоваться поддержкой Разработчика в ситуации, когда конкретный специалист, отвечавший за доработку, отсутствует. От того, кто будет заниматься этим вместо него, вы услышите такую красочную характеристику образовательного уровня предшественника, что задумаетесь, не дешевле ли содержать своего постановщика.
В статье затонут важный вопрос совместимости целей бизнеса, схемы работы «как есть» и «как будет». В норме систему продает и профилирует консалтинг.
Основная проблематика внедрения зависит от качества проработки архитектуры решения консультантами с заказчиком и принятия решения заказчиком на этапе планирования изменений бизнеса. Так же существенным является фактор разницы технологических культур компаний интегратора и клиента, а так же разница в скорости их работы.
Основной поставленный вопрос это способность системы к адаптации. Не отрицая важность для успеха предприятия адаптивности системы управления, позволю себе заметить, что она (адаптивность) имеет разумные ограничения продиктованные уровнем научно-технического прогресса и затратами на реализацию. Несомненно, что накладные расходы на изменение конфигурации бизнеса будут со временем снижаться и это один из перспективных путей развития наряду с переходом в «облачные вычисления».
Сейчас мы присутствуем при проникновении систем ранее доступных только относительно крупному бизнесу в сегменты среднего и малого бизнеса. Типичное конкурентное преимущество малого и среднего бизнеса большая гибкость относительно крупного бизнеса. В результате при прямой проекции решений с высот крупного бизнеса на другие бизнесы обостряется проблематика, затронутая в статье.
В перспективе системы нового поколения для крупного бизнеса придут к настолько серьезной автоматизации с минимальным участием человека и уровню сложности, что малому и среднему бизнесу придется довольствоваться использованием готовых решений в виду невозможности на своем уровне решать многочисленные проблемы, связанные с их доработками систем.
Глупо винить заказчика в неумении объяснять или пользоваться на 100% какими-то программами.
Если разобраться, бизнес был создан НЕ ДЛЯ дискуссий с разработчиками программного обеспечения. И персонал компании НЕ ОБЯЗАН мыслить и говорить алгоритмами и тем более знать основы программирования - персонал обязан выполнять те обязанности, за которые ему платит руководство компании.
И противостояние существует только в одном месте - в головах разработчиков ПО. По-моему, они слабо понимают, что программа существует для обеспечения потребностей конкретного специалиста. А специалисты бывают не только в области программирования, но и в области продаж (да, не удивляйтесь, господа разработчики!), в области финансов и в множестве других областей. И раз они работают в этих областях(и способны заплатить за услуги по установке программного обеспечения), то вероятно, они на самом деле профессионалы.
Но, когда какой-то умник написал программный код и не умеет сделать его человекопонятным (интерфейс сделать) - тут много вопросов к его профессионализму.........
Ну и еще немного мыслей: если никак не получается наладить диалог с представителями ''клана непрограммистов'', если это вызывает раздражение и плохое настроение, то пора задуматься о смене профессии. Потому что на негативе хорошего бизнеса не сделать :D