Функциональная яма, или За что платят деньги руководителю

Определимся с терминами. «Руководитель – это лицо, которое управляет кем/чем-нибудь». (Толковый словарь русского языка Сергея Ожегова). То есть у человека есть определенная власть (по использованию ресурсов) для достижения целей, и ответственность за результаты работы и использования этой власти (ресурсов). В нашем контексте будем рассматривать в первую очередь человеческие ресурсы – сотрудников.

Руководитель – это лицо, у которого есть в подчинении другие люди.

Специалист (исполнитель) – это сотрудники, выполняющие определенные операции, и не имеющие в прямом подчинении других людей.

В чем отличия между руководителем и специалистом?

Специалист

Руководитель

Отвечает

За себя

За коллектив

Результат

Персональный

Командный

Функции

Одна-две операции

Управление людьми

Цена ошибки

Локальная

Глобальная

Доход

Ниже, чем у руководителя

Выше, чем у специалиста

Сразу предполагаю, что сейчас в меня полетят помидоры, и послышатся выкрики: «А если из-за ошибки упадет самолет, утонет корабль?». Отвечаю. А кто принимал решение о найме людей, которые сделали ошибку? Кто им ставил задачи и контролировал ход их выполнения? Правильно – руководитель! Именно по этой причине цена его ошибки гораздо выше, чем у исполнителя. И по этой причине, уровень его дохода должен (!) быть выше, чем у специалиста в рамках одной компании. В противном случае компания признает, что руководитель плохой.

Где хорошие руководители?

Как вы стали руководителем? «Исторически сложилось», – ответило на этот вопрос большинство участников одного из тренингов по управлению персоналом. То есть, этих людей специально управлять не учили, они не знали основных функций руководителя и его отличий от специалиста! Потребительский рынок развивается активными темпами, а вместе с ним растет количество компаний, которым требуется все больше управленческих кадров. И любого мало-мальски активного специалиста делают руководителем.

Управлению нигде по-настоящему не учат. А ведь инженер еще не руководитель. Люди, которые выходят из российских вузов с квалификацией «менеджер», даже собой управлять не умеют. «А опытные и проверенные кадры?» – спросите вы. Одни хорошо устроились в ведущих компаниях, «гранды» за них держатся. У других дело уже идет к пенсии. Вот и получается огромная кадровая яма, которая восполняется из подручного «материала», не обученного и не всегда подходящего. Хороший руководитель выращивается годами! На эту работу требуется много времени и сил.

Почему нет результатов?

Давайте рассмотрим путь становления настоящего управленца, возьмем для примера продажи. Повышают того, у кого есть результаты на своем рабочем месте – хорошие продажи. Сотрудника назначают старшим торговым представителем (ТП), или сразу супервайзером (руководителем группы продаж). Высокомотивированный, он сразу приступает к своей работе. Но работа ТП отличается от новых обязанностей. Новоиспеченному руководителю теперь надо гораздо меньше ездить по клиентам и заключать договора, а больше заниматься другими функциями:

  • планированием,
  • организацией,
  • контролем,
  • подбором персонала и его мотивацией,
  • обучением и развитием.

Руководитель отвечает уже не только за себя, но и за свою команду, а самое главное – за ее результат! И именно этим он должен заниматься. Но этому его никто не учит, а времени в сутках больше не становится. И вместо того, чтобы управлять, новоиспеченный руководитель начинает латать дыры и тушить пожары, заниматься тем делом, к которому он привык – продавать сам! Чем больше руководитель занимается продажами (делом ТП), тем меньше времени у него остается на управление: это называется функциональной ямой. То есть не выполняются, попадают в яму, задачи, связанные с управлением: на них просто не остается времени. Отсюда и перегруз на работе, и нехватка времени, и постоянные пожары.

И чем выше пост занимает руководитель, тем меньше времени он должен тратить на задачи исполнителя, но больше времени уделять задачам управления.

функции руководителя

Что делать?

Все очень просто:

  • Любому руководителю необходимо помнить, что он отвечает за результат команды. Это и есть его личный результат.
  • Достичь командного результата в одиночку невозможно, необходимо сделать так, чтобы нужных показателей достигал каждый сотрудник. Эффективность руководителя – это сумма эффективности его сотрудников.
  • Достичь этого можно только с помощью функций руководителя. Планирование и постановка задач, организация и контроль, подбор персонала, его мотивация и обучение, – вот чем должен заниматься Руководитель, управленец с большой буквы.

Когда вы едете на своей машине, вы не крутите сами ее колеса, не работаете двигателем и коробкой передач. Вы жмете на педали и крутите руль. А отлаженный механизм работает, как бы сам по себе. Отладьте механизм своей компании, настройте работу и наслаждайтесь дорогой!

Ну а если вы не доверяете своим сотрудникам, вам самому нравится продавать или крутить колеса – займитесь тем, что вам нравится… Скорее всего, в вас еще не родился руководитель.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Украина

Алексей Заварницын пишет: "...Когда вы едете на своей машине, вы не крутите сами ее колеса, не работаете двигателем и коробкой передач. Вы жмете на педали и крутите руль. А отлаженный механизм работает, как бы сам по себе. Отладьте механизм своей компании, настройте работу и наслаждайтесь дорогой!"

А Вы не хотите дать алгоритм действий - ответив на вопрос: КАК это сделать?

Генеральный директор, Москва

Юрий Петров, очень точный вопрос: Как это сделать?

В этой статье говориться о том, что руководители занимаются не своим делом.

А для ответа на Ваш вопрос, необходимо обратиться к тому, что настоящий управленец должен делать. Есть уже ранее описанные циклы управления. Например: ПЛАНИРОВАНИЕ - ОРГАНИЗАЦИЯ - МОТИВАЦИЯ - КОНТРОЛЬ. А для того чтобы рассмотреть каждую из этих составляющих, необходимо писать статью, и не одну. Или читать книги, учиться и пробовать на практике.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Это здорово, написать статью в которой объяснить, что руководитель должен руководить, а исполнитель исполнять. Какое глубокое осмысление реальности. Такие статьи - убийцы времени читателя. Это вообще законно?

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург
Святослав Иванов пишет:
руководитель должен руководить, а исполнитель исполнять

Святослав, какую часть вашей работы составляет деятельность, которую не могут исполнить ваши сотрудники?


Генеральный директор, Украина
Виктор Шкурин пишет:
Святослав Иванов пишет:
руководитель должен руководить, а исполнитель исполнять
Святослав, какую часть вашей работы составляет деятельность, которую не могут исполнить ваши сотрудники?

А какая разница какую часть деятельности руководителя могут (или не могут) исполнять его подчиненные?

У хорошего руководителя всегда есть человек, который его может заменить в случае необходимости (отпуск, болезнь, командировка и т.д.)

В чем смысл Вашего вопроса?

Консультант по корп. финансам

Что, так много руководителей занимаются работой линейных сотрудников?

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

"Учиться военному делу настоящим образом". (В.И.Ленин)

Каждый день это предписание (плакат) напоминало нам, как нам следует учиться (в военной школе авиамехаников).

"Руководить надо настоящим образом"

Вот до этой фразы следует ужать содержание сей статьи. Ибо оное общеизвестно до банальности.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Виктор Шкурин пишет:
Святослав Иванов пишет:
руководитель должен руководить, а исполнитель исполнять
Святослав, какую часть вашей работы составляет деятельность, которую не могут исполнить ваши сотрудники?

Незаменимых нет: 80% моей работы смогут сделать несколько разных людей прямо сейчас. Ещё 10% они смогут освоить в течении месяца-двух. Оставшиеся 10% это мой навык ставить вопросы, ответы на которые, или прояснения обстоятельств по которым, позволяют принимать решения для дальнейшего движения (вперед, вбок и т.д.). Решения могут приниматься как мной, так и коллегами. Контроль по сформулированным и формализованным задачам с внятной метрикой пожалуй могут сделать все. Вышеуказанные 10% (с вопросами и метриками) и есть важная часть компетенции руководителя.
Генеральный директор, Москва
Андрей Панахов пишет:
Что, так много руководителей занимаются работой линейных сотрудников?

Андрей, Вы не поверите,к как много. Регулярно обучаю руководителей, по моей статистике, около 50% из них занимаются не своей работой, а выполняют работу за своих сотрудников. Доходит до абсурда: продают, гайки крутят, гостиницы и билеты заказывают, когда у них есть ассистенты и помощники!

Генеральный директор, Москва
Святослав Иванов пишет:
Это здорово, написать статью в которой объяснить, что руководитель должен руководить, а исполнитель исполнять. Какое глубокое осмысление реальности. Такие статьи - убийцы времени читателя. Это вообще законно?

Святослав, не у всех построена система управления, как например в Вашей компании. Не все понимают, что и как происходит в управлении. На одном из тренингов для TOP-менеджмента производства, на вопрос, как Вы стали руководителями, 90% ответили: "исторически сложилось"! Их никто не учил, и не объяснял, что они должны делать.

Наверное эта статья для них, а не для Вас.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.