«CEO должен стать айтишником»

Автор книг «Мобильный Маркетинг» и «Мобильный нетворкинг», владелец digital-агентства Nordic Agency AB Леонид Бугаев считает, что в век IT-технологий самыми успешными будут «люди-киборги». Эксперт в области мобильных решений рассказал Executive.ru, как изменится в ближайшее время бизнес и какими компетенциями следует обладать управленцам, чтобы их компании не смыло волной технологических изменений.

Современный наркотик – это телефон

Executive.ru: Как мобильные устройства меняют людей, их жизнь и работу?

Леонид Бугаев: Телефоны и интернет обеспечивают возможность чувствовать себя на связи ежеминутно. Это мощное чувство сродни привязанности к наркотикам. Есть исследование компании Google о том, на какое расстояние человек психологически спокойно может убрать свой мобильный телефон – это расстояние протянутой руки.

В итоге меняется структура времени, которое мы тратим на жизнь, работу, отношения. Управленцы и рядовые менеджеры живут работой 24 часа в сутки, оперативно решают бизнес-вопросы в круглосуточном режиме. «Мобильные люди» быстро реагируют на изменения, события, вспышки – и на уровне компаний это становится социально одобряемой практикой.

Можно сказать, что люди становятся киборгами, которые состоят из плоти, крови и электронных устройств, помогающих в жизни и работе. Именно телефон становится ключом к образованию, к овладению профессией. С его помощью вы можете смотреть лекции, которые транслируются из аудиторий крупнейших университетов. И в бизнесе также будет выигрывать человек-киборг, у которого в руке постоянно мобильный телефон, выполняющий роль центра управления полетами. Именно он дает возможность оперативно заказать билет на самолет, узнать нужную информацию, связаться с партнером или коллегой, клиентом.

Мобильность или застой

Executive.ru: Каким должен быть современный бизнес, чтобы остаться конкурентоспособным в такой ситуации?

Л.Б.: В первую очередь, он должен быть очень технологичным: вы должны видеть описанные мной тенденции. Расслабляться сейчас не приходится, даже если у вас есть магазинчик у крупного торгового центра. Ваше преимущество закончится, как только покупатели смогут заказывать ваши товары через службу доставки вашего конкурента на 20% дешевле. Люди всегда думают категориями преимуществ: я хочу быстрее, дешевле, я не согласен как потребитель с наценкой в магазинах в 100%. Я покупаю и на Ozon.ru, и на Amazon.com, когда это дешевле (и проще).

Команды, организации тоже будут меняться. Уже сейчас можно увидеть, что появился тип «свободных электронов» – людей, которые умеют быстро переключаться с одной работы на другую, которые не связаны отношениями с одним работодателем и способны качественно выполнять проектную работу. Мобильные инструменты, связывающие таких сотрудников, дают выигрыш им и их командам по времени и финансово. А инертных людей, которые закрывают глаза на эти процессы, будет постепенно смывать технологическая волна.

Бизнес поменяет свое лицо, потому что запросы клиентов должны обрабатываться быстрее. Люди станут более требовательны к срокам. А лояльность клиентов к компаниям продолжит падать. Люди будут жить в ситуации широты выбора.

Executive.ru: Как грамотно вести бизнес в эпоху всеобщей мобильности?

Л.Б.: Оцените свои бизнес-процессы и подумайте, где есть возможность для оптимизации. С одной стороны, мы очень любим общаться, но когда это общение наталкивается на непонятливого менеджера, то мы готовы заменить его на робота, который будет иметь вид совершенно понятного устройства – мобильного телефона. Делайте ставку на сотрудников до сорока лет, или же на тех, которые готовы меняться, не инертны. И еще: возьмите на работу девятнадцатилетнего стажера, и вы удивитесь, как много нового он расскажет о вашем бизнесе, оценив его свежим взглядом.

Инновации неприятны в первую очередь тем людям, которых они лишают власти, денег и насиженных мест. Но если компания не будет приветствовать изменения, то в какой-то момент весь корабль утонет. Поэтому, внедряя инновации, руководитель должен начинать с самого себя. Это самый трудный вызов, это самое непривычное – заставить самого себя меняться. Консультируя успешных и сложившихся руководителей, я слышу, как хрустит их эго, когда я их подталкиваю к необходимости цифровой трансформации. И приходится объяснять, что они теряют на бумажный отчет полдня.

Четыре совета руководителю

Executive.ru: Как должен меняться CEO, чтобы не отстать от века IT?

Л.Б.: Первое: в наше время надо становиться айтишником в той или иной степени. Это важно: внедрять технологии и пользоваться ими, чтобы понимать все те преимущества, которые можно получить, просто пользуясь современными технологиями. Второе: выстраивайте отношения с клиентами в соцсетях. Недавно я был в гостях у Интернет-академии Вирта, которая запустила проект по обучению такой профессии как social media manager. Этот специалист выстраивает общение с клиентами в соцсетях. Все крупные, продвинутые компании уже выстроили отношения в соцсетях. Основательница академии Виктория Вирта призналась мне, что была удивлена тем фактом, что большинство людей, которые к ней приходят – это генеральные директора. Вроде бы они должны отправлять своих подчиненных учиться. Но это настолько важная вещь, что топы и собственники хотят сами научиться этой технологии и в дальнейшем не просто понимать, как это работает, а управлять этим процессом своими руками. Это откровение для меня. Это логика верного движения в нужную сторону, когда IT-сфера воспринимается гендиректорами как приоритетная деятельность.

Третье: все документы, с которыми работает СЕО, по возможности должны быть оцифрованы. Если раньше люди обменивались бумажным документооборотом: платежками, документами, то сейчас это все безбумажное производство, что равно экономии времени и денег, а это преимущество в скорости реакции бизнеса. И представьте старый неповоротливый бизнес: компания переезжает в Сити, арендует там офис и два этажа отдает под архив. Проще всю документацию оцифровать ее и сэкономить огромные деньги на аренде недвижимости.

Руководитель, который уделяет большое внимания IT-сфере, будет понимать, где он может сэкономить и как. Здесь есть сложность, потому что руководителю нужно быть многоруким. Моя стратегия: учись у молодых, какие технологии используют они, что и как покупают, какими телефонами и ноутбуками пользуются, какие программы ставят. Все это интересно и позволяет в какой-то момент перейти с Microsoft Office 13 на Office 365, а потом отойти от этого всего и экономить на бесплатных программных решениях Google Docs в «облаке».

Четвертое: не бойтесь технологий. Будьте фанатом IT-технологий, развивайте к ним любовь, стремление внедрять самые последние технологии и дайте себе право на ошибку. Иногда делаешь ставку на технологию, а она не выстреливает. Увы и ах. Так бывает.

Шанс стать большими

Executive.ru: Какие IT-тенденции имеют решающее значение для успеха малого и среднего бизнеса?

Л.Б.: Информационные технологии – это поток данных, которые позволяют бизнесу стать быстрее, без них он работает медленно и неповоротливо. А малый и средний бизнес в нашей стране и во всем мире выигрывает у крупных компаний за счет своей реакции: мы делаем быстрее, мы делаем по субботам, мы делаем по ночам. Для решения этих задач самое важное – канал общения с клиентом. Отсюда несколько выводов.

Первое: IT-структура необходима для успеха любого бизнеса. Второе: те технологии, которые еще пять лет назад стоили $50 тыс., сегодня доступны по цене в десять или даже сто раз меньшей, потому что цены падают катастрофически. И если раньше, чтобы использовать программу для управления отношениями с клиентами, нужно было платить за установку сервера, за обслуживание этой системы, то сейчас есть IT-решения, которые стоят $25-150 в месяц, что неприлично дешево. И это демократизация рынка.

Компании, которые создают внутри себя IT-структуры, не только начинают работать быстрее – они фактически исключают риски, связанные с человеческим фактором. Любой человек может потерять или исказить информацию. А информационные технологии устраняют эффект испорченного телефона. Информация передается быстро и качественно, она сохраняется неизменной, ей можно доверять.

Теперь малый бизнес может конкурировать с крупным бизнесом. Это хорошая новость, потому что возможностей для заработка больше. Но мы становимся зависимыми от этих технологий. Сейчас мы зависим от бесплатных технологий: Skype или Gmail от Google. Представьте неприятное: в вашей компании отключился интернет. Будет ли она работать? В 80% случаев у бизнесов, которые сейчас работают в крупных городах, так или иначе будут проблемы и задержки, связанные с невозможностью продолжить работу.

Executive.ru: Что новые технологии обещают стартапам?

Л.Б.: Есть интересное исследование, которое говорит, что для запуска стартапа международного уровня теперь достаточно потратить $5 тыс., хотя еще десять лет назад эта сумма была в десять раз больше, а двадцать лет назад в тридцать раз больше.

Executive.ru: Как находить технологии, о которых еще не знают конкуренты?

Л.Б.: Следует смотреть на международные решения, не фокусироваться только на российских. Сейчас есть тренд на импортозамещение. Но нужно понимать, что мы живем в глобальном, международном мире, и компании уровня Google гораздо проще выпустить решение, которое будет быстрым и дешевым, нежели чем это сделает небольшая IT-компания (правда, всегда можно рассчитывать на то, что «Яндекс» не будет стоять в стороне). Интересные IT-новости и программные продукты, как правило, приходят из-за рубежа. Прежде чем новый продукт начнет распространяться в России, есть полгода, чтобы вы первыми могли внедрить его с преимуществом. Здесь знание английского – большой плюс. В нашей компании мы, например, требуем от сотрудников знания иностранного языка минимум на уровне взаимодействия с интерфейсами.

Executive.ru: Можете привести примеры кейсов компаний, которым IT-решения позволили вывести бизнес на качественно иной уровень?

Л.Б.: Например, компания Exist.ru, которая занимается продажей запчастей. Несмотря на то, что у них есть склад в Подмосковье и свой автопарк, сердце бизнеса – IT-решения, которые позволяют обслуживать клиентов быстрее. В их основе самописная система Exist, интегрированная с системой управления складом от SAP. И это совсем уже не малый бизнес, у него миллиардный оборот.

Можно посмотреть на компанию «Юлмарт», которая сначала торговала только компьютерами и комплектующими. А потом она выросла за счет того, что сделала сильный интернет-магазин и открыла с его помощью новые направления продаж. Теперь «Юлмарт» продает детские товары, бытовую технику и многое другое.

Публикацию подготовила Марина Сипатова, редактор журналистского агентства СС-20.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Тема ИТ-знания и управленцы не нова на Е-хе-портале. Непонятно только, почему это совсем не видно по «Выбору Сообщества».

Лет сорок назад, персонаж известного фильма «токовал» о грядущем «сплошном телевидении». Сейчас «дуют в уши» о наступивших компьютерных временах. И в них, управленцы обязаны за кем-то бежать, чтобы от чего-то не отстать. А за кем бежать?

«ИТ-вендоры» (тфу, слово-то какое) пока ещё не преуспевают в создании дружественных интерфейсов ИТ-продукции. И свои неумения и «эгоизмы» прячут за «токованием» необходимости всеобщего изучения их узкопрофессиональных знаний. Поэтому, утверждение «CEO должен стать айтишником» ... :)

Финансовый директор, Липецк

Технологии вокруг нас, спору нет. Они помогают и экономят время и деньги, спору нет. Но СЕО не должен становиться АйТишником! Он Старший ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, и у него другие задачи. Человек-оркестр и дирижёр оркестра - это две разные компетенции.

Поощрять внедрение новых технологий - это да, но самому становиться человеко-киборгом, работать 24/7 - значит плохо настроить бизнес процессы или не уметь контролировать (а ещё и ценить) своё время.

А если ты работаешь на себя или у тебя штат 5 человек, то ты не СЕО, и тут совсем другая история.

Консультант, Красноярск

А я солидарен с автором.Только понимаю его так, что быстрее всего сейчас развить компанию на основе использования информационных технологий.Именно в этой области огромные резервы в повышении производительности труда и снижении издержек.Может. не совсем удачное сравнение человек-киборг, но система работы 24/7- это не означает. что вы перерабатываете, это означает. что ВАША КОМПАНИЯ может решить основные проблемы заказчика в этом режиме.Робот-консультант, наемный колл-центр.

Простой пример- знаю службу таки. которая не имеет диспетчеров в каждом городе.за счет современных систем связи у них работает единый диспетчерский пункт на всю Россию. маршруты оыенивают через спутниковую навигацию.Думаете.. директор этой компании работает 24 часа в сутки каждый день?

Аналитик, Москва

Автор прав! Но в жизни, увы, мало примеров, Exist - супер, давно уже не пользуюсь другими источниками запчастей. Но тенденции всё-таки другие: CIO - продвинутый технарь, действующий в строгих рамках. CEO - как огня бояться технологий.

Председатель совета директоров, Москва

IT-шником однозначно нет, продвинутым пользователем безусловно да. Однако, как в нашем бизнесе, например, где IT&связь одно из главных направлений, должен уметь и достаточно серьезно разбираться в организации данного бизнеса.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.