Историю творили личности. Спорить с этим утверждением – значит, отрицать деяния Александра Македонского, Юлия Цезаря, Отто фон Бисмарка, Дмитрия Донского, Наполеона Бонапарта и многих других. Если вы считаете, что личность руководителя не имеет никакого влияния на развитие бизнеса, или влияние это минимально – значит, вы отрицаете наследие таких гениев, как Стив Джобс, Генри Форд, Билл Гейтс, Майер Ротшильд, Коносукэ Мацусита и так далее. Знаете, что общего между ними?
Они – отцы-основатели, создавшие мировые сверхимперии своими собственными руками в своих собственных мастерских. Их личные качества позволили им войти в легенду мирового бизнеса. Безусловно, им не всегда хватало знаний, умений и навыков. Они учились. Именно они создали первые аналоги тех бизнес-инструментов, более современные версии которых сегодня используются нами для структурирования бизнеса и оптимизации бизнес-процессов. Чувствуете первопричину? Эти личности создали инструменты, а не инструменты сделали из них личностей.
Очевидно, что «золотой век» управленцев не заканчивается на Джобсе, Гейтсе &Co. Любой руководитель формирует настоящее и создает будущее своей компании, просто в меньших масштабах. Успех или поражение управленца зависят от его личности и умения работать с людьми.
Качества руководителя, которые используются не по назначению
Личность управленца – это его профессиональные и интеллектуальные качества. Анекдот в тему: «Учительница, желая привлечь внимание ученика-троечника к уроку географии, спрашивает его: «Как надеть сову на глобус?». Ученик заинтересованно: «Что такое – глобус?». Учительница: «Вот с этого мы и начнем...». В нашей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда управленцы пытаются «надеть сову на глобус», не понимая, что есть глобус, и как быть с совой.
Предположим, вы – бизнесмен, запускающий свое дело. Как это часто бывает, на работу пригласили знакомых, начали с ними работать. Ваш бизнес «пошел», вы получаете профит, запускаете новые линейки продуктов, осваиваете новые рынки. Вдруг вы, в очередной раз, сидя глубоко за полночь на рабочем месте, ловите себя на мысли, что все стало уж как-то слишком сложно, да и не об этом вы мечтали.
У вас появилось несколько продуктов и несколько направлений деятельности. Ваш бизнес – это уже не команда друзей, а многочисленная структура. Это хорошо. Но вот проблема – вы привыкли управлять всеми сотрудниками напрямую. Это было легко, когда вы только начинали. Это было возможно, когда численность штата перевалила за 20 человек. Но сейчас, когда компания разрослась, привычка руководить напрямую тормозит бизнес. Вы честно трудитесь, каждый день работаете до глубокой ночи, но не успеваете все в одиночку. Вторая половина все чаще спрашивает: «Когда же это закончится?», детей вы видите только спящими и по выходным, уехать в отпуск для вас – настоящая проблема.
Надо бы назначить замов, делегировать полномочия. Но как? У вас нет инструментов управления ни в маркетинговом плане, ни в организационном. Бизнес ушел вперед, а вы застряли на одном уровне. И если вы не изменитесь, не проявите лидерские качества, то в какой-то момент потеряете контроль над бизнесом. Если вам повезло, и вы находитесь в какой-то узкой нише, которая не интересна крупным игрокам, или просто высокотехнологична, ваш бизнес непродолжительное время продержится на плаву. Но если вы на открытом рынке, то вас просто сомнут.
Самая очевидная мысль – наладить инструментарий. Попытаться развивать компанию, развивая инструменты управления и контроля – давая людям больше самостоятельности, внедряя автоматизацию, оптимизируя бизнес-процессы и так далее. Однако инструменты – это именно инструменты, и без мастерства человека, управляющего ими, эффект от их применения будет поверхностным.
Наглядный пример. Есть такой инструмент – шуруповерт. Он имеет внешнее сходство с дрелью. Шуруповерт может закручивать и выкручивать, но если попробовать просверлить им стену – сломается. Для стены нужна дрель. Импульсивный новичок, впервые взявшийся за ремонт, этого знать не может, а значит, шанс того, что он использует инструмент не по назначению, уверенно стремится к «почти наверняка». Личность более разумная и спокойная сначала прочитает инструкцию. Также и в бизнесе. Одни из-за недостатка определенных качеств губят бизнес, терзая компанию бесконечными «внедрениями», а персонал – «оптимизациями». Другие – более зрелые и сложившиеся личности – как минимум, для начала научатся все делать вручную, а уже потом задумаются об инструментарии. Другими словами, наличие в вашем компьютере программы «1С.Бухгалтерия» не сделает из вас бухгалтера, если вы даже таблицу умножения наизусть не помните. Но если вы способны свести дебет с кредитом на бумаге с помощью калькулятора, то в этом случае соответствующие программы действительно облегчат вам работу.
Ваша команда – это ваши деньги
Теперь поговорим о работе с людьми. То, как вы контактируете со своими сотрудниками и партнерами, полностью зависит от того, какой вы человек. В большинстве историй про тех, кто «выстрелил», состоялся как руководитель, речь идет не о том, как они компанией управляли, какие методы применяли, а о том, какие они люди и как взаимодействовали со своей командой.
Коносукэ Мацусита открыл свой бизнес по производству штепсельных вилок в 22 года. Начальный капитал – около 100 йен, что равняется 55 российским рублям. Единственное, что он мог противопоставить миру – это собственное упорство и веру в свою команду: жену, шурина и двух друзей. Все они вместе работали и жили в маленькой квартире, которую к тому же снимали в аренду. Вера в себя и команду окупилась. Коносукэ Мацусита основал Matsushita Electric – бизнес, превзошедший по прибыльности компании таких титанов, как Honda Motor и Ford Motor.
Google – всемирно известная компания, основанная Ларри Пейджем и Сергеем Брином. Успех «Корпорации Добра», по заявлению ее гендиректора Сундара Пичаи, заключается в особой работе с персоналом. Один из главных девизов Google гласит: «Неважно, сколько, когда и где вы работаете над задачей. Важно, чтобы задача была выполнена в срок». У сотрудников Google нет фиксированного рабочего дня. Каждый приходит на работу тогда, когда захочет, и работает только в удовольствие.
То, как вы работаете с людьми – командой, которая вам приносит деньги – наглядно отражает ваши собственные человеческие качества. Если вы не умеете работать с командой, потому что не хотите идти им на встречу, или считаете их чем-то вроде «крепостных», значит, вы блокируете основной инструмент, приносящий деньги.
Шесть ролей руководителя
Любая организация является довольно точным отражением своего владельца. Я вообще считаю, и это один из главных китов нашей методологии, что главным двигателем и скелетом компании является воля основателя. Не процессы, не продукт, не автоматизация. Люди зеркалят то, как вы относитесь к работе: сколько работаете; вовремя ли приходите; как одеваетесь; как общаетесь и так далее. Меняясь сам, владелец автоматически во многом меняет свой бизнес. Если вы горите своей идеей – в вашей компании будет много патриотов без каких-либо дополнительных усилий с вашей стороны. Если же вы относитесь к своему бизнесу, как к источнику денег или даже потеряли к нему интерес – не ждите лояльности от сотрудников. Они точно так же начнут приходить на работу «за зарплатой».
Подведем итог. Чтобы влиять на свой бизнес в позитивном ключе, руководителю необходимо:
- обладать необходимыми профессиональными и интеллектуальными качествами, знать, что он делает и зачем;
- уважать и слышать свою команду – людей, зарабатывающих ему деньги.
Как руководитель вы должны гармонично сочетать в себе шесть ролей.
1. Коммуникатор.
2. Мастер-профессионал.
3. Командный игрок.
4. Менеджер.
5. Бизнесмен.
6. Хозяин.
Ваш бизнес – это вы. Попытка игнорировать отсутствие собственных личностных качеств приведет к тому, что вы перестанете понимать, какие импульсы посылаете в свой бизнес. Ваш бизнес будет таким, каким будете вы. Развивайтесь сами – и ваш бизнес будет развиваться наравне.