Типичные ошибки руководителей при выборе миссии компании

Миссия компании – это инструмент, выступающий движущей силой ее развития и того, ради чего компания существует на рынке. Миссия отвечает на вопрос «зачем», и какой смысл в том, что мы делаем. Для компаний, которые хотят идти далеко, создавая полезные продукты для потребителей и комфортные условия труда для своих сотрудников, выбор миссии крайне важен. Очень важно, определяясь с предназначением компании, ответить на все вопросы и не допускать типичных ошибок.

Не путать миссию с виденьем

Часто руководители путают миссию с виденьем. В результате чего она начинает трактоваться как некий вид виденья, становится некой метацелью. В итоге, компании, руководствуясь одним лишь виденьем, неправильно выстраивают стратегию достижения своих рыночных и других целей.

Ведь виденье, это всего лишь визуализация того, к чему должна компания прийти в конечном счете, некая свершившаяся мечта. А миссия-это то, ради чего компания существует и работает. И если у руководителя в сознании существуют оба этих понятия, то необходимо, чтобы они работали в комплексе.

В миссии будет описано, какие у компании потребители, какой она продукт производит и ради чего, а виденье будет отражать то, к чему компания должна прийти, какой руководитель хочет его видеть. В этом случае, при всех согласованно выстроенных бизнес-процессах получится идеальная модель, которая приведет компанию к успеху.

Миссия без смысла

Встречаются случаи, когда руководитель пишет миссию, не отвечая на главный вопрос, а в чем же смысл. Ради чего компания существует. Смыслообразование – вещь довольно тонкая. В одной из телевизионных передач было сказано, что сейчас все молоко, которое продается в магазинах, содержит антибиотики. И если бы компания сформулировала свою миссию как «мы производим молоко, для того, чтобы помогать людям быть здоровыми», то это было бы идеальным инструментом, который бы удовлетворял и потребности людей и задевал бы ценностные струны сотрудников.

Другой пример, знаменитая компания Apple и легендарный Стив Джобс, чьей задачей было сделать так, чтобы у каждого человека был персональный компьютер. Когда компания создает то, что облегчает людям жизнь и делает их счастливыми, то все начинает работать эффективно и слаженно, естественным образом. Не нужно прикладывать усилий, чтобы зажечь людей, замотивировать, выстроить бизнес-процессы, создать систему премий, бонусов и прочее. Сотрудники сами будут понимать и чувствовать, ради чего они трудятся восемь часов в сутки, приходят в 9-00 утра на работу и т.д.

Если миссия не рождается, не надо выдумывать

Жизненный цикл любой компании напоминает жизненный цикл обычного человека. Компания – это такой же живой организм, существующий по неким естественным законам. Однако встречаются руководители, которые могут создать миссию ради миссии.

К примеру, для привлечения инвесторов компании нужен документ, в котором будут отражены цели компании, цели акционеров, ценности и т.д. Но при этом сотрудники могут не знать об этих ценностях и не разделять их.

К чему это может привести? Да к тому, что персонал компании будет просто ходить на работу, не понимая, зачем и ради чего. А неэффективно работающий человеческий ресурс может привести к большим финансовым потерям. В идеале, эту задачу решить довольно просто – чтобы миссия работала, важно понимать, что это инструмент идеологии. И очень важно, чтобы топ-менеджер выступал носителем данной идеологии. Тогда персонал, считывая информацию со своего босса, будет неустанно гореть любимой работой, и приносить компании пользу.

Миссия красивая, но потребитель недоволен

Есть пример одной компании, чья миссия состоит в том, чтобы помочь потребителю в выборе товара. Однако, несмотря на то, что она красиво звучит и выглядит, в сообщениях формы обратной связи сотрудники получают негативную информацию от потребителей.

Получается, что директор, красиво сформулировав предназначение своей компании, и заявив об этом миру, находится в иллюзии, что у него все работает. Но, к сожалению, операции этого не подтверждают.

Решением такой задачи должен стать целый процесс. Необходимо объяснить сотрудникам, в чем заключается их работа в соответствии с миссией. От персонала в этом случае нужно требовать не только выполнение плана, но и показатели качества обслуживания. Разумеется, необходимо внедрить систему измерения данных показателей качества, а также ввести соответствующую систему мотивации.

В этом случае, разработанная владельцем красивая идея заработает, и не будет цинизма со стороны потребителей.

Руководитель не выступает носителем миссии

Любая работа – это не просто выполнение функций от звонка до звонка, но и сложный психофизический процесс. Все мы знаем, что люди (неважно, будь то потребители или сотрудники) выступают покупателями эмоций. И то, насколько персонал чувствует свою причастность к большой идее, будет определять его эффективность.

Существуют руководители, которые придумают миссию, но не выступают ее носителями. Или говорят, если миссия об идеологии, то не нужно мне это все рассказывать, у нас тут бизнес. Из-за этого она становится бесполезным документом. А люди в компании начинают действовать сами по себе.

Первое время они продержатся на собственном энтузиазме, но потом он пропадет. Данную ошибку искусственно исправить никак нельзя. Ведь лидер, который ведет за собой, либо есть, либо его нет. Можно попробовать назначить в компании так называемых послов миссии, которые будут транслировать людям ценности, но, как известно, рыба гниет с головы. И миссия должна находиться у руководителя именно там.

Может ли миссии не быть вообще?

Разумеется, компания может работать вообще без миссии, и какое-то время дела могут идти хорошо. Рынок растет, клиент говорит «давай-давай», и по большому счету, разбираться в том, каким образом компания пришла к успеху, не нужно. Ведь все и так хорошо.

Зачастую, руководитель приходит к тому, что компании нужна миссия тогда, когда дела идут плохо, либо дела идут хорошо, и он хочет ответить на вопрос «почему». Если все же, на вопрос «иметь или не иметь», руководитель отвечает положительно, и принимает решение разработать миссию, то важно помнить о следующих моментах.

Во-первых, важно понимать, что миссия – это инструмент идеологии. Она словно камертон, позволяет настроить компанию на нужный лад.

Во-вторых, миссия, при грамотном подходе к ней, может стать высоко конкурентным преимуществом компании. К примеру, в условиях кадрового дефицита для кандидата будет привлекательной та компания, которая четко доносит свои ценности. Ведь никто даже за самые большие деньги не будет заниматься тем, чем он не хочет, и не будет играть роль, которая ему не нравится.

При выборе миссии важно также понимать, что она не должна быть жестко привязана к потребителям или другим рыночным условиям, ведь мир меняется, компании растут, ценности людей переоцениваются, и искать свое предназначение, ограничиваясь какими-то рамками, довольно тяжело.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Консультант, Беларусь

Думаю,что без миссии компании вполне успешно могут существовать,если у нее компетентное и ответственное руководство. У Enron кажется была миссия,но кинули они всех по полной программе.

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Автор пишет:
''Ведь никто даже за самые большие деньги не будет заниматься тем, чем он не хочет, и не будет играть роль, которая ему не нравится''.

Может быть, стоит оглянуться вокруг, побывать на реальных предприятиях и убедиться как эти слова расходятся с реалиями жизни

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Автор пишет:
''А миссия-это то, ради чего компания существует и работает''.

И кто это определяет? Собственник. И для чего собственнику его компания?

Автор пишет:
''...сейчас все молоко, которое продается в магазинах, содержит антибиотики. ...если бы компания сформулировала свою миссию как «мы производим молоко, для того, чтобы помогать людям быть здоровыми», то это было бы идеальным инструментом''

То есть, собственник создавал компанию, чтобы помогать людям быть здоровыми? А те компании, которые используют антибиотики, создавали компанию, чтобы люди были больными?

Интересно, что автор пишет:
''это было бы идеальным инструментом''.

То есть, миссия, по мнению автора - инструмент достижения неких целей собственника. Интересно каких целей? Заработать больше денег? Тогда зачем такое слово использовать как ''миссия''?

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Автор пишет:

-''В миссии будет описано, какие у компании потребители, какой она продукт производит и ради чего, а виденье будет отражать...''

-''При выборе миссии важно также понимать, что она не должна быть жестко привязана к потребителям или другим рыночным условиям, ведь мир меняется..''

Одно противоречит другому. Видимо, надо разобраться с содержанием термина ''миссия''.

Какие у компании потребители и какой продукт она производит - это задача стратегического маркетинга. Начальные вопросы из маркетинговой смеси 4Р и 4С.

Кроме того, это же является содержанием корпоративной стратегии: какие бизнесы ведет компания.
При чем здесь миссия? Что нового при таком ее определении возникает? Ничего. И без привлечения термина миссия, сотрудники знают какой продукт производит компания и для какого потребителя.

Поэтому, слова автора:

''К примеру, для привлечения инвесторов компании нужен документ, в котором будут отражены цели компании, цели акционеров, ценности и т.д. Но при этом сотрудники могут не знать об этих ценностях и не разделять их.
К чему это может привести? Да к тому, что персонал компании будет просто ходить на работу, не понимая, зачем и ради чего.''

с реальной жизнью как-то слабо пересекаются

Руководитель проекта, Москва

Есть много определений миссии организации (компании) и все абстрактные, размытые, аморфные или запутанные.
Наверное, поэтому столько трактовок миссии.
Каждый, кто считает, что на него спустилось озарение и до него дошел истинный смысл этого термина пытается (правда всегда еще более непонятно) объяснить что такое миссия и даже начинает поучать как ее найти.

Миссия - от лат. missio — посылка, поручение.
Это единственное определение, которое ясно и понятно каждому.

Также мне абсолютно ясна христианская миссия — деятельность, имеющая целью обращение в христианство неверующих или представителей иных религий. Церковь как корпорация единомышленников имеет свою миссию, служит ей и, возможно, поэтому процветает вот уже 2000 лет. Думаю, она простоит и больше, если, конечно, клерикалы не позабудут о своей миссии.

В любом случае за каждой миссией стоит готовность жертвовать многим или всем ради ее выполнения.
Этого в статье я вообще не увидел. Может быть кто-нибудь может раскрыть эту сторону миссии?

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Миссию надо бы понимать в контексте системы управления. Вот пример контекста:
Субъекты управления Средства управления Объекты управления
Младшие управленцы Прямые указания Рядовые сотрудники
Управленцы среднего звена Алгоритмы, методики Младшие управленцы
Старшие управленцы Принципы, миссия Управленцы среднего звена
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Мне, в принципе, статья понравилась! Многие верные моменты затронуты, хотя может быть и не так ярко и основательно, как можно было, но ограничение по объему публикации все же нельзя не учитывать. К сожалению у нас очень часто пытаются внедрять западный опыт и технологии без осмысления разницы между нашими культурами. Берут модное западное слово и вот пихают его вовсе щели, не разбирая - к месту оно или не к месту. С Миссией - то же самое. Миссия компании часто воспринимается как некая скаутская (пионерская) речёвка: ''Мы ребята смелые, бодрые, умелые!'' Отсюда и формальное отношение к этому вопросу. А потом еще вывешивают миссию на сайт и считают, что теперь клиент, покоренный ею, ''табунами попрет'' :-))) Автор правильно увязывает связь между миссией и смыслом. Российским аналогом слова ''миссия'' может быть такое понятие как ''смысл существования''. (я вообще сторонник использования незаимствованной терминологии) Основными функциями формулировки этого смысла в бизнесе могут быть: 1. Отделение своих от чужих - понимает и разделяет сотрудник смысл существования своей компании - свой, нет - чужой. Определил руководитель, что смысл компании - осчастливить электричеством каждую деревню в стране и через это приблизить царство коммунизма - собрались люди, которые работали на эту идею. Определил руководитель, что смысл деятельности: ''рубить бабло с лохов'' - подобралась команда наперсточников и ''кидал''. 2. Создание параллельных или основных саморегулирующихся систем управления и профессиональной коммуникации в организации. Люди, разделяющие общие понятия о смысле своей работы способны вырабатывать эффективные механизмы взаимодействия - повышается скорость обмена нужной информацией, результат достигается проще и легче. Тут даже и примеры приводить не надо, у каждого их множество найдется. А за этими функциями идет и многое другое - и стратегическое управление, и PR, и риск менеджмент. Пример удачной миссии - миссия ООН: ''''Поддержания и укрепления мира, безопасности во всем мире и развития сотрудничества между государствами'' Немного посмешило это:
И если бы компания сформулировала свою миссию как «мы производим молоко, для того, чтобы помогать людям быть здоровыми» то это было бы идеальным инструментом, который бы удовлетворял и потребности людей и задевал бы ценностные струны сотрудников.
При такой миссии молоко было бы логичным продавать в аптеках и фитнес-центрах ;-))
Генеральный директор, Нижний Новгород
Наталия Грачева пишет: В миссии будет описано, какие у компании потребители, какой она продукт производит и ради чего
Классика задает чуть иные вопросы при формулировке миссии: каким бизнесом занимается компания, кто потребитель, его потребности, КАК ИМЕННО компания эти потребности удовлетворяет (по сути, отличия от конкурентов). 1. У автора статьи КАК заменяется вопросом РАДИ ЧЕГО. Впервые встречаю такую трактовку, и потому хотелось бы получить разъяснения: ''ради чего'' с точки зрения кого? и что значит в контексте статьи ради чего? 2. Также не по классике звучит вопрос КАКОЙ ПРОДУКТ ОНА ПРОИЗВОДИТ - о чем речь? Так как гуру (Друкер, например, за ним следует Левитт) предлагают разобраться совершенно с другим вопросом - каким бизнесом занимается компания, что явно не одно и то же. Надеюсь на пояснения автора статьи.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети компаний переманивают чужих сотрудников

Большинство работодателей занимаются прямым хантингом из-за нехватки людей на рынке труда.

Эйджизм на рынке труда России снизился

Работодатели все чаще присматриваются к возрастным кандидатам.

60% подрабатывающих россиян не копят деньги системно

Каждый пятый россиянин сразу тратит все деньги с подработки. 

70% россиян обращают внимание на корпоративную культуру при выборе работодателя

Самыми важными аспектами корпоративной культуры опрошенные назвали открытость и прозрачность управления, возможности для обучения и развития и сильный командный дух.