После сокрушительного провала декларативной программы «Четырех И», а также дискредитации дееспособности существующих отечественных механизмов, направленных на модернизацию и инновационное развитие, волей-неволей в голову приходят мысли о кризисе и коллапсе, об отсутствии хоть кому-то понятной промышленной политики в России и вообще о способности нынешней экономической элиты направить страну на путь развития и приступить таки к осуществлению новой индустриализации с 25 млн новых рабочих мест.
Если же отбросить эмоции и спокойно проанализировать ситуацию, то начинаешь видеть другую логику в действиях нашей элиты (точнее, части элиты). Логику, которая предусматривает именно такие действия, такую риторику, такую промышленную и экономическую политику, которую мы и наблюдаем. Мысли о неэффективном управлении возникают из-за несоответствия представленных нам целей и достигаемых результатов. При этом я не склонен считать тех, кто нами управляет, беспросветными дилетантами, которые, проваливая один план за другим, продолжают, оставаясь на своих местах, испытывать терпение электората. Проще предположить, что существует некая другая целевая программа, при осуществлении которой мы находимся в графике, а очевидные для большинства меры по смене тренда деградации страны декларируются не для их осуществления, а с целью успокоить общественность, отвлечь внимание от текущего негатива и выиграть время.
Вхождение страны в ВТО является превосходным подтверждением данного предположения. Вспомним заявленные ожидаемые плюсы от вступления, наиболее привлекательными из которых были:
- повышение инвестиционной привлекательности и активный приток капитала;
- более быстрый рост ВВП (порядка 5 % в год);
- занятие достойного места в международном разделении труда, сопровождающегося ростом доли высокотехнологичных производств при их активной модернизации;
- снижение инфляции.
А что имеем через год после вступления? Бегство капитала из страны превышает все прогнозные показатели, экономика явно в стагнации, производства с высокой добавленной стоимостью продолжают закрываться под шумок развала последнего оплота национальной науки, лежащей в основе появления опережающих время технологий, а также инфляция, предсказуемо высокая из-за продолжающегося неестественно быстрого роста тарифов на услуги естественных монополий, заоблачных процентных ставок и ожидания ослабления рубля как единственного способа поддержать остатки промышленности (не допустив всплеска массовой безработицы) в жестких объятиях ВТО.
Если по итогам первого квартала сальдированный финансовый результат в РФ по сравнению с прошлым годом сократился на 30%, то на территории области, где работает наше предприятие, картина еще более удручающая: убыток превысил прибыль. Наблюдается значительное уменьшение платежей по налогу на прибыль от крупнейших предприятий («Северсталь», «ФосАгро», «Газпром», Сбербанк, РЖД).
А ведь международные эксперты, оценивая последствия вступления России в ВТО, честно предупреждали, что рост ВВП будет достигаться прежде всего за счет ритейла (в основном торгующего импортным товаром) и отраслей, обеспечивающих встречную поставку сырья при проблемах для всех остальной промышленности с высокой степенью передела. И по итогам полугодия министр экономического развития Алексей Улюкаев честно признал, что инвестиционная активность в РФ показала отрицательный рост, а ВВП увеличился всего на 1,7%. Учитывая, что, по его же замечанию, повышения уровня доходов россиян удалось достичь в основном за счет роста доходов бюджетников при нулевом росте промпроизводства, то очевидно, что прогноз крупнейших международных финансовых институтов на сценарий роста ВВП только за счет увеличения темпов обмена «нашего золота» на «импортные бусы» полностью подтвердился, и, по их понятиям, Россия в графике.
Но является ли подобный тренд следствием вступления страны в ВТО?
Логичнее предположить, что ситуация является следствием не отсутствия, а как раз наличия некой экономической политики, где вступление в ВТО является одним из ключевых мероприятий. Сегодня на любом уровне управления в стране неприятные результаты связывают, как правило, с экономическими проблемами в глобальном, мировом масштабе. Вступление же в ВТО как явно глобалистскую организацию просто шире открыло дверь наблюдаемым нами сегодня кризисным проявлениям в России и значительно снизило наше суверенное право на действия по преодолению очевидных негативных тенденций.
Так можно ли считать, что что-то пошло или идет не так? Вряд ли. Ведь мы имеем ситуацию ровно такую, какую предсказывало большинство национальных и зарубежных экспертов и организаций. Не случайно в вопросе вступления России в ВТО на предложенных условиях партии власти в Думе яростно противодействовала не только фракция КПРФ, но и гораздо более лояльные либерал-демократы и справедливороссы (протокол о ратификации был поддержан в Госдуме лишь 238 голосами при 208 голосах «против» и одном воздержавшемся). Поэтому очевидно, что решение о вступлении было абсолютно политическим, и все «срезы» российской элиты прекрасно осознавали, за что они голосуют. Хотя официального перевода текста российских обязательств нет и сегодня! Это лишний раз доказывает вторичность экономической целесообразности для тех, кто принимал решение.
Не раз анализировав несоответствие слов и дел в нашей стране и будучи участником очень большого количества дискуссий как на официальных круглых столах, так и в Сети, рискну классифицировать нашу элиту и разделить ее на две неравные части.
Первая идеально подходит под определение «компрадорской». Ее представители уверены, что смогут на приемлемых условиях конвертировать свою национальную «элитность» в глобалистскую. Одним из условий этого является содействие ускорению процессам глобализации в России, пускай и за счет сдачи национальных интересов. Вторая – это элита, которая в принципе может оставаться таковой только при экономически сильной и промышленно развитой России, способной еще долго отстаивать свои национальные интересы в рамках объективно неизбежной глобализации мировой экономики.
В этом случае все становится очевидным: то, что кажется катастрофой для одних, является достижением для других; то, что кажется отсутствием разумной экономической и промышленной политики для одних, является целевыми ориентирами для других. Мне кажется, что если верх возьмет национально ориентированный бизнес, то появятся и достижения в технологиях, и экономический расцвет, и в глобальном разделении труда нам удастся занять более достойное место, чем просто подносить «чего изволите» (или углеводороды) и надеяться на щедрые чаевые.
Последние события в мире – такие как цветные революции, убийства национальных лидеров без суда или по судилищу, серьезные проблемы за рубежом у российских бизнесменов, которые уже считали себя частью мировой элиты, – создали особые условия в стране, когда соотношение в численности элит может поменяться. Кстати, «список Магнитского» в этом случае – просто подарок национально ориентированному бизнесу, который имеет все шансы начать контрнаступление.
Действия президента по ограничению «зарубежных» свобод представителям власти и явные изменения в ВПК являются для меня показателем того, что первое лицо страны может принять решение (или уже принял) о своем месте в пользу национально ориентированной элиты. Но численный перевес пока явно за компрадор-глобалистами, и возможности влиять на принятие стратегических решений у них достаточно много. За один день или даже месяц политический расклад не поменяется, а значит, не стоит ждать и быстрых изменений в тренде развития страны. Этот тренд будет меняться (или не меняться) с той же скоростью и так же сильно, с какой скоростью и в чью пользу будет меняться соотношение между национально ориентированной и компрадорской элитами. При этом я бы не стал противопоставлять их как сторонников или противников глобализации. Скорее, они отличаются подходами к достижению своих целей в будущем глобальном мире.
Как мне кажется, подобная оценка положения в промышленности и экономике страны хорошо описывает прошедшие и происходящие события, а значит, позволяет каждому из нас более осмысленно принимать решение о своих действиях в будущем.
Фото: pixabay
Владимир, Вы слишком хорошо думаете о страте элиты и топе гос. управления. То есть Вы предполагаете о действиях ''по концепции и к целям''. Но мне привелось работать в гос. управлении и изнутри постигал кухню министерств и их внутреннюю логику. И видел как министры ''ловят тренды'' настроений начальства и как готовят все более красивые программы для получения высокой оценки от своего руководства не думая о реальности.
В гос. управлении в совке была даже очень сплоченная контргруппа специалистов, которые вели параллельную министерствам деятельность, это была элита целей, которая шлифовала решения и программы сообразно рациональным возможностям и их объединенными усилиями ''странности высоких начальников'' как риск как то нивелировались. То есть в системе консервативные ''не фантазеры'' топ управленцы как то конкурировали за утверждение решений с ''новыми фантазерами'' при помощи ''старых фанатичных специалистов'' патриотов.
В эпоху перемен ''фантазеры'' стали опаснее для системы в целом, так как ''красивые фантазии'' становились часто дымовой завесой организации программ при реализации которых некоторые заинтересованные исполнители отлично зарабатывали. И это очень выгодная специализация, которая не имеет ни чести, ни совести, огромную жадность и очень респектабельные инструменты презентации и убедительности.
Эти крайне умелые ''царедворцы'' очень умны и умелы, и их много, так что нет никакого заговора, нет врагов, нет злого вражеского умысла, есть только деятели, готовые очень умело инфильтроваться и используя внимание ''Первых Лиц'' хоть немного установить свои интересы. Причем это не преступная деятельность. Это просто активность. Но в масштабах ''всей страны'' - бесцельная.
Лидеры страны и рады бы опереться на что либо прочное. Но где оно, в чем? Время показывает результаты.
Еще проходит время и еще результаты.
Вы как специалист высокого уровня их предсказывали. И что делать?
Не знаю, наверно формировать какие то рациональные проекты, которые могут заинтересовать топов страны, в тот момент когда им становится очевидным что что то очередное не особо получилось.
Если проекты будут на вид очень успешными их поддержат.
В отличии от ловких ''фантазеров'' лоббистов, такие проекты будут укреплены целями развития страны - в этом разница.
Но разница ''по основанию''.
Кстати, Владимир,
если вспомнить, как странно поступил господин ДАМ в период Ливийской компании, то у ВВП, надо признать, не было ни одного шанса на возможный другой вариант. Хочешь спастись? Спаси себя сам - а эти сдадут за бочку варенья и корзину печенья.
Насчёт «плана», я согласен 100%-но.
В таких случаях говорят:
- при хаосе, «бьют по площадям» с одинаковой вероятностью;
- при «наличии плана», бьют снайперски; и пока ещё не промазали; ни разу.