«После 30 лет менеджеры теряют смысл жизни и мотивацию»

В процессе подготовки данного материала об экстремальном тимбилдинге в России стало очевидно, что мало ограничиться лишь разговором о способах, видах и особенностях этого способа командообразования. В жизни среднестатистического отечественного менеджера вообще мало не только экстрима, но и просто здоровой физической активности, полноценного отдыха, приключений и драйва. Нет, бывают, конечно, исключения, но, как правило, круг «дом-работа-дом» становится замкнутым, да никто его разомкнуть особо и не пытается. По молодости лет люди еще как-то сопротивляются этой инерции, еще чего-то хочется и кажется, что вся жизнь впереди и времени для того, чтобы заняться собой, своим здоровьем, да и просто разнообразить жизнь, еще навалом. Однако со временем «мещанское болото» затягивает все сильнее. В большинстве случаев навсегда.

Сегодня мы говорим о «слабом месте» российских менеджеров, большинство которых, к сожалению, сильно только интеллектуально, - о физической активности, а, точнее, ее отсутствии; жизненных приоритетах и ценностях, а также об экстремальном тимбилдинге как способе не только повысить уровень сплоченности и эффективности коллектива, но и внести в «запылившийся» ритм офисной жизни новизну, удовольствие от активного движения и новых внекабинетных достижений.

Героиня нашего материала - Марина Исхакова, одна из наиболее известных экстремальных тренеров в России, кандидат экономических наук, имеет степень МВА, основатель и руководитель Санкт-Петербургской компании Adventure Races, автор новой книги «Тимбилдинг. Раскрытие ресурсов организации и личности» - первого издания в России, посвященного глубокому и многостороннему анализу феномена тимбилдинга.

Executive: Вообще кажется, что для нашего, российского человека (готового к риску, любящего приключения) экстремальный тимбилдинг как способ командообразования подходит как нельзя лучше. Это так?

Марина Исхакова: Это очень распространенное убеждение, которое бытует и в среде очень успешных топ-менеджеров. Однако существует в реальности очень небольшой класс компаний, кому экстремальные тимбилдинги как способ командообразования может быть действительно рекомендован. На это влияет отрасль, в которой работает компания, организационная культура компании, характер работы сотрудников, иерархичность компании, стадия развития компании, характер коммуникаций, предыдущий опыт совместного командообразования.

Executive: Сложно представить, что экстремальным тимбилдингом будут заниматься компании, работающие по старому, «советскому» образцу – с консервативными устоями, персонал которых уже в возрасте… Это мероприятие для молодых и современных?

М.И.: По природе своей да. Экстремальный тимбилдинг заставляет раскрываться сотрудников, сбрасывть «панцири» и « шелуху», где директор и рядовой сотрудник идут в команде локоть об локоть, поддерживая друг друга. Здесь не имеет значения твой статус, но имеет значения, скольким ты можешь поступиться ради команды. Сам феномен тимбилдинга несет в себе зерно инновации, развития, стремления к лидерству в бизнесе.

Executive: Каким компаниям тимбилдинг противопоказан?

М.И.: Очень хороший вопрос. Однако, когда что-то становится очень модным и популярным, компаниям становится очень сложно верить в эти «противопоказания». Но они есть и существенные. Экстрим-тимбилдинги категорически противопоказаны компаниям с низким уровнем доверия и коммуникаций; компаниям, деятельность которых не связана с мобилизацией сил и конкурентным окружением; компаниям, в которых отсутствует командный характер работы и вознаграждения.

Executive: Но ведь задача тимбилдинга – именно развивать эти качества?

М.И.: Развивать эти качества нужно, если они потом будут использоваться в работе, если нет, то игра не стоит свеч. Ну, вот зачем, скажем, швеям, у которых на производстве очень низкая оплата труда, очень примитивная индивидуальная работа на древнем оборудовании, сплочение? Для повышения мотивации их работы надо сначала поработать над базовыми факторами, чтобы женщины не думали во время экстрим-тимбилдинга, есть ли дома молоко?

Executive: Нужна ли специфическая физическая подготовка участникам? Или, к примеру, осмотр у врача? Ограничения по возрасту?

М.И.: Следуя моей книге, я выделяю пять уровней экстремальности тимбилдинга. Каждый уровень соответственно требует своего уровня физической подготовки. Наиболее экстремальный уровень – такой, как, например, заброска топ-менеджеров на вертолете и последующий двухдневный марш-бросок требует от участников нескольких месяцев предварительной подготовки. Рядовой вариант тимбилдинга не имеет ограничений по возрасту и не требует специального осмотра врача. Профессиональные компании просто готовят специальные облегченные или более интеллектуальные роли участникам с ограниченными возможностями, что не заметно даже самим участникам.

Executive: Все-таки экстрим, даже хорошо подготовленный, это сильный стресс для сотрудников. Все ли справляются?

М.И.: Не всегда и не все. Профессиональные тимбилдеры еще на стадии переговоров и обсуждения дизайна программы должны в обязательном порядке сообщать заказчикам, что участие в экстрим-тренинге сопряженно со стрессом, как физическим, так и психологическим. То, что жутко болят мышцы и в понедельник не доехать до офиса это одно, а то, что стыдно посмотреть в глаза своим коллегам после недостойного «спасения своей шкуры», это другое.

Executive: Экстремальный тимбилдинг - это больше тренинг или развлечение?

М.И.: Экстрим-тимбилдинг не может быть развлечением. А вот тренингом или физическим испытанием – да. Для физического испытания достаточно непосредственно самого экстрима, для тренинга необходимы предварительный анализ и последующая рефлексия.

Executive: Какова его философия?

М.И.: Это раскрытие ресурсов команды и участников посредством экстремальных условий.

Executive: Когда речь идет об инновационных тенденциях в командообразовании в России, сразу хочется провести сравнение с тем, как это направление хорошо развито на Западе и пока еще не очень сильно – у нас. В отношении тимбилдинга это правомерно?

М.И.: К сожалению да, более чем правомерно. Тимбилдинг, переживший свой пик на Западе в 1990-е годы, сейчас перешел в новый формат experienced learning/adventure experience/authentic experience. На Западе сейчас актуальны другие форматы и другой масштаб задач: построение Global Teams, Cross-cultural teambuilding, Virtual teams teambuilding, Green teambuilding.

Executive: При упоминании экстремального тимбилдинга, первое, что приходит на ум – это известный «веревочный курс». Если не ошибаюсь, его изобрели американские бизнес-тренеры как способ реабилитации солдат после войны во Вьетнаме. Российские бизнес-тренеры предлагают свои инновации в этой области?

М.И.: «Веревочный курс» в России, к сожалению, скорее отрицательно зарекомендовал себя, в силу той же российской специфики. Если, например, в США по всей территории страны «веревочный курс» проходил однообразно, основываясь на специальных методиках и инструкциях, то в России в силу плохих переводов, отсутствия личного опыта и так далее при проведении «веревочного курса» допускались непростительные ошибки, которые вели за собой негативные результаты для всей компании.

Executive: Расскажите, пожалуйста, о других популярных видах экстремального тимбилдинга. Говорят, команды некоторых компаний даже совершают восхождение на Килиманджаро…

М.И.: Я бы предпочла деление тимбилдингов на эффективные и нет. Популярные очень легко, и даже чаще всего, не решают бизнес-задач заказчика. После того же Килиманджаро команда рассыпается, потому что стали видны неприемлемые ценности, высветились скрытые «темные» стороны участников прежде замечательной в офисных условиях команды. Однако можно перечислить экстрим-инструменты, которые при граммотном использовании работают очень эффективно – яхтенные регаты, восхождения, командные марш-броски и вертолетные заброски, сплавы на рафтах и байдарках и другие.

Executive: Как спрогнозировать последствия проведения такого тимбилдинга? В идеале, конечно, команда должна сплотиться. А если разругается?

М.И.: Знать точного результата экстрим-тимбилдинга, а тем более запрограммировать его нельзя. Частично в этом и состоит такое сильное стремление многих компаний попробовать это «зелье» от всех бед. Кажется, что вот съездит компания в пятницу на тимбилдинг, и в понедельник проблем как не бывало. Это не так. Однако вполне возможно предложить компании такой дизайн программы, который будет максимально способствовать раскрытию потенциала участников, который зачастую сложно раскрыть в офисе, созданию позитивной доверительной обстановки, условий преодоления, которые только сплотят команду.

Executive: Тимбилдинг может кардинально изменить человека в лучшую или худшую сторону? Ведь нередко в ходе экстремальных мероприятий люди сталкиваются с серьезным выбором, например, когда поступаются (или не поступаются) своими интересами ради пользы всей команды.

М.И.: Глобально да. «Веревочный курс» не может изменить человека, а, например, восхождение на Килиманджаро может. Но, скорее, не тимбилдинг меняет человека, а просто в ходе тимбилдинга сотрудники сталкиваются с нетипичными для них задачами, которые выводят их далеко за уровень комфорта, где уже каждый непредсказуемо ведет себя. Властный и решительный директор может трястись от страха как девчонка, а хрупкая девушка тянуть на себе, сжав зубы, всю команду. В этом и состоит тот скрытый резерв, который заложен в экстрим-тимбилдинге, и если он будет правильно раскрыт в нужное время, компания переходит на новый качественный уровень развития.

Executive: Наши читатели всегда интересуются практическими результатами. Приведите, пожалуйста, примеры, насколько тимбилдинг способствует улучшению работы компаний и росту ее финансовых показателей.

М.И.: Конкретных исследований функции «тимбилдинг – прибыль», по крайней мере, в России не проводилось, но любой успешный результативный тимбилдинг прежде всего заметно повышает удовлетворенность сотрудников компанией и работой, повышает эффективность коммуникаций, способствует росту доверия, сплочению и более четкому пониманию миссии и задач компании и своего места в компании, а через эти показатели и росту финансовых показателей. В роли директора экстрим-тимбилдинг компании я не могла сказать, что эти клиенты становились успешными благодаря нам, но то, что благодаря успешному экстрим-тимбилдингу лучшие люди решили оставаться в компании, компании решались на амбициозные проекты, менялся дух компании с упаднического на борцовый – утверждаю с уверенностью. Я горжусь этими результатами, потому что их нельзя достигнуть больше никакими средствами.

Executive: В России дела с физкультурой и спортом обстоят неважно. Я имею в виду отсутствие пропаганды здорового образа жизни, тотальное увлечение спиртным, курение, легкомысленное отношение к своему здоровью. Менеджеры страдают от «офисных» недугов – в том числе постоянных стрессов. Получается, это болезни развитого общества?

М.И.: Я бы сказала, что это болезни «эйфории от успеха», характерные именно для начального этапа развитого общества. Все развитые страны мира проходили через данный этап, хотя, конечно, не в таком тотальном виде. Однако уже сейчас и в Европе, и в Америке на первое место выходят такие понятия, как «баланс работы и личной жизни» и «качество жизни». Например, в Норвегии, где я получила МВА и жила последние три года, тысячами насчитываются менеджеры, покорившие Килиманджаро, регулярно совершающие треккинги в горах, преодолевающие лыжные, беговые, велосипедные марафоны.

Executive: Каким образом компании должны реализовывать заботу о здоровье сотрудников и их физическом состоянии? Помимо выдачи медицинских полисов, - нередко, сожалению, у нас только этим и ограничиваются.

М.И.: Политика здорового образа жизни, как и всего в компании, начинается «с головы». Очень трудно доказать сотрудникам важность здорового образа жизни, если это только слова.

К счастью в России, хоть и немного, но уже есть компании, которые продвигают концепцию здорового образа жизни на корпоративный уровень. Например, в одном крупном российском банке, занимающем целый высотный бизнес-центр, ожидание лифта требует неправданных потерь времени, все сотрудники, включая руководство пользуются только ступенями. С таких реальных шагов начинается путь к «здоровой» корпорации. Инструментов создания престижа и стремления к корпоративному «здоровому» образу жизни много – создание корпоративных команд, корпоративные поощрения и удлинения отпусков за отустствие больничных дней, создание «зеленой» атмосферы, наличие возможностей заниматься спортом до, в течение и после рабочего дня. Но самое главное – это создание позитивного и захватывающего имиджа спорта и здоровья самим руководством.

Executive: По моим наблюдениям, молодые люди в физическом плане ставят на себе «крест» в возрасте около 30 лет – обзаводятся семьями, стабильной работой, расслабляются и начинают терять форму, меньше уделять внимания здоровью… Вы согласны? Причина в кризисе среднего возраста?

М.И.: Абсолютно согласна. Но, прежде всего, дело не в кризисе среднего возраста, а в потере смысла жизни, мотивации, дальнейших ориентиров. Для чего нужно здоровье? Чтобы реализовывать фантастические захватывающие мечты всю жизнь, до 80-90 лет. Покорить Эверест, Южный и Северный Полюса, совершить кругосветку на яхте, мало ли есть сногсшибательных мечт и мест, для которых важнее денег – здоровье. Но мечты большинства очень приземленны – стабильная работа, квартира, машина и так далее. Они не способствуют и не мотивируют заниматься своим здоровьем!

Executive: Почему в России непопулярен активный, спортивный и здоровый образ жизни? Мы ведь так стараемся подражать Западу, а в плане продвижения в народ спорта и физкультуры делается мало. Про поддержку детского спорта вообще нет речи. Вы оцениваете ситуацию также пессимистично?

М.И.: Да, ситуация в этом плане сложная. Продвижение активного, спортивного и здорового образа жизни – это выбор и приоритет страны. Невозможно и нереально разрозненными силами сдвинуть что-то в нашей стране, если это не станет государственной политикой. Всем известны потрясающие результаты борьбы с курением в Америке, когда это стало национальной идеей. Мишель Обама сама возглавляет национальную программу по борьбе с детским ожирением и правильным питанием. Она сама в спортивных брюках и футболке бегает километры за километрами с американскими детьми, борясь за снижение веса и здоровое будущее нации.

Фото в анаонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Независимый директор, Москва

Есть замечательное словосочетание в русском языке - сплочение коллектива. На заметку автору... Может быть, можно пользоваться родным языком, вместо т.н. тимбилдинга (teambuilding) и пр. ''неологизмов''? Или уже шпарить на ставшем таким родным английском? Были периоды в русской истории, когда младые отпрыски власть предержащих, взращённые в западной европе, по-русски говорили с трудом. Было это и прошло, а русский язык остался. Только вот память о людях, ломающих родной язык, не очень лестная. А ведь то, как нас помнят и есть настоящие наши достижения.

Партнер, Москва

Я так и не понял, а в чем КОМАНДО-ПОСТРОЕНИЕ???
Это КОМАНДО-СОРЕВНОВАНИЯ в коротком промежутке времени между командой ДРЫЩ и сборищем ДОХОДЯГА.
ФИЗИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ обособления и ДУМАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССНЫЕ приблуды не находятся в линейной зависимости.
Эффект ЖЕВАЧКИ. Пока жуешь-во рту не воняет гнилыми зубами.
Приехали в офис...
А там опять БРЕДОК АРХИТЕКТУРНЫХ НЕДОТЕП, да такой, что даже ''ВОНЮЧКИ'' из машин не спасают.
Обзовите это лучше СПОРТИВНО-ВОДОЧНЫЕ ВЫХОДНЫЕ в стиле ''ЗАРНИЦА''.

HR-директор, Москва

Ужос. И кризис среднего возраста у нас в 30 лет начинается, в отличие от всего остального мира, и смысл жизни теряется... Уж не знаю, кому из этих двух дам больше 30 :) ,
но реклама бизнеса Марины Исхаковой не удалась, имхо.

Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

Светлана + 100
Чистая (и корявая) реклама бизнеса Марины... Вообще непонятна связь между личностным кризисом 30-ти летних менеджеров и тим-билдингом :))) Опять же коряво приплели одно к другому...
Человек лично или занимается спортом или не занимается - а тим-билдинг тут при чем???

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
…… ..… ! Сумасшедший дом … Если содержимое упоминающейся книги соответствует содержанию интервью, то ее обязательно следует купить. В последний раз я испытывал такой прилив положительных эмоций от ознакомления с неким заоблачным, - и я бы даже сказал, - оголтелым бредом только когда читал “Энциклопедию аномальных мест России” (как-то так назывался тот шедевр) В.Черноброва. Вероятно потому, что я очень редко покупаю подобную литературу в качестве источника поднятия настроения или вообще не задерживаюсь у магазинных полок, на которых выстраиваются подобные издания. >Однако со временем «мещанское болото» затягивает все сильнее. В большинстве случаев навсегда. Наличие семьи, как и достижение определенного возраста, накладывает на человека свой отпечаток. То, что возможно в молодости, зачастую уже никак не реализуемо в зрелые годы и уж тем более в старости. Это вполне конкретный закон природы, обойти который не удается даже при помощи самых современных достижений науки.Чисто биологически организм меняется, поскольку природой в него заложено нечто большее, чем просто сохранение в активном виде на протяжении всей жизни. Одним из совершенно закономерных и нормальных элементов чего и является то самое пресловутое «мещанское болото» и всё прочее применительно к людям. Которое действительно формируется и затягивает «навсегда», коль скоро в процессе существования живые организмы только стареют, а не молодеют вновь по достижении некоторого возраста. Если разбирать вопрос серьезно, то тимбиодинг во всем мире - это вообще очень скучное занятие и времяпровождение. Как и любой «экстрим» ради «экстрима». В рамках которого реализуется сугубо лишь погоня за всё более возрастающими дозами адреналина, достигаемая путем стимулирования стрессовых встрясок организма, - а даже не погоня за острыми ощущениями, новыми впечатлениями и т.д. Т.е. основная задача таких людей – испытать чувство адреналиновой встряски, принимаемой ими за некое раскрепощение и освобождение от текущей жизни. Реальной причиной такой потребности у людей «кабинетных занятий» является чисто биологическое расстройство ряда функций организма, следствием чего становится т.н. «адреналиновый голод», вредно сказывающийся на деятельности не только нервной системы, но и ряда ключевых органов. И организм подспудным образом «выходит из положения», буквально подталкивая человека к достижению необходимого вброса в кровь данного вещества в количествах, способных не только стимулировать нормальную деятельность организма и ряда его систем, но и предотвратить, как то ни парадоксально, спад выработки данного гормона организмом за счет деградации генерирующего его мозгового слоя надпочечников, которая в случае своего развития неминуемо приводит к возникновению серьёзных дисфункций на уровне внутренних органов (в частности, связанных с сердечно-сосудистой системой), а также к расстройствам обмена веществ и нервной системы. Уже сам фактор растущей потребности организма и человека в подобных встрясках (когда в них возникает уже постоянная от них зависимость, подобно тому, как это бывает с алкоголем и наркотическими веществами) напрямую указывает на начало развития у людей весьма неприятного недуга, связанного с недовыработкой организмом адреналина, наиболее часто встречающимся следствием которого становится нарушение работы сердца и преждевременная гибель людей из-за случаев развития сердечной аритмии и прочих болезней, связанных с деятельностью сердца. Вот почему среди «офисных сидельцев» со временем получает серьезное распространение парашютный спорт, игра в «Квазар», пейнт-бол, «стрит-рейсинг», увлечение толкинизмом, фэнтэзийными и ролевыми играми, когда состоятельные люди целыми командами «уходят в лес», историческое реставраторство, кладоискательство и «черное копательство», гриндерство, диггерство, охота за привидениями, увлечение аномальными зонами и инопланетянами с посещением мест их высадки, охота за молниями и т.д. Однако главной ошибкой автора в представленном интервью является то, что тимбилдинг – это не увлечение для персонала отдельных компаний, а увлечение для отдельных людей, испытвающих потребность в том самом адреналине. Которые как могут работать в одной компании, так и быть представителями не только разных направлений бизнеса, но даже и зачастую разных социальных слоев. Объединенных одним общим увлечением и потребностью их организмов в возрастающей адреналиновой встряске. Т.е. в реальности это сообщество людей, уже находящиеся на пороге развития у них той или иной серьёзной болезни или расстройства, выражающихся в адреналиновом голодании организма. В любом случае, безусловно, можно набрать команду для «тимбилдинга» и из представителей одной компании, но в большинстве случаев львиная доля ее участников будет принимать участие в соответствующих мероприятиях только для того, чтобы понравиться начальству или оказаться у него на хорошем счету. А также проявить себя неким образом, чтобы в дальнейшем рассчитывать на поощрение от данного начальства. По аналогии с иными областями корпоративной деятельности, рядовые участники подобных команд редко когда стремятся превзойти своими достижениями достижения начальства, т.к. это способно вызвать у последних скрытое недовольство, которое в дальнейшем негативно скажется на карьерных и иных перспективах избыточно саморетивых подчинённых в компании. Т.е. в любых тимбилдинговых мероприятиях, в которых команды строятся по корпоративному принципу, начальство всегда оказывается на высоте, а если такое физически невозможно, то успех ему обеспечивается неким иным образом, что в дальнейшем преподносится как ключевой элемент успеха всей команды. Вот почему т.н. корпоративный тимбилдинг в действительности представляет собой весьма уродливое явление и не способен достичь ни одной из тех целей, о которыхстоль ярко повествуется в интервью. Корпоративная соподчиненность участников команды просто не позволит этого добиться, равно как и беспокойство за свои перспективы в случае выраженного превосходства над начальством. Не говоря уже о возможном формированиии организационных альтернатив начальству и его авторитету в организации в виде образования в ходе подобных мероприятий различных групп из нескольких членов. Что также не остаётся оным начальством не замеченым и берется им на заметку в качестве потенциальной для себя угрозы. В том же случае, если тимбилдинговые мероприятия составлены из участников, не объединенных в реальной жизни одной и той же компанией или иной общностью людей, что исключает их неравноправие по должностному или иному статусу, результат таких мероприятий направлен сугубо на тот самый пресловутый адреналин. Т.е. участники мероприятия «кайфуют» каждый сам по себе, стремясь извлечь из общекомандного действия максимум длясамих себя. Т.е. то, ради чего они вообще готовятся заниматься тем или иным видом экстремального времяпровождения. Также следует помнить, что практически все виды тимбилдинга – это занятие отнюдь не для бедных людей, и даже не для лиц среднего достатка. Т.е. это всегда занятие для круга «своих», в который время от времени «милостиво» допускаются посторонние. Поскольку трата денег на подобное увлечение является в таких мероприятиях своеобразной визитной карточкой их участников. И эффект от этой траты также способствует «адреналиновому раскрепощению». По аналогии с тем, как то происходит в игорных заведениях, когда игрок чувствует облегчение и даже радость, расставаясь с очередной партией денег или фишек за игровым столом. >тысячами насчитываются менеджеры, покорившие Килиманджаро, Кроме того, что данная гора расположена очень далеко от России и от мест обитания упомянутых северных менеджеров, а также знаменита в культовой для своего времени вещи Э.Хэмингуэя «В снегах Килиманджаро» (полностью неизвестной современному поколению россиян в силу отсутствия актуальности применительно к современности и отсутствия пресловутого «драйва»), ничего примечательного, интересного и сложного в этом восхождении нет. Даже если специально стремиться встретить рассвет на вершине этой горы или просить проводников выбрать маршрут восхождения посложнее. Скажу лишь, что покорение этой горы даже в очень плохих погодных условиях осуществляется без специального снаряжения, исключая специальную горную обувь и шест для прощупывания снега. Так что ничего выдающегося в этом восхождении ровным счётом нет. А вот Кению, если у кого-то будет такая возможность, посмотреть стоит. Хотя бы на уровне национальных парков, - даже без попыток забраться на упомянутую пограничную гору. Удивительно красивая страна. Хотя и со своими неприятными «накладками». Вернее, не без них. >Абсолютно согласна. А напрасно. С возраста в 40-45 лет у мужской части населения (как и с возраста в 35-40 лет у женской части населения) вновь начинается активный поиск и ведение здорового образа жизни, регулярные занятия спортом и т.д. с целью «нагнать» то, что было упущено за всю предыдущую жизнь, потраченную на зарабатывание денег, упрочение карьерного положения и материальное обеспечение семьи и старости. Или за некий ее интервал. Как правило, это сопряжено с тем обстоятельством, что лица, достигшие данного возраста, «больше не нужны» российским компаниям. В прошлом причины этого уже разбирались в одной из тем на данном Интернет-ресурсе. Т.е. достигнуть чего-либо сверх того, чего они не достигли к этому возрасту, они уже, как правило, не могут, исключая тех из них, кто имеет специальную протекцию или вхож в систему. Вот почему стремиться по выбранному до этого пути им объективно больше не к чему. И они либо избирают некий иной путь самореализации или работы, либо начинают больше заниматься собой, довольствуясь тем, чего уже достигли. Последних по понятным причинам большинство. После наступления критического и переломного дял российского бизнеса возраста в 30-35 лет, людям уже очень сложно на что-то рассчитывать в организациях, где основная ставка в работе делается на молодые возрасты и на их обслуживание в качесте основных клиентов и потребителей той или иной продукции или услуг. Поскольку чем старше становится человек, тем объективно меньше он начинает тратить. Эта тенденция является общей как в России, так и в развитых государствах. Вот почему лица «за 30» в российском бизнесе всё более оказываются не у дел. Так что нечего удивляться потере инициативы у людей «после 30». Как мужчин, так и женщин. Им просто незачем и негде ее проявлять. В ней объективно отпадает необходимость в силу специфики российской экономики и занятости в ней людей. Хотя кто-то и ударяется в различного рода «экстрим», чем приносит неплохие деньги организатором различных странноватых акций и мероприятий. Как на туристическом, так и на любом ином экзотическом и необычном поприще, где приходится платить именно за необычность и экзотику. >Всем известны потрясающие результаты борьбы с курмением в Америке, когда это стало национальной идеей. Зато американские сигареты закурил в результате этой «борьбы» весь мир. >Она сама в спортивных брюках и футболке бегает километры за километрами с американскими детьми, борясь за снижение веса и здоровое будущее нации. М.Обама страдает по женским меркам лишним весом, - что далеко не всегда скрывают даже специально подобранные костюмы и платья, - так что ей самой это идёт только на пользу, одновременно используясь сугубо в качестве PR-акции. Тем более, что ее муж не прочь поесть всевозможных бургеров из фаст-фуда. Да и она сама тоже, - как и их дети, - о чем свидетельствуют откровения персонала Белого Дома, где в президентских аппартаментах остатки макдональдсовской пищи встречаются очень часто. Поскольку представить афроамериканцев, - вне зависимости от их социального статуса, - не жалующих своей любовью «Макдональдс», «Бургер-Кинг», «Бургер-Квин», «Ростикс», «КФС» или иные заведения подобного рода, просто невозможно. Это такие неразрывные категории, которые не существующие друг без друга. В любом случае, - резюмируя содержание интервью, - чем бредовее, тем завлекательнее. И главное – тем дороже можно продать и запросить. Поэтому, на что только ни идут некоторые, чтобы в условиях кризиса неким непроизводственным и малозатратным образом обеспечить интерес к себе, своему делу или каким-то иным образом поправить финансовые дела или чем-то заняться за отсутствием более продуктивного занятия в бизнесе !
Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

Западное увлечение спортом и тем более экстремальными его проявлениями - по-моему также не совсем здорово выглядит... Почему-то кажется, что из тысячи скандинавских менеджеров-альпинистов может быть 10-20% на самом деле покоряют горы от души... остальные - скорее всего - жертвы бизнес-моды и выбора у них нет...

Управляющий директор, Санкт-Петербург
Николай Романов, вот же умеете Вы сказать! :)
Директор по продажам, Владивосток

Очередной опус: Люди Запада нам пример, а мы в Рассеи щи лаптем хлебаем. Да хоть бы и так, ну и что?... мало мало надо любить соотечественников, тем более если хотите с них заработать.

Руководитель проекта, Краснодар
Николай Романов, в основном я с Вами согласен. Однако, кладоискательство, копательство и военно-историческая реконструкция - имо, немного другие темы, с ''поиском адреналина'' имеющие мало общего. Это хобби, и, наверное, не самые плохие. PS А вообще, сам коммент сильный! В точку.
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Однако, кладоискательство, копательство и военно-историческая реконструкция - имо, немного другие темы, с ''поиском адреналина'' имеющие мало общего. Верно. Не говоря уже о том, что они требуют специализированных знаний. Но тем не менее, сегодня они рассматриваются многими именно в качестве адреналиновой отдушины. Т.е. проводя аналогию со статьей, - люди предпочитают не просто быть сброшенным с вертолета в некую тьму-таракань, но еще и с некоторой целью, т.к. в данной тьму-таракани у них и дело некоторое появляется. Плюс, - высокие денежные затраты. Что само по себе отличает таких людей, как я описал это выше.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.