Секреты работы со СМИ: как привлечь к себе внимание

PR редко может быть эффективным без работы со СМИ. Публикации в средствах массовой информации – хороший способ рассказать о деятельности вашей компании, сформировать мнения о продуктах, повлиять на узнаваемость и донесение ключевых посылов организации. Если вы выстроите правильную линию взаимодействия со СМИ, то с легкостью сможете решить эти задачи.

Постановка проблемы

Переоценить важность широкого освещения деятельности вашей компании в СМИ сложно. Журналисты всегда имеют возможность участвовать в формировании мнения о вашем бизнесе путем публикации в своих СМИ, и от этого мнения часто зависят ваш успех и репутация. Так как же правильно работать с журналистами и сделать так, чтобы о вас написали то, что нужно именно вам?

Залогом длительных и взаимовыгодных отношений со СМИ послужат ваш авторитет и скорость реакции. Ваша задача — быть для СМИ авторитетным спикером (компанией или человеком) в какой-то области, тем, к кому можно обратиться за профессиональными комментариями. Вы создаете образ эксперта, транслируете его своей аудитории, и, выступая в СМИ со своим мнением, поддерживаете этот образ. Разумеется, начиная работу со СМИ, у вас уже должен быть какой-то подтвержденный опыт, нельзя быть экспертом на пустом месте.

Скорость реакции также важна. Вы должны очень быстро реагировать на запросы журналистов, счет идет либо на дни, либо на часы, в зависимости от того, за какой срок готовится публикация. Если рассматривать ежемесячные издания, когда нет явных авралов, то у вас может быть на подготовку комментария от 24 часов до двух недель. Дедлайн подразумевает, что журналист сдает готовый материал либо редактору, либо уже в печать, и если вы не сдали свою часть в срок, у журналиста образуется дыра – часть страницы будет не закрыта. Как только вы понимаете, что не успеваете сдать материал, предупредите журналиста, чем быстрее, тем лучше. Иногда вам надо будет, как говорится, «с места в карьер» отвечать по телефону под диктофонную запись. На каком-то определенном этапе вам придется работать в таком темпе, независимо от того, что у вас свои дела, вы уже ушли с работы – прямо сейчас вам придется давать ответ, если вы хотите появиться на страницах этого СМИ. Отказ от комментариев, от предоставления информации по какой-то причине, может вызвать ситуацию, в которой конкретно этот журналист к вам больше не обратится, просто потому, что он найдет другого человека.

Прежде чем выбирать СМИ для сотрудничества, определите свою целевую аудиторию и подходящие для нее посылы. Затем создавайте таблицу (карту СМИ, медиа-карту), в которой будут перечислены все СМИ, наиболее интересные вашей целевой аудитории. Там должны быть следующие характеристики: название, тираж, для сайтов – посещаемость, характеристика и охват аудитории, графики выхода, индексы цитируемости (если вы знаете, как замерять репосты). В карте СМИ должен быть приличный запас из изданий, с которыми можно начать работать при наличии яркого инфоповода, но кого не интересует ваша ежедневная деятельность. После того, как составите основную карту СМИ, выделите не более 25% изданий в «красный список» – это основные издания, в которые вам надо попасть.

Ваша основная задача на этом этапе – наладить контакты с «красным списком». Выстраивайте отношения с журналистами и редакторами этих изданий. Постепенно переходите и к работе со СМИ из вашей карты, но не из красного списка. Все упоминания в СМИ можно копировать и складывать себе в папочку (если у вас не принята система пресс-клиппинга или отчета), это удобно и для анализа, и для понимания, какие СМИ и что о вас писали. Позже эти документы пригодятся для PR-аудита.

Если у вас еще нет какого-то сложившегося имиджа и профессионального веса в нужных кругах, то вам будет достаточно сложно попасть в СМИ. В этом случае можете применить технику «паровоза». Как это лучше всего сделать: вы самостоятельно пишете материал, интересный для своей сферы, и вставляете туда комментарии двух экспертов, не являющихся вашими прямыми конкурентами. Например, такими экспертами могут быть известные руководители компаний, занимающиеся аналитикой на вашем рынке. Вставив два их комментария в материал, третьим комментарием ставите свой. Данный материал может быть опубликован из-за первых двух комментариев в виду звучности имен экспертов, и ваше упоминание вряд ли будут вырезать, особенно, если ваш комментарий будет интересным и нестандартным. Никакой воды, только про эффективность и экспертность – оценка событий, прогноз, аргументированное мнение. Таким образом, вы, во-первых, окажетесь в интересной компании, во-вторых, наладите контакт с журналистом, в-третьих, получите упоминание себя.

Прежде чем связываться с журналистами, определитесь с целью и задачами публикаций. Просто так писать о своей организации нет смысла, нужно понимать, какой эффект должна получить компания от материала, опубликованного в средствах массовой информации. Рассказывайте целевой аудитории о тех проблемах, которые вы решаете, и своей деятельности. С ростом количества используемых каналов коммуникации увеличивается ваша узнаваемость.

Налаживаем контакты

Чтобы повысить вашу узнаваемость, необходимо или увеличить количество СМИ, которые будут освещать события, связанные с вами, или увеличить интенсивность выхода материалов. Станьте инициатором знакомств с журналистами. Если вам удастся наладить постоянный поток материалов о своей деятельности, вы сможете стать источником информации для СМИ, к которому журналисты будут обращаться за комментариями и мнениями по соответствующему профилю.

Не надоедайте журналистам одной и той же газеты, телекомпании или радиостанции. Вы должны быть полезными. Есть на российском рынке примеры крупных компаний, пресс-релизы из которых сыпятся по четыре штуки в день. И ладно бы, важные темы, но нет — большая часть новостей годится, в лучшем случае, для сайта компании. Но пиарщик не сдается, и явно отчитывается по количеству отправленных пресс-релизов в том числе. Это неверный путь. Основа долгосрочного сотрудничества с журналистом – взаимовыгодная работа. Вам необходимо освещение событий и деятельности в СМИ, а журналисту – интересные истории и новостные поводы для его читателей.

Завязывайте знакомства с журналистами в профильных сообществах социальных сетей, на мероприятиях, которые посещают нужные вам журналисты, или на факультете журналистики. Спросите контакты у своих знакомых. Также можно приглашать журналистов на мероприятия с вашим участием, отправив им пресс-релиз за несколько дней до ивента.

Как создать информационный повод

Информационный повод (далее «инфоповод») – событие, которое может заинтересовать журналистов и редакторов. Информационный повод является сутью пресс-релиза, рассылку которого делают для достижения нескольких целей: получение бесплатных упоминаний в СМИ, повышение индекса цитируемости в интернете и получение бесплатных публикации на тематических площадках.

Информационный повод от магазина электроинструментов

Пример: Пару-тройку лет назад сеть магазинов «220 Вольт» предлагала всем, кто сделает фирменную татуировку, заплатить 10 тыс. руб. Был зафиксирован вал заявок, из-за чего организаторам приходилось на ходу придумывать ограничения для желающих: возраст, справка от дерматолога, фотографирование процесса. У любого инфоповода есть цикл жизни, и долго на одной идее без дополнительных «вливаний» ехать не получится. Поэтому инфоповод постоянно оживляли. Чернокожему парню сделали белую татуировку и рассказали об этом. Была объявлена акция, в рамках которой организаторы были готовы выплатить 30 тыс. руб. девушке, которая сделает татуировку на своей правой груди, при условии, что грудь не меньше третьего размера (был создан фотоальбом в соцсети).

Это пример отыгрыша очень хорошего яркого инфоповода, когда вы как компания-бренд можете раскрутить любую идею и дать свою трактовку. Есть примеры и людей-брендов. Самые часто упоминаемые «персональные бренды» из сферы бизнеса – это, конечно, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Ричард Брэнсон. Они могут раскачать инфоповод просто самим фактом участия в событии. К примеру, вспомните, как Брэнсон проиграл пари и провел один день в качестве стюардессы, побрил ноги, надел чулки и накрасил губы. Об этом написало огромное количество СМИ. Российские примеры людей-брендов, которые могут раскачать любой повод – Павел Дуров, Ксения Собчак, Олег Тиньков, Никита Джигурда и многие другие. Часто пиарщики продвигают только компанию, но ведь инструменты персонального брендинга открывают новые возможности для коммуникаций со СМИ и поле для генерации инфоповодов.

Хороший информационный повод — новость, которая заинтересует редакцию с первого абзаца. Он должен быть сформулирован лаконично и грамотно, а факты, лежащие в его основе, изложены кратко и понятно. Хороший инфоповод отвечает на вопрос: «Почему это должно быть интересно?». В его структуру всегда заложен вопрос, ответ на который читатель должен найти после прочтения пресс-релиза или посещения анонсируемого мероприятия. Самое сложное в работе пиарщика – генерация качественных информационных поводов. Событие, которое станет информационным поводом, должно привлекать широкую целевую аудиторию, влиять на отрасль, с которой вы работаете, и быть актуальным.

Отдельным информационным поводом можно считать мероприятия, например, событие, специально сделанное для СМИ. Ведь проще всего провести специальные мероприятия для прессы, тогда вы быстро решите задачу, направленную на распространение информации о вас. Список форматов мероприятий для СМИ довольно большой. Например: пресс-конференция, брифинг, пресс-тур (и блог-тур), презентация, пресс-завтрак, акция, шоу, спортивное состязание и др.

Плохой информационный повод – новость, о которой написано размыто и поверхностно. Первый абзац и заголовок в пресс-релизах содержит в изобилии лишние слова и лишены фактов. Информационный повод вряд ли заинтересует журналиста, если тема заявлена обобщенно, необъективно и завуалировано.

Никогда не используйте в качестве информационного повода празднование юбилеев, мелкие партнерства, ваши новые услуги, если они типовые для рынка, малозначительные мероприятия, комментарии по незначительным темам или с серьезным опозданием относительно события. Срок жизни информационного повода в среднем составляет от одного до семи дней. Для ежедневных новостных СМИ и информационных агентств событие, произошедшее неделю назад, в большинстве случаев неактуально.

Что делать, если нет инфоповода?

Когда на горизонте нет подходящего инфоповода, меняйте угол зрения – ищите новую идею. Чтобы привлечь внимание к вам, покажите вашу уникальность и экспертность. Если у вас нет информационного повода, цикл работы со СМИ начнется опять же с налаживания контактов с журналистами. Всегда отслеживайте изменения в своей сфере деятельности и оперативно пишите комментарии в рубрику «тема дня». Участие в чужих информационных поводах, например, ивентах, поспособствует увеличению вашей известности.

Рассказывайте СМИ интересные истории через интервью и советы о том, как добиться многого, начиная с нуля в вашей отрасли. Особенностью интервью может стать ваш возраст, интересы или пол, нетипичный для отрасли, или же методы управления.

Пример: Несколько лет назад первокурсница-филолог Лиза Олескина создала движение «Старость в радость». В 2011 году волонтерское движение «Старость в радость» превратилось в одноименный благотворительный фонд. И уже в апреле 2011 года волонтерская группа была названа журналом Forbes одним из восьми «благотворительных фондов, которым можно доверять». В декабре 2010 года группа была награждена грамотой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Представляете, все это начала простая первокурсница, которой пришлось пройти через море преград и сложностей в деле работы с геронтологическими центрами.

Также вы можете стать «новостным пиратом». Сегодня пиарщики всего мира используют актуальные новости, чтобы повысить узнаваемость своего бренда и увеличить продажи. Данная технология называется «ньюсджекинг» (в переводе с англ. «угнанная новость»). Использование чужих новостей и новостных трендов может стать неиссякаемым источником идей для своих комментариев по этой теме.

Пример: В 2013 году одним из клиентов PR-агентства Zebra Company была мало кому известная сеть хостелов. Газета «Коммерсант» сообщила, что готовится закон, который позволит упростить работу хостелов. Собственникам жилья разрешат переоборудовать его в гостиницы до 50 номеров без оформления недвижимости в качестве нежилой. Уже через час после публикации этой новости был отправлен пресс-релиз о том, как именно этот закон поможет хостелам, с комментарием от руководителя сети хостелов. Материал с упоминанием заказчика опубликовали трое крупных СМИ, а также вышло более 30 размещений пресс-релиза на интернет-порталах.

В России этот инструмент используют обычно только крупные компании или известные люди, однако, даже если вы только выходите на рынок, но понимаете что к чему — ничего не мешает вам попробовать. За счет ньюсджекинга можно в короткие сроки поднять популярность сайта, заполучить первые позиции поисковиков. Однако брать с потолка новости или придумывать небылицы — это вовсе не ньюсджекинг. Чтобы получить результат, нужно всегда держать руку на пульсе и знать некоторые особенности этого направления.

Несколько советов начинающему «новостному пирату»

  • Постоянно следите за актуальными новостями отрасли и темами, которые интересны для вашей целевой аудитории. Читайте сайты, подписывайтесь на агрегаторы отраслевых новостей. Следите за тематическими и отраслевыми хештегами в социальных сетях. Следите за сообщениями в тематических сообществах и на страницах брендов. Ньюсджекеру нельзя пропустить информационный повод.
  • Как только вы обнаружили подходящий инфоповод, сразу же готовьте материал на его основе. Помните: новости быстро теряют актуальность. Если своевременно опубликуете статью на вашем сайте, материал попадет в топ выдачи поисковиков просто из-за того, что вы вовремя упомянули нужный инфоповод и использовали ключевые слова.
  • Новостные поводы должны быть тематически связаны с вашей деятельностью. Органично включайте свой бренд в новостной фон.

Выводы

Подведем итог. Качественные публикации помогают увеличить узнаваемость компании и ее продуктов, получить лояльных клиентов, завоевать статус эксперта не только в узких кругах, но и получить широкую известность. Налаживание хороших взаимоотношений со средствами массовой информации могут принести большую выгоду. Работайте над своей экспертностью и следите за важными и интересными новостями. Рекомендуем использовать разные способы подачи информации: к каждому СМИ нужен свой подход, где-то не грех будет и инфографику нарисовать взамен очередного пресс-релиза.

И наконец, уделяйте внимание отношениям с журналистами. Дать свои координаты недостаточно, любую деловую связь необходимо поддерживать. Если вы зарекомендуете себя как полезный и надежный источник информации, будете проявлять инициативу и не срывать сроки, вы откроете себе путь на страницы любого СМИ. Такие отношения дают многое: образно выражаясь, иногда они оказываются фундаментом медиарилейшнз, иногда – «парашютом» в кризисных ситуациях.

Впервые эта статья была опубликована на Executive.ru 26 ноября 2014 года.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Москва

Отличная статья! Содержательная с хорошими примерами. Для новичка в этой области полезно и информативно! Спасибо автору!

Директор по рекламе, Москва

Автор пишет: ''Залогом длительных и взаимовыгодных отношений со СМИ послужат ваш авторитет и скорость реакции...''
Красиво сказано, эффектно! В этой связи у меня вопрос: а как СМИ узнают о вас и почему они (СМИ) будут выстраивать с вами отношения?!

Игорь Сапрыкин Игорь Сапрыкин Руководитель, Москва

Согласен с рекомендациями автора и полагаю, что нет необходимости постоянно специально создавать информационные поводы, только для того, чтобы быть упомянутым в СМИ. Большой интерес у СМИ вызывает производимый компанией продукт, пользующийся повышенным спросом.

Да и личность руководителя, методы его управления и общения с целевой аудиторией, его высказывания, как эксперта - также любопытны СМИ.

Спасибо за интересный материал!

Управляющий партнер, Новосибирск

Вероника, хорошаяая статья, нашел новые неожиданные идеи

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Большое спасибо! Пробиться в СМИ средним и малым компаниям действительно непросто. Для этого есть специальные онлайн-площадки, где журналисты сами оставляют запросы на фактуру и экспертные комментарии, так что велик шанс оказаться в публикации даже крупного издания с указанием компании, должности и имени эксперта. Одна из таким, например, Прессфид

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.