Бизнес-идея и миссия компании

Может, кому-то очень нравится Джессика Альба. И этот кто-то был бы очень не прочь, чтобы Джессика Альба прониклась к нему пламенной любовью и незамедлительно слилась с ним в экстазе. Но вряд ли Джессика Альба будет влюбляться в каждого поца, глядящего на нее с вожделением, только потому, что поцу этого хочется.

Тут-то и возникает ключевой вопрос: «За что клиенты нашего бизнеса будут платить нам деньги?» Фактически хорошая миссия компании должна давать ответ на аналогичный вопрос: «Что такое полезное, интересное, важное и ценное мы будем делать для наших клиентов, чтобы они с удовольствием платили нам деньги и формировали нашу прибыль?»

То, что дает конкретные ответы на эти вопросы, как раз и является идеей бизнеса, или бизнес-идеей. Придумывать такие бизнес-идеи ― одна из важнейших функций собственника бизнеса, если не самая важная. По моему мнению, разработка бизнес-идей находится исключительно в сфере компетенции собственника. То есть человек, не способный сам придумывать и разрабатывать бизнес-идеи, в большинстве случаев не сможет стать настоящим собственником бизнеса. Конечно, в реальной жизни возможны разные варианты. Можно вместо того, чтобы придумывать собственную бизнес-идею, купить готовую франшизу. Можно выступить финансовым инвестором, вложив средства в проект, идею которого придумал кто-то другой. Но, что характерно, организовывать бизнесы подобным образом значительно лучше удается тем, кто уже является опытным и успешным предпринимателем.

Настоящий предприниматель всегда одержимый. Вплоть до частичного, а иногда и полного сумасшествия. Внутри предпринимателя живет идея о том, каким должен стать его бизнес. Эта идея может быть недостаточно ясной даже для него самого. Она может быть не выстроена логически и даже не облечена в слова. И тем не менее предприниматель достаточно ясно чувствует, что он должен делать, чтобы создать, а в дальнейшем развивать свой бизнес-проект.

Со стороны может казаться, что многие поступки такого предпринимателя необъяснимы ни с точки зрения логики, ни с точки зрения здравого смысла. Более того, многие поступки предпринимателя могут выглядеть отвратительными и аморальными. Получается, что ради интересов дела ― своего детища ― предприниматель делает такие вещи, которые никогда бы не сделал нормальный человек. Этот момент неплохо был показан в фильме Дэвида Финчера «Социальная сеть». Казалось бы, зачем молодому парню, компьютерщику не совсем от мира сего, обманывать, предавать и подставлять своих друзей? А я видел начинающих предпринимателей, которые ради своего бизнеса делали вещи и похлеще. Значительно похлеще, я бы сказал. Уверяю вас, в большинстве случаев они вряд ли смогли бы обосновать, почему они все это сделали. Часто тяжелейшие деяния, которые совершает предприниматель, не являются результатом каких-то логических умозаключений или частью заранее продуманного плана. Предприниматель просто чувствует, что должен сделать это, и делает это ― вот и все. Почему, зачем? Кто знает? Так было надо. Я это называю «взять грех на душу». На каждом опытном, успешном предпринимателе висит немало таких грехов.

Нужно также помнить о том, что в процессе развития бизнеса бизнес-идея, ради которой когда-то создавался этот бизнес, может серьезно развиваться и даже радикально видоизменяться.

Например:

  • Свой первый бизнес я создавал под следующую бизнес-идею: взять готовый узел сети Релком, который должен был погибнуть по привходящим форс-мажорным обстоятельствам, и реорганизовать его на новом месте. Замысел был в том, чтобы перенести на новое место и новую техническую базу уже налаженный бизнес, стабильно работающий и приносящий доход на протяжении многих лет, со сложившимся кругом клиентов. Казалось бы, что может быть проще?
  • Однако в результате организационных накладок большинство клиентов из предыдущего бизнеса перешло на обслуживание в конкурирующую компанию до того, как мы успели реорганизовать бизнес на новом месте. В результате на рынке остались всего две конкурирующие компании. Причем соотношение клиентов было 7:1 не в нашу пользу. Если бы мы продолжали вести бизнес по той бизнес-модели, которая была задумана изначально, наша компания не протянула бы и нескольких месяцев.
  • Чтобы наш бизнес выжил и смог подняться, мы сделали ставку на предоставление клиентам принципиально нового сервиса ― удаленного обслуживания банковских счетов по системе Клиент-Банк. По тем временам это была абсолютно новаторская услуга. Нечего и говорить, что на момент организации бизнеса мы не думали ни о том, что будем обслуживать клиентов по системе Клиент-Банк, ни о том, насколько важной эта услуга окажется для выживания бизнеса в целом.
  • Изначально основным источником доходов узлов сети Релком было предоставление услуг электронной почты и доступа в телеконференции. Однако не прошло и года, как мы первыми в своем регионе стали обеспечивать полноценный доступ в Интернет. Вскоре именно услуги доступа в Интернет стали основным источником доходов нашего бизнеса. Разумеется, мы не знали об этом и не могли этого предполагать на этапе создания бизнеса.

Фактически через два года с момента создания нашего бизнеса концепция бизнеса изменилась целиком. Наша компания ни с точки зрения технической инфраструктуры, ни с точки зрения предоставляемых услуг, ни с точки зрения источников доходов практически ничем не напоминала тот узел Релком, с которого все начиналось. Причем бизнес-модель нашей компании кардинально менялась за эти два года как минимум три раза. То есть мы создавали бизнес «А», смогли поднять бизнес «Б», а потом на его основе сделали бизнес «В».

Аналогично компания «Капитал-Консалтинг» изначально создавалась ради проведения семинаров для частных лиц по управлению личными финансами и инвестициями. То есть речь изначально шла о классическом бизнесе тренинговой компании. А сейчас основным источником доходов компании являются консалтинговые проекты по построению профессиональных отделов продаж «под ключ». Таким образом, сейчас перед нами консалтинговый бизнес, а не тренинговая компания. Вдобавок специализация консалтинговых проектов, которые сейчас проводятся компанией, не имеет ничего общего с тематикой тех семинаров, которые проводились изначально. Фактически речь идет о двух совершенно разных бизнесах, не имеющих между собой ничего общего. Однако в действительности один из этих бизнесов постепенно, эволюционным путем развился из другого. Когда я создавал эту компанию, я даже близко не предполагал, куда и как на самом деле пойдет ее развитие.

Поэтому, когда вы создаете новую компанию, нелишне помнить о том, что вы на самом деле не знаете, что за бизнес вы создаете. Как и когда будет видоизменяться созданный вами бизнес, во что он превратится в результате ― все это заранее неизвестно. Мало придумать одну бизнес-идею, чтобы создать бизнес на ее основе. Бизнес-идею придется придумывать раз за разом и делать это регулярно, пока ваша компания существует и развивается.

Поэтому я сильно недопонимаю тех «предпринимателей», которые спрашивают: «Подскажите, пожалуйста, нет ли у вас идеи, какой бизнес мы могли бы организовать, чтобы он был эффективен и приносил доход?»

Помилуйте, батенька! Это ваша и только ваша неотъемлемая часть работы ― придумать ту бизнес-идею, на основе которой вы сможете создать ваш бизнес! Если у вас есть деньги, но нет бизнес-идеи, под которую их можно было бы задействовать, ― кто сказал, что вы должны создавать новый бизнес? Займитесь инвестициями! Большинство инвестиций предоставляет готовые возможности для вложения средств, и при этом никаких бизнес-идей вам придумывать не придется. А если у вас нет даже инвестиционного капитала, который вы могли бы вложить в бизнес, ― что еще вы можете привнести, кроме бизнес-идеи?

В общем, многие «предприниматели», которые не готовы сами придумывать бизнес-идеи, но при этом хотят быть собственниками бизнеса, напоминают мне женихов, которые хотят жениться, но не готовы исполнять супружеские обязанности. Можно, конечно, попробовать их кому-то делегировать… Только, извините, ребеночек-то чей потом будет?


Данная статья вошла в книгу Константина Бакшта «Построение бизнеса услуг: с «нуля» до доминирования на рынке». ― СПб: «Питер». 2012.

Источник фото: fif.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Для Виктории по поводу ''заражения миссией'' (если ещё не знакомы с этой литературой, то):
- Джим Хоуден ''Искусство вовлечения: как максимально полно раскрыть потенциал своих сотрудников''
- Джон П. Коттер ''Впереди перемен'' (и другие его книги по управлению изменениями)

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Про бизнес-идею понял. А при чем тут миссия?

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Константин в запале путает понятия. Бизнес-идея и миссия. Мотив предпринимателя и форма его реализации. ''Получается, что ради интересов дела ― своего детища ― предприниматель делает такие вещи, которые никогда бы не сделал нормальный человек.'' (К.Бакшт) Будучи знакомым с рядом собственников, могу засвидетельствовать, что в подавляющем большинстве в основе их мотивов лежит неуемная жадность, а бизнес-идеи они легко меняют (от страхового бизнеса до медклиники, от производства молочной продукции до девелопмента и тд). Не стоит из предпринимателей делать ''блаженных одержимых'' бизнес-идеями :) Многие из них сознательно пошли на разорение ради сохранения бизнес-идеи? Кстати, насчет ''нормального человека'' - скорее имеется в виду не ''нормальный'', а просто ''честный'' человек. Еще одна подмена понятий от К.Бакшта в целях героизации собственников.
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
пишет: Любой бизнес создается ради получения прибыли.
Этот постулат настолько же распространен, насколько и некорректен. Деньги, прибыль - это лишь средство реализации миссии. Сколько уже написано по поводу того, что компании с четко сформулированной миссией, которая пронизывает всю их деятельность, более эффективны, чем компании без таковой. Из самых известных публикаций: Джим Коллинз, ''Построенные навечно''. Уже где-то писал, что Гарвардская школа бизнеса определяет предпринимательство, как: ''Достижение цели без ориентации на первоначальные ресурсы''
Researcher, Волгоград

Согласна, что любой бизнес - это, прежде всего, получение прибыли.
У нас в стране это считается почему-то постыдным, иметь открытую цель заработать денег и преследовать ее.

А получение прибыли в это время не отменяет наличие у компании миссии и социальной ответственности, просто не надо себя обманывать.

Наличие МИССИИ у компании помогает мотивировать всех ее сотрудников зарабатывать начальнику деньги, именно поэтому она должна быть в любой, даже маленькой (или особенно маленькой) компании. Если не на бумаге, то на словах - точно.

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

Ирина, а почему люди зарабатывают деньгу именно в той области деятельности в которой зарабатывают, а не в наркотиках, например? Может быть не прибыль главное?

Председатель совета директоров, Москва
Виктор Шкурин пишет: ...а, почему... Может быть не прибыль главное?
просто не все средства ее получения хороши и безопасны:-)))
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
Ирина Уварова пишет: У нас в стране это считается почему-то постыдным, иметь открытую цель заработать денег и преследовать ее.
Т.е., по Вашему, цель оправдывает средства. А, как уже было сказано, самые большие деньги зарабатываются в криминальной сфере, торговле наркотиками, оружием. Кстати, после последних расстрелов в Америке, акции оружейных компаний стали падать в цене, ибо некоторые паевые фонды стали выводить деньги из них, под влиянием требований инвесторов.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Цель и смысл бизнеса в прибыли? Или нет? Ответ на этот вопрос – очевиден. Если вывести ответ из т.н. «первых принципов». Бизнес (экономическая деятельность) осуществляется «коллективом» базовых участников экономики: Государство; Бизнес; Труд. Для этого коллектива, смысл бизнеса – в добавленной стоимости (ДС). ДС определяется как разница, между стоимостью продукции и стоимостью ресурсов, затраченных на производство этой продукции. Распределяется ДС «на троих», следующим образом: ДС = Н + Пр + Зп. ……………………. (1) Где: Н – налоги Государству; Пр – прибыль Бизнесу; Зп – зарплата Труду. Такое распределение ДС отражает факт разделения труда – распределения (между базовыми участниками экономики) функций защиты, управления и исполнения. [COLOR=gray=gray]Опишем распределение функций. Защита интересов участников экономической деятельности – осуществляется Государством: – от внешних врагов – посредством армии и посредством участия (Государства) в международных организациях; – от внутренних врагов – посредством законов и милиции. Управление экономической деятельностью – осуществляет Бизнес следующим образом: – генерирует замысел дельты, или организует ее генерацию, или покупает ее; – организует производство дельты; – осуществляет расчет с остальными базовыми участниками экономики. Исполнение в экономической деятельности осуществляет Труд. Он превращает ДС из замысла в факт. [/COLOR] Возможен ли бизнес при нулевых или отрицательных значениях долей распределения (1)? Конечно, нет. Значит, значение каждой доли ДС ограничивается значениями остальных двух долей. Теперь понятен следующий ответ на заданный вопрос: Для каждого базового участника экономики – в его доле добавленной стоимости заключается и цель и смысл бизнеса. А значения остальных двух долей – это ограничения цели и смысла его участия в бизнесе. Здесь некоторые могут, гордо вскинув голову, возмутиться. Да ни за что! Доля ДС может быть целью. А смысл – это духовное совершенствование … ([COLOR=gray=gray]и прочая лабуда[/COLOR]). Дадим этим некоторым устать от взлёта их духовности и, потом, ответим: - Известно, что «чужая душа – потёмки». И угадывать для неё цели и смыслы – пустое занятие. Поэтому, останемся на границе «мы и я». А там – вышеприведенное понимание, выделенное полужирным с подчёркиванием.
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
Организация (коммерческая) не может существовать без прибыли (в долговременном плане), как и человек не может существовать без материального вознаграждения, и против этого глупо спорить. Но является ли для организации прибыль самоцелью, как и материальное вознаграждение для человека. Для разных организаций, как и для разных людей - по разному. ''Получение прибыли — часть социальной ответственности организации. Отсутствие прибыли — преступление перед обществом… Часть прибыли идет на государственные налоги и должна служить для развития всего общества. Значит, компания просто обязана получать достаточную прибыль… '' ''Всякий бизнес — общественное явление. Не стоит думать о нем, как о частной собственности. Поскольку любая организация стремится к благоденствию, используя общественные ресурсы — землю, деньги, оборудование — и человеческий труд и талант, она ответственна перед обществом за то, что делает. В этом смысле организация — общественное явление. Вам не следует думать, что вы можете делать с бизнесом все, что вам взбредет в голову, просто потому, что вы его владелец». Конусуке Мацусита «Никто в рекламе, или в другой области, не может поступиться своими принципами. Как только человек начнет поступаться чем-то из–за денег, он погиб. Возможно, не в смысле успешности, а в смысле профессионализма — как человек, который вносит свой вклад в свою профессию или призвание и выводит их на новые рубежи». Клод Хопкинс, один из патриархов современной рекламы ''Сначала люди создают организацию, а потом организация создает людей. Уинстон Черчилль Это так, мысли вслух...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.