Тренды FinTech в России: цифровые экосистемы и внедрение ИИ

Несмотря на внешние ограничения и санкции, российские FinTech-сервисы (направление информационных технологий, связанное с финансами) продолжает развиваться и успешно конкурировать с западными аналогами.

От банка к цифровой экосистеме

Банковская экосистема – концепция экономического сотрудничества, в которой компания не отдельный игрок на рынке, а часть нового экономического сообщества, состоящего из потребителей, а также взаимосвязанных организаций, производящих товары и услуги.

В условиях постоянно растущей конкуренции банки стремятся предлагать новые уникальные продукты своим клиентам с одной стороны, а с другой – выяснять о клиентах как можно больше информации. Сюда относится информация о потребительских предпочтениях, о совершаемых покупках – для создания детального портрета потребителя и предложения ему максимально релевантных продуктов и услуг.

Все это становится движущей силой для создания банками экосистем продуктов и сервисов: путем объединения компаний из разных потребительских секторов. Цифровизация бизнеса позволяет облегчить сбор нужной информации о клиентах, которые начинают тратить деньги внутри экосистемы. Клиенты находятся в постоянном поле зрения отделов маркетинга и продаж, используя банковские сервисы.

Первыми банками, строящими экосистемы, стали отраслевые лидеры. У них достаточно денег, чтобы купить на рынке уже готовые сервисные и продуктовые компании и объединить их единой авторизацией и маркетингом. По замыслу, экосистемы должны начать приносить дополнительный доход, сопоставимый с основным бизнесом банка, через несколько лет после запуска. Прорывных продуктов и сервисов из этого вряд ли получится, но удобный набор повседневных услуг, закрывающий основные потребности пользователей (сервисы доставки, такси, онлайн-кино, маркетплейсы электроники, билеты…) уже запущен у лидеров рынка.

К построению экосистем присоединились крупные ритейлеры:

  • Так, у Ozon появился «Озон Банк».
  • Wildberries переименовали «Стандарт-кредит» в «Вайлдберриз Банк».
  • Яндекс запустил платежный сервис Yandex Pay и купил банк «Акрополь», теперь это «Яндекс Банк», который предлагает кредиты на льготных условиях для водителей и курьеров, занятых в соответствующих сервисах.
  • VK развивает свою платежную систему VK Pay. На основе VK Pay была запущена рассрочка с «Хоум Кредит», а также виртуальная карта Visa с кэшбэком.

Основные тренды FinTech-экосистем

Из основных направлений цифрового развития в банковском секторе отметим следующие тренды.

1. Удаленная идентификация

Это позволяет полностью цифровизировать финансовые услуги. Потребителям не нужно посещать отделение банка, чтобы стать клиентом, достаточно подтвердить свою личность с помощью биометрических персональных данных: изображение лица и голос. Технология реализована на основе единой биометрической системы, обеспечивая достоверную идентификацию пользователей.

2. Оплата по QR-коду

Внедрение оплаты товаров и услуг без использования банковских карт. Бесконтактные платежи являются альтернативным способом оплаты после ухода из России платежных систем MasterCard и Visa. Также драйвером развития нового метода оплаты послужило отсутствие достаточного количества микрочипов, требующихся для производства банковских карт.

3. NFT-стикеры

Учитывая сложившийся пользовательский паттерн оплаты телефоном на кассе, получит развитие и совсем новый продукт – NFT-наклейки на смартфоны, имитирующие оплату через Apple Pay и Google Pay. Лидеры банковской сферы уже выпустили такие наклейки: первая партия разлетелась в считанные часы, что подтвердило наличие спроса на данный способ совершения оплат.

4. Трансграничные переводы через СБП

В связи с отключением почти всех банков РФ от международной системы SWIFT будут активно развиваться трансграничные переводы в дружественные страны через Систему Быстрых Платежей (СБП). Список стран невелик, но пока это практически единственный альтернативный способ перевода денег за пределы РФ.

5. Android-разработка

Из-за международных санкций мобильные приложения банков удаляются из AppStore и Google Play. Клиенты остаются без возможности установить привычным способом приложения на свои смартфоны. Банки вынуждены будут искать новые способы распространения своих приложений через российские аналоги магазинов мобильных приложений. В связи с этим в 2023 году будет доминировать Android-разработка и развитие мобильных версий сайтов банков.

ИИ в FinTech: чат-боты, автоматизация и нейросеть ChatGPT

Технология искусственного интеллекта (ИИ) в цифровых сервисах и финтехе в частности позволит автоматизировать и удешевить типовые операционные процессы как внутри организации, так и при обслуживании клиентов. ИИ значительно влияет на FinTech-индустрию, чат-боты, сервисы планирования и мониторинга, системы противодействия мошенничеству являются одними из ключевых инструментов, которые могут использоваться в этой области.

чат-боты

Источник: исследование Accenture Digital

  • Чат-боты используются для улучшения качества обслуживания клиентов и сокращения времени ответа на запросы. Они предоставляют быстрый и точный ответ на типовые вопросы, а также помогают совершать финансовые транзакции.
  • Более сложные системы ИИ (специально разрабатываемые для финтех-проектов) могут помочь в борьбе с мошенничеством. Такие системы могут использоваться для анализа данных клиентов, или чтобы обнаруживать необычную активность на их счетах, следя за транзакциями и автоматически блокируя сомнительные операции.
  • Автоматизация рутинных задач, таких как обработка транзакций, подтверждение личности клиента, распознавание и структурирование данных клиента. ИИ поможет сократить время, затрачиваемое на эти задачи, и уменьшить количество ошибок, исключив человеческий фактор.
  • ChatGPT может помочь пользователям планировать финансы, предоставляя информацию о том, как достичь своих целей, а также давать рекомендации по оптимизации финансовых операций.

chatGPT

Нейросеть дает рекомендации по накоплению будущей пенсии

ChatGPT

Нейросеть подсказывает, куда лучше инвестировать

Как любая новая технология, ИИ породил множество дискуссий и даже страхов о замене людей «искусственным разумом», выполняющим быстрее и дешевле их работу. На самом деле, ИИ в целом и ChatGPT в частности приносят пользу только в умелых руках специалиста, в качестве дополнительного инструмента для решения бизнес-задач: направляя всю скорость мысли ИИ в нужное русло, и тем самым эффективнее решая поставленные человеком задания.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.