Тренды FinTech в России: цифровые экосистемы и внедрение ИИ

Несмотря на внешние ограничения и санкции, российские FinTech-сервисы (направление информационных технологий, связанное с финансами) продолжает развиваться и успешно конкурировать с западными аналогами.

От банка к цифровой экосистеме

Банковская экосистема – концепция экономического сотрудничества, в которой компания не отдельный игрок на рынке, а часть нового экономического сообщества, состоящего из потребителей, а также взаимосвязанных организаций, производящих товары и услуги.

В условиях постоянно растущей конкуренции банки стремятся предлагать новые уникальные продукты своим клиентам с одной стороны, а с другой – выяснять о клиентах как можно больше информации. Сюда относится информация о потребительских предпочтениях, о совершаемых покупках – для создания детального портрета потребителя и предложения ему максимально релевантных продуктов и услуг.

Все это становится движущей силой для создания банками экосистем продуктов и сервисов: путем объединения компаний из разных потребительских секторов. Цифровизация бизнеса позволяет облегчить сбор нужной информации о клиентах, которые начинают тратить деньги внутри экосистемы. Клиенты находятся в постоянном поле зрения отделов маркетинга и продаж, используя банковские сервисы.

Первыми банками, строящими экосистемы, стали отраслевые лидеры. У них достаточно денег, чтобы купить на рынке уже готовые сервисные и продуктовые компании и объединить их единой авторизацией и маркетингом. По замыслу, экосистемы должны начать приносить дополнительный доход, сопоставимый с основным бизнесом банка, через несколько лет после запуска. Прорывных продуктов и сервисов из этого вряд ли получится, но удобный набор повседневных услуг, закрывающий основные потребности пользователей (сервисы доставки, такси, онлайн-кино, маркетплейсы электроники, билеты…) уже запущен у лидеров рынка.

К построению экосистем присоединились крупные ритейлеры:

  • Так, у Ozon появился «Озон Банк».
  • Wildberries переименовали «Стандарт-кредит» в «Вайлдберриз Банк».
  • Яндекс запустил платежный сервис Yandex Pay и купил банк «Акрополь», теперь это «Яндекс Банк», который предлагает кредиты на льготных условиях для водителей и курьеров, занятых в соответствующих сервисах.
  • VK развивает свою платежную систему VK Pay. На основе VK Pay была запущена рассрочка с «Хоум Кредит», а также виртуальная карта Visa с кэшбэком.

Основные тренды FinTech-экосистем

Из основных направлений цифрового развития в банковском секторе отметим следующие тренды.

1. Удаленная идентификация

Это позволяет полностью цифровизировать финансовые услуги. Потребителям не нужно посещать отделение банка, чтобы стать клиентом, достаточно подтвердить свою личность с помощью биометрических персональных данных: изображение лица и голос. Технология реализована на основе единой биометрической системы, обеспечивая достоверную идентификацию пользователей.

2. Оплата по QR-коду

Внедрение оплаты товаров и услуг без использования банковских карт. Бесконтактные платежи являются альтернативным способом оплаты после ухода из России платежных систем MasterCard и Visa. Также драйвером развития нового метода оплаты послужило отсутствие достаточного количества микрочипов, требующихся для производства банковских карт.

3. NFT-стикеры

Учитывая сложившийся пользовательский паттерн оплаты телефоном на кассе, получит развитие и совсем новый продукт – NFT-наклейки на смартфоны, имитирующие оплату через Apple Pay и Google Pay. Лидеры банковской сферы уже выпустили такие наклейки: первая партия разлетелась в считанные часы, что подтвердило наличие спроса на данный способ совершения оплат.

4. Трансграничные переводы через СБП

В связи с отключением почти всех банков РФ от международной системы SWIFT будут активно развиваться трансграничные переводы в дружественные страны через Систему Быстрых Платежей (СБП). Список стран невелик, но пока это практически единственный альтернативный способ перевода денег за пределы РФ.

5. Android-разработка

Из-за международных санкций мобильные приложения банков удаляются из AppStore и Google Play. Клиенты остаются без возможности установить привычным способом приложения на свои смартфоны. Банки вынуждены будут искать новые способы распространения своих приложений через российские аналоги магазинов мобильных приложений. В связи с этим в 2023 году будет доминировать Android-разработка и развитие мобильных версий сайтов банков.

ИИ в FinTech: чат-боты, автоматизация и нейросеть ChatGPT

Технология искусственного интеллекта (ИИ) в цифровых сервисах и финтехе в частности позволит автоматизировать и удешевить типовые операционные процессы как внутри организации, так и при обслуживании клиентов. ИИ значительно влияет на FinTech-индустрию, чат-боты, сервисы планирования и мониторинга, системы противодействия мошенничеству являются одними из ключевых инструментов, которые могут использоваться в этой области.

чат-боты

Источник: исследование Accenture Digital

  • Чат-боты используются для улучшения качества обслуживания клиентов и сокращения времени ответа на запросы. Они предоставляют быстрый и точный ответ на типовые вопросы, а также помогают совершать финансовые транзакции.
  • Более сложные системы ИИ (специально разрабатываемые для финтех-проектов) могут помочь в борьбе с мошенничеством. Такие системы могут использоваться для анализа данных клиентов, или чтобы обнаруживать необычную активность на их счетах, следя за транзакциями и автоматически блокируя сомнительные операции.
  • Автоматизация рутинных задач, таких как обработка транзакций, подтверждение личности клиента, распознавание и структурирование данных клиента. ИИ поможет сократить время, затрачиваемое на эти задачи, и уменьшить количество ошибок, исключив человеческий фактор.
  • ChatGPT может помочь пользователям планировать финансы, предоставляя информацию о том, как достичь своих целей, а также давать рекомендации по оптимизации финансовых операций.

chatGPT

Нейросеть дает рекомендации по накоплению будущей пенсии

ChatGPT

Нейросеть подсказывает, куда лучше инвестировать

Как любая новая технология, ИИ породил множество дискуссий и даже страхов о замене людей «искусственным разумом», выполняющим быстрее и дешевле их работу. На самом деле, ИИ в целом и ChatGPT в частности приносят пользу только в умелых руках специалиста, в качестве дополнительного инструмента для решения бизнес-задач: направляя всю скорость мысли ИИ в нужное русло, и тем самым эффективнее решая поставленные человеком задания.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.