Вспомнить все: 9 трендов уходящего года, изменивших бизнес навсегда

2021 год. Пандемия продолжается. Год был непростым для экономики нашей страны: с одной стороны стабилизация после шокового 2020 года, с другой – глобальные изменения некоторых бизнесов. Многие тренды, появившиеся после начала пандемии, только набирают обороты, но также проявились и свежие инсайты в ответ на новую реальность.

Ковидные ограничения ускорили переход бизнеса в онлайн, но есть и другие тренды, которые стали ответом на изменения в производственной и социальной сфере. Вот 9 самых заметных.

1. Удаленная работа, онлайн, цифровизация

Если проблемой 2020 года было мотивировать сотрудников работать удаленно, то в 2021 году работодатели поняли все преимущества удаленной работы. Даже когда у сотрудников была возможность посещать офис, компании не только позволяли им не возвращаться, но и внедрили так называемую концепцию Smart Office: когда рабочих и парковочных мест меньше, чем сотрудников. Такая концепция позволяет экономить на аренде помещения и следовать принципам work-life balance, популярным сегодня среди персонала.

Что развивается и будет развиваться в бизнесе по направлению онлайн?

  • Все приложения, связанные с общением внутрикорпоративным и с клиентами: Microsoft Teams, Zoom, персональные разработки софта.
  • Онлайн-услуги в ранее абсолютно офлайновых сферах, таких как медицина, детские развивашки, образование.
  • Скорость интернета. Все услуги и провайдеры, готовые предоставлять качественную связь (5G), будут только усиливать свои позиции на рынке, обгоняя конкурентов.
  • Еще большее развитие E-commerce. Использовать Интернет для совершения покупок стали не только предприятия b2c, но и b2b. Сначала это была вынужденная мера, и давалась она владельцам бизнеса с трудом. Но сегодня электронные маркеты и оплата онлайн вышла на новый массовый уровень применения и будет продолжать развиваться. В 2021 году многие предприятия добавили вариативность опций оплаты онлайн, не только вводом номера карточки, но и электронным кошельком в телефоне, отправлением ссылок, QR коды - используются все методы для удобства и мотивации совершения покупки онлайн.
  • Другие онлайн-возможности, такие как наличие чат-ботов, онлайн набор, голосовой набор и пр.

2.  Забота о здоровье

С появлением COVID, люди стали больше заботиться о своем здоровье. В связи с этим стали популярны такие направления бизнеса:

  • Увеличенный спрос на антиковидные тесты привел к появлению на рынке новых игроков (фарм-компаний), предлагающих экспресс-тестирование и другие услуги.
  • Бесконтактная доставка. Практически во всех приложениях доставок теперь есть кнопка «оставить у двери». БОльшее развитие получили постаматы и автоматические пункты выдачи. Все, что будет связано с ограничением физического контакта, получит хорошее распространение в ближайшем будущем.
  • Новый виток развития услуг «комплексный анализ» – это некий чек-ап здоровья, который стали предлагать многие медицинские учреждения. Один раз пришел, сделал сразу все необходимые тесты, получил результат онлайн с расшифровкой доктора онлайн. Вот так выглядит наша реальность сегодня.

3. Домашние хобби

Многие люди оказались дома практически 24/7 и кроме работы стали вынуждены занимать себя чем-то дополнительным. Из-за этого:

  • Вырос спрос на обучающие курсы, повышение квалификации,  домашние тренировки – все, что можно делать онлайн, не выходя из дома и для собственного развития. В ответ на это бизнес дал дополнительную волну индивидуальных предпринимателей: экспертов, тренеров, нутрициологов и других специалистов, помогающих людям пережить пандемию.
  • Растет игромания. Когда реальность не сильно радует, приходится использовать нереальный мир, чтоб получить положительные эмоции. Так стало думать значительно бОльшее число людей по сравнению с 2020 годом, особенно молодых. Поэтому онлайн-игры получили дополнительную прибыль в 2021 году.
  • Стала популярна работа с личностью. К сожалению, многие предприятия и их владельцы оказались в условиях высокой степени неизвестности, некоторые вынуждены были прекратить свое существование в 2020, и это породило рост безработицы. Люди остались наедине с собой, закрытыми дома. Все это привело к потребности в работе с личностью. Психология и коучинг стали развиваться более стремительными темпами, чем раньше. Стали появляться новые и улучшенные старые специальности: психодинамический коучинг, карьерный консультант, определение типа личности и дизайн человека. Больше людей стали пользоваться услугами таких специалистов.

4. Мобильная коммерция

Зумеры (поколение Z, цифровой поколение) – это люди, родившиеся после 2000 года с соответствующим набором ценностей и потребностей в ответ на внешнюю обстановку. В 2021 году некоторые из них заканчивают институт и становятся полноценными ответственными за принятия решения в своей жизни, в том числе и в приобретении товаров и услуг.

Многие предприятия в 2021 году сделали зумеров своей основной целевой аудиторией (ЦА). Тренды бизнеса для зумеров базируются на их особенностях и привычках, а также на способах покупок, их типовом пути клиента и присущих черт характера.

Поколение Z живет в телефоне, поэтому мобильная коммерция приобрела немыслимые масштабы. Если в 2019-2020 году был важен тренд для сайтов компаний mobile first, то теперь он не просто строго необходим, но и приобрел дополнительные требования: юзабилити и визабилити. Это значит, что использовать сайт для покупок должно быть просто, а визуальная картинка должна соответствовать представлению о товаре и побуждать к покупке. 

5. Простота во всем

Поколение Z не хочет тратить свое время, поэтому прибегает к максимальному упрощению. Бизнес это должен понимать и использовать.

  • Покупка товаров прямо из мессенджеров. Зумеры постоянно сидят в Tiktok и Instagram. Лучший способ привлечь их внимание к покупке – разместить кнопку «Купить» прямо в мессенджере или социальной сети. При этом процесс покупки не должен быть из нескольких этапов. Такие разработки уже ведет Meta.
  • Zerocoding (зерокодинг) – это программирование без использования внешнего html-кода. Зерокодинг используют сегодня почти все лендинги, Tilda, например. Бизнес, связанный с разработкой громоздких сайтов, скоро совсем потеряет клиентов или превратиться в нишевой. Большую популярность получают IT-компании, готовые быстро разработать сайт-одностраничник.
  • Индивидуальный транспорт и e-mobility. Молодое поколение думает об экологии, они в теме последний мировых тенденций. Скорость и удобство для них на первом месте. ЗОЖ и спорт тоже относятся к ценностям современной молодежи. Поэтому бизнесы по аренде всевозможного экологического и небольшого по габаритам транспорта, например, электросамокаты, пользуется спросом в этом году и продолжит в 2022.

6. Персонализация и автоматизация продаж с помощью ИИ

Отдельно мне бы хотелось отметить тренды в продажах, которые наблюдаются сейчас и будут развиваться в ближайшие годы. Они связаны с совокупностью повсеместного онлайн, e-commerce и развитием Индустрии 4.0.

Если недавно была волна созданий и внедрений CRM (Customer relationship management), системы управления взаимоотношениями с клиентами, которая позволяла учитывать дату размещения заказа, планировать время звонка, интегрировать задачи продаж с почтой, то сейчас становится популярно использование CDP (Customer Data Platform) – платформы, не просто собирающей данные о количестве клиентов и считающей конверсию, но анализирующей данные о каждом покупателе.

Целью является создание индивидуального предложения для покупателя, отвечающего его личным запросам и ценностям. Дальнейшее развитие эта система получит при внедрении предиктивной аналитики, которая позволит определять будущие заказы имеющихся в базе покупателей.

7. Распространение новых каналов сбыта

В некоторых бизнесах основной канал сбыта практически полностью исчерпал себя, например личные встречи с заказчиком в секторе b2b. 2021 помог развить не просто онлайн канал продаж, как в 2020, но тренд пошел дальше.

  • Омникальность. Теперь недостаточно быть в онлайне, нужно быть в онлайн везде: соцсети, мессенджер, таргетированная и контекстная реклама, сайт и пр.
  • D2C (direct to customer). Канал сбыта, который олицетворяют собой множество онлайн-витрин и маркетплейсов, то есть отсутствие длинной цепочки дистрибьюторов между продавцом и покупателем. Маркетплейсы получили новый виток развития, поскольку стали популярны и в секторе B2C. 

8. Популяризация дополненной реальности (AR) 

Современные технические возможности и необходимость удаленной продажи привели к широкому распространению AR, как в B2C (онлайн-примерочные), так и в B2B (цифровые двойники объектов). Такие бизнесы будут продолжать развиваться в ближайшие годы и набирать армию поклонников.

9. Курс на устойчивое развитие (ESG)

Это абсолютно новый тренд 2021 во всех сферах жизни. E (Environment) – ответственное отношение к окружающей среде; S (Social) – cоциальная ответственность; в B2B S (Sustainability) – устойчивость в применении к использованию ресурсов); G (Governance) – качество корпоративного управления.

Очень упрощенно этот тренд отвечает на запрос беспокойства об экологии производством более экологических продуктов и материалов (например, вместо пластика – бумажные контейнеры, многоразовые бахилы, разлагаемые кабели), использованием возобновляемых источников электроэнергии и сокращением выбросов углекислого газа в атмосферу. И если еще недавно эта тема больше интересовала Европу, то сегодня Россия присоединяется к этому тренду, создавая новые и модернизируя существующие бизнесы, которые должны отвечать требованиям ESG. 


Все перечисленные тренды – симбиоз друг друга. Один часто выступает в связке с другим. Бизнесу важно заниматься регулярным трендвотчингом и оценкой внешней ситуации на рынке, чтобы не потерять свою долю и не проиграть в конкурентной борьбе. С одной стороны, пандемия и объемная цифровизации окунула многих в не очень приятную реальность, а с другой – выступила четким маркером для определения новых потребностей покупателей и вектором развития бизнесов на ближайшие годы.

А какие тренды увидели вы в этом году? Расскажите в комментариях!

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

но и внедрили так называемую концепцию Smart Office: когда рабочих и парковочных мест меньше, чем сотрудников. 

Этой идее десятки лет. Как и идее отсутствия рабочего места, закрепленного за конкретным сотрудником.

Использовать Интернет для совершения покупок стали не только предприятия b2c, но и b2b. Сначала это была вынужденная мера, и давалась она владельцам бизнеса с трудом.

И это не новость.

Вспоминая EDI - просто как пример, компании B2B давно используют  электронный документоборот как обязательное средство. Масштабы зависят от отрасли.

дизайн человека. Больше людей стали пользоваться услугами таких специалистов.

Можно ли привести пример?

В некоторых бизнесах основной канал сбыта практически полностью исчерпал себя, например личные встречи с заказчиком в секторе b2b. 

Что это за отрасли?

9. Курс на устойчивое развитие (ESG)

Это абсолютно новый тренд 2021 во всех сферах жизни.

Вы серьезно? Что в нём нового?

Аналитик, Москва

привел к появлению на рынке новых игроков (фарм-компаний)

Вот уж игрок то игрок  причем вечный:)))

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Евгений Равич пишет:
В некоторых бизнесах основной канал сбыта практически полностью исчерпал себя, например личные встречи с заказчиком в секторе b2b.  Что это за отрасли?

Очень интересно услышать от автора статьи развёрнутый ответ.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Хорошая статья в том смысле, что автор привела резюме очевидного. Слабость статьи в том, что недостает своего оригинального видения автора, какой-то проблематики, которую бы автор хотела поднять на уровень дискуссии. 

Неожиданный результат статьи в том, что очевидные тренды, в ней описанные, вызывают дискуссию. Кто-то еще не верит в реальность и сама констатация фактов вызывает дискуссию. 

Евгений Равич пишет:
 Что это за отрасли?

Здесь я в защиту автора скажу что исчерпал себя не значит что полностью теперь этот метод продвижения будет приостановлен. Речь идет о другом. О том что теперь B2B личные встречи не могут быть ресурсом развития бизнеса. Конечно они нужны и без них никак. Но ставить на них как на основное средство я бы тоже не стал. Реальность идет вперед. 

У меня работа состоит из этих встреч и я тем и занимаюсь, что пытаюсь их заменить на другие инструменты. Ну например я нашел такой замечательный инструмент как отраслевые журналы и проработка по ним. Это мне позволяет сократить количество встреч кардинально. Потому что я прорабатываю тематику заранее, не задавая много вопросов на встречах и не тратя на это время клиентов. 

В перспективе я думаю что необходимо вообще развивать безличные продажи. То есть работу с клиентами путем регулярного с ними контакта другими способами. Например путем публикаций или писем. Не удается это реализовывать, не всегда меня мой руководитель понимал и не поддерживал такой способ развития, но я думаю что ситуация дозреет. 

Генеральный директор, Москва
Валерий Андреев пишет:
Евгений Равич пишет:
В некоторых бизнесах основной канал сбыта практически полностью исчерпал себя, например личные встречи с заказчиком в секторе b2b. 
Что это за отрасли?

Очень интересно услышать от автора статьи развёрнутый ответ.

Если честно, то я далеко не всё понял.
О чём, к примеру, говорит 

  • Скорость интернета. Все услуги и провайдеры, готовые предоставлять качественную связь (5G), будут только усиливать свои позиции на рынке, обгоняя конкурентов.

или

  • Онлайн-услуги в ранее абсолютно офлайновых сферах, таких как медицина, детские развивашки, образование.

Возможно также, что заголовок статьи не вполне соответствует содержанию.

Генеральный директор, Москва
Виктор Москалев пишет:
Хорошая статья в том смысле, что автор привела резюме очевидного.

Для автора, возможно, всё перечисленное в статье совершенно очевидно. Для меня, увы, это не так.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Евгений Равич пишет:
Возможно также, что заголовок статьи не вполне соответствует содержанию.

Думаю, что здесь есть и наметившиесячтренды и, те тренды, которые должны быть приняты, как наметившиеся. К примеру 5G. Далеко не однозначный выводы и мнения и экспертов и просто людей, проживающих вблизи тех же вышек в европе, о воздействии этих вышек и этих новых стандартов на окружающую среду и здоровье людей. Публикаций в инете полно. Можно при желании найти.

Виктор Москалев пишет:
В перспективе я думаю что необходимо вообще развивать безличные продажи.

Про публикации согласен, вещь важная. А, про отмену или отход от личных встреч, вряд ли. Если речь идёт о людях, то личное общение всегда будет в приоритете. Особенно,  для сложных продаж.

Генеральный директор, Москва
Валерий Андреев пишет:
Евгений Равич пишет:
Возможно также, что заголовок статьи не вполне соответствует содержанию.

Думаю, что здесь есть и наметившиеся тренды и, те тренды, которые должны быть приняты, как наметившиеся. К примеру 5G. Далеко не однозначный выводы и мнения и экспертов и просто людей, проживающих вблизи тех же вышек в европе, о воздействии этих вышек и этих новых стандартов на окружающую среду и здоровье людей. Публикаций в инете полно. Можно при желании найти.

Подождем ответы автора.

Некоторые из пунктов для меня загадочны, другие не являются чем-то новым и/или важным. Новости появляются каждый день в огромном количестве, далеко не все из них (по факту - совсем немногие) становятся трендами. Иногда обсуждаются только новые названия для уже давно известного и существующего.

По поводу 5G я пока не видел ничего, что можно обсуждать с медицинской точки зрения.  Любое излучение (диапазон/мощность) может давать или не давать какие-то долговременные последствия, это нужно изучать серьезно, вопрос совсем не бытовой. В этой связи 2G/3G/5G или, к примеру, AMPS/DAMPS одинаковы, важнее параметры телефонов, которые непосредственно контактируют с головой.

То же относится к домашней технике, начиная с СВЧ печек и оборудования Wi-Fi. 

Директор по продажам, Москва

Добрый вечер.

Отвечаю на вопросы и уточнения:

1. Начну с того, что название статьи правят на этом ресурсе почти всегда. Данная статья не стала исключением. И да, речь в статье шла как о трендах, уже закрепившихся, так и о тех, которые начали развиваться и будут усиливать влияние.

2. Smart Office: тренд и идея-разные вещи. Понятно, что это не идея на уровне изобретения велосипеда, но точно пандемия дала ей новый толчок и сам факт повместного внедрения. Компания, в которой я работаю, внедрила данную концепцию в этом году.

3. B2B всегда "опаздывают" в сравнению с b2c. Возьмем отрасли энергетика, промышленность. Продавать онлайн ( системный бизнес, не продуктовый)? Это вообще было редкостью. 20й год все вскрипели, но хоть сайты свои привели в должный вид. А 21й показал, что те же маркетплейсы могут иметь индустриальный характер. Я не сказала, что сами онлайн продажи в b2b-это инновация, но то, что многие консерваторы согласились в реальностью мира цифровизации только недавно-факт.

4. Да, ESG - новая тема. Энергоэффективность или экология-конечно были, но это все было на уровне сотрясания воздуха. А теперь планируют вводить штрафы за повышенные выбросы CO2. Новое-это отношение к этим понятиям в 21 году.

5. Не понимаю спор про сокращение личных продаж( встречи). Это очевидный результат 21 года ( и 20 тоже). Отрасли: любые на Ваш выбор. Даже самые консервативные. Раньше продавцы сидели у кабинетов, а теперь в основном у экранов лэптопа с подключением к Teams. Да, верхний эшелон все равно до сих пор встречается лично, но клерки уже ушли в онлайн. Презентации тем более.

6. Про безличные продажи( это не было вопросом, но не сдержусь) абсолютно не согласна. Наоборот, клиентоориентированность давно в тренде. А еще популярны всякие нейро-..., то есть не просто классификация клиентов, но знание их психологии. А это совсем не про обезличивание.

7. Про то, что у статьи нет своей индивидуальности. Я подобного в интернете не нашла. Все пишут про цифровизацию в основном. Но каждый имеет право на мнение.

Подчеркну только, что мнение важно высказывать не в агрессивной форме, чтоб диалог состоялся.

 

P.S.: некоторые вопросы на столько не в контексте статьи ( или вырваны из контекста?), что я не поняла их смысл, например про фарм-компании.

Генеральный директор, Москва
Татьяна Дроздова пишет:

3. B2B всегда "опаздывают" в сравнению с b2c. Возьмем отрасли энергетика, промышленность. Продавать онлайн ( системный бизнес, не продуктовый)? Это вообще было редкостью. 20й год все вскрипели, но хоть сайты свои привели в должный вид. А 21й показал, что те же маркетплейсы могут иметь индустриальный характер. Я не сказала, что сами онлайн продажи в b2b-это инновация, но то, что многие консерваторы согласились в реальностью мира цифровизации только недавно-факт.

Вряд ли с этим можно согласиться.

Немного на эту тему. Начнём с EDI, этой истории много лет. Интернет упростил и удешевил многое.

Nearly 12,000 companies in the Unites States were using EDI by 1991. In 1996, The Uniform Code Council started EDI over the internet (EDIINT) to standardize the communications of EDI data over the internet.  In 2001, the AS/2 communication standard is published by the UCC. The AS/2 enables encrypted transmission of data over the internet, and uses the HTTP protocol. By 2004, Wal-Mart adopted the AS/2 standard to communicate with suppliers. While other major retailers follow, many retailers continued to use VAN communication.

Today, over 100,000 companies in the United States use EDI to communicate with business partners. 

https://blog.logicbroker.com/blog/2013/08/19/edi-history

Посмотрим, что было, скажем, 5 лет назад - с картинками и цифрами:

A few years back, creating an e-commerce site was more or less an afterthought for wholesalers and distributors. Well, not anymore. As per the recent statistics and trends in the world of B2B e-commerce, B2B is now rapidly gaining importance in the retail sector for the massive benefits it offers such as e-commerce can streamline and automate the sales process, reduce cost and error margin, and free up the personnel to work on more strategic issues.

https://www.avatarsyndicate.com/inline/b2b-e-commerce-statistics-latest-trends-2017/

...

А цифровизация в промышленности началась после появления универсальных компьютеров общего назначения - то есть в 60-е годы прошлого века. Тогда же и появились первые системы обмена данными для B2B, учитывая возможности средств связи.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.