Бизнес – дело ответственное
При создании новой юридической структуры, ее глава берет на себя обязанности осуществлять управление всеми хозяйственными и организационными процессами. Кроме широких управленческих возможностей, на плечи генерального директора ложатся и немалые обязательства по отношению к своей компании.
По отношению к нарушениям, совершенным в процессе финансово-хозяйственной деятельности, генеральный директор может нести материальную, административную, дисциплинарную, налоговую, уголовную и субсидиарную ответственность.
Виды ответственности
Наказание может меняться от небольших административных штрафов до уголовного преследования и взыскания многомиллионных долгов. Например, согласно статье 277 ТК РФ, руководитель организации несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный своей компании. Директор должен возместить все убытки и компенсировать упущенную предприятием выгоду сторонним организациям, если его вина будет доказана. Существует еще конечно и вариант: работы без регистрации. Но при небольших оборотах наказывается штрафом в сумме до 2 тыс. руб. (п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ).
Если же доход превысил 2,25 млн. руб., то такая незарегистрированная деятельность уже квалифицируется, как незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). В этом случае директор может быть оштрафован на сумму до 500 тыс. руб. или лишен свободы на срок до 5 лет. За налоговые нарушения, в частности: занижение налога на 10% и более из-за искажения данных бухучета, учет мнимых объектов, отсутствие первичных документов, генеральный директор фирмы может быть в худшем случае оштрафован на сумму до 20 тыс. руб. или дисквалифицирован на срок до 2 лет (п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).
Уголовная ответственность применяется, если сумма налоговой недоимки у компании, превысила 5 млн руб. за три года или 15 млн руб. единовременно (ст. 199 и 199.1 УК РФ). В этом случае возможен штраф в размере 500 тыс. руб., срок дисквалификации на 3 года, а лишение свободы на 6 лет.
Субсидиарная ответственность генерального директора возникает в случае, если взыскать долги с компании, в том числе перед бюджетом, уже не представляется возможным.
Одно из последних и самых громких дел было у известной сети ресторанов «Корчма Тарас Бульба» в мае 2019 года. Суд подтвердил решение столичного арбитража, который привлек к субсидиарной ответственности по обязательствам сеть ресторанов, а именно их «Трактир Кирпичики» генерального директора и учредителя в одном лице на общую сумму 650 млн рублей.
Как избежать проблем? Вот несколько ключевых советов руководителям компаний, которые позволят избежать угроз для себя и бизнеса.
1. Контролируйте документооборот и отношения с контрагентами
Создайте регламент должной осмотрительности по работе с контрагентами, а также контролируйте документооборот внутри компании.
«Шаблонные» договоры и первичные документы нескольких (связанных) компаний — признак того, что документы готовил один участник от лица всех. Этот фактор налоговые органы и суды оценивают во взаимосвязи с другими, но использование одного шаблона для всех документов — гарантированный способ вызвать подозрения в создании незаконной схемы.
2. Разработайте политику конфиденциальности данных
В вашей компании должна быть определена корпоративная политика в отношении информационной безопасности, и вам просто необходимо пользоваться устройствами предотвращения угроз.
Специально уделите время тому, чтобы обдумать, какие приложения вы разрешите использовать в вашей корпоративной сети, а какие не позволите запускать в ней. Разъясните сотрудникам, использование каких программ приемлемо в вашей корпоративной сети.
3. Обеспечьте защиту всей документации
Даже если большая часть работы на предприятии ведется в компьютере, наверняка существуют некоторые важные документы, распечатанные на бумаге. Это может быть все, что содержит данные о вашей кредитной карте, корпоративном счете и другие банковские реквизиты, или даже личную информацию.
Не оставляйте бумажный документ без присмотра, соблюдайте правила безопасного хранения и утилизации. Вместо того, чтобы выбрасывать важные документы в мусорное ведро, перед утилизацией измельчите бумагу в шредере. Удержитесь от печати документов по мере возможности, за исключением крайне важных случаев.
4. Контролируйте и управляйте налоговыми рисками
В обязанности бухгалтера входит ведение учета, но часто руководители фирм расширяют спектр задач до налоговой оптимизации и планирования, ведения кадров, составления договоров и т.д. Лучше, чтобы эту функцию выполнял отдельный специалист в связке с бухгалтерией, финансовыми и юридическими службами компании.
Если такой возможности нет, советуем обратиться за квалифицированной поддержкой к консультантам, в целях минимизации рисков доначислений и вопросов со стороны фискальной службы.
5. Проводите регулярный аудит
Если вы ведете финансово-хозяйственную деятельность, в надежде, что в случае проблем сможете бросить компанию, избежать ответственности по долгам, или у вас все на контроле держит «свой» человек в инспекции – самое время задуматься о сохранности ваших активов. На практике оформление подтверждающих документов часто оставляют на потом. В итоге к приходу инспекции выясняется, что отсутствуют доказательства реальности сделок, не оформлены документы, связанные с разделением бизнеса и т. д.
Важно своевременно видеть и исправлять ошибки, допущенные при отражении операции и ведении учета. Возьмите за правило на регулярной основе проводить всесторонний анализ деятельности вашего бизнеса.
6. Следите за налоговыми новостями и работой ФНС
Посещайте специализированные семинары, узнавайте новые приемы работы налоговых органов. Следите за тенденциями налогового законодательства. Анализируйте сформировавшуюся судебную практику по «горячим» налоговым темам.
Стоит помнить, что если руководитель сможет доказать, что действовал добросовестно, с должной степенью осторожности и осмотрительности, в интересах возглавляемой им компании, то высоки шансы того, что суд откажется от привлечения его к субсидиарной ответственности.
Фото: pixabay.com