12-14 января 2017 года в Москве состоялся VIII Гайдаровский форум, собравший крупных российских и зарубежных экспертов в области экономики, управления и образования. Цифры, прогнозы, предложения и предостережения, прозвучавшие на образовательных сессиях форума, в подборке цитат, собранной Executive.ru.
Для чего учить
Тим Мэскон, вице-президент ААСSB: «Бизнес-образование – инкубатор глобального процветания».
Константин Долгов, уполномоченный Министерства иностранных дел по вопросам прав человека, демократии и верховенства права: «Лидирующие страны готовы инвестировать огромные средства в скупку мозгов. Перед нами стоит задача не только эти мозги взрастить, но и включить в этот процесс использование новейших технологий».
Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики: «В 2000 году из ста занятых высшее образование имели 22 человека. В 2015 году – 32 человека. К 2025 году занятых, имеющих высшее образование, будет около половины, и Россия фактически станет в этом отношении мировым лидером... И это даст к 2025 году в России или потенциал для колоссального экономического рывка, или структурный кризис из-за массовой миграции».
«Согласно нашим исследованиям, у нас 10% людей старше 40 лет учатся. В Германии – 40%, в Швеции – 60% учатся в данный момент. Это фактор нашего отставания, но это и показатель того, куда мы будем эволюционировать».
Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: «Идет заработок (от приема на платные отделения – Executive.ru) на подготовке экономистов, юристов, вместо того, чтобы развивать сельское хозяйство, готовить кадры, работать с малым, средним бизнесом». По данным Кравцова, за последние полтора года аккредитации по юридическим и экономическим специальностям лишились 15 вузов.
Анатолий Милюков, член президиума НАСДОБР: «Необходимо завершить разработку по квалифицированным профстандартам и решить, каким образом стандарты качества работы управленческих структур будут доведены до субъектов».
Андрей Марголин, проректор РАНХиГС, заявил о необходимости создания концепции Сетевой академии для подготовки кадров государственного управления: «Дополнительное профессиональное образование – это тот фундамент, на котором может стоять Сетевая академия».
Чему и как учить в школе и университете
Герман Греф, глава Сбербанка: «Мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования. Мы напихиваем в детей огромное количество знаний». По мнению Грефа, радикальных изменений требует вся образовательная вертикаль «от детских садов до вузов».
Елена Зарецкая, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин РАНХиГС: «Я согласна с Германом Грефом: нужно полностью перестраивать среднее образование». По словам Зарецкой, школа должна раскрывать профессиональный потенциал детей, а не только давать теоретические знания.
Марина Ракова, генеральный директор Фонда новых форм развития образования: «Зачастую школа убивает творческое начало, потому как учебники построены по дедуктивной модели, когда итоговый результат предшествует доказательству».
Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета: «Мы на пороге принципиально иного регулирования системы». По словам Реморенко, изменения затронут всю российскую модель среднего образования, но предсказать эффект заранее не сможет ни один специалист.
Владимир Мау, ректор РАНХиГС: «ЕГЭ – это гениальное изобретение. Я как ректор – активный сторонник ЕГЭ и категорический противник любых дополнительных экзаменов в вузы».
Алексей Комиссаров, Фонд развития промышленности: «Я уверен, что ситуация будет меняться, потому что сейчас есть тенденция изменения профессий. Если много веков назад профессия передавалась из поколения в поколение, то сейчас человек за свою жизнь сменит несколько профессий. И в этой новой парадигме востребованность изобретателей будет только выше».
Чему и как учить в бизнес-школах
Пол Джадж, президент AMBA International: «Современные бизнес-школы должны учить предпринимателей не бояться рисковать, уметь подбирать, мотивировать и удерживать команду и даже рассказывать об искусстве, так как именно оно позволяет преодолевать барьеры между культурами и странами».
«Поскольку современные студенты не остаются у одного работодателя на протяжении всей своей жизни, им приходится проходить обучение в разных областях. Сегодня требуются междисциплинарные знания, знания в самых разных областях».
Юлия Чупина, заместитель председателя правления Сбербанка: «Компаниям будут нужны люди, способные быстро и эффективно решать проблемы в команде, однако ни одна из бизнес-школ сейчас не может предложить нам программы подготовки таких кадров».
Дмитрий Буташин, директор ВШГУ РАНХиГС: «Важный момент – нехватка руководителей, которые могут внедрить проектное управление и сформировать проектную команду».
«Если мы поломаем старую систему, не разработав новую, то это будет намного хуже, чем просто несоздание нового поколения сверхподготовленных управленцев».
Алексей Моисеев, заместитель министра финансов России: «Эволюция обучения или переобучения людей – это очень важно. Если посмотреть на Россию, то бизнес-образование должно ориентироваться на то, как качественно переобучить людей».
Кирилл Игнатьев, председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции»: «Очень важно, чтобы компании и бизнес мыслили, как дизайнеры, а наука и учеба мыслили, как бизнес».
Каким будет университет 3.0
Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики: «Можно предположить новую волну коммерциализации высшего образования, расширение доли бизнес-проектов самого разного уровня: от отдельного учебного курса или консультирования по его поводу до большой онлайн-площадки или даже офлайн-учебного центра, который целиком платный».
Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково»: «Мы видим такой университет 3.0, который помимо обучений и исследований занимается инновациями».
Олег Хархордин, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге: «Все основные технические вызовы, стоящие перед нами, не сводятся к коммерциализации. Что мы будем делать с проблемой климата? Что мы будем делать с изменениями в биотехнологиях?» По мнению Хархордина, университет будущего – это не модель инкубаторов стартапов, а хранитель культуры и производитель смысла жизни.
Владимир Мау, ректор РАНХиГС определил десять критериев условного университета будущего, среди которых индивидуализация и непрерывность образования, универсальный язык, качественные знания и специалисты, мощный гуманитарный компонент, глобальная конкуренция: «Эта модель университета в чем-то будет возвратом к раннему доиндустриальному университету».
Людмила Огородова, заместитель министра образования России: «Университеты 3.0 имеют другие управленческие механизмы: это наблюдательный совет, это вовлечение губернаторов… Мы очень хотим видеть инициативу университетов. И главное – инициативу бизнеса и власти на территориях, которым мы даем эту возможность».
На фото: участники дискуссии, посвященной бизнес-образованию. Выступает ректор РАНХиГС Владимир Мау. Источник: gaidarforum.ru
По материалам: gaidarforum.ru, vedomosti.ru, tass.ru, interfax.ru, izvestia.ru, kommersant.ru,eu.spb.ru.
В Италии тоже структура образования, особенно школьная программа, требует обновлений, отвечающим современным и будущим реалиям. То, чему сегодня учат детей в итальянских школах (полагаю, в российских тоже) - уже давно устарело, программа неактуальна, сегодняшние ученики завтра просто не найдут работу. Их компетенции не отвечают реалиям, и это печально, т.к. государство, чтобы оставаться конкурентным на мировой арене, должно внедрять школьные программы обучения, которые смотрят далеко вперед. Но этого не происходит.
ой такие богатые и важные господа либералы сетуют о том "о чем же учить"
а кто учит сегодня - фанатики профессий, которые получают например за ведение двух профилирующих предметов включая написание учебно методических комплексов (как поставщики "образовательной услуги") с занятостью 8 часов 4 полных рабочих дня в неделю - 16 000 руб. в месяц в Москве!
в Москве, Карл!!!
Возможно в Италии учат "устаревшему", ну скажем, логике и философии, это я не знаю. Зато знаю, что в России учат таким устаревшим предметам как алгебра и геометрия, русский язык и литература, география и физика.
Да и Грефу, следовало перед открыванием рта, подумать о том, чему учили лично его и чему учат его собственных личных детей, и не переживать за то, что другие дети получают образование в примерно тех же объемах, что и его дети.
не везде все так плохо, в передовых инновационных ВУЗах в образование вводятся новые методологическо базовые комплексы - например Казацкий компонент в системе образования
Минобр способствует введению Казацкого компонента в методологические основы кафедр как в самых современных инновационных высших учебных заведениях, так и в широком спектре средних профессиональных учебных заведений, вершиной которых является и высшее профессиональное образование в ВУЗах
Идея компонента в образовательно методологических разработках - вполне современная идея и практика ведущих, нацеленных на инновационное развитие ВУЗах
То, что система образования в России нуждается в кардинальной реформе, согласны многие и почти на всех уровнях.
Общеизвестно, что Система образования включает в себя:
- систему дошкольного образования
- систему общего образования (школьного)
- систему среднего специального
- систему высшего образования
В последние годы стали говорить о системе семейного образования, системе самообразования, системе дополнительного образования, включая бизнес-образование. Еще говорят: «улица научит», или «жизнь научит». Но сейчас не будем вдаваться в системы, подсистемы, формы и виды.
Сейчас важно определить:
- Кого учить?
- Чему учить?
- Как учить?
- Сколько времени учить?
- Кто будет учить?
Для того, чтобы дать толчок мыслям, сразу задам ряд вопросов, которые мы задавали некоторым учителям школ и преподавателям ВУЗов, в том числе преподающим экономику и технические дисциплины:
1.Что вы знаете о «подрывных» технологиях, когнитивных технологиях, биотехнологиях, нанотехнологиях и их синтезе?
2.Что означает «шеринговая экономика», «циркулярная экономика»?
3.Как понимать «блокчейн»?
4.Что такое «3D-сканер, 3D-принтер, где и как они используются?
5.Можете ли вы рассказать своим ученикам о цифровых технологиях, облачных технологиях, «роевых» технологиях, виртуальной реальности, краудсорсинге,
6.Можете ли вы рассказать о последствиях четвертой промышленной революции, как она повлияет на рынок труда, какие профессии будут сокращены, а какие требуются уже сейчас и будут востребованы ближайшие 30 лет?
Наверное, вы догадываетесь, какие мы получили результаты. Только 3% опрошенных смогли ответить и то только в общих чертах. А чему они тогда научат студентов?
Уверен, что нашему государству не нужна система образования, в которой школьников и студентов учат пользоваться логарифмической линейкой для расчетов или кульманом для черчения. России нужна суперсовременная, супергибкая, суперпередовая система образования, которая бы была устремлена в будущее.
Правило, когда «Мы все учились по-немногу, чему-нибудь и как-нибудь», должно уйти в прошлое. Врач должен обладать профессиональными знаниями, умениями и опытом, как, впрочем, инженер, юрист, строитель, программист, дизайнер, повар, столяр и другие специалисты. Их профессиональные знания должны иметь приоритеты по отношению ко всем другим знаниям.
Если что то базовыми компетенциями нового стандарта среднего проф образования в России по специализации дизайн по болонской системе является как раз черчение и перспектива то самое черчение карандашиками
P.S.
Послушал интервью г-на Мау в котором он рассказывал, что не посетил круглый стол по инновациям на котором спикером был байкер Хирург и услышал нотки сожаления в его голосе и пришло осознание нашего коренного мировоззренческого отличия от западного пути развития экономики, образования и всего остального (спасибо г-ну Мау за то, что навел на эти мысли, он как консервативный либерал и историк экономики со своей историческо экономической позиции видит ценность устойчивости в крупных временных периодах)
и так наши ключевые отличия от "западников"
западники строят свои методы, техники, стратегии на ключевых свойствах - рационализм, интеллектуальность и общительность
у нас другой набор - мудрость, хитрость и компетентность (г-н Мау обладает всеми этими качествами как никто другой и поэтому крепко сжимает в руках штурвал Гадаровского форума, хочется пожелать ему как капитану этого корабля большой воды и долгого успешного плавания)
"Для того, чтобы дать толчок мыслям, сразу задам ряд вопросов, которые мы задавали некоторым учителям школ и преподавателям ВУЗов, в том числе преподающим экономику и технические дисциплины:"
Для того, что бы дать толчок мыслям я задам вопрос, который ответно НЕ ЗАДАВАЛИ учителя школ вопрошающим
"Какую главную роль в социальной структуре общества играет институт образования?
Какой из институтов общества потеснил институт образования в исполнении этой главной роли за последнюю 1000 лет?"
ну и в качестве ответа на "Для того, чтобы дать толчок мыслям, сразу задам ряд вопросов, которые мы задавали некоторым учителям школ и преподавателям ВУЗов, в том числе преподающим экономику и технические дисциплины:""
приведу отрывок из книги Александра Покровского
"Шел инспекторский строевой смотр. К нему долго готовились и тренировались: десятки раз разводили экипажи подводных лодок под барабан и строили их по категориям: то есть в одну шеренгу - командиры, в другую - замы со старпомами, потом - старшие офицеры, а затем уже - мелочь россыпью.
В шеренге старших офицеров стоял огромный капитан второго ранга, командир БЧ-5, по кличке "Ботик Петра Первого", старый, как дерьмо мамонта, - на флоте так долго не живут. Он весь растрескался, как такыр, от времени и невзгод. В строю он мирно дремал, нагретый с загривка мазками весеннего солнца; кожа на лице у него задубела, как на ногах у слона. Он видел все. Он не имел ни жалоб, ни заявлений и не помнил, с какого конца начинаются его функциональные обязанности.
Перед ним остановился проверяющий из Москвы, отглаженный и свежий капитан третьего ранга (два выходных в неделю), служащий центрального аппарата, или, как их еще зовут на флоте, - "подшакальник".
"Служащий" сделал строевую стойку и...
- Товарищ капитан второго ранга, доложите мне... - проверяющий порылся в узелках своей памяти, нашел нужный и просветлел ответственностью, - ...текст присяги!
Произошел толчок, похожий на щелчок выключателя; веки у "Ботика" дрогнули, поползли в разные стороны, открылся один глаз, посмотрел на мир, за ним другой. Изображение проверяющего замутнело, качнулось и начало кристаллизоваться. И он его увидел и услышал. Внутри у "Ботика" что-то вспучилось, лопнуло, возмутилось. Он открыл рот и...
- Пошшшел ты... - и в нескольких следующих буквах "Ботик" обозначил проверяющему направление движения. Ежесекундно на флоте несколько тысяч глоток произносят это направление.
- Что?! - не понял проверяющий из Москвы (два выходных в неделю).
- Пошел ты... - специально для него повторил "Ботик Петра Первого" и закрыл глаза. Хорош! На сегодня он решил их больше не открывать." ...
"Старшему проверяющему достаточно было только взглянуть, чтобы все понять, он умел ценить вечность. "Ботик" откупорил глаза - в них была пропасть серой влаги.
- Куда он тебя послал? - хрипло наклонился старший к младшему, не отрываясь от "Ботика". Младший почтительно потянулся к уху начальства.
- Мда-а? - недоверчиво протянул старший и спокойно заметил: - Ну и иди, куда послали. Спрашиваешь всякую... - и тут старший проверяющий позволил себе выражение, несомненно относящееся к животному миру нашей родной планеты. "
Бизнес-школы до неузнаваемости сменили подход. Теперь это целая "радуга разных" подходов как заработать деньги, от традиционных школ, которые уже в меньшинстве до обычного Бакалавриата - чёткой границы уже нет. Стоит ли повторять такой опыт "размывания" обучения и далеко отходить от классического подхода для ВУЗов?
Сегодня был в сеульской компании (Республика Корея), которая специализируется на производстве продукции, основанной на технологиях виртуальной реальности и искусственном интеллекте. В очередной раз убедился в том, что нам необходимо разрабатывать и внедрять прорывные (подрывные) технологии, технологии будущего.
Всячески поддерживать творческих людей, новаторов, изобретателей, одержимых «бредовыми» идеями людей. Участвовать во всех международных выставках, в конкурсах. Самим организовывать выставки и конкурсы, притягивающих прогрессивные компании и высококлассных специалистов, выбирать из них лучших и приглашать к нам работу. Почему, за футболистов наши клубы (читай – наша страна) платят десятки миллионов долларов, а за супер-программистов не можем? Создавать команды - школы в сферах когнитивных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и их синтеза, а также автоматизации интеллектуального труда, передовой робототехники, самоуправляемых автомобилей, беспилотных летательных и подводных аппаратов, дронов, передовой геномики, накопления и хранения энергии, трехмерной печати, высокотехнологичных материалов, новых методов поиска и добычи нефти и газа, возобновляемых источников энергии и других.