Антон Свешников, специально для Executive.ru
Масштабная акция в ночь на 9 февраля 2016 года по сносу незаконных строений в Москве, уже названная «ночь длинных ковшей», вызвала множество вопросов к руководству города. Один из главных – что важнее для города: малый бизнес с его правами или мертвенная красота безмолвных архитектурных пространств?
В ночь на вторник в Москве демонтировали 97 объектов самовольного строительства. В перечень объектов коммерческой недвижимости, подлежащих сносу, попали: ТЦ «Пирамида» у станции метро «Пушкинская», надстройка над входом станции метро «Сухаревская», постройка на площади Савеловского вокзала, пристройка к вестибюлю станции метро «Сокол», торговые ряды у станций метро «Кропоткинская», «Арбатская» и «Улица 1905 года» и др. В 90% снесенных конструкций продавались непродовольственные товары, также они были популярны среди букмекеров и салонов сотовой связи.
По данным московской Госинспекции по недвижимости, на демонтаж торговых павильонов было отправлено 700 единиц техники. Суммарные потери московского бюджета могут составить по разным источникам от 22 до 30 млрд руб. – это иски от предпринимателей, которые потеряли бизнес.
Главные аргументы властей: незаконность, опасность для горожан и эстетическое несоответствие снесенных объектов архитектурному облику столицы.
Ранее первый заместитель начальника Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы Тимур Зельдич пояснял, что «эти объекты являются самовольно возведенными по трем признакам: земельные участки для капитального строительства город не выделял, разрешение на строительство капитальных объектов, как и акты ввода объектов капитального строительства не выдавались. Каждый час существования такого объекта угрожает жизни и здоровью не только тех, кто в нем работает, но и всех находящихся рядом людей, и, понимая это, префектуры должны стремиться как можно скорее избавить от них город», – заявил «Ведомостям» Зельдич.
Силовую акцию поддержал мэр Москвы Сергей Собянин. 9 февраля 2016 года в его аккаунте во «Вконтакте» появилась следующая запись: «Сегодня снесли строения, незаконно возведенные на инженерных коммуникациях и над технической зоной метро, опасные для москвичей. Объекты возведены, в основном, в 1990-е годы при явном попустительстве либо содействии чиновников. Места, где находились эти объекты, благоустроим. Прежним владельцам при их желании предоставим возможность построить торговые объекты в других местах и уже на законных основаниях».
Как заявил РБК глава департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Олег Бочаров, новые торговые павильоны будут построены на «альтернативных площадках». Территория, освободившаяся после сноса строений, будет благоустроена. «Право аренды новых павильонов будет разыграно на аукционах. Владельцам снесенных торговых точек никаких преференций предоставлено не будет», – заявил чиновник.
По оценке политика Владимира Милова, в ходе ночной акции было уничтожено 36 тыс. рабочих мест. Оценку Владимира Милова поддерживают и в организации «ОПОРА России», представители которой готовы подать иски в суды по поводу законности этой скандальной акции.
«Я совершенно не хочу обсуждать эстетические качества этих павильонов. Дело вовсе не в этом. Это крупнейшее посягательство на собственность, посягательство на человеческое достоинство. Это оскорбительно, унизительно и преступно с любой точки зрения. Мало того, что они лишили собственности и будущего огромное количество мелких предпринимателей (и даже не очень мелких), они лишили рабочих мест огромное количество людей. Они на долгие годы лишили горожан важных точек повседневного снабжения. Люди там совершали повседневные покупки, там были маленькие кафе, забегаловки – очень удобно, как раз рядом с метро. Я думаю, что это огромный удар по основам гражданского общества», – негодует в интервью RFI Евгений Асс, основатель и ректор архитектурной школы МАРШ.
Его поддерживает известный архитектурный критик Николай Малинин, который уверен, что «город лишается удобных, находящихся у метро пунктов и множества рабочих мест. При всем том, что наш тонкий вкус оскорбляли эти ларьки и киоски, к этой истории я отношусь очень негативно».
Акция по сносу самостроя нанесла удар и по рынку торговой недвижимости. Снесенные торговые павильоны и палатки находились в самых «проходных» местах, преимущественно, у метро. В ЦАО было ликвидировано более 10 тыс. кв. м площадей объектов, объявленных «самостроем».
«Москва построена с изначальным дефицитом площадей street retail. В тех местах, где отсутствуют торговые помещения на первых этажах зданий у метро, арендаторы были вынуждены занимать павильоны. После сноса ларьков и павильонов сетевым операторам и вовсе негде работать в тех районах, где отсутствует качественный стрит-ритейл. В Москве много районов, которые не обладают хоть каким-то объемом помещений уличной торговли», – считает Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейл Knight Frank. Тем не менее, по ее словам, массового переезда арендаторов на пешеходные улицы или в торговые центры ожидать не стоит. Большинство арендаторов снесенных павильонов – индивидуальные предприниматели, многие из них будут вынуждены закрыть бизнес. Выиграют от этой ситуации арендаторы магазинов, расположенных на первых этажах домов.
Сюжет со сносом ларьков разворачивается на фоне некоторого опустения торговых центров Москвы, о чем Executive.ru сообщал в январе 2016 года. Торговые центры и ларьки нынешней зимой испытали воздействие разных рисков, но пришли к одному результату: количество игроков в сегменте уменьшилось.
В социальных сетях одни жители города радуются исчезновению «филиалов «Черкизона», другие говорят, что ночная акция поставила под сомнение сам институт частной собственности, и что ликвидировать самострой нужно конституционными методами, через суд. Москвичи интересуются, известны ли мэрии имена чиновников, которые «попустительствовали и содействовали» строительству злополучных ларьков в период, когда столичной мэрией руководил Юрий Лужков?
Источник фото: twitter.com
* * * Отредактировано модератором * * * совсем оборзели уничтожили малый бизнес своими руками и считают это достижением?
Мне представляется, что особо нужно разобраться с юридическими вопросами - на ТВ сообщали, что имелись решения суда - по обеспечению иска - в таких случаях ничего не должно ломаться. Я за верховенство закона.
Другие * * * отредактировано модератором * * * превратили Москву в караван сарай. Если кому то нравится такая эстетика пусть едут в Стамбул. А моя столица это имперский город, имеющий соответствующую архитектуру, которая создавалась веками. Я бы еще стеклянные шприцы Москва сити снес. Но придется подождать, не все сразу...
Главные аргументы властей: незаконность, опасность для горожан и эстетическое несоответствие снесенных объектов архитектурному облику столицы.
Каждый их приведённых аргументов - если он соответствует действительности - является достаточным для "приведения ситуации в "первоначальное состояние", но - для двух участвующих сторон! Если у владельцев/управляющих снесённых объектов есть на руках документы, которых было достаточно для строительства/ оборудования торговых точек на момент начала строительства - то все их вложения должны быть компенсированы, только при таком подходе можно вести цивилизованный бизнес! Но... это не наши методы! Также было бы уместным - после ночи длинных ковшей - инициировать - месяцы длинных следствий! Если (как аргументируют власти Москвы) речь идёт о длившихся годами нарушениях законности - то необходимо привлечь к ответственности всех смотрящих/контролирующих/пресекающих, которые получали зарплаты, премии и наверняка - имели свою "долю малую" в этом бизнесе!
А я давно говорил, что стоит в Москве снести какой нибудь гнилой ларек, как тут же появятся материалы, свидетельские показания, заявления - выстроится цепочка. И в результате справедливость восстановится в виде пары-тройки бывших или нынешних чиновников на нарах. НДК - это первый этап новой борьбы с коррупцией.
PS Интересно - перед ночью ДК были зарезервированы свободные места в следственных изоляторах?
Отбросив эмоции хочется понять, были ли самостроем снесенные объекты?
Если это действительно так, то какие действия по были предприняты властями для наказания нарушителей? Если действительно строительство незаконное, то снос вообще должен быть проведен за счет владельцев этих ларьков.
Эстетика и защита малого бизнеса это уже следующий пункт анализа ситуации.
Я при строительстве своего дома узнал об одной "дыре" в законодательстве.
Первое, обязательное условие, это получение разрешение на строительство. Дальше идет строительство и по времени этот процесс не ограничен. Проверить на этапе строительства ЧТО вы строите, соответствует ли ЭТО выданному разрешению органы власти не имеют право. Все завезенные материалы на "этапе строительства", если есть подтверждающие документы, являются вашей собственностью. Трогать "незавершенку" никто не может. Проверка, законодательно, соответствует ли построенное здание выданному разрешению можно только в момент РЕГИСТРАЦИИ здания.
Вот и правовая "дырка". Человек получил разрешение на постройку ларька, а построил 20-ти этажный ТЦ, но не регистрирует его как законченное строение...
Что делать властям??
Самостроем по нашему закону называется здание/сооружение на строительство которого НЕ ВЫДАЕНО разрешение. Если выдано, то уже НЕ САМОСТРОЙ.
Я построил дом без разрешения на строительство и умудрился зарегистрировать, - просто заказал паспорт БТИ, причем земля - в аренде с перспективой оформления в собственность. А вот когда понадобилось разрешение на строительство - задним числом выдавать отказались )под разрешение на строительство можно было выписать лес на корню). Так что все же рекомендую разрешение оформить. Но это не самострой. Это участок под строительство жилья.
А в других городах (в отличии от Москвы) давно уже снесли гнилые ларьки и построили цивильные торговые точки или комплексы. Это я в Москве все время удивлялся, что у метро еще остались "гадюшники".
А имеют право или не имеют по незавершенному строительству - на то есть суд !
Все верно у нас у метро Войковская огорожена площадка между двумя выходами уже лет 15, люди как то ее пытаются обходить чуть не попадая под трамвай. Оттуда когда то бурили и вбивали сваи одна пробила поезд метро и потом все встало навечно.
Судя по высказываниям архитекторов с архитектурой города у нас все очень плохо на уровне концептуальном (
То есть те явления, которые происходят с функциональной городской средой их как то мало заботят и представления о том, что же происходит сейчас в культуре современной городской среды их родного города у них не сформировалось.
Город завоевывали своего рода экономичские гунны кочевники, которые привозили в город свою культуру и структуру своего пространства - например строили маленькие площади с фонтанчиками у отвоеванной ларьками у города своей среды.
Эта трансформация городской среды, когда город планирует жизнь, строит спортивный стадион, чтобы на всевозможных сочинских олимпиадах спортсмены гордо шагали, а это стадион становится городком в стиле Fallout в котором вчерашние прото спортсмены из соседних домов разносят чай с булками вразнос и проживают свою жизнь в его утробе, потом управитель этого чудесного места водружает гигантского скорпиона напротив кремля на фронтоне ключевого здания на главном лучевом кремлевском проспекте, а в Турции строит маленький макет Кремля за очень дорого, который в тюркской среде не выживает и продается со скидкой.
Это все взаимодействие архитектуры и модели экономики - очень интересный культурный процесс.