Андрей Шаронов, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики *
Новые территории
Территория Москвы до расширения составляла чуть больше 1 тыс. квадратных километров, численность горожан по итогам переписи 2010 года – 11,5 млн человек. Дневное население (количество людей, которые находятся в городе в рабочее время) оценивается примерно в 15 млн. После присоединения новых земель площадь города выросла в 2,5 раза, при этом население увеличилось только на 2%. Многие критикуют проект приращения новых земель, другие говорят, что это решение дает Москве некоторый территориальный резерв, позволяя реализовать идею, о которой говорили и раньше – я имею в виду мысль Ле Корбюзье о полицентричности Москвы.
В публичном пространстве продолжается обсуждение темы московской агломерации, т.е. территории, которая не ограничена собственно площадью Москвы и Московской области и которая связана со столицей ежедневными транспортными потоками, влияющими на положение на дорогах города. Если органы государственной власти переместятся на новые земли, возникнет новый полюс притяжения транспорта, который повлияет на маятниковую миграцию.
В начале 2012 года Москва провела конкурс на разработку концепции московской агломерации. Московская агломерация – это то, что видно на снимках из космоса в десять часов вечера: огромное цветовое пятно. Если вы наложите его на карту Москвы, то обнаружите, что оно в два-три раза больше по площади, чем территория города. Это совокупность поселений, которые образуют единый экономический механизм, «Большую Москву». В ходе конкурса из 75 кандидатов мы отобрали десять коллективов, которые в сентябре 2012 года сделают предложения по развитию агломерации.
Экономика города
Валовый региональный продукт (ВРП) Москвы составляет порядка 9 трлн рублей. В разные годы ВРП города в полтора-два раза превосходил ВВП Украины, страны с населением 50 млн человек. При этом в Москве живет около 8% россиян. Здесь создается 18-20% ВВП России. Я интересовался, как выглядит экономика Москвы на фоне аналогичных показателей других мегаполисов. Итак, бюджет Москвы – $50 млрд, больше только у Нью-Йорка – $66 млрд. Но ВРП Нью-Йорка в четыре раза больше, чем ВРП Москвы, а удельный вес ВРП Нью-Йорка – 8% ВВП США. Иными словами, при всей грандиозности Нью-Йорка его роль в экономике Соединенных Штатов меньше, чем роль Москвы в экономике РФ.
Кризис 2008 года довольно сильно повлиял на экономические показатели города. По ряду параметров, в частности, по объему инвестиций, а также по объему промышленной продукции мы до сих пор не вышли на докризисный уровень. Основную долю ВРП составляют торговля, строительство и операции с недвижимым имуществом. В составе торговли велика доля углеводородов, которые в Москве не производятся. С одной стороны – это плюс: Москва обладает условиями и возможностями, которые притягивают тех, кто хочет торговать нефтепродуктами. С другой стороны, поскольку они не производятся в Москве (если не считать нефтепереработку), считать этот источник устойчивым и долгосрочным нельзя. Промышленность в ВРП занимает всего 16%, больших перспектив у этого сектора в Москве нет.
В структуре доходов московского бюджета почти 90% составляют два налога: на прибыль и на доходы физических лиц. Это говорит о том, что доходная часть (а значит, и стабильность исполнения бюджетных обязательств) очень зависит от экономической конъюнктуры. Прибыль и зарплата существенно падают в кризис, в 2008 году поступления от этих двух налогов снизились на 30%. Более стабилен земельный налог: земля – это «московская нефть», но уровень собираемости этих платежей невысок.
Объемы налоговых доходов Москвы – 1,2 трлн рублей, при этом от одного «Газпрома» в 2011 году мы получили 150 млрд рублей. Сейчас ситуация меняется, на мой взгляд, в правильном направлении: принят закон, согласно которому прибыль консолидированных налогоплательщиков будет перераспределяться по территории России. Поэтому в будущем Москва сохранит только часть этих денег. Аналогичная ситуация складывается с платежами от РЖД и других федеральных компаний.
Неналоговые доходы складываются в основном из арендных платежей и поступлений от продажи имущества. В 2011 году Москва получила рекордные доходы от приватизации – 240 млрд рублей. Это сумма приблизительно в шесть раз превысила предварительные планы предыдущего правительства. Москва накопила огромные объемы имущества, при этом распоряжалась ими не эффективно. Поэтому в 2011 году активы были проданы. В том числе от продажи «Банка Москвы» мы получили 103 млрд рублей, что весьма неплохо.
Теперь о расходах. В Москве, как и в других регионах РФ, наибольшую часть (почти половину бюджета) составляют расходы социальной сферы. На обслуживание долга, безопасность и управление тратится примерно по 2%. После смены администрации заметно выросли бюджетные инвестиции, львиная доля которых приходится на транспортный сектор. Принято решение в ближайшие пять лет построить 75 километров линий метрополитена. Последние 75 километров строились около 30 лет, сейчас этот путь мы хотим пройти за пять лет. На карте города появится около 20 новых станций метро. Это хорошая новость, но, с другой стороны, в общем объеме инвестиций в Москве 40% – бюджетные деньги, что негативно характеризует ситуацию и в городе, и в стране: частные инвесторы без энтузиазма оценивают инвестиционный климат и риски.
Общественное пространство
Один из приоритетов новой городской администрации состоит в развитии так называемых общественных пространств. Город чрезвычайно недружественен к жителям, в том числе к пешеходам. Идея состоит в том, чтобы при помощи мер инвестиционной политики и транспортного регулирования создать некие пространства, где человек мог бы чувствовать себя комфортно и сточки зрения экологии, и с точки зрения транспортного окружения. Один из примеров – Лужники, которые перестали быть «барахолкой» и превращаются в одно из самых массовых мест для рекреации. Посещаемость Лужников выросла в разы, есть планы увеличить этот показатель в десятки раз – с использованием всего пространства: набережных, где будут организованы искусственные пляжи, дорожек для прогулок на роликовых коньках и велосипедах, крытых спортивных сооружений…
Есть идея сделать пешеходными (в одних случаях в режиме семи дней в неделю, в других – только по выходным) все набережные – от Софийской до Воробьевской. Начались изменения в московских парках, в том числе в Парке Горького – там формируется дружественная по отношению к посетителям среда, это тоже часть новой политики в отношении организации городской среды.
Эта тема связана со специализацией Москвы. Сейчас модно говорить о том, что Москва должна быть инновационным городом, хотя нет единого понимания, что это такое. Москва занимает четвертое место среди крупнейших городов мира по количеству людей с высшим образованием. В Москве 215 вузов. Здесь находится 22% научно-исследовательских организаций России. Это серьезное основание для того, чтобы удержать в Москве тот класс людей, который принято называть «креативным», который создает наибольшую добавленную стоимость, формирует спрос на дорогие товары и услуги, который определяет разницу между просто большим городом и мировым городом.
Москва в международных рейтингах
Мы занимаем 97 место среди 100 крупнейших городов мира по уровню конкурентоспособности инновационных систем, 17 место среди крупнейших городов по интеллектуальному капиталу и инновациям. Однако позиция в рейтинге далеко не всегда является объективным показателем, потому что при внимательном рассмотрении оказывается, что цифры по Москве неточные, что вместо данных по городу агентство использовало показатели по России в целом, поскольку другой информации у него не было… Либо что вместо объективной статистики использовались оценочные суждения той или иной организации… Поэтому я не стал бы абсолютизировать рейтинги, но надо понимать, что подобные рейтинги – это критерий, по которому Москву оценивает мировое сообщество.
Во многих рейтингах Москва входит список первых 15-20 городов по экономическим возможностям, инновационной привлекательности, потенциалу. Подтверждением этому может служить статистика, которую я уже привел: в Москве живет 8% населения страны, при этом город производит 18-20% ВВП. С другой стороны (мы проанализировали около 20 рейтингов, оценивающих около 1,5 тыс. показателей), по таким параметрам как качество среды, качество жизни, столица России располагается в седьмом-восьмом и даже в девятом десятке из ста. Это – фундаментальное противоречие. Обладая большими интеллектуальными возможностями, сравнимыми с потенциалом Лондона, Нью-Йорка, Токио, Пекина, по уровню комфорта мы находимся рядом с не самыми развитыми городами Африки, Азии и Латинской Америки.
Это обстоятельство мешает реализации многих проектов, в том числе идее создания в Москве международного финансового центра. На первых местах среди ведущих финансовых центров находятся Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Сингапур. Москва же занимает 65 место в списке 75 городов.
Мы сформулировали три группы задач, которые должны быть решены для того, чтобы Москва могла стать центром международных финансов. Во-первых, здесь должен быть сформирован привлекательный инвестиционный климат. При этом качество работы судебной системы, преодоление коррупции – проблема не городская московская, а федеральная. Во-вторых, надо сформировать финансовую инфраструктуру. В-третьих, поднять качество жизни, о чем я уже говорил.
Если мы создадим неподкупный суд и преодолеем коррупцию, но время проезда от аэропорта до центра города останется прежним, если ни таксисты, ни полицейские не будут говорить по-английски, если человек с зарубежной медицинской картой не будет обслужен по европейским стандартам, если его дети не смогут получить здесь нормальное образование, то международного финансового центра в Москве не будет. Иными словами, МФЦ – это еще один драйвер для развития городской инфраструктуры.
* Тезисы выступления заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрея Шаронова перед слушателями программы Doctor of Business Administrarion в Международной школе бизнеса Финансового университета. Благодарим школу за помощь в подготовке публикации.
Фото: facebook.com
Москва - должна быть просто столицей России. Без международного финансового центра. Просто историческая столица - музей!!
Есть разрабока информационного сервиса для расширения зоны комфорта горожан.
Может Шаронов свяжется???
на сегодняшний день людей больше интересует реальный сектор экономики, а не информационная зона дискомфорта - прибыль какая? И приход - каков? В последнее время, попами или попами в информационном пространстве - превеликое множество ''творцов'', а где ''храм'' - куда люди уже ходят?...При этом я учитываю, что интернет - не Ваше изобретение и не Храм - изобретателя Интернета.
Сервис информационный, cайт, короче, а еще точнее социальная сеть (термин ругательный, однако, сейчас).
А расширением зоны комфорта я назвал - самая что ни на есть реальная зона – пока реально безопасной и психологически комфортной зоной у нас является квартира, а вот уже подъезд, или пространство у дома или дальше – уже довольно враждебное… Речь об этой проблеме и её решении.
Именно про микросоциумы и идёт речь..
..жду звонка Шаронова.
Шаронов не позвонит )))
Шаронов не должен звонить так же исследователям и архитекторам вроде меня )))
Шаронов ясно обозначил - что именно изменит ситуацию - превращение Москвы в международный финансовый центр
почему? Потому, что Москва скажет ''я не запрещаю международному финансовому центру образоваться здесь''
для этого выпустят законы, подождут, отток капитала усилится выше 100 млрд. долл в год
далее останется вложиться в менеджмент и дать ликвидность региональным банкам
они превратят эти деньги в годовые премии
далее останется создать на деньги Мск рейтинговое агентство в NY-London ''независимое''
которое переделает рейтинги так критериально, что Мск поднимется в рейтингах - viola bingo!!!
Дмитрию Федорову
Дмитрий,
Сможете в июне дать интервью? Тема: Москва. Город и горожане: микросреда, транспорт, коммуникации, фонтаны...