На венчурном рынке наблюдается «зима». Это сокращение инвестиций в рисковые проекты в периоды экономической нестабильности, когда инвесторы переключаются на более устойчивые и надежные активы. Венчурная зима – это производная от общего финансового кризиса. Чтобы спрогнозировать ее продолжительность, необходимо опираться на теорию экономических циклов.
Условия неопределенности
Есть масса различных мнений о том, сколько длятся экономические циклы, однако общепринятые ориентиры таковы: традиционные финансовые кризисы случаются раз в 6-10 лет, цикл венчурной индустрии – примерно 5-6 лет, цикл роста и падения капитализации блокчейн-индустрии – примерно 4 года. Раньше всех падают и начинают расти криптоактивы, затем идет венчурная отрасль и следом регулярная экономика.
В теории во втором квартале 2024 года мы должны увидеть начало очередного подъема капитализации блокчейн-индустрии. На практике ситуация осложняется тем, что кризис 2020 года не прошел естественным образом, рынок принудительно залили деньгами: Минфин США напечатал 4 трлн необеспеченных долларов. В результате, на фоне серьезного роста инфляции и падения рынков мы наблюдаем переизбыток предложения от работодателей и отсутствие банкротств в реальном секторе. При таком сочетании факторов точные прогнозы давать трудно. Однако предположение, что новый цикл роста начнется если не в 2024, то в 2025 году, поддержано большинством лидеров мнений. Следовательно, пора задуматься об окончании венчурной зимы и начать делать стратегические инвестиции, рассчитанные на рост.
В финале венчурной зимы в идеале должен произойти отскок от низкой базы. Капитализация блокчейн-рынка с 2021 года упала в три с лишним раза, венчур – в два раза, а фондовые и финансовые рынки – на 30-40%. Иными словами, во всех секторах потенциал роста значительный. Кроме того, следует иметь в виду так называемый «сухой порох» – количество средств у фондов, которые остаются не инвестированными и ждут своего часа. Сейчас запасы «пороха» огромны – около $500 млрд.
Как предугадать дату завершения текущего экономического цикла
Для этого необходимо использовать как минимум три-четыре «индикатора»: мнения ключевых фигур в отрасли, отчеты об инсайдерских сделках, внебиржевую аналитику и выступления главы ФРС. Этого достаточно, чтобы понимать ситуацию и строить планы на будущее.
Если говорить о лидерах мнений в отрасли, то сообщество и инвесторы следят за высказываниями следующих персон:
- Главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Сергей Гуриев.
- Профессор прямых инвестиций и финансов Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Илья Стребулаев.
- Профессор Чикагского университета, а также профессор и научный руководитель факультета экономических наук НИУ ВШЭ Константин Сонин.
- Партнер фонда FortRoss Ventures Виктор Орловский.
- Партнер Mindrock Capital Павел Черкашин.
- Основатель Davidovs VC Николай Давыдов.
Чем опытнее эксперт, тем менее конкретны его прогнозы, поэтому большинство лидеров довольно осторожны в своих высказываниях, но «имеющий уши, да услышит», нужно учиться ловить нюансы.
Изучение инсайдерских сайтов, в свою очередь, помогает увидеть, куда в данный момент вкладывают деньги управленцы крупных международных компаний. Если менеджеры, к примеру, Tesla, Apple, Meta начали скупку собственных акций, значит с высокой долей вероятности низы достигнуты, и можно ждать рост рынка. Со своей стороны, on-chain-аналитика прогнозирует движение в криптоактивах, что особенно важно отслеживать, поскольку капитализация блокчейн-индустрии вошла в дивергенцию с фондовым рынком.
Выступления главы ФРС входят в обязательный список изучения инвестором, строящим планы на будущее. При этом нельзя ограничиваться интерпретациями журналистов и блогеров – полезнее самостоятельно познакомиться с полным эфиром и детально изучить всю речь, ведь, фактически, это словесная интервенция в рынок. Так, в ходе недавнего выступления, Пауэлл дал понять, что ставка ФРС, которая достигла 5,25%, имеет мало шансов на дальнейшее повышение.
Ко всему прочему, следует четко осознавать:
- Есть ли в данный момент структурные проблемы, угрожающие венчурной отрасли?
- Грозят ли проблемы с кредитованием малого и среднего бизнеса?
- Ждать ли массовых дефолтов и скачка безработицы?
Ни один из этих «показателей» не выходит за рамки так называемых «коридоров» и не вызывает опасений. Это помогает сохранить холодную голову и, несмотря на панические настроения в обществе, понимать, что впереди только рост.
Оздоровление венчурного рынка
Зима уже изменила рынок и сделала его более профессиональным. Когда правительство США во время пандемии напечатало триллионы долларов, зародился феномен венчурного туризма. В мире появилась масса инвесторов, которые «путешествовали» от стартапа к стартапу с целью припарковать свободные деньги. Это не лучшим образом сказалось на рынке, поскольку он строится на балансировании интересов основателей и инвесторов. Кризис помог вернуть отрасль в равновесное состояние.
В деле остались только профессионалы, которые четко понимают, как и с кем нужно работать. Взаимоотношения инвесторов и фаундеров стали более эффективными. Год назад у инвесторов не было времени на раздумья, потому что из желающих дать деньги стартапу выстраивалась очередь. Теперь у ангелов и фондов достаточный срок, чтобы анализировать проекты. Это позволяет вкладывать деньги более обдуманно.
Оценка стартапов снизилась, исчезли «элитарные» проекты, куда пускали только избранных инвесторов, закрылись «спаки» – компании, которые поглощались стартапами и давали им финансирование с учетом завышенных ожиданий. Рынок вернулся к тому, что серьезные финансовые ресурсы для компаний поздних стадий можно привлечь только при прямом первичном размещении акций на фондовой бирже. Для экономики в целом это положительно, поскольку выживают сильнейшие.
Стратегия фаундера
Какой стратегии придерживаться основателям стартапов в условиях венчурной зимы? Определенно можно сказать – выжидательная стратегия в подобных обстоятельствах не работает. Нужно двигаться вперед, обрабатывать больше контактов, больше соответствовать метрикам, становиться еще эффективнее и агрессивнее. В кризис приходится тратить заметное количество усилий, чтобы добиться результата – это похоже на бег в воде. Чтобы выжить, стартапам необходимо увеличить производительность в два раза.
То же касается фандрайзинга. Деньги в экономике есть, они никуда не делись, но получить их теперь сложнее. Поэтому приходится общаться с сотней инвесторов и только один из них, может быть, заинтересуется. Фактически на фандрайзинг нужно тратить все свободное и рабочее время.
Стратегия инвестора
Кризис для инвесторов – это период покупок. Когда все боятся и придерживают деньги, самое время работать на результат. Так, в пандемию можно было в восемь раз дешевле приобрести компании по онлайн-продаже билетов на офлайн-мероприятия. Кто не упустил эту возможность, тот стал бенефициаром кризиса.
Спад обычно характерен тем, что, во-первых, ломает старые тренды и создает новые, а, во-вторых, помогает старту удачных проектов. Например, в 2021 году Zoom вырос в 11 раз. Другой пример – многократный взлет Celldex, компании, разрабатывающей продукты в области иммунитета. Зарождение новых трендов также меняет позиционирование стартапов внутри портфеля инвестора. Так, появление технологии искусственного интеллекта перераспределило лидеров – наверху оказались проекты, на которые ставки не делалось.
Технологии начали так быстро менять рынок, что стало особенно важно инвестировать в проекты из разных отраслей. К примеру, бывших звезд блокчейна (NFT и Metaverse) сменили FinTech-проекты из сферы необанкинга и страхования, буквально ворвавшиеся на рынки Латинской Америки и Азии. Поэтому слишком рискованно вкладывать в одно направление, например, только в ИИ, нужна диверсификация.
Как бы ни выглядели заголовки в СМИ, и что бы ни происходило, деньги из мировой экономики никуда не ушли. Они «лежат» в виде сухого пороха и ждут крутых стартапов. Самое время творить, не оглядываясь на кризис.
Также читайте: