Траснспорт будущего или обман инвесторов?

В начале августа в заголовки мировых СМИ ворвалась новость о тестовом запуске в Китае автобуса будущего. На небольшом участке трассы протяженностью в 300 метров перед публикой проехало новое транспортное средство, разработанное компанией TEB (Transit Explore Bus).


Необычный автобус движется не по земле, а по направляющим, проложенным по обе стороны проезжей части. Нижняя его часть представляет собой тоннель высотой 2,1 метра. Благодаря этому Transit Elevated Bus может двигаться над автомобильным потоком, что и продемонстрировал тестовый старт, во время которого под TEB проехала легковая машина. Американские СМИ тут же прозвали новинку «пожирателем пробок» и рассыпались в комплиментах конструкторам, посвятившим полет своей мысли нелегкой борьбе с заторами на китайских дорогах. Экспериментальный экземпляр автобуса будущего – длиной в 22 метра и 8 метров в ширину – смог вместить около 200 пассажиров. Предполагается, что новое транспортное средство будет иметь длину до 90 метров и, работая на электричестве, перевозить до 1500 пассажиров со скоростью 60 км/ч.

Разработчики обещают: TEB не только победит китайские пробки. Пассажиры будут получать удовольствие от поездки: этому поспособствуют комфортные посадочные места места, сеть wi-fi, места для зарядки гаджетов и транспортные остановки-станции нового поколения. И что еще более актуально для Китая: автобус будущего внесет серьезный вклад в борьбе за экологию. Сегодня, по оценкам ученым, дышать воздухом в Пекине все равно что выкуривать пачку сигарет в день. Настолько все плохо. TEB, по словам Сон Ючжу, дизайнера и основателя проекта, может заменить 40 обычных автобусов, экономит 780 тонн топлива и позволит избежать 2,39 тонн выбросов углекислого газа.


Цена вопроса? Один такой автобус, обойдется в $4,5 млн. Весь проект – в 75 млн. «Это не так уж и много, – продолжает Сон, – Это 10% от стоимости метрополитена, когда дорожные заторы благодаря нашей системе гарантировано, снизятся на 30%». Для реализации проекта власти Китая выделили территорию Циньхуадао, недалеко от Пекина. Правительства Бразилии, Индии, Индонезии и ряда других стран направили восторженные письма разработчикам и выразили свою заинтересованность в запуске TEB у себя. Господин Сон победоносно отвечает журналистам о плюсах проекта и уверен в счастливом будущем автобусов нового поколения.

Действительно, Китай заждался такого яркого проекта. Самая длинная пробка в мире была зарегистрирована в Шанхае, ее протяженность составила более 100 км, а скорость движения на участке была настолько мала, что это расстояние, по показаниям навигатора, можно было проехать только за 12 дней. В соответствии с критериями голландской навигационной компании TomTom, в Китае находятся 15 из 50 самых густонаселенных городов мира. Четыре из них, Тяньцзинь, Наньян, Шэньян и Джукоу, по сообщению сотрудников TEB, согласны работать над реализацией проекта.

Китайские власти борются с пробками бескомпромиссно. Например, в городском округе Ланьчжоу они объявили, что на машине можно передвигаться только через день. По четным дням передвигаются автомобилисты с четными номерами, а по нечетным – соответственно с нечетными номерами. В другом мегаполисе, Тяньцзине, право выезжать на кольцевую дорогу в час-пик получают только местные водители. А в Пекине личным автомобилем разрешено пользоваться только четыре дня в неделю.

Наконец, в Шанхае единственная возможность получить регистрационный знак – выиграть его на аукционе. Частота проведения таких акций зависит от настроения местных органов самоуправления или китайского календаря. И только одному человеку из пятидесяти выпадает удача выиграть регистрационный номер. Зачастую, номер стоит в несколько раз дороже самого автомобиля. Не удивительно, что, по статистике китайских властей, автомобилей с незарегистрированными номерами на дорогах страны около миллиона.

В атмосфере запретов на покупку авто, ограничений передвижений автомобилистов, транспортного коллапса и появился господин Сон со своим «пожирателем пробок».

Критика проекта

«Летучий автобус», как его еще называют в прессе, впервые был представлен на выставке в Пекине в 2010 году. Тогда он был назван «трансзональный транспорт». Журнал Time включил его в 50 главных технических решений года: автобус соседствовал в этом списке с продуктом от Apple, инновационным iPad, который потом быстро захватил свою долю рынка, и реактивным ранцем из фильмов про Джеймса Бонда. Но в последующие годы шквал критики проекта от мировых и даже китайских ученых привел к приостановке работы над автобусом.

Во-первых, специалисты указывают на то, что это вовсе не автобус. Все презентационные видео показывают, что транспорт будущего больше похож на городской поезд, ведь перемещаться он может только на рельсах. А это значит, что на первый план выходит его маневренность и требования к безопасности на городских улицах. Автомобилю иногда необходимо отклониться от маршрута или просто повернуть, а сделать это невозможно находясь в тоннеле под автобусом длиной в 90 метров. Профессиональный совет Университета Калифорнии назвал проект «незрелым». А, Инь Чжи, профессор городского планирования в Университете Пекина и вовсе заявил: «Этот проект был похоронен нами еще шесть лет назад в виду его непрактичности. Странно, что о нем до сих пор говорят».

К другим минусам относят и низкий тоннель: под транспортом будущего может проехать только автомобиль высотой в два метра. А это значит, грузовикам и микроавтобусам придется либо разбегаться по сторонам, либо объезжать гигантский автобус. Кроме того, вызывает вопросы и обзор дороги водителем. Находясь в туннеле, он не всегда сможет понять, где находится или может просто занервничать от того, что над ним проезжает многотонная махина.

Но самый главный минус – незащищенные электрические рельсы. «Для того, чтобы такая махина могла двигаться на скорости в 60 км/ч необходимо 1500 вольт», – считает бывший инженер Ван Лин. – Незащищенная железная дорога с таким напряжением – бомба замедленного действия. Рельсы на проезжей части – устаревшая технология, которая появилась еще в 1890-х годах, когда электричество только вошло в употребление. И она не прошла испытания временем».

И все китайские эксперты сходятся в одном: разве не может экологически чистый автобус стоить дешевле $4,5 млн? Эти деньги можно и нужно потратить на улучшение транспортной инфраструктуры другими проверенными способами.

Но шесть лет спустя господин Сон все же презентовал транспорт будущего.


Мошенник или великий изобретатель?

В свое время Сон Ючжу ответил своим критикам через китайские СМИ: он, якобы, договорился с Институтом Шанхая, что тот проведет оценку проекта и поможет устранить недостатки идеи. Но директор института через пару дней опроверг это сообщение и заявил, что не собирается оценивать «сомнительный проект». После этого был отменен пилотный запуск TEB в Пекине, глава научно-технической комиссии которого пообещал, что «история с этим автобусом раздута и вряд ли он когда-нибудь будет запущен».

Тем не менее, Сон Ючжу не отступил. «Обычные люди не понимают всю ценность технологии, но правительство поддерживает мои инновации», – сообщил он американской газете New York Times в 2014 году. Изобретателя не смущает, что, по информации BBC, компанию, реализующую проект TEB, китайские власти внесли в черный список по подозрению в незаконной финансовой деятельности. И уже после этого недвусмысленного предупреждения она привлекла около 400 инвесторов, которым обещала ежегодный доход в размере 12% при вкладе в $150 тыс.

«Любое изобретение сталкивалось с проблемами в самом начале, в том числе – первый подземный поезд и первый самолет», – отмахивается от критики Сон Ючжу и добавляет: «Мы не совершали преступления. Мы просто пытаемся внедрять инновации. Что в этом дурного?»

О тестовый запуске автобуса будущего, состоявшемся в Циньхуадао, местные власти не были осведомлены. Главный инженер компании позже подтвердил, что тест был просто «внутренним», непубличным. Кроме того, комментируя событие, китайские СМИ обнаружили, что у главного архитектора проекта школьное образование: Сон Ючжу не смог поступить ни в один университет. Тестовый запуск автобуса был назван «рекламным трюком для инвесторов». А когда в сеть попали фотографии запуска, сделанные китайский порталом автолюбителей, сомнений стало еще больше. Автобус ехал не по рельсам, а на шинах, его внутренняя конструкция была испещрена трещинами, а сбоку к транспортному средству будущего был прикручен обычный кондиционер.

Так что перед вложением инвестиций TEB обязательно нужно ответить на один простой вопрос: готовы ли вы поверить китайскому парню со школьным образованием и поддержать его в борьбе с внешним миром?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Новиков, Анатолий Емелин
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

КАМАЗ и НАМИ показали автомобиль под названием Шатл

Вчера вечером этот беспилотник тайно доставили на выставку под темным покрывалом. А сегодня он стал чуть ли не главной премьерой автосалона - первым камнем в фундамент новой транспортной системы.

https://auto.mail.ru/article/61956-shatl_sensaciya...

Член совета директоров, Томск

Из всего сказанного против смысл имеет только вопрос с контактными рельсами, все остальное мимо.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.