Государству очень хотелось бы, чтобы бизнес вышел из тени. Однако в реальности своими действиями государство загоняет бизнес в тень. Такие выводы можно сделать по результатам опроса экспертов. Редакция Executive.ru задала специалистам вопросы:
- Каков объем теневого сектора экономики в РФ в 2018 году?
- Какие сектора в большей степени находятся в тени?
- Какое воздействие на теневой сектор окажет тотальная цифровизация экономики?
- Какова реакция теневого сектора на рост НДС до 20%?
- Каков прогноз на 2019 год?
Законодательные инициативы должны быть разумными
Андрей Андреев, управляющий партнер юридического бюро «U&Partners»
Несмотря на то, что действующим законодательством за ведение теневого бизнеса предусмотрены довольно жесткие санкции, объем теневой экономики в России остается достаточно большим. Так, согласно данным Федеральной службы по финансовому мониторингу, в 2018 году доля теневого сектора российской экономики составила около 20% от ВВП, что в свою очередь равно примерно 20 трлн руб.
Контролировать теневой сектор экономики сложно из-за его больших объемов и направлений, основными из которых являются зарплаты «в конвертах», нелегально ввезенные в страну товары, незаконная торговля наркотическими веществами, контрафактной продукцией и оружием, скрытый доход юридических лиц, а также киберпреступность.
Но сложно – не значит невозможно. Государство должно комплексно помогать выходить бизнесу из тени. И здесь все разумные законодательные инициативы хороши. Например, больше уделять внимания контролю над финансовыми операциями. Это поможет исключить любую возможность отмывания денежных средств.
Еще одно актуальное направление – вывод финансовых активов за границу. Как с этим бороться? Держать руку на пульсе, постоянно улучшая условия для бизнеса внутри страны. Потенциальный инвестор должен быть уверен, что, например, инвестирование в какой-нибудь мясной комбинат в Бурятии будет для него более выгодно в налоговом плане, чем в аналогичный объект за рубежом.
Стоит продолжить работу в направлении снижения налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса, а также сокращать количество различных контролирующих органов. Что-то уже делается, что-то находится только на уровне законодательных инициатив. Впрочем, во всей этой, казалось бы, положительной динамике не обойтись без ложки дегтя. В первую очередь это относится к развитию субсидиарной ответственности учредителей и гендиректоров, а также к увеличению НДС.
Делать какие-то положительные прогнозы в отношении дальнейшего снижения процента теневой экономики сложно. Потому что, с одной стороны, законодатель создает условия для выхода бизнеса с черного рынка, например, закрепляя на государственном уровне специальный льготный налоговый режим для самозанятых граждан. А с другой стороны, к примеру, Государственная дума принимает закон, запрещающий использовать жилые помещения в многоквартирных домах в качестве хостелов.
Бизнес будет использовать «серые» схемы для выживания
Ирина Станковская, ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, кандидат экономических наук
Достоверно оценить масштабы теневой экономики представляется крайне затруднительным. Традиционно к теневой или ненаблюдаемой экономике относят:
- Криминальное производство, проституцию, нелегальную торговлю наркотиками и оружием…
- Скрытую («серую») экономику: производство, разрешенное законом, но осуществляемое без необходимых административных процедур и, как следствие, без уплаты налогов, например, использование при строительстве нелегальных рабочих.
- Неформальное, «гаражное», производство – например, частные ремонтные работы, разрешенные законом, но осуществляемые без регистрации данного вида деятельности.
- Производство для собственного потребления.
- Производство, неучтенное из-за слабости статистического инструментария.
Оценку по первым двум пунктам можно найти на сайте Росфинмониторинга. Согласно данным, опубликованным в начале 2019 года, суммарный объем криминального и скрытого производства в России снизился с 28% ВВП (23 трлн руб.) в 2015 году до 20% ВВП (20,7 трлн руб.) в 2018 году. Наибольшая доля серых сделок наблюдается в строительстве, в производстве алкогольной продукции, в торговле лекарственными препаратами и парфюмерно-косметическими изделиями.
Согласно данным Минпромторга, опубликованным в 2018 году, масштабы незаконного оборота только на рынке легкой промышленности составляют 1,4 трлн руб., в том числе 50-60% – это серые поставки из стран дальнего зарубежья, 25-30% импортируется из стран Евразийского экономического союза и около 15% – неучтенное российское производство.
Росстат оценивает теневую экономику как сумму скрытого и неформального производства, не учитывая криминальное производство. В своих расчетах эксперты Росстата основываются на расхождениях в системе национальных счетов, на анализе потребления электроэнергии и других не слишком точных методиках. По данным на 2017 год, данный сегмент ненаблюдаемой экономики составлял около 16% ВВП или 17,3 трлн руб.
Если допустить, что криминальное и скрытое производство составляют примерно по 10% ВВП, а производство, не учтенное из-за слабости статистического инструментария, не превышает 3-4%, то в тени в настоящее время находится примерно 30% российской экономики. Примерно такой же показатель (33,7% ВВП на 2015 год, более свежих данных не приводится) дан в докладе МВФ от 24 января 2018 года, в котором анализируется динамика теневой экономики по 158 странам мира за 20 лет.
На вопрос – как изменится российская теневая экономика в 2019-2020 годах, однозначного ответа нет. С одной стороны, в последние годы мы наблюдаем активизацию правоохранительных органов, усиление надзора за бизнесом в самых различных сферах. В сочетании с применением информационных технологий в том числе, в банковской сфере и в сфере торговли, это может сократить масштабы ненаблюдаемой экономики.
С другой стороны, изменения в налоговом законодательстве 2018 года (введение до 20% НДС, рост обязательных платежей, акцизных сборов и пошлин на широкую группу зарубежных товаров) неизбежно приведут к росту инфляции, еще большему падению реальных доходов населения и сокращению платежеспособного спроса. Для сохранения конкурентоспособности и выживания ряд фирм будет вынужден применять «серые» схемы. Можно сделать вывод, что если теневая экономика России и сократится, то вряд ли это сокращение будет достаточно большим, и вряд ли мы сможем его точно подсчитать.
По объему теневой экономики Россия – один из чемпионов в мире
Вера Стародубцева, глава ACCA в России
Исследование, проведенное АССА (Association of Chartered Certified Accountants) показывает, что объем теневой экономики в России составляет 33,5 трлн рублей и вплоть до 2025 года останется на текущем уровне.
В 2016 году на теневой сектор пришлось 39,07%, а в 2017 – 39,29% ВВП. Аналогичный рост прогнозируется и далее: к 2020 году объем теневого сектора в экономике достигнет 39,37%. По объему сегмент теневой экономики в России – один из самых высоких в мире.
Сложно оценивать, какой конкретно будет реакция теневого сектора на изменения в налоговом законодательстве. Безусловно, те части «теневого» сектора, которые не включены в цепочки НДС, будут чувствовать себя несколько хуже, поскольку они частично потеряют свою конкурентоспособность по сравнению с легальным бизнесом. Но поскольку повышение ставки НДС и подоходного налога – одна из причин возникновения сектора теневой экономики, не исключено, что данная реформа спровоцирует рост теневого бизнеса.
Теневая экономика будет расти из-за увеличения НДС
Иван Рыков, генеральный директор ГК «Рыков групп»
Объем теневой экономики в России оценивает Росфинмониторинг. Сейчас эта оценка составляет 20 трлн руб. Сумма колоссальная. И, к сожалению, нет предпосылок к улучшению в этом вопросе. Скорее стоит ждать увеличения объемов теневой экономики, особенно в связи с ростом НДС. Надежда на карательные методы, в совершенстве освоенные налоговиками, позволяет законодателям идти на подобные шаги. Получается, что налоговая инспекция превращается из сервиса в очередной карательный орган.
Многие думают, что применение цифровых методов в учете приведет к увеличению прозрачности экономики. На мой взгляд, тут есть некое лукавство. Да, цифровизация может повысить прозрачность. Однако даже государственные органы относятся к цифровизации формально. Например, служба судебных приставов и в целом государственная система принудительного взыскания долгов не хотят открывать онлайн-доступ к материалам. Возможно, боятся, что на них посыпятся жалобы. Под разными предлогами цифровизация в этом ведомстве сводится к пустым словам.
Чем сильнее давит государство, тем глубже бизнес уходит в тень
Владимир Туров, владелец «Школы бизнеса Владимира Турова»
Исследования показывают, что примерно 39% ВВП РФ находится в тени. 39% – это очень много. Они также утверждают в части, касающейся налога на добавленную стоимость, что в тени находится примерно 30%, а в некоторых отраслях эта цифра достигает 50%.
По моему мнению, эти цифры очень занижены. Когда мы говорим о теневом секторе с точки зрения налогообложения, это не означает, что производство компании в тени, что компания не делает проводки, продавая свою продукцию. Просто эта компания использует дополнительные методы оптимизации, в том числе с использованием фирм-однодневок, чтобы недоплачивать налог на прибыль, а часть обналиченных денег направляет на конвертную заработную плату.
Налоговая составляющая теневой экономики включает в себя два крупных элемента. Первый – это непосредственно теневая экономика, которая не платит никакие налоги. Второй – это экономика, которая внешне работает прозрачно, но в тень попадает налогооблагаемая база, и налоги недоплачиваются в силу незаконных методов оптимизации налогов. По моему скромному мнению, налог на добавленную стоимость в тени более чем на 60%, налог на прибыль – аналогично. Страховые взносы и, соответственно, налог на доходы физических лиц, если мы говорим об обычном бизнесе, тоже больше чем на 60% находится в тени...
В целом мы получаем достаточно интересную картину: чем больше государство давит, не создавая при этом должных условий для работы предпринимательского сообщества, тем больше и глубже бизнесмены уходят в тень. В 2018 году наметилась определенная тенденция – я бы назвал это элементами военного коммунизма, – когда к экономике применяются меры военно-административного характера. Они, по сути, ломают хребет экономики, ведь есть более эффективные способы управления экономикой. Тем не менее, ломая хребет части экономически активного населения и части предпринимателей, эти военно-полицейские меры дают результат в плане легализации той части бизнеса, которой просто деваться некуда...
Фото в анонсе: pixabay.com
Аккуратные консультанты обошли стороной коррупцию, которую оценивают минимум в 10% от объема госзакупок.
А как можно дать взятку, не отмыв бабло? Вот одна из основных причин работы по серым схемам - на взятки нужен источник неучтённых денег.
То есть коррумпированные чиновники из органов власти кровно заинтересованы в серой экономике, поэтому всерьёз с ней и не борятся.
Абсолютно согласен!
Начинать нужно с чиновников! Топ-менеджеров ГОСКОРПОРАЦИЙ! Воротил нефте и газового комплекса. Оторвались они от ЖИЗНИ НАРОДА. И ДОСТОЯНИЕ ВСЕГО НАРОДА почему-то считают СОБСТВЕННЫМ!
Президент ОБЯЗАН им это напомнить!!!!
Об этом весьма убедительно написано в книге Восленского "Номенклатура".
Проблема не только в чиновниках, которым, безусловно, в мутной воде ловить рыбу лучше. Проблема в государственной налоговой системе. Она никак не стимулирует самозанятость, не стимулирует развитие предпринимательства. Она закрыта не показывает налогоплательщикам, куда и на что идут налоги. Она не дает налогоплательщикам возможности самим выбрать те проекты, на которые они хотели бы направить часть своих доходов в виде налогов (качественное питание людей, здоровый образ жизни, экология, образование, наука, новые технологии, дороги, культура, спорт, поддержка инвалидов и стариков, детских домов, ЖКХ, армия и флот, космос и пр.). Но нельзя сбрасывать со счетов и уровень культуры россиян, уровень сознательности. Это комплекс проблем, которые необходимо решать.
Владимир Иванович, гораздо лучше вот тут http://lib.ru/HIST/BUNICH/zoloto.txt
Государство преследует определённые цели - и налоговой системой тоже. На детские сады и космос у него и так деньги есть.
Марат, Вы, вероятно, "детские сады" написали не подумав? ))
А цели достаточно тривиальны, подготовить массы к полной управляемости и ресурсной полноте. Вопрос другой, к чему мы (человечество) движемся?
(прим. Это риторический вопрос.)
Уважаемый Александр,
Для решения подобных целевых локальных задач в нынешней налоговой системе, кстати, предусмотрена возможность - система самообложения в муниципалитетах.
Но сия проблема не решается только налоговой системой. Она решается совсем другими способами - политической конкуренцией, честными выборами, работающей по закону судебной системой и независимыми от органов власти всех уровней СМИ.
Это бы решило все, а в первую очередь суды, конечно. Но это утопия.
Уважаемый Олег,
само собой, что в стерильной чистоте это сугубо утопическая ситуация и отклонения от неё есть и будут. Однако на глазах масса примеров приближенных к такой ситуации разных государств, в которых держат свои активы и учат своих детей представители нашей властной элиты (КМБУ).