При подготовке дайджеста использованы материалы Executive.ru, 1prime.ru, comnews.ru, iot.ru, kommersant.ru, mba.su, mos.ru, rb.ru, rbc.ru, postupi.online.
Если у вас есть интересные новости о бизнес-образовании, присылайте их на адрес content@e-xecutive.ru, и, возможно, они попадут в следующий дайджест.
- Рынок онлайн-образования упадет на 40%
- Сотрудничество с вузами зарубежья ограничили
- МГУ вылетел из топ-200 вузов мира
- Документы в вузы можно будет подать онлайн
- Российские школы перейдут на аналог Microsoft
- Хекслет и Эдутех Групп запустили IT-колледж
- Сколково объединится с Ed2
- ВКонтакте попросил Минцифры о помощи
- 56% студентов в РФ думают о допобразовании
Падение рынка онлайн-образования в 2022 году может составить до 35–40% в зависимости от сегмента. Такой прогноз привела директор EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина по итогам опроса среди стартапов фонда. Более 90% респондентов рассказали о падении продаж в марте на 20-40%. В 2021 году объем рынка EdTech в России составил ₽80 млрд, и до сих пор показатель рос на 15–20% в год. Однако сейчас эксперты ждут в лучшем случае нулевой прирост. Востребованными на рынке останутся курсы иностранных языков, менеджмента, дизайна и маркетинга.
Правительство РФ утвердило новые правила получения школами, колледжами и вузами разрешения на сотрудничество с иностранными образовательными организациями. Теперь вузам могут отказать в выдаче заключений для сотрудничества с компаниями, которые находятся в недружественных странах. Новое постановление действует 6 лет. Договор с недружественным государством возможен, если это согласовано с заместителем председателя правительства России. До 1 сентября 2022 года все учебные заведения должны получить заключения по договорам, подписанным ими до 1 июня 2021 года.
Центр всемирного рейтинга университетов опубликовал ежегодный рейтинг 2000 лучших вузов со всего мира за 2022–2023 годы. По его результатам МГУ имени Ломоносова вылетел из топ-200 вузов мира. В прошлом году университет занял 194-е место с оценкой 78,8. В этом он переместился на 202-е место с оценкой 78,6. Помимо МГУ в рейтинг попали Физический институт имени Лебедева РАН (255-е место), Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» (396-е) и Новосибирский государственный университет (496-е). Лидером рейтинга стал Гарвардский университет.
В этом году абитуриенты смогут подать документы в вузы через сервис «Поступление в вуз онлайн» на портале госуслуг. Об этом рассказал глава Минобразования Валерий Фальков. Воспользоваться сервисом смогут поступающие как на бюджетное отделение, так и на платное. Если у абитуриента есть подтвержденная запись в государственной информационной системе и туда внесены документы, их оригиналы предоставлять в вуз необязательно. Также в систему будут загружены результаты вступительных испытаний и конкурсные списки. Сейчас к сервису подключены почти все вузы России.
Все школы России с 1 января 2023 года подключат к федеральной государственной информационной системе «Моя школа», в рамках которой школьники смогут пользоваться аналогами программ Microsoft. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. В этой системе будут аналоги PowerPoint, Word, Excel, а также система видеоконференций и электронная библиотека, то есть все те механизмы и инструменты, которые есть сейчас у Microsoft Office, но полностью отечественного производства. Сервис уже тестируется в 15 регионах страны.
Онлайн-школа программирования «Хекслет» и компания «Эдутех Групп» запустили IT-колледж для разработчиков. Он базируется в Санкт-Петербурге и будет обучать студентов фронтенд-, бэкенд- и мобильной разработке, а также автоматизированному тестированию. Бюджет образовательного учреждения частично будет пополняться за счет грантов и стипендий от будущих работодателей выпускников. Учиться можно как очно, так и дистанционно. По окончании учебы студенты получат диплом о средне-профессиональном образовании по специальности «Информационные системы и программирование».
Кластер EdTech фонда «Сколково» сообщил о начале сотрудничества с акселератором Ed2. Компании планируют создать карту импортозамещения HR-продуктов. В состав карты включат российских поставщиков по 10 направлениям, среди которых: автоматизация HR-процессов; благополучие, вовлеченность и мотивация сотрудников; дополнительное профессиональное образование и инструменты обучения; онбординг и адаптация сотрудников; коммуникации и взаимодействие в корпорации; оценка сотрудников и соискателей; управление работой и эффективностью.
Компания «ВКонтакте» из-за увеличения нагрузки на инфраструктуру попросила Минцифры РФ помочь с поиском вендора, который продал бы ей серверы и системы хранения данных. На прошлой неделе VK направила в Минцифры письмо с просьбой помочь в закупке «десятков тысяч серверов». В VK заверили, что пока у компании есть необходимый резерв мощностей для обеспечения бесперебойной работы сервисов на продолжительный период. Однако для развития компании необходимы коммерческие партии вычислительной техники, которые VK не может закупить самостоятельно.
Возможность получить дополнительное образование в ближайшем будущем рассматривают для себя 56% студентов в России. Такие итоги показало совместное исследование Школы управления «Сколково» и компании МТС. При этом среди тех, кто уже имеет опыт работы по получаемой специальности, число желающих учиться дополнительно выше — 63%. Также этот показатель выше среди учащихся в Москве — 60%. Лишь 8% опрошенных точно не собираются получать дополнительное образование. Четверть опрошенных заявили, что скорее не будут пользоваться программами допобразования, нежели будут.
У меня другой прогноз - в три раза падение будет.
Рынок образования, как и вся экономика, будет очищаться от шлака, от тех, кто продаёт и преподаёт "воздух", а не реальные, проверенные реальными практиками инструменты. Уверен, что с рынка уйдут многочисленные "мва" и прочие инфоцыгане всех мастей.
Инфоцыгне не умрут, они. как тараканы, переживут даже атомную войну. МВА - тоже. хотя их аппетиты уже сократились за последние годы и они перешли от глобальных "продуктов" к усеченным, типа "MВА - exe", "интенсив" и прочим суррогатам исходного суррогата. Но не умрут окончательно, ибо в России дураков, падких на сладкие обещания и иностранные слова, на сто лет припасено. Продавцы всего этого фуфла не пропадут. Спрячутся, хотя бы на эту площадку. Тут, если судить по текстам - каждый второй - представитель этого славного племени. А онлайн-образование - это что-то вроде мастурбации: кое-что дает, но дети не рождаются. В образовании, как и в любви. важен человеческий контакт между преподавателем и студентом. Онлайн - фикция.
Я таки надеюсь, что у дураков деньги кончатся очень быстро, и кормить инфоцыган они не смогут. Очень надеюсь.
Ваши бы надежды, да богу в уши... Не надейтесь. Наш народ будет голодать. но уши развешивать да еще и платить за сказки не устанет. На это последнюю рубашку отдадут.
Те, кто имел возможность сравнить "технологию" и возможности очного "советского" и современного онлайн-образования, могут сделать собственные выводы об эффективности методов, при которых, в одном варианте:
1. Материалы лекций подкрепляются практическим занятиями и лабораторыми работами
2. Учебные пособия, сопутствующую литературу можно найти в библиотеке или в крайнем случае - в читальном зале
3. Возможности консультаций с преподавателем - достаточные
а в другом варианте:
1. Не все лекции и практические занятия идут в режиме вебинара
2. Учебные пособия зачастую приходилось искать самому (не сохранил чудный ответ тьютора, что поиск самостоятельный необходимых для учёбы материалов - это один из навыков, который необходимо приобрести для онлайн-обучения)
3. Консультации даже в режиме вебинаров - неэффективный вид общения
И это в варианте московского онлайн- ВУЗа!
Неоспоримое достоинство этого метода обучения - возможность получить требуемый легальный документ без отрыва от основной работы, и это менее "затратный" для здоровья и семьи способ, чем вечернее обучение...
С учётом того, что сейчас всё более востребованным от обучения будет формат, когда "обученные ЭТО могут, а необученные или самоучки - не могут", количество обучаемых будет падать, сильно надеюсь, что КАЧЕСТВО подготовки при этом вырастет!
Мне кажется, что, касательно пункта 1, очное обучение важно для профессий не офисных, а таких, где человек что-то делает в специально отведенном для этого месте на специальном оборудовании или в специальных условиях.
Например, наладчика кузнечно-прессового оборудования, балерину, врача обучить онлайн невозможно: наладчик должен работать с кузнечным прессом в кузнице, балерина должна работать у балетного станка, врач должен работать с пациентами в медицинском учреждении.
Если профессия "офисная" - программист, финансист, филолог, то обучать онлайн вполне себе можно. Потому как представители этих профессий работают только с информацией.
Но, в целом, обучать большие людей в 100% онлайн-формате невозможно, потому что есть довольно большая категория людей, которым важно личное общение, личный контакт. Такие люди не могут ни учиться, ни работать из дома.
Насчет пункта 2 - это зависит не от формата обучения (очный или онлайн), а от организации. В вузах, например, есть большие онлайн-библиотеки, где любой студент может найти нужную литературу.
Не согласен. Как будто "офисный планктон", как его раньше называли, может быть полезен в отрыве от реальности...
Как будто большая библиотека - это залог того, что там есть требуемое, даже в случае, если "требуемое" есть в программе изучаемого курса... Это я из своего личного опыта привёл пример!
По поводу "личного общения": при онлайн-обучении защита проходила в очном формате, профессор (председатель комиссии) с ходу предупредил, что не будет делать скидку на "формат обучения" и спрашивать будет, как с выпускников очного формата... но при определении балла за ответ прибавит плюс один балл к своей оценке!
И для многих соискателей "личное общение" далось очень тяжело!
Но я считаю, что основное в обучении - это его ПОЛЕЗНОСТЬ! И вот с этим сейчас - большие проблемы...
Мне представляется, что он-лайн образование это замена заочной формы обучения.
Система: Установочная лекция - самостоятельная работа - интенсив (сессия) - экзамен
вполне укладывается в он-лайн формат с той оговоркой, что интенсив и экзамен должны быть очными.
Многие учебные заведения, работающие в онлайн-формате, в своих разъяснениях так и заявляют, что у них по сути одна из форм заочного обучения. Но когда учебное заведение не имеет собственных помещений вообще в принципе и может раствориться в любой момент - от него надо держаться подальше, чтобы не потерять драгоценное время...