Рынок онлайн-образования упадет на 40% в 2022 году. Новости образования

При подготовке дайджеста использованы материалы Executive.ru, 1prime.ru, comnews.ru, iot.ru, kommersant.ru, mba.su, mos.ru, rb.ru, rbc.ru, postupi.online.

Если у вас есть интересные новости о бизнес-образовании, присылайте их на адрес content@e-xecutive.ru, и, возможно, они попадут в следующий дайджест.

  1. Рынок онлайн-образования упадет на 40%
  2. Сотрудничество с вузами зарубежья ограничили
  3. МГУ вылетел из топ-200 вузов мира
  4. Документы в вузы можно будет подать онлайн
  5. Российские школы перейдут на аналог Microsoft
  6. Хекслет и Эдутех Групп запустили IT-колледж
  7. Сколково объединится с Ed2
  8. ВКонтакте попросил Минцифры о помощи
  9. 56% студентов в РФ думают о допобразовании
Рынок онлайн-образования упадет на 40%

Падение рынка онлайн-образования в 2022 году может составить до 35–40% в зависимости от сегмента. Такой прогноз привела директор EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина по итогам опроса среди стартапов фонда. Более 90% респондентов рассказали о падении продаж в марте на 20-40%. В 2021 году объем рынка EdTech в России составил ₽80 млрд, и до сих пор показатель рос на 15–20% в год. Однако сейчас эксперты ждут в лучшем случае нулевой прирост. Востребованными на рынке останутся курсы иностранных языков, менеджмента, дизайна и маркетинга.

Сотрудничество с вузами зарубежья ограничили

Правительство РФ утвердило новые правила получения школами, колледжами и вузами разрешения на сотрудничество с иностранными образовательными организациями. Теперь вузам могут отказать в выдаче заключений для сотрудничества с компаниями, которые находятся в недружественных странах. Новое постановление действует 6 лет. Договор с недружественным государством возможен, если это согласовано с заместителем председателя правительства России. До 1 сентября 2022 года все учебные заведения должны получить заключения по договорам, подписанным ими до 1 июня 2021 года.

МГУ вылетел из топ-200 вузов мира

Центр всемирного рейтинга университетов опубликовал ежегодный рейтинг 2000 лучших вузов со всего мира за 2022–2023 годы. По его результатам МГУ имени Ломоносова вылетел из топ-200 вузов мира. В прошлом году университет занял 194-е место с оценкой 78,8. В этом он переместился на 202-е место с оценкой 78,6. Помимо МГУ в рейтинг попали Физический институт имени Лебедева РАН (255-е место), Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» (396-е) и Новосибирский государственный университет (496-е). Лидером рейтинга стал Гарвардский университет.

Документы в вузы можно будет подать онлайн

В этом году абитуриенты смогут подать документы в вузы через сервис «Поступление в вуз онлайн» на портале госуслуг. Об этом рассказал глава Минобразования Валерий Фальков. Воспользоваться сервисом смогут поступающие как на бюджетное отделение, так и на платное. Если у абитуриента есть подтвержденная запись в государственной информационной системе и туда внесены документы, их оригиналы предоставлять в вуз необязательно. Также в систему будут загружены результаты вступительных испытаний и конкурсные списки. Сейчас к сервису подключены почти все вузы России.

Российские школы перейдут на аналог Microsoft

Все школы России с 1 января 2023 года подключат к федеральной государственной информационной системе «Моя школа», в рамках которой школьники смогут пользоваться аналогами программ Microsoft. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. В этой системе будут аналоги PowerPoint, Word, Excel, а также система видеоконференций и электронная библиотека, то есть все те механизмы и инструменты, которые есть сейчас у Microsoft Office, но полностью отечественного производства. Сервис уже тестируется в 15 регионах страны.

Хекслет и Эдутех Групп запустили IT-колледж

Онлайн-школа программирования «Хекслет» и компания «Эдутех Групп» запустили IT-колледж для разработчиков. Он базируется в Санкт-Петербурге и будет обучать студентов фронтенд-, бэкенд- и мобильной разработке, а также автоматизированному тестированию. Бюджет образовательного учреждения частично будет пополняться за счет грантов и стипендий от будущих работодателей выпускников. Учиться можно как очно, так и дистанционно. По окончании учебы студенты получат диплом о средне-профессиональном образовании по специальности «Информационные системы и программирование».

Сколково объединится с Ed2

Кластер EdTech фонда «Сколково» сообщил о начале сотрудничества с акселератором Ed2. Компании планируют создать карту импортозамещения HR-продуктов. В состав карты включат российских поставщиков по 10 направлениям, среди которых: автоматизация HR-процессов; благополучие, вовлеченность и мотивация сотрудников; дополнительное профессиональное образование и инструменты обучения; онбординг и адаптация сотрудников; коммуникации и взаимодействие в корпорации; оценка сотрудников и соискателей; управление работой и эффективностью.

ВКонтакте попросил Минцифры о помощи

Компания «ВКонтакте» из-за увеличения нагрузки на инфраструктуру попросила Минцифры РФ помочь с поиском вендора, который продал бы ей серверы и системы хранения данных. На прошлой неделе VK направила в Минцифры письмо с просьбой помочь в закупке «десятков тысяч серверов». В VK заверили, что пока у компании есть необходимый резерв мощностей для обеспечения бесперебойной работы сервисов на продолжительный период. Однако для развития компании необходимы коммерческие партии вычислительной техники, которые VK не может закупить самостоятельно.

56% студентов в РФ думают о допобразовании

Возможность получить дополнительное образование в ближайшем будущем рассматривают для себя 56% студентов в России. Такие итоги показало совместное исследование Школы управления «Сколково» и компании МТС. При этом среди тех, кто уже имеет опыт работы по получаемой специальности, число желающих учиться дополнительно выше — 63%. Также этот показатель выше среди учащихся в Москве — 60%.  Лишь 8% опрошенных точно не собираются получать дополнительное образование. Четверть опрошенных заявили, что скорее не будут пользоваться программами допобразования, нежели будут.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

У меня другой прогноз - в три раза падение будет.

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Рынок образования, как и вся экономика, будет очищаться от шлака, от тех, кто продаёт и преподаёт "воздух", а не реальные, проверенные реальными практиками инструменты. Уверен, что с рынка уйдут многочисленные "мва" и прочие инфоцыгане всех мастей. 

Александр Мищерин +385 Александр Мищерин Президент, председатель правления, Санкт-Петербург
Дмитрий Чуркин пишет:

Рынок образования, как и вся экономика, будет очищаться от шлака, от тех, кто продаёт и преподаёт "воздух", а не реальные, проверенные реальными практиками инструменты. Уверен, что с рынка уйдут многочисленные "мва" и прочие инфоцыгане всех мастей. 

Инфоцыгне не умрут, они. как тараканы, переживут даже атомную войну. МВА - тоже. хотя их аппетиты уже сократились за последние годы и они перешли от глобальных "продуктов" к усеченным, типа "MВА - exe", "интенсив" и прочим суррогатам исходного суррогата. Но не умрут окончательно, ибо в России дураков, падких на сладкие обещания и иностранные слова, на сто лет припасено. Продавцы всего этого фуфла не пропадут.  Спрячутся, хотя бы на эту площадку. Тут, если судить по текстам - каждый второй - представитель этого славного племени. А онлайн-образование - это что-то вроде мастурбации: кое-что дает, но дети не рождаются. В образовании, как и в любви. важен человеческий контакт между преподавателем и студентом. Онлайн - фикция.

 

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Александр Мищерин пишет:
ибо в России дураков, падких на сладкие обещания и иностранные слова, на сто лет припасено

Я таки надеюсь, что у дураков деньги кончатся очень быстро, и кормить инфоцыган они не смогут. Очень надеюсь.

Александр Мищерин +385 Александр Мищерин Президент, председатель правления, Санкт-Петербург
Дмитрий Чуркин пишет:
Александр Мищерин пишет:
ибо в России дураков, падких на сладкие обещания и иностранные слова, на сто лет припасено

Я таки надеюсь, что у дураков деньги кончатся очень быстро, и кормить инфоцыган они не смогут. Очень надеюсь.

Ваши  бы надежды, да богу в уши... Не надейтесь. Наш народ будет голодать. но уши развешивать да еще и платить за сказки не устанет. На это последнюю рубашку отдадут.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Те, кто имел возможность сравнить "технологию" и возможности очного "советского" и современного онлайн-образования, могут сделать собственные выводы об эффективности методов, при которых, в одном варианте:

1. Материалы лекций подкрепляются практическим занятиями и лабораторыми работами

2. Учебные пособия, сопутствующую литературу можно найти в библиотеке или в крайнем случае - в читальном зале

3. Возможности консультаций с преподавателем - достаточные

а в другом варианте:

1. Не все лекции и практические занятия идут в режиме вебинара

2. Учебные пособия зачастую приходилось искать самому (не сохранил чудный ответ тьютора, что поиск самостоятельный необходимых для учёбы материалов - это один из навыков, который необходимо приобрести для онлайн-обучения)

3. Консультации даже в режиме вебинаров - неэффективный вид общения

И это в варианте московского онлайн- ВУЗа!

Неоспоримое достоинство этого метода обучения - возможность получить требуемый легальный документ без отрыва от основной работы, и это менее "затратный" для здоровья и семьи способ, чем вечернее обучение...

С учётом того, что сейчас всё более востребованным от обучения будет формат, когда "обученные ЭТО могут, а необученные или самоучки - не могут", количество обучаемых будет падать, сильно надеюсь, что КАЧЕСТВО подготовки при этом вырастет!

 

Руководитель группы, Москва
Сергей Алейников пишет:
в одном варианте: 1. Материалы лекций подкрепляются практическим занятиями и лабораторыми работами 2. Учебные пособия, сопутствующую литературу можно найти в библиотеке или в крайнем случае - в читальном зале 3. Возможности консультаций с преподавателем - достаточные 
Сергей Алейников пишет:
а в другом варианте: 1. Не все лекции и практические занятия идут в режиме вебинара 2. Учебные пособия зачастую приходилось искать самому (не сохранил чудный ответ тьютора, что поиск самостоятельный необходимых для учёбы материалов - это один из навыков, который необходимо приобрести для онлайн-обучения) 3. Консультации даже в режиме вебинаров - неэффективный вид общения

Мне кажется, что, касательно пункта 1, очное обучение важно для профессий не офисных, а таких, где человек что-то делает в специально отведенном для этого месте на специальном оборудовании или в специальных условиях.

Например, наладчика кузнечно-прессового оборудования, балерину, врача обучить онлайн невозможно: наладчик должен работать с кузнечным прессом в кузнице, балерина должна работать у балетного станка, врач должен работать с пациентами в медицинском учреждении. 

Если профессия "офисная" - программист, финансист, филолог, то обучать онлайн вполне себе можно. Потому как представители этих профессий работают только с информацией.

Но, в целом, обучать большие людей в 100% онлайн-формате невозможно, потому что есть довольно большая категория людей, которым важно личное общение, личный контакт. Такие люди не могут ни учиться, ни работать из дома. 

Насчет пункта 2 - это зависит не от формата обучения (очный или онлайн), а от организации. В вузах, например, есть большие онлайн-библиотеки, где любой студент может найти нужную литературу. 

 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Елена Аронова пишет:
Мне кажется, что, касательно пункта 1, очное обучение важно для профессий не офисных

Не согласен. Как будто "офисный планктон", как его раньше называли, может быть полезен в отрыве от реальности...

Елена Аронова пишет:
В вузах, например, есть большие онлайн-библиотеки, где любой студент может найти нужную литературу. 

Как будто большая библиотека - это залог того, что там есть требуемое, даже в случае, если "требуемое" есть в программе изучаемого курса... Это я из своего личного опыта привёл пример!

По поводу "личного общения": при онлайн-обучении защита проходила в очном формате, профессор (председатель комиссии) с ходу предупредил, что не будет делать скидку на "формат обучения" и спрашивать будет, как с выпускников очного формата... но при определении балла за ответ прибавит плюс один балл к своей оценке!

И для многих соискателей "личное общение" далось очень тяжело!

Но я считаю, что основное в обучении - это его ПОЛЕЗНОСТЬ! И вот с этим сейчас - большие проблемы...

Инженер, Томск

Мне представляется, что он-лайн образование это замена заочной формы обучения.

Система: Установочная лекция - самостоятельная работа - интенсив (сессия) - экзамен

вполне укладывается в он-лайн формат с той оговоркой, что интенсив и экзамен должны быть очными.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Евгений Пугачев пишет:
Мне представляется, что он-лайн образование это замена заочной формы обучения.

Многие учебные заведения, работающие в онлайн-формате, в своих разъяснениях так и заявляют, что у них по сути одна из форм заочного обучения. Но когда учебное заведение не имеет собственных помещений вообще в принципе и может раствориться в любой момент - от него надо держаться подальше, чтобы не потерять драгоценное время... 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.