Новости бизнес-образования и EdTech в России и за рубежом: факты, тенденции, результаты исследований.
- Россияне с высшим образованием умирают в 2,8 раз реже
- Использование ИИ ослабляет навыки критического мышления
- Доходы российских онлайн-школ выросли
- «Просвещение» выходит на рынок онлайн-образования
- Количество частных вузов впервые стало расти
- Зумеры более заинтересованы в обучении
- Почти половина россиян планируют учиться в 2025
По результатам исследования платформы «Если быть точным» на данных Росстата, россияне 30-54 лет с высшим образованием умирают в 2,8 раз реже, чем их ровесники без диплома. С возрастом этот разрыв тоже становится меньше: в группе 30-34 года разница в 4,4 раза, а в группе 50-54 года — в 2,1 раза. Наибольший вклад в этот разрыв вносят внешние причины смерти — убийства, самоубийства, несчастные случаи, отравления и т.д. Человек без высшего образования чаще занят на опасной работе, где возможны травмы, отравления химикатами и т.д. Играет роль и чрезмерное употребление алкоголя. Люди с высшим образованием менее склонны ко вредным привычкам — курению и алкоголю.
По данным исследования компании Microsoft и Университета Карнеги-Меллона, чем больше люди используют генеративный ИИ для выполнения рабочих задач, тем меньше они задействуют навыки критического мышления. Исследователи опросили 319 работников умственного труда, связанных с обработкой данных или информации, и выяснили, что чем больше работник уверен в способности ИИ выполнить задачу, тем меньше он склонен проверять результаты и применять критическое мышление. Пользователи ИИ имеют меньше вариантов решений одной задачи по сравнению с теми, кто работает без них. Ограниченность обучающих данных ИИ приводит к однообразию результатов и снижает развитие критического мышления.
По данным GetCourse, наиболее высокий объем выручки в 2024 году среди российских образовательных онлайн-проектов был у школ, предлагающих освоить профессиональные навыки. Самый значительный прирост выручки за год показали проекты категории «Здоровье». Общий оборот всех ресурсов на GetCourse вырос на 6,3% и составил 168 млрд руб. против 158 млрд руб. годом ранее. В число крупнейших образовательных онлайн-проектов вошло 28 связанных с профессиональными навыками и 19 посвященных здоровью и психологии. Остальные проекты, попавшие в число лидеров, относятся к категориям «Хобби», «Саморазвитие» и «Эзотерика». Самая крупная категория школ на платформе — «Обучение профессиям».
Крупнейший российский издатель учебной литературы ГК «Просвещение» расширяет свое присутствие в сфере онлайн-образования, пишет газета «Ведомости». Группа приобрела долю в компании «Эдюсон», которая занимается дополнительным профессиональным обучением в цифровом формате. Согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», 23,03% онлайн-школы теперь принадлежат ООО «Единая логистическая система», а последняя, в свою очередь, полностью контролируется «Просвещением». Основной пакет акций (74,9%) сохраняет ООО «Инвестэдтек», которым владеет основательница «Эдюсон» Елена Масолова, а 2,07% остались у Богдана Ярового.
По данным исследования Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС, количество частных российских вузов в 2024 году впервые с 2017 года начало расти. По итогам прошлого года их число выросло на 5,1% по сравнению с 2023 годом до 347 учреждений. В 2017–2024 годах количество коммерческих вузов вместе с филиалами сократилось почти на 21% до 347 учреждений – они закрывались ежегодно, следует из результатов исследования. Исключением был лишь 2022 год, когда число негосударственных вузов выросло, но всего на 2% в сравнении с предыдущим 2021 годом до 332 учреждений. В 2017–2024 годах уменьшалось и число государственных вузов – на 6% до 924 учреждений.
По данным опроса Skillbox, поколение Z обучается активнее, чем представители более старших поколений. 66% зумеров постоянно изучают что-то новое, в то время как старшие поколения делают это чаще по необходимости. Зумеры чаще всего стремятся к карьерным и финансовым выгодам от образования, а для более старших поколений важнее личное развитие и опыт работы. Для зумеров важны гибкость и удобство форматов, а не стоимость программ, как для бумеров и поколения X. Также зумеры предпочитают гибридные формы обучения, а не только онлайн. При этом зумерам чаще остальных мешают учиться субъективные факторы: трудности с концентрацией, низкая мотивация и неуверенность в своих силах.
По данным онлайн-кампуса НИУ ВШЭ, 47% опрошенных россиян хотят изменить свою жизнь в 2025 году, при этом у большинства из них в планы на год вошло образование. Среди всех респондентов 32% планируют начать учебу. Для этого они используют курсы для освоения новой профессии (50%), второе высшее образование (24%), курсы повышения квалификации для текущей профессии (23%). Вернуться «за парту» респонденты готовы для того, чтобы сменить сферу деятельности (43%), обеспечить личностный рост (33%), получить повышение (19%), повысить свой статус с помощью высшего образования и магистратуры (17%).
При подготовке дайджеста использованы материалы Executive.ru, forbes.ru, iz.ru, rbc.ru, rg.ru, skillbox.ru, tass.ru.
Если у вас есть интересные новости о бизнес-образовании, присылайте их на адрес content@e-xecutive.ru, и, возможно, они попадут в следующий дайджест.
Читайте также:
Статья в целом неплохая, но в ней используется очередная цифровая
манипуляция:
Какой из лукавых цифр может следовать вывод ?
Что с возрастом люди без ВО становятся образованнее в жизненном смысле,
чем люди с ВО ? Поэтому меньше мрут.
Или что повышенная смертность - удел затянувших на десятилетия получение
ВО людей ? "Смертность заочников - недоучек" ?
А вот ещё:
Разве в высшей школе есть курсы по культуре пития, с семинарами, зачётами и
экзаменами ? Иначе откуда такие позитивные склонности произрастают ?
Почему тогда в государстве тренд на уменьшение программ высшего
образования и расширение среднего профессионального образования ?
На основании изложенного можно сделать предположение !
Все эти исследования - жвачка для пипла, сериал о светлом будующем, которое
не наступит никогда.
И метод искажения объективной реальности в чьих-то целях.....
Прекрасная новость. Значит, двое из трех участников сообщества могут стать бессмертными!
Улыбнуло
Согласен.
Заметка про смертность прямо подкупает своей крайней некорректностью с точки зрения статистики. За какой период оценка? Почему от 30 лет? Как проанализированы влияющие факторы (с ВО на СВО vs. без ВО в ОПГ и проч.). Что с границами доверительных интервалов? «Разрыв тоже становится меньше» - тоже по сравнению с чем? Самоубийство – допустим, внешняя причина, а суицид с помощью яда – куда попадет, к отравлениям?
ИИ мог бы подготовить эссе на тему "Клавиатура и вещества: аналитика без фактов".
Да, вывод, конечно напрашивается очевидный. Если Вам диагностировали онкологию, нужно срочно поступать в институт. Не обязательно в медицинский и можно заочный
Россияне без образования - живут в три раза дольше. И что важнее ???
С этим так называемым "исследованием" есть большая проблема - это такое "тикток-исследование" как я бы его назвал, таких сейчас много, интернет-ресурс пытается заинтересовать зумеров и примкнувших к ним интересными и как бы "научными", как зумерам нравится, как бы фактами.
На самом деле там явное престидижитаторство - данных по смертности среди людей с разными уровнями образования авторы не нашли, поэтому они взяли регионы с самым высоким и самым низким уровнем высшего образования среди жителей. По 15 кажется каждого типа. И по ним сравнили. То есть условно говоря, сравнили Москву с сельскохозяйственным регионом.
И, натурально, получились такие вот результаты.
Правда там авторы ссылаются на два настоящих уже исследования, одно было сделано в ВШЭ в 2017 году, другое институтом в Тронхейме. Там действительно на реальной статистике выявлена определенная обратная зависимость между уровнем образования и уровнем смертности, причем она особенно заметна для более молодых поколений, что может объясняться тем наприме, что более образованные люди ведут более осторожную и размеренную жизнь. Но там не такие зубодробительные результаты конечно получаются.
PS в целом же конечно я считаю, что более образованное население более полезно для государства и что нынешний тренд на сокращение ВО в государстве - это попытка решить оперативные задачи оперативными решениями, которые в долгосрочной перспективе скорее будут приносить вред.
Но это уже совсем другой разговор
PS вот тоже прекрасное "исследование":
"По данным опроса Skillbox, поколение Z обучается активнее, чем представители более старших поколений"
надо же, как удивительно: люди в возрасте 20-30 лет учатся активнее, чем в 50-60!!!
Очевидно что основная причина такого долголетия это понимание и использование на практике системного подхода. Со всми его положительными и отрицательными обратными связями.
Да вы погодите смеяться. Именно системный подход лежит в основе высшего образования. Вы скажете, что любого образования тоже. Однако речь идет о степени осознания.
Ведь вам 5 лет объясняют этот принцип, приводя примеры его работы в разных предметных областях. И у многих (не у всех) вдруг возникает понимание, что его можно экстраполировать даже на свою собственную казалось бы почти неуправляемую жизнь тоже.
Олег, а Вы очень правильно пишите: именно системность подхода важна. Есть фраза про то, что образование - это то, что остается, когда все выученное забыто. Я с нею согласен - с возрастом у многих возникает неосознаваемая компетентность по ряду вопросов, и она продлевает жизнь.
Но бывают и исключения: несколько лет назад читал, как школьного учителя физики (!) убил кипятильник, когда он "попробовал" температуру воды в ванной, которую грел.