Названы самые сложные для поступления российские вузы. Новости образования

Новости бизнес-образования и EdTech в России и за рубежом: факты, тенденции, результаты исследований.

  1. Названы самые сложные для поступления российские вузы
  2. Рейтинг крупнейших EdTech-компаний в 2024 году
  3. Spotify может выйти на образовательный рынок США
  4. 85% россиян за бесплатное начальное профобразование
  5. В России признали дипломы еще 14 вузов из 13 стран
  6. В каждом вузе РФ создадут комнату матери и ребенка
  7. 57% руководителей смотрят на образование соискателей
Названы самые сложные для поступления российские вузы

По данным «Мониторинга качества приема в вузы», который проводила в 2024 году Высшая школа экономики при поддержке Министерства науки и высшего образования, МФТИ стал самым сложным для поступления вузом России. Для поступления на бюджетное обучение в МФТИ в прошлом году нужно было набрать 97 баллов по результатам ЕГЭ. На втором месте — НИЯУ МИФИ (89,9 баллов), на третьем — Университет Иннополис (87,5 баллов). В пятерке лидеров по сложности поступления – НИУ ВШЭ (87,1) и Университет ИТМО (86,8).

Рейтинг крупнейших EdTech-компаний в 2024 году

Агентство Smart Ranking представило рейтинг крупнейших российских EdTech-компаний по итогам 2024 года. Суммарная выручка топ-100 крупнейших EdTech-компаний России в 2024 году достигла 144,5 млрд руб. Это на 19% больше, чем в 2023 году, но по сравнению с прошлым годом темпы роста существенно снизились: годом ранее агентство сообщило о росте EdTech-рынка на 32%. Первое место занимает корпорация «Синергия» с выручкой 12,7 млрд руб. На втором месте — образовательный холдинг Skillbox (12,2 млрд руб.), на третьем — группа компаний Skyeng (12,1 млрд руб.). Также в пятерке –  «Яндекс Практикум» (8,25 млрд руб.) и GetCourse (6,69 млрд руб.).

Spotify может выйти на образовательный рынок США

В прошлом году музыкальный стриминговый сервис Spotify тестировал новый контент с образовательными курсами в Великобритании и теперь планирует выйти с новым разделом на рынок США. По данным Techcrunch.com, курсы будут сфокусированы на технических темах — ИИ, метавселенные, web3 и т.д. Пользователям Великобритании уже доступно больше образовательного контента, например, в сферах wellness или хобби: как сажать цветы и как о себе заботиться. В библиотеке Spotify будут отображаться не «Подкасты», а «Подкасты и курсы». Официального подтверждения от Spotify пока не было.

85% россиян за бесплатное начальное профобразование

По данным исследования SuperJob, около 85% опрошенных россиян выступают за возврат к системе бесплатного профессионального обучения старшеклассников. Ранее с такой инициативой выступил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Чаще за возврат системы бесплатного начального профессионального образования выступают люди старше 45 лет (90%). Инициативу поддерживают и родители учеников 8-11 классов: 86% из них хотели бы, чтобы дети могли получить начальные профессиональные навыки еще в школе.

В России признали дипломы еще 14 вузов из 13 стран

Правительство России внесло изменения в перечень иностранных учебных заведений, дипломы которых признаются в РФ, сообщают Vesti.ru. Список пополнили еще 14 вузов. В обновленный перечень вошли университеты из США, Чехии, Португалии, ОАЭ, Малайзии, Италии, Израиля, Дании, Германии, Великобритании, Австрии, Австралии и Люксембурга. При этом последнее государство ранее в списке не упоминалось. Диплом Университета Люксембурга теперь будет официально признаваться в России.

В каждом вузе РФ создадут комнату матери и ребенка

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова сообщила, что комнаты матери и ребенка, которые открываются в российских вузах, начинают использовать для ранней модели профориентации детей. По словам Ольги Петровой, до 2030 года в каждом вузе появится как минимум одна такая комната. Министерство опрашивает университеты, в которых такие комнаты могут открыться в 2025 году. В 2024 году было открыто около 40 комнат матери и ребенка, к 2030 году их общее количество вырастет до 1 тыс.

57% руководителей смотрят на образование соискателей

По данным исследования сервсиа Зарплата.ру и аналитиков IT-колледжа Хекслет, 57% российских руководителей при отборе кандидатов на работу всегда обращают внимание на их образование, при этом 82% сталкиваются с соискателями со средним специальным образованием. Самыми показательными факторами квалификации соискателей, по мнению опрошенных руководителей, являются прохождение дополнительных стажировок и практика во время учебы, уровень образования, соответствие образовательного направления требованиям вакансии и в меньшей степени престижность учебного заведения. 61% участников опроса отметили, что образование все же не является главным критерием отбора на должность.

При подготовке дайджеста использованы материалы Executive.ru, forbes.ru, iz.ru, rbc.ru, rg.ru, skillbox.ru, tass.ru, techcrunch.com.

Если у вас есть интересные новости о бизнес-образовании, присылайте их на адрес content@e-xecutive.ru, и, возможно, они попадут в следующий дайджест.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Москва

Не очень понял о какой сложности поступления в настоящее время идет речь. Поступления-то как такового и нет (за некоторым исключением типа МГУ, где есть дополнительные испытания), происходит зачисление по результатам конкурса документов.
Видимо, в заметке говорится о проходном балле для зачисления на обучение за счет бюджета, а не в целом с каким баллом по результатам ЕГЭ можно попасть на обучение в конкретный вуз. Университет практически сам рейтингует своих абитуриентов по их результатам и отсекает на платное обучение тех, у кого показатели ниже.  Во-вторых, там теперь всё сложнее из-за разных других моделей зачисления. Например, целевое обучение.
Похоже, что как раз вот так среди технических вузов (что понятно) оказалась ВШЭ.
Как сейчас часто говорят "туман войны" о непонятных ситуациях в ходе СВО, так впору вводить термин "туман высшего образования" ))

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово

43% руководителей не смотрят образование соискателей!

Это ТАКИЕ вакансии, что "образование не требуется" ?))

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Сергей Попов пишет:

43% руководителей не смотрят образование соискателей!

Это ТАКИЕ вакансии, что "образование не требуется" ?))

Скорее, это - такое образование, что не стоит краски на отпечатанных дипломах. Доводилось мне участвовать в проектах, где программисты-самоучки находили применение, и ровно с тех же проектов доктора эк. наук попросили "удалиться", чтобы балластом не висел (и именно по вопросам экономики).

Вообще - современное рос. образование представляет собой некий black box,  практически гарантированно (за выслугу лет) раздающий студентам "дипломы Шредингера". Без предметного разговора и тестовых заданий нельзя сказать, есть ли у кандидата реальные компетенции. А написать и в CV, и в вакансии можно что угодно.

Я наблюдаю последние года 3-4 у собственников бизнеса ускорение смены парадигмы с немецкой на американскую модель: лучше взять кандидата "с мозгами" и развить компетенции, чем просто ориентироваться на "бумажку", предполагая, что она что-то может значить. Важное уточнение: сказанное касается гуманитарных дисциплин, инженерная школа удерживает позиции вопреки всем "улучшениям" последних лет.

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Антон Соболев пишет:
Сергей Попов пишет:

43% руководителей не смотрят образование соискателей!

Это ТАКИЕ вакансии, что "образование не требуется" ?))

Скорее, это - такое образование, что не стоит краски на отпечатанных дипломах. Доводилось мне участвовать в проектах, где программисты-самоучки находили применение, и ровно с тех же проектов доктора эк. наук попросили "удалиться", чтобы балластом не висел (и именно по вопросам экономики).

Вообще - современное рос. образование представляет собой некий black box,  практически гарантированно (за выслугу лет) раздающий студентам "дипломы Шредингера". Без предметного разговора и тестовых заданий нельзя сказать, есть ли у кандидата реальные компетенции. А написать и в CV, и в вакансии можно что угодно.

Я наблюдаю последние года 3-4 у собственников бизнеса ускорение смены парадигмы с немецкой на американскую модель: лучше взять кандидата "с мозгами" и развить компетенции, чем просто ориентироваться на "бумажку", предполагая, что она что-то может значить. Важное уточнение: сказанное касается гуманитарных дисциплин, инженерная школа удерживает позиции вопреки всем "улучшениям" последних лет.

я тоже видел такие дипломы.

Что касается ДЭНов и КЭНов, то диссертация - это не синоним специалиста - практика. Это, скорее, наука. Исследовал человек одну Тему, поработал в библиотеке, на кафедре... Но к практической жизни это не всегда имеет отношение

Аналитик, Москва
Антон Соболев пишет:
Сергей Попов пишет:

43% руководителей не смотрят образование соискателей!

Это ТАКИЕ вакансии, что "образование не требуется" ?))

Скорее, это - такое образование, что не стоит краски на отпечатанных дипломах. Доводилось мне участвовать в проектах, где программисты-самоучки находили применение, и ровно с тех же проектов доктора эк. наук попросили "удалиться", чтобы балластом не висел (и именно по вопросам экономики).

Вообще - современное рос. образование представляет собой некий black box,  практически гарантированно (за выслугу лет) раздающий студентам "дипломы Шредингера". Без предметного разговора и тестовых заданий нельзя сказать, есть ли у кандидата реальные компетенции. А написать и в CV, и в вакансии можно что угодно.

Я наблюдаю последние года 3-4 у собственников бизнеса ускорение смены парадигмы с немецкой на американскую модель: лучше взять кандидата "с мозгами" и развить компетенции, чем просто ориентироваться на "бумажку", предполагая, что она что-то может значить. Важное уточнение: сказанное касается гуманитарных дисциплин, инженерная школа удерживает позиции вопреки всем "улучшениям" последних лет.

Интересно, что вы сравниваете программмиста без образования и доктора эк. наук. )) Большая честь для программиста.

Но ваш пример правильный, тоже встречался с подобным. Всегда писал, что заточить нормального программиста для большинства коммерческих проектов дело нехитрое. Было бы у него желание. Умные пареньки осваивали тонкости программирования на каком-нибудь одном языке за пару месяцев. Я не очень понимаю раздутой переоценки массового программирования. Когда деревья были большими, была практика оценивать количество языков программирования, которые умел применять программист в зависимости от задачи, условий, возможностей. За это доплачивали, стимулировали. Сейчас программист подстраивается под массовость, под толпу, под популярность, под доступность.

К чему я это пишу? Мне кажется, что наше образование тащится в хвосте за мнимой потребностью. Вот трындят про дефицит программистов и все кинулись их готовить. Нигде не встречал я подробного анализа по отраслям, по возрастам, по географии, по динамике - каких программистов не хватает, где, как идёт их подготовка, на какую техническую базу и задачи. Огромное количество языков программирования - от ЧПУ до игр. Все исследования ограничиваются скромными опросами на НН, или Работа.ру. 

Откровенно говоря, я сильно разочарован высшей школой. Ну были же времена, когда работы даже молодых преподавателей каким-то образом распространялись по вузам страны (СССР), когда и инета не было. Я учился в Питере по учебникам бакинского преподавателя Баснина. А сейчас вузы молчат, их работ не видно. И меня всегда удивляет, что в тех же Штатах очень много иссдедований приходится именно на образовательные учреждения. А у нас это терра инкогнита. Они закрыты. Не интересуются. Не любопытны, не поддерживают. Темы дипломных работ формальны, неинтересны, бесполезны. 

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Откровенно говоря, я сильно разочарован высшей школой. Ну были же времена, когда работы даже молодых преподавателей каким-то образом распространялись по вузам страны (СССР), когда и инета не было. А сейчас вузы молчат, их работ не видно. И меня всегда удивляет, что в тех же Штатах очень много иссдедований приходится именно на образовательные учреждения. А у нас это терра инкогнита. Они закрыты. Не интересуются. Не любопытны, не поддерживают.

В США совсем другая академическая система. Наука и исследования развиваются в университетах, которых там очень много. И у них есть соответствующие ресурсы - и человеческие, и материальные.

Программы обучения строятся принципиально иначе, престиж высок, если говорить о ведущих университетах, поток желающих большой, много иностранных студентов и преподавателей с высокой степенью мотивации. Просто посмотрите учебники университетского уровня.

Анатолий Курочкин пишет:
Темы дипломных работ формальны, неинтересны, бесполезны. 

Боюсь, что Вы правы - и это, на мой взгляд, самая большая проблема. Формальны, не слишком интересны и - часто - бесполезны. То есть студент - будущий специалист - тратит много времени, если не весь последний учебный год, впустую, так и не получая бесценный опыт самостоятельных исследований.

Консультант, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
. И меня всегда удивляет, что в тех же Штатах очень много иссдедований приходится именно на образовательные учреждения. А у нас это терра инкогнита. Они закрыты. Не интересуются. Не любопытны, не поддерживают. Темы дипломных работ формальны, неинтересны, бесполезны. 

Это очень прагматичный подход. Если исследования концентрировать в отдельных НИИ - хоть отраслевых, хоть в РАН - в вузах науки почти не останется. При американском подходе будущие специалисты учатся у тех, кто ведет исследования (ну это - в ведущих университетах, не во всех), а не у "бывших специалистов", не способных к исследованиям и утратившим профессиональные навыки. Это - "пересказыватели" чужих работ, собственных, зачастую нет.  Отсюда - и общий уровень и темы дипломных работ. Вот в США, Канаде - большая удача и редкость получить пожизненный контракт на должность профессора! А так - на 5 лет. Каждый год - минимум по статье в хороших научных журналах. Минимум одна монография или фундаментальный учебник в 5 лет. Особая доблесть - обосновать, пробить грант на свои темы. Получить финансирование, нанять своих работников под грант... Это - тоже своеобразная гонка. Причем, бывший профессор может стать просто сотрудником, например, Google. А у нас, посмотришь список работ какого-нибудь "научного доцента с кафедры" - а там...или 1-2 полустатьи за пять лет или методичка на 12 страниц... И ВСЕ! Да и кафедра никаких исследований не ведет вообще. А тех кто может и хочет - не очень то и поощряют - опасны, сравнение нехорошее... То же касается, например МВА - препод должен иметь реальный опыт работы в бизнесе, в практическом руководстве, а не книжки переводные пересказывать. Ну и т.д.

Да и многим преподам - давно отставшим от жизни так удобнее - молодые да неразумные не всегда могут оценить "уровень" преподов и вузов. Но и у нас появились подвижки - например даже в названии: "Национальный исследовательский университет..."! Ну это тоже - для ведущих вузов. 

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Эрнст Мальцев пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
. И меня всегда удивляет, что в тех же Штатах очень много иссдедований приходится именно на образовательные учреждения. А у нас это терра инкогнита. Они закрыты. Не интересуются. Не любопытны, не поддерживают. Темы дипломных работ формальны, неинтересны, бесполезны. 

Это очень прагматичный подход. Если исследования концентрировать в отдельных НИИ - хоть отраслевых, хоть в РАН - в вузах науки почти не останется. При американском подходе будущие специалисты учатся у тех, кто ведет исследования (ну это - в ведущих университетах, не во всех)

Очень согласен с Вами. И именно бизнес в США заказывает у ВУЗов подготовку специалистов под конкретные программы. Если качество будет падать - бизнес прекратит финансирование, поэтому руководство (и, кстати - отдельно по управлению заведением как бизнесом, и отдельно - по организации научной работы) стремится заключать контракты с лучшими преподавателями и учить по последним учебникам.

Наверное, многие замечали, что с выходом нового издания учебников (пусть даже с минимальными изменениями), цены на прошлые выпуски резко падают. Именно по этой причине: производятся закупки последней редакции, что формирует хороший доход авторам учебников, и они их обновляют.

, а не у "бывших специалистов", не способных к исследованиям и утратившим профессиональные навыки. Это - "пересказыватели" чужих работ, собственных, зачастую нет. 

И хорошо, если пересказать получится. Порою в процессе теряется смысл, и по тексту уже не находится.

В моем первом вузе услышали про метод case study, решили его внедрить - передовая, ведь, практика. По обыкновению, поставили "своего человека", а он оказался бывшим военным пенсионного возраста и по-военному подошел к делу. Всем раздали распечатки кейсов, и на третьем курсе факультет менеджмента превратился в филиал ГИТИСа: студенты читали диалоги по ролям. Главное - чтобы громко было, смысл был вторичен.

Отсюда - и общий уровень и темы дипломных работ. Вот в США, Канаде - большая удача и редкость получить пожизненный контракт на должность профессора! А так - на 5 лет.

А вот тут - отдельная тема. Замечали объем выпускных работ? 40-60 листов - строго по теме исследований. Никаких прелюдий про то, как "Исаак родил Иакова", чтобы набралось 100-150 листов макулатуры.

Каждый год - минимум по статье в хороших научных журналах. Минимум одна монография или фундаментальный учебник в 5 лет.

С этим уж научились работать: студентам на потоке дается задача набрать материал по 15-20 темам. Если студенты "с мозгами" - написать черновик статьи, а потом делается веерная рассылка по журналам из "белого списка". Если повезет и журнал принимает публикацию в обмен на деньги - вот и состоялось научное "открытие". Индекс цитирования отдельных авторов обгоняет даже некоторых известных зарубежных исследователей. Если несколько потоков подключить - можно по количеству статей уйти далеко в лидеры науки.

То же касается, например МВА - препод должен иметь реальный опыт работы в бизнесе, в практическом руководстве, а не книжки переводные пересказывать. Ну и т.д.

Для этого карьера должна изначально строиться иначе. Одно дело - приходит практик из бизнеса (но у него не будет времени читать лекции full time), другое - вчерашний выпускник, но "с горящими глазами": ему все интересно, потому что самому в новинку.

Да и многим преподам - давно отставшим от жизни так удобнее - молодые да неразумные не всегда могут оценить "уровень" преподов и вузов. Но и у нас появились подвижки - например даже в названии: "Национальный исследовательский университет..."! Ну это тоже - для ведущих вузов. 

Кстати, в одном НИУ до недавнего времени вообще практика была заказывать американские учебники, выписывать преподавателей из-за рубежа, а также разговаривать на английском. В том числе и на заседаниях кафедр. Часть педсостава не знала английского, но это частности, зато какие лекции получались у остальных! За крайне редким исключением - "Лет ми спик фром май харт..."

 

Генеральный директор, Москва
Эрнст Мальцев пишет:
При американском подходе будущие специалисты учатся у тех, кто ведет исследования (ну это - в ведущих университетах, не во всех)

И не только учатся наблюдая, но и сами в этих исследованиях участвуют в меру своих сил и способностей. И никак больше такой опыт не получишь.

Эрнст Мальцев пишет:
Вот в США, Канаде - большая удача и редкость получить пожизненный контракт на должность профессора! А так - на 5 лет.

Полных профессоров, насколько я понимаю, не так уж много - учитывая количество студентов и курсов. И им постоянно приходится думать об источниках финансирования своих исследований. Условия контрактов могут различаться.

Основная позиция - Associate Professor. Что-то сравнимое с нашим доцентом. Они и тянут лямку, и, естественно, очень заинтересованы в научных результатах - больше, лучше и быстрее.

Эрнст Мальцев пишет:
Причем, бывший профессор может стать просто сотрудником, например, Google.

Например. Почему нет. И не только бывший. И не только Google.

На математиков традиционно большой спрос у финансистов, начиная с крупнейших. Или криптография - основа IT и телекома в наши дни - чистая математика. Такие мозги нужны многим.

Как и высокий и постоянный спрос практически на всех, кто может использовать свои научные достижения в получении результатов в отрасли - физиков, химиков, медиков и пр.. Как-то же нужно делать новые лекарства, источники энергии, чипы и ракеты.

Кстати, нужно вспомнить и особенности патентных систем и законов об защите интеллектуальной собственности. Науки без приоритета не бывает.

Эрнст Мальцев пишет:
То же касается, например МВА - препод должен иметь реальный опыт работы в бизнесе, в практическом руководстве, а не книжки переводные пересказывать.

Конечно.

Увы, но об этом часто забывают. MBA - академическая степень, присуждаемая университетом. И обязана - по-хорошему - предусматривать полноценную самостоятельную работу в определённом объеме и формате, даже если не 100% идеальную с точки зрения высокой науки. Для MBA свои критерии, но и они достаточно жёсткие.

Чему можно научиться у человека без опыта и собственных идей? Может ли он правильно ответить на возникающие в процессе обучения вопросы? Это нужно спросить у бизнес-школы, а читать мы все умеет с детских лет. Часто - не только на родном языке.

Генеральный директор, Москва
Антон Соболев пишет:
Всем раздали распечатки кейсов, и на третьем курсе факультет менеджмента превратился в филиал ГИТИСа: студенты читали диалоги по ролям. Главное - чтобы громко было, смысл был вторичен.

Это гениально!

Неужели не было возражений? Студенты третьего курса обычно в состоянии высказаться. Тем более - студенты факультета менеджмента.

Антон Соболев пишет:
А вот тут - отдельная тема. Замечали объем выпускных работ? 40-60 листов - строго по теме исследований. Никаких прелюдий про то, как "Исаак родил Иакова", чтобы набралось 100-150 листов макулатуры.

Одним из требований к таким работам может быть лимит на количество слов. Меньше - можно, больше - сразу предлагается что-то выбросить или переформулировать. Зависит от языка, но слова в англ. яз. обычно короче, чем в русском, так что и бумаги объективно нужно меньше.

И руководитель работы очень внимательно смотрит на содержание, это и его результат. Прелюдии и общие слова ему не нужны. Коллегам всё сразу понятно.

Антон Соболев пишет:
Кстати, в одном НИУ до недавнего времени вообще практика была заказывать американские учебники, выписывать преподавателей из-за рубежа, а также разговаривать на английском. В том числе и на заседаниях кафедр. Часть педсостава не знала английского, но это частности, зато какие лекции получались у остальных! За крайне редким исключением - "Лет ми спик фром май харт..."

Можно ли спросить - а зачем? Кто-то что-то лучше понимал? Или все участники учебного процесса до начала курса успешно сдали языковые тесты высших уровней?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Билайн» и ИТМО открыли совместную дисциплину по устойчивому развитию

Первые лекции от экспертов начнутся уже в феврале 2025 года.

Опубликован рейтинг крупнейших EdTech-компаний в 2024 году

Суммарная выручка крупнейших EdTech-компаний России в 2024 году достигла 144,5 млрд руб., что на 19% больше, чем годом ранее.

«Яндекс» запустил бесплатный курс по работе с персональными данными

Курс поможет малому и среднему бизнесу, а также некоммерческим организациям понять, как безопасно обращаться с личными данными.

В Екатеринбурге прошла предзащита слушателей МИРБИС

Более 80% предпринимательских проектов от участников уже находятся на стадии реализации.

Дискуссии
Игорь Семенов
А в чем смысл? Даже если устроить весь этот танец с бубнами, итоговая сумма НДС, уплаченная в бю...
Все дискуссии
HR-новости
В России падает спрос на IT-специалистов

Высокий спрос сохраняется только на сотрудников с высокой квалификацией.

В Японии IT-компании привлекают зумеров пивом

Работодатели идут на экстренные меры на фоне снижения показателей рождаемости в стране.

Работодатели стали реже контролировать сотрудников за компьютерами

Работодателей, использующих контролирующие программы, стало на треть меньше.

Россияне стали чаще открывать франшизы

Спрос на открытие франшиз вырос на 26% год к году.