Писано-переписано на эту тему уже... Много рекомендаций и взглядов. Тем не менее, процедура выбора бизнес-тренера остается сложной задачей, вызывающей тревожно-мнительное чувство у руководителя. Предлагаю добавить в вашу копилку еще один критерий выбора.
Известно, что сегодня первичный отбор бизнес-тренеров идет по программам тренинга. Структура программы следующая: тема тренинга, целевая аудитория, цель, задачи, содержание, методы проведения. Конечно, структура может быть видоизменена, но обратите внимание на цель тренинга и задачи. Во-первых, цель должна быть одна, а не несколько. Во-вторых, задачи должны быть выстроены в логической последовательности, шаг за шагом приближая нас к достижению поставленной цели. В-третьих, Цель и Задачи должны быть сформулированы глаголами совершенного вида (Что сделать?). Это очень важно. Я считаю, что профессиональный бизнес-тренер, передавая знания, технологии и тому подобное, должен сам уметь пользоваться ими на практике. В-четвертых, цель и задачи должны быть обязательно!
Разберем на примере.
Тема тренинга: Техники переговоров по возврату дебиторской задолженности.
Цель:
1. Совершенствование техник и методов ведения сложных переговоров.
2. Возможность влиять на развитие переговоров за счет эффективного взаимодействия с клиентами.
3. Улучшение навыков коммуникации.
4. Повышение стрессоустойчивости и навыка противостояния манипуляциям.
Где ошибки:
1. Цель должна быть одна!
2. А где задачи??!
3. Совершенствование техник... Улучшение навыков... Повышение... Чем конкретно мы будем заниматься? Если усовершенствовать технику ведения сложных переговоров, то за счет чего? Бизнес - это конкретика! «Глубже-Ширше» мне не подходит. А значит, не подходит и тренер. Точнее, его опыт. Скорее всего, он был не успешным в практике (если это практика вообще у него была).
Я бы сделал так:
Цель: усовершенствовать технику ведения переговоров по возврату дебиторской задолженности.
Задачи:
1. Определить критерии для классификации типов должников.
2. Разработать модели поведения, соответствующие типам должников.
3. Апробировать разработанные модели поведения в ролевых играх.
4. Сформировать алгоритм действий для профилактики появления должников.
Вывод. Отсутствие в программах цели и/или задач - явный признак для экономии вашего времени. А неправильная формулировка цели/задач тренером, которого вы выбрали, - это шанс для развития ваших конкурентов.
Да, проблема существует: бизнес-тренеры, даром что в массе своей из педвузов и университетов и дидактику проходили, составлением методических планов брезгуют. Или составляют их некорректно. А клиент ни про методический план, ни про требования к нему ничего не знает. С уважением,
Умение разделять цель и задачи, в критериях успешности бизнес-тренера - месте на двадцатом.
Согласен с Еленой. Меня тоже всегда 'умиляют' бизнес-тренеры/бизнес-консультанты 20-23 лет от роду, которые приходят и которым начинаешь обьяснять что такое бизнес и как он работает ...
Согласен. Спасибо за подсказку.
Непонятна постановка вопроса автором статьи... Название - 'Как выбрать бизнес-тренера', в статье - ни слова про бизнес-тренеров, только некоторые соображения про то, как должны соотносится цели и задачи в представляемой программе...''Известно, что сегодня первичный отбор бизнес-тренеров идет по программам тренинга.''- э-э-э... кому известно? Лично мне известно, что лучше всего работают рекомендации. Ну, кроме тренинговых компаний, которые делают ставку на спам-рассылки - тут действительно количество откликов зависит от качества текста.''Во-первых, цель должна быть одна, а не несколько.''- А если их две? Например, 1) усовершенствовать технику переговоров по возврату дебиторки; 2) усовершенствовать методы оценки рисков возникновения 'плохой' дебиторки при заключении сделки?Все, тренинг покупать нельзя?''В-третьих, Цель и Задачи должны быть сформулированы глаголами совершенного вида (Что сделать?). Это очень важно.''представляю себе разговор: 'извините, Вы программу написали без использования глаголов совершенного вида, вместо 'Определить критерии для классификации типов должников.' Вы написали просто 'критерии для классификации видов должников', поэтому мы у Вас тренинг покупать не будем' ))) Да-а-а, глаголы совершенного вида - основа современного бизнеса!''Я считаю, что профессиональный бизнес-тренер, передавая знания, технологии и тому подобное, должен сам уметь пользоваться ими на практике.''Вот это суждение ценное. Возможно, самое ценное в данном материале. И, что важно, крайне свежее и нетривиальное )))
Ну, коли уж прочитал статью и есть несколько минут, рассмотрим вариант целей/задач автора 'Я бы сделал так'[B]''Цель: усовершенствовать технику ведения переговоров по возврату дебиторской задолженности.''[/B]- Где конкретика? Что именно получат участники? Голос у них красивее станет? Поведение увереннее? По телефону? Лично?[B]''Задачи:1. Определить критерии для классификации типов должников.''[/B]- Вряд ли эта задача тренинга. Скорее, это задача некоего немаленького исследования, а тренинг - штука практичная. Поэтому на тренинге не 'определяют критерии для классификации', а изучают вполне определенную классификацию, предлагаемую тренером, и учатся ее применять на практике.[B]''2. Разработать модели поведения, соответствующие типам должников.3. Апробировать разработанные модели поведения в ролевых играх.4. Сформировать алгоритм действий для профилактики появления должников.''[/B]Что характерно - задача №4 никак не соответствует заявленной цели! Цель у нас - про технику переговоров, а эта задача - про другой процесс, который происходит задолго до переговоров...