Бизнес-школы обязаны ставить двойки президентам и генеральным директорам

Во время высоких цен на нефть рынок прощал менеджерам многие ошибки. В период низких цен ошибки «вылезли наружу». Чтобы помочь стране преодолеть кризис некомпетентности, бизнес-школы РФ должны научиться ставить двойки слушателям, считает профессор Владимир Морыженков, доктор экономических наук, кандидат технических наук, руководитель программы Executive MBA Life work balance (LWB) Международной школы бизнеса и технологий Национального технологического университета «МИСиС».

Executive.ru: Как часто в рамках программы LWB вы ставите «двойки»?

Владимир Морыженков: Настолько часто, насколько это необходимо. Правило ставить неудовлетворительные отметки я вынес из стен Бауманского университета (МГТУ имени Баумана - Executive.ru), где готовили и готовят специалистов для оборонной промышленности. Ставить удовлетворительную отметку по какой-либо конструкторской, инженерной дисциплине человеку, который не знает предмет, преступно и опасно. Так было принято в те времена, когда я учился в МГТУ.

Executive.ru: А сейчас?

В. М.: Надеюсь, в МГТУ принципы не изменились, поскольку университет по-прежнему готовит специалистов для очень серьезных отраслей. Но в целом в образовательной среде изменения очевидны: чем сильнее развивались капиталистические отношения, тем большее количество родителей желало за деньги «устроить» хороший результат ребенку: их волновало не наличие знаний, а хороший диплом. В моем понимании, это положительно сказалось на системе дополнительного образования в РФ: когда выпускники с дипломами, но без знаний пришли в компании, многие из них осознали ситуацию и захотели срочно ее поправить. Те их них, кто связан с управлением, маркетингом, финансами, обратились в бизнес-школы. Так сформировался один из потоков абитуриентов бизнес-школ. Подчеркиваю: не поток, а один из потоков.

Executive.ru: В бизнес-школах эти люди стали получать двойки, которые в свое время недополучили в вузах?

В. М.: Двойки необходимо ставить студентам ровно для того, чтобы предупредить те риски, которые нас сегодня окружают. Я говорю о тотальной некомпетентности. Есть врачи, которые получили хорошие и удовлетворительные оценки по договоренности с преподавателями, и они сегодня лечат нас. Есть финансисты, которые ничего не смыслят в инвестициях, но стоят у руля банков, поскольку, например, входят в состав тех или иных кланов. За все это обществу придется платить очень высокую цену, рано или поздно мы узнаем, кто поставил хорошую отметку тем людям, которые являются сегодня источником наших колоссальных экономических проблем. Страна с поколением этих «специалистов» не готова встретить экономические реалии, продиктованные низкой ценой на нефть.

Executive.ru: На каком этапе учебы слушатель программы LWB может получить неудовлетворительную оценку?

В. М.: На любом: при сдаче зачета, экзамена… Он может не получить допуск до защиты или получить неудовлетворительную отметку в процессе самой защиты. Многие бизнес-школы считают, что, если слушатель прошел предзащиту, если научный руководитель выпустил этого человека на защиту, то из этических соображений ставить двойку нельзя. Но защита -- это, прежде всего, спор личностей, спор приглашенных специалистов, на тему, которую пытается защитить соискатель. Это значит, что свобода дискуссии чрезвычайно важна. И если дискуссия провалена, то и защита провалена.

Executive.ru: Как ситуационно выглядит получение двойки в бизнес-школе? Как человек узнает о ней – наедине или публично?

В. М.: Неудовлетворительная оценка – это драма. Все участники процесса понимают это. Ни у кого нет намерений специально травмировать человека, потому мы ищем мягкие, не травматичные формы для того, чтобы сообщить человеку, что он не сдал экзамен или не защитил диплом. Есть множество возможностей сделать это деликатно. Например, сообщить ему и его коллегам, что работа нуждается в дополнительной дискуссии и указать в протоколе не двойку, а неявку на экзамен. Таким образом мы даем соискателю возможность подготовиться и защитить работу через некоторое время со второй попытки. Я всегда подхожу к выпускнику, отдельно беседую с ним, высказываю слова поддержки.

Executive.ru: Какие?

В. М.: Говорю, что из того факта, что защита не состоялась, не нужно делать трагедию – ни в бизнес-школе, ни, хотя это выходит за рамки интервью, в диссертационных советах. Нужно относиться к подобным ситуациям так, как к неудачам относятся спортсмены: играл, но не победил. Играй дальше. Не сдавайся.

Executive.ru: Как реагирует слушатель на известие о том, что он не защитил работу?

В. М.: По-разному, но чаще всего проявляется здоровая реакция: «Ну, не защитил и не защитил, что в этом такого?» При этом видно, что у человека сильные эмоциональные переживания, и что он, несмотря на это, находит в себе силы сказать: «Буду защищать повторно». Либо: «Я все равно доволен обучением. Знания, которые вы мне дали в школе, меня устраивают. Денежный поток в компании увеличивается. Я взял из школы все, что нужно. Спасибо, до свидания!»

Executive.ru: Вы видите его после того как он сказал вам «До свидания!»?

В. М.: Как правило, да. Я называю эту ситуацию «Дружим без защиты диплома». У программы LWB есть свой клуб, выпускники и преподаватели поддерживают очень интенсивные связи друг с другом, в том числе в клуб входят те, кто в свое время не защитил диплом. Мы построили специальный кампус для встреч, в этом строительстве тоже участвовали те, что не защитил диплом. Все это говорит о том, что ценность бизнес-школы не сводится исключительно к диплому.

Executive.ru: Что бы вы ответили тем участникам Executive.ru, которые (возможно) поймут ваше высказывание иначе: диплом российской бизнес-школы не имеет ценности?

В. М.: Бизнес-школы – разные. Дипломы тех школ, которые дорожат репутацией, безусловно имеют ценность. Отрасль бизнес-образования в РФ очень молода, на Западе бизнес-школы были созданы на рубеже XIX и XX века, а в России – в конце ХХ века. Пройдет еще какое-то время, прежде чем в отрасли определятся лидеры и классики, как это было с образовательными учреждениями другого профиля – например, история нынешнего МГТУ имени Баумана началась в 1830 году.

Executive.ru: Вернемся в бизнес-школу. Как реагируют однокашники на то, что их товарищ получил двойку или не защитил диплом?

В. М.: Демонстрируют солидарность с ним. Люди в беде объединяются – это дает возможность реализовывать пролетарские и другие революции. В таких ситуациях я слышу в свой адрес много русских выражений :) Однако, когда первая реакция проходит, мы выстраиваем с группой нормальные отношения. Про клуб выпускников я уже сказал.

Executive.ru: А как реагируют на двойки и незащищенные проекты слушателей ваши коллеги по университету, профессора?

В. М.: Реакция тех, кто не в бизнесе, обычно негативная: они пожимают плечами. Но в рамках программы LWB преподаватели проходят отбор. Преподаватель LWB должен быть либо профессиональным консультантом, либо иметь собственное дело. Пожимают плечами преподаватели из академической среды, которые не представляют положение дел в бизнесе. Они не ощущают глубину проблем, не понимают, насколько остро проблема компетенций стоит перед российскими компаниями. Когда они видят перед собой слушателя платной программы, они воспринимают его как «свою живую зарплату» и никогда не решатся поставить ему двойку или отчислить, потому что чем меньше слушателей в группе, тем ниже будет их зарплата. Таких преподавателей к программе LWB мы не привлекаем. Если он не имеет бизнес-опыта, если он за 25 лет рынка не накопил активы, которые позволяют ему чувствовать себя экономически независимо, если он только преподает в вузе, и хочет подрабатывать в бизнес-школе, он нам не интересен. Чем меньшую долю доходов профессор получает от преподавания в бизнес-школе, тем выше его преподавательская самостоятельность.

Executive.ru: А как реагируют сотрудники деканата на эти двойки?

В. М.: Руководство Государственного университета управления, с которым мы в свое время реализовали проект LWB, реагировало очень конструктивно. Нам предложили подумать над тем, как организационно решить проблему. Какие меры нужно принять, чтобы снизить число неззащищенных работ. Я понимал, что эту задачу действительно надо решать: слушатели стали заранее отказываться от защиты, они высказывались в том смысле, что программа LWB – интересная, но защита требует таких усилий, такой мобилизации, на которую они не готовы. Мы стали искать организационные подходы для решения проблемы.

Во-первых, я стал настраивать слушателя на то, что топ-менеджер должен уметь защищать свою позицию в среде профессиональных оппонентов. Это – часть его работы.

Во-вторых, мы ввели обязательное «черное оппонирование». Рецензенты -- профильные эксперты – стали получать работы без титульной страницы и высказывать свою позицию заранее, за определенное время до защиты. Как правило, в число «черных оппонентов» входили выпускники нашей же программы, в числе которых есть множество предпринимателей и топ-менеджеров, добившихся выдающихся успехов в бизнесе. «Черное оппонирование» помогло соискателям заранее узнать, какие позиции в работе -- слабые, исправить их и подготовиться к публичной дискуссии.

Executive.ru: Как процесс, о котором вы рассказываете, выглядел в цифрах? Сколько слушателей защищалось с первой попытки, сколько со второй?

В. М.: На первых этапах проекта LWB с первой попытки защищалось около 20% слушателей. После принятия мер, о которых я рассказал, этот показатель вырос до 40%. В течение нескольких лет после окончания учебы защищается около 80% от числа всех незащищенных.

Executive.ru: По каким предметам, если речь идет об экзамене, чаще всего выставляются двойки? На чем чаще всего спотыкаются на защите?

В. М.: На защитах соискатели не выдерживают дискуссию. Подобрать необходимое количество материалов из корпоративной практики, дополнить их данными из интернета и написать диплом не составляет особого труда – люди делают это довольно быстро и легко. Поблемы начинаются, как только какой-то тезис вызывает споры. Прежде всего, это вопросы маркетинга, операционной деятельности компании. Часто споры вызывают вопросы стратегии: люди крайне сложно осваивают технику взгляда в будущее, теорию разработки стратегии.

Бывает, что они не могут поддержать дискуссию в силу того, что недостаточно знаний. Это значит, что либо они пропустили большое количество занятий, либо на занятиях не смогли выделить главное из того объема знаний, который им дал преподаватель… Слушатель мог успешно сдать преподавателю зачет, курсовую работу или экзамен, но дипломная работа – более сложное явление, которое требует от автора умения выстроить на основе полученных знаний собственную концепцию и защитить ее. И на этом этапе выясняется, что знания не освоены настолько, насколько это требует формат защиты. Если ты не можешь защитить данный тезис, то он считается неудовлетворительно защищенным. Еще раз подчеркну, в этом нет никакой беды – можно защитить работу через полгода или год. Но к повторной защите нужно упорно готовиться.

Executive.ru: Когда вы ставите двойку – это конфликт личности с личностью или just a business, nothing special?

В. М.: Конечно, я хотел бы считать, что just a business, но в реальности так бывает не всегда. О случаях, когда человек собирается с силами, и говорит: «Ну и что? Я не защитился, но…», я уже рассказал. Но бывает, что все происходит по другому.

Executive.ru: Как происходит выход из конфликта, если все происходит по-другому?

В. М.: Первый раз мы поставили двойку на защите в 2008 году. Соискателем была женщина, владевшая собственным бизнесом, поступившая в бизнес-школу в возрасте 50+. Все понимали, что она поступила в школу для собственного удовольствия, но… в школе нужно учиться. После того как мы поставили двойку на защите, она написала на нас жалобу в Министерство образования. Мы успешно выдержали некоторое количество проверок и … с того момента ни у кого не было сомнений в том, что на программе LWB надо учиться, иначе получишь двойку.

Executive.ru: Несмотря на наличие собственного бизнеса? :)

В. М.: Если у тебя есть собственный бизнес, и ты берешь на себя ответственность принять наемных работников, ты должен управлять ими квалифицированно. У сотрудников есть душа, есть интересы, есть стремления – ты взял их к себе в компанию, у этих людей проходит жизнь в твоем бизнесе. И эта жизнь должна быть обязательно интересной. Мы знаем примеры того, как из людей попросту «отжимают» нужные знания, превращают сотрудников в “операционных мартышек”, а потом выкидывая их с работы, потому что уже подросли следующие, более сильные. Возможно, нашими двойками мы пытаемся предупредить такое отношение к сотрудникам, потому что в программе LWB есть модуль «Управление человеческими ресурсами», который заставляет слушателей очень серьезно обновить представления о себе самом, своем бизнесе, о роли сотрудников.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Все нормально, если понимать, что двойка - это обратная связь - о том, что научили плохо. Или, что из той же оперы, плохо мотивировали на обучение. А если обучение идет менеджменту, то практика плохой мотивации со стороны препода - это двойка преподу за его знания и умения в той дисциплине, которой он обучает.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
В. М.: На защитах соискатели не выдерживают дискуссию. Подобрать необходимое количество материалов из корпоративной практики, дополнить их данными из интернета и написать диплом не составляет особого труда – люди делают это довольно быстро и легко. Поблемы начинаются, как только какой-то тезис вызывает споры. Прежде всего, это вопросы маркетинга, операционной деятельности компании. Часто споры вызывают вопросы стратегии: люди крайне сложно осваивают технику взгляда в будущее, теорию разработки стратегии.

Ну, уж "вопросы маркетинга" без всякого сомнения влияют на получение неуда, если компания не следует советам профессуры :)

Генеральный директор, Москва

Учился на МВА в МИСИС с 2008 по 2010 год. Учиться решил примерно через полгода после того, как стал руководителем сервиса в одной российской компании (до этого работал инженером в General Electric). Сама по себе "корочка" была не нужна, для "корочек" были другие учебные заведения, более дорогие и пафосные. Но рейтинг школы и отзывы конечно смотрел, выбрал приемлемое для себя соотношение цена /качество. Почти вся группа имела примерно те же мотивы к обучению и выбору школы. Оценки были важны конечно, это элемент соревнования. Но я старался использовать возможности при обучении для проверки своих идей перед реализацией в своей компании. В этом смысле оценки для меня значили больше. Наиболее ценные знания для своего бизнеса я получил позже, в корпоративных институтах и на практике. Но в целом считаю что не зря потратил время на МВА, получил ту самую "базу" без которой было бы тяжело. Будущим студентам я бы посоветовал внимательно смотреть программы обучения и анкеты преподавателей, которые их ведут. Все-таки практики на МВА не хватало и это недостаток. Если проводить аналогии, то теория - это вода и песок. А практический опыт и примеры - цемент и камни. В отдельности эти вещи бесполезны, а вместе создают тот самый "гранит науки")

Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

Удивительно как тренинг-школы ещё не разорились! С целью диагностики Тренинговых программ мы объездили основные в Москве, предлагая свою Методику:
1) Русская Школа Управления Не предупреждая Экспертов - пригласили к 15.00 на "Методический Совет" (состоящий из айтишника и трёх ничего-не-решающих девочек-секретарей. хм), на месте оказалось, что ты будешь выступать..ПЯТЫМ в очереди через 2,5 часа. И что девушки ждали ..клоунады - развлекающего куска интерактивного тренинга. Изначально ставилась задача: 10-мин презентация методики. В итоге победил :-) толстенький НЛПист в тёртых джинсах, в расстёгивающейся на пузе рубашке (он там раньше работал - пришёл повторно видимо). 2) SRC Business SchoolТам в офисе движуха вообще нулевая. Сонное царство (если в 1й школе по коридорам шмыгали преподы, здесь - тишина-а-а-а). Внимание: ДВЕ недели (!!) методист этой школы предоставлял ответы по первичному материалы, который им был направлен. Предложение "Мы разработаем полную программу, но в рамках Договора Авторского заказа" - было проигнорировано. В итоге вопрос был замямлен. Удивили. 3) РАГС при Президенте РФ Вы пробовали туда дозвониться?:-) Радует автоответчик, который сразу после 1й минуты ошарашивает: "Гуд Бай"! и после фразы на английском срываются короткие гудки. Звонки по другим указанным телефонам закончились так: "Ой, у меня справочник телефонов видимо СТАРЫЙ - попробуйте вот сюда позвонить". Кода выясняешь ответственное лицо:-) это лицо УДАЛЯЕТ Деловую почту без прочтения. Так и хочется спросить"А выполнять должноcтные обязанноcти кто будет"?! Но на этом этапе дальнейшее погружение оcтановили. Как работать будем дальше - еcли на входе такая неразбериха 4) Школа Бизнеса "Синергия" Ощущение, что ты попал в..Советское гос.Учреждение. Вы были у них в здании на м.Сокол? От метро далеко, аудитории крохотные. Вот там был адский ФУТБОЛ из одного отдела в другой. Желание продолжать также пропало. 4) MBS | International большое число Кураторов отдельных Программ. Замечу, что только у МВS офис находится не на выселках:-) Ждём реакцию на наше Предложение. Выводы о MBS пока делать рано. Надеемся, что оправдают рекомендации системной КОММЕРЧЕСКОЙ Бизнес-школы.

PS Пока писала этот коммент - мне лично ответил в Фейсбуке Директор MBS. Вежливо и демократично. Снимаю шляпу. Кстати он один из немногих Директоров, кто лично участвует в имиджеформировании своей Бизнес-школы.

Креативный директор, Москва

Уважаемая Татьяна Соколова,

Выражаю сочувствие в связи с тем, что бизнес-школы (что такое "тренинг-школы" я не знаю) не приняли Ваш продукт.

Однако хочу обратить Ваше внимание на то, что публикация посвящена другой теме.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Ну, зачем эти вульгарные хамские заголовки?

Давайте тогда "кинем бельмо" на вопрос: "почему директора не утруждают свои "силовые службы" обязанностью чистить рыльники халдеям ("по пятницам, когда лишь солнце закатиться")?".

Креативный директор, Москва

Уважаемый Владимир Иванович,

Предлагаю не путать материалы, подготовленные пользователями, и материалы, подготовленные редакцией. В первом случае есть человек, который может возразить: "Давайте поставим другой заголовок". Во втором случае такого человека нет.

Вы считаете этот заголовок хамским, а я, извините, не считаю.

Много раз я объяснял Вам разницу между конструированием заголовка в печатных медиа и в интернете. Вы не изволите эту разницу замечать. ОК.

А я не хочу продолжать этот холивар.:)

Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва
Андрей Семеркин пишет:
Уважаемая Татьяна Соколова,
Выражаю сочувствие в связи с тем, что бизнес-школы (что такое "тренинг-школы" я не знаю) не приняли Ваш продукт.
Однако хочу обратить Ваше внимание на то, что публикация посвящена другой теме.

Уважаемый Андрей.

Будьте тоже внимательны !! :-)

Кто не принял?!! Идёт отбор КАЧЕСТВА внутреннего продвижения. И не Каждой Бизнес - школе наш Продукт передаётся. Почувствуйте разницу, пожалуйста.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Если выпускник провалился на защите выпускной работы, то сие достижение следует 100%-но отнести на счет его руководителя. Потому что, сам факт допуска выпускника на защиту, должен означать, что руководитель его выпускной работы успешно сделал следующее:

.-- Предложил (подсказал) ученику решаемую-результативную задачу.

.-- Предложил («навёл») выпускника на метод решения задачи.

.-- Обеспечил (советами) успешное решение задачи.

.-- Произвёл (руками выпускника!) анализ результатов и сделал выводы об их применимости.

А что если руководитель знал что надо сделать и пытался сделать (вышеперечисленное); но, оказалось, что «не в коня корм»? – Тогда, руководитель обязан был отказать выпускнику в выходе на защиту (ибо, защищать нечего!).

Защита – это, фактически процедура проверки, аналогичная проверке ОТК на производстве. «Провал» на защите означает, что руководитель – бракодел. И ему, безусловно, следует запретить, в дальнейшем, руководить выпускными работами.

А какие меры следует принять к выпускнику?

Если выпускник не согласился с мнением руководителя о недопущении выпускной работы к защите, то ему, конечно, следует пойти навстречу. Возможно, выпускник сумеет доказать свою правоту. Такое бывает. Но, конечно-скорее, выпускник (в дискуссии) получит подтверждение мнения руководителя своей работы.

Если же работа была пропущена к защите и выпускник «завалил» её защиту, то вина полностью должна быть отнесена на счет руководителя. Тогда выпускнику следует назначить другого руководителя и предоставить возможность переделки-пересдачи работы.

Всё это я не сам придумал, а увидел 40 лет назад, из практики своего учителя, Крупмана Леонида Исааковича, и из практики других руководителей аспирантских работ. У Л.И.Крупмана (завлаба ДонНИИчермета) успешно защитились ВСЕ его аспиранты.

.===============================.

Так что, ответы профессора – это антиреклама …

Ну, а как тогда отмечать факт окончания бизнес-школы? – А так. Исходим из того, что потребности-возможности выпускников – разные. У кого-то их хватит только на то, чтобы прослушать курс и успешно сдать все экзамены-зачеты. А кому-то ещё захочется сделать выпускную работу. Таким образом, получается двухстадийное обучение в бизнес-школе: 1-я стадия – стандартное обучение с экзаменами-зачетами; 2-я стадия – выполнение практической работы с её защитой. Естественно, разным стадиям должны соответствовать и разные дипломы. И тогда не понадобится нелепая дилема: либо успешная защита выпускной работы; либо «двойка», как официальный результат бизнес-обучения.

И в этом моём мнении нет ничего нового.

Креативный директор, Москва

Уважаемый Владимир Иванович,

Спасибо за то, что поделились воспоминаниями о практиках времен Вашей молодости.

Разрешите задать вопрос. Случалось ли Вам сотрудничать с бизнес-школами? Если да, то с какими и в каком качестве? Возможно, у Вас есть опыт преподавания, проведения мастер-классов в бизнес-школах? Возможно, Вы выступали в качестве научного руководителя или рецензента дипломной работы? Или принимали участие в работе аттестационной комиссии?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне отказываются от поездок за рубеж из-за скачка курса доллара

Резкое подорожание доллара негативно сказалось на отпускных планах россиян.

Большинство работодателей не приняли решение по новой шкале НДФЛ

В 2025 году в России начнет действовать прогрессивная шкала НДФЛ на доходы физических лиц.

60% работодателей отправят сотрудников на обучение в 2025 году

Среди наиболее востребованных тем обучения: личная эффективность и коммуникации, работа в команде и управление проектами.

Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.