Каким будет МВА в России?

Российское бизнес-образование вступает в новый этап, все более приближаясь к реализации принципов, проверенных многолетней практикой передовых зарубежных стран.

Федеральное законодательство исключило, в частности, программы дополнительного профессионального образования, к которым относились и программы МВА, из системы, регулируемой Федеральными государственными требованиями, а Федеральная антимонопольная служба потребовала исключить государственные дипломы МВА из учебного оборота.

На сегодня 130 учебных заведений предлагают программы МВА, а 102 имеют положительное заключение Совета Минобрнауки по МВА для лицензирования. Как основной соавтор «Государственных требований» к МВА и Председатель упомянутого Совета, я могу утверждать, что такое регулирование в 1999-2012 годах сыграло свою положительную роль, но фактически исчерпало себя. У нас нет оснований сомневаться в серьезности решений высших государственных органов. Хотя желающих продлить жизнь безнадежно больному, почти похороненному, Государственному диплому МВА хватает.

Каждый, кто смотрит в будущее – и бизнес-образования, и своей карьеры – должен понимать, что с 2013 года государственный диплом МВА исчезнет как вид. Нет сомнения, что это подтвердят еще раз приказами Минобрнауки и ФАС и дадут разъяснения потенциальным слушателям школ бизнеса и HR-менеджерам, а руководители школ бизнеса это уже понимают.

Что же дальше? Есть два пути: первый – сохранить государственный диплом МВА в виде диплома магистратуры по новой специализации «Магистр делового администрирования» (для людей с опытом работы) с выдачей полноценного магистерского диплома о Высшем профессиональном образовании по направлению «Менеджмент», но со всеми атрибутами МВА, имеющей у ряда школ бизнеса к тому же международную аккредитацию. Это будет диплом-тяжеловес, наконец-то, узаконивающий статус МВА как второго высшего образования (чего прежний госдиплом МВА не давал). С осени 2012 года лидеры отечественного бизнес-образования, такие как ВШМБ, ИБДА и другие, это предложат отечественному рынку.

Второй путь – остаться в пределах дополнительного негосударственного образования с выдачей «Диплома установленного образца» и отражающего бренд вуза или школы бизнеса. Такие программы могут быть разнообразными (модульные или уикэндные МВА, Executive MBA, дистанционные, проектно-ориентированные, как в «Сколково», например, и другие). Это позволит школам бизнеса проводить разнообразные эксперименты с сохранением сути МВА и приблизить программы к практике бизнеса, а главное, укрепить и развить свой бренд на долгие годы.

Оба пути достаточно перспективны и должны сосуществовать. В поисках новых организационных форм и новых бизнес-образовательных продуктов наше будущее. Это западный путь, значение которого повысится с вступлением России в ВТО. Особенно возрастет значение новой независимой системы российской аккредитации МВА, к созданию которой уже приступили РАБО и другие. И, конечно, вырастет роль зарубежной аккредитации российских школ бизнеса и их рейтингов.

Вот о чем должны думать серьезные люди, намеренные сделать серьезную карьеру с серьезным дипломом. А ностальгировать по безвозвратно ушедшему прошлому и слушать тех, кто подхватывает отрывочные сведения, домыслы и слухи – это несерьезно.

Источник изображения: gsib.ranepa.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В МИРБИС прошел форум «Путь к вершине»

Форум стал площадкой для обмена знаниями, налаживания связей и взаимодействия между экспертами, предпринимателями и будущими лидерами.

«Билайн» и ИТМО открыли совместную дисциплину по устойчивому развитию

Первые лекции от экспертов начнутся уже в феврале 2025 года.

Опубликован рейтинг крупнейших EdTech-компаний в 2024 году

Суммарная выручка крупнейших EdTech-компаний России в 2024 году достигла 144,5 млрд руб., что на 19% больше, чем годом ранее.

«Яндекс» запустил бесплатный курс по работе с персональными данными

Курс поможет малому и среднему бизнесу, а также некоммерческим организациям понять, как безопасно обращаться с личными данными.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как работодатели поздравят сотрудников с 23 Февраля и 8 Марта

По сравнению с прошлым годом, премий и праздничных мероприятий будет меньше, а подарков — больше.

Только 3% россиян хотели бы видеть своим руководителем женщину

Половина опрошенных считают, что мужчины больше расположены к лидерству.

350 иностранных компаний могут вернуться в Россию в 2025 году

Из 560 ушедших из России компаний в 2022 году к концу 2024 года уже вернулись 235 компаний.

Названы самые популярные профессии среди россиян

Лидером списка популярных профессий стала позиция курьера.