Рынок MBA в 2019 году – 5 трендов

В 2018 году профессиональные организации зафиксировали изменения в региональных предпочтениях кандидатов на обучение, что в свою очередь отразилось на рынке глобального бизнес-образования. Так, по данным международной организации GMAC (Graduate Management Admission Council), спрос на программы американских бизнес-школ продолжил снижаться – объем заявок от потенциальных слушателей из-за рубежа на программы MBA в США в 2018 году упал на 10,5%. Напротив, бизнес-университеты Канады, Европы и Азии ощутили заметный подъем (Application Trends Survey Report, 2018). Что за этим стоит? Какие прогнозы дают ведущие эксперты рынка на 2019 год? Об этом – в материале Executive.ru.

1. Спад заявок на программы MBA в США продолжится

Как отмечают эксперты, снижение интереса к американским программам MBA со стороны иностранных слушателей вызвано обеспокоенностью кандидатов негативной иммиграционной риторикой администрации Дональда Трампа. Немаловажную роль также сыграла высокая стоимость обучения. Даже такие гиганты, как Harvard, Wharton и Stanford в прошлом году столкнулись со спадом заявок на свои программы. По мнению представителей бизнес-школ, в 2019 году эта тенденция вероятнее всего продолжится: «Мы не ожидаем, что текущий тренд сойдет на нет – причины для этого по-прежнему существуют. Вполне возможно, что мы увидим некое подобие иммиграционной реформы, но это не произойдет быстро. Школам необходимо учитывать эти процессы и понимать, каким образом ориентироваться на кандидатов из-за рубежа. В противном случае тренд на снижение заявок будет продолжаться», – полагает Билл Булдинг, декан Duke University Fuqua School of Business.

2. Разворот в сторону Канады, Европы и Азии

При наличии альтернативных возможностей за пределами США интерес потенциальных слушателей начали привлекать другие регионы. «США продолжают оставаться ведущим направлением для международных студентов, но очевидно, что страна столкнулась с периодом турбулентности, – отмечает президент GMAC Сангит Чоуфла. – Это ведет к развитию других направлений, таких как Канада и Великобритания».

Канада

Согласно данным GMAC, в 2018 году совокупный рост заявок на обучение в канадских бизнес-школах составил 7,7% (спрос со стороны иностранных кандидатов вырос на 16,4%). Одним из факторов, который повлиял на этот результат, стала канадская иммиграционная политика, которая длительное время делала ставку на высококвалифицированных работников: «Мультикультурный ландшафт сделал Канаду уникальным направлением для международных студентов, позволяющим получить образование и гарантированное трудоустройство после окончания обучения без страха дискриминации», – отмечает Адам Халперт, заместитель директора кадровой службы MBA на факультете управления университета Desautels в Монреале.

Европа

Многих слушателей привлекают европейские программы, поскольку они дешевле и короче по продолжительности, чем в США. В 2018 году совокупный рост заявок на программы бизнес-школ Европы составил 3,2%. По мнению экспертов, этот тренд может продолжиться и в наступившем году, поскольку европейские школы не потеряли своих преимуществ, включая прогрессивную визовую политику в таких странах, как, например, Нидерланды и Германия. Среди дополнительных плюсов европейского бизнес-образования – возможность получить опыт обучения в мультикультурной среде: «В Европе очень разнообразный бизнес-климат, объединяющий вместе разные культуры, но которым приходится сталкиваться с вызовами работы в международных командах. Это само по себе является прекрасным групповым тренингом для развития лидеров, работающих в методологии Agile и предпринимательства, которые смогут справляться с вызовами будущего», – говорит Иоланда Хабетс, руководитель MBA-программ в Vlerick Business School (Бельгия).

Азия

Наиболее заметную позитивную динамику продемонстрировали бизнес-школы Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2018 году рост заявок на их программы составил практически 9%. Среди факторов, ускоривших этот прогресс – растущие доходы в регионе и численность населения. Азиатские студенты тяготеют к обучению на родной земле и демонстрируют рвение к управленческому образованию, особенно в Китае. Показательно, что базирующаяся в Шанхае бизнес-школа CEIBS в 2018 году поднялась сразу на пятую позицию с восьмого места в рейтинге глобальных программ MBA газеты Financial Times, став самой высоко представленной школой из Китая. Как отмечает FT, количество бизнес-школ из Китая, Индии, Сингапура и Австралии в Global MBA Ranking 2019 соответствует количеству 2017 и 2016 годов, что является показателем стабилизации и зрелости рынка MBA в регионе.

Совокупный объем заявок на программы бизнес-школ в 2018 году

Регион

Количество программ

Объем заявок в 2017 году

Объем заявок в 2018 году

Динамика, %

Азиатско-Тихоокеанский регион

38

97 177

105 754

+8,8%

Канада

26

5 456

5 874

+7,7%

Европа

68

37 293

38 493

+3,2%

США

405

150 749

140 864

-6,6%

Показатель учитывает внутренние и международные заявки. Данные из отчета GMAC – Application Trends Survey Report, 2018

В текущем году эксперты также прогнозируют отдельный спрос на специализированные программы MBA в Азии, фокусирующиеся на предпринимательстве, медиа и коммуникациях, управлении в сфере luxury и аналитике: «Три трендовые области, которые мы наблюдаем – это предпринимательство, аналитика и дизайн-мышление», – считает Адитиа Сингх, директор Athena School of Management (Индия). По мнению господина Сингха, для развития программ MBA в Индии есть хороший потенциал. И у этого прогноза есть определенные подтверждения – в частности, бизнес-школа Indian Institute of Management Calcutta в 2018 году поднялась сразу на 29 мест с 78 на 49 строчку в рейтинге глобальных программ MBA от FT, совершив самый большой скачок среди школ, попавших в топ-100.

3. Британские бизнес-школы останутся в плюсе, несмотря на Brexit

Сюрпризом для рынка стал рост заявок на 3,9% в бизнес-школы Великобритании, несмотря на неопределенность, связанную с Brexit. Опасения британских бизнес-школ усиливались в связи с ужесточением иммиграционных ограничений. Тем не менее, падение фунта перевесило все недостатки, сделав курсы более дешевыми для студентов и подогрев интерес к британским программам. «Мы ожидаем, что наступивший год будет активным», – считает директор по набору на программы MBA London Business School Дэвид Симпсон. Оптимизм подкрепляют и результаты рейтинга FT – британские бизнес-школы заняли второе место по представленности в топ-100 после США, продемонстрировав позитивную динамику. В частности, Saïd Business School (University of Oxford) поднялась на 14 позиций на 13-е место, заняв самое высокое место за все время участия в рейтинге с 2001 года.

4. Бизнес-школы будут больше прислушиваться к запросам общества

Бизнес-школы начали более пристально фокусироваться на социально-ориентированном лидерстве. Многие профессиональные организации, занимающиеся рейтингованием программ MBA, также стали включать в критерии оценки программ наличие курсов по корпоративной социальной ответственности. Так, в FT Global MBA Ranking 2019 лидером по этому показателю стала американская бизнес-школа Darden (University of Virginia), благодаря включению в учебный план существенного набора дисциплин по КСО-тематике. По мнению представителей бизнес-школ, этому аспекту необходимо уделять больше внимания и в дальнейшем, чтобы сгладить возможную конфликтность между обществом и властью: «Мы проживаем момент неопределенности в геополитическом контексте. Европа по многим показателям демонстрирует результаты лучше, чем когда либо. Тем не менее, существует растущее чувство фрустрации и разобщенности между разными стратами в обществе и теми, кто находится у власти… Решить эту головоломку помогут бизнес-лидеры, которые осознают ответственность своего положения и нацелены на то, чтобы услышать общество в широком смысле этого слова и справиться с этими щекотливыми проблемами», – отмечает Франц Хейкамп, декан испанской бизнес-школы IESE, лидера прошлогоднего рейтинга FT EMBA в части КСО-дисциплин.

5. Возрастет спрос на технологии и прикладные форматы обучения

Экспертное сообщество обращает внимание на возрастающую потребность среди слушателей в прикладных знаниях. Все большую популярность приобретают смешанные формы обучения, онлайн-форматы и технологические решения, позволяющие смоделировать процессы, приближенные к рабочим: «Я думаю, что возникнет потребность в большем фокусе на прикладном обучении и интеграции академических знаний с бизнес-практикой в реальном времени, отмечает Амир Майкл, директор программ MBA в Durham University Business School (Великобритания). – Мы ожидаем, что у слушателей значительно возрастет потребность в выходе на крупный бизнес. Поэтому мы хотим сформировать их технологические и цифровые навыки, отвечающие стандартам современной индустрии».

Отдельное внимание представители бизнес-школ обращают на то, что в наступившем году т.н. disruptive technologies («подрывные технологии») продолжат оказывать влияние на отраслевое развитие, что в свою очередь может отразиться и на образовательном контенте бизнес-школ: «Много говорят о четвертой индустриальной революции и ее потенциале «подорвать» любую отрасль через масштабную автоматизацию и внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект. Эта тенденция продолжится в 2019 году и позже, – считает Сегран Наир, директор открытых академических программ в University of Cape Town Graduate School of Business (Южная Африка). – В перспективе организациям необходимо будет инвестировать не только в развитие технологических компетенций, но также и в способности своих сотрудников. Очевидно, что бизнес-школы играют здесь ключевую роль».

При подготовке обзора использованы публикации ft.com, businessbecause.com, bloomberg.com, gmac.com

Фото: freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Украина

Международные школы делают очень большой акцент на использование кейсов в работе. С точки зрения умения применять полученные знания - это, пожалуй, самый лучший метод. Хотя и самый утомительный для преподавателя.
Некоторые бизнес-школы, например, Гарвард, делают отличные симуляции для изучения международного бизнеса.

Хотя бизнес-школы и критикуют за якобы оторванность от "реальных бизнес-примеров", в формате "живых кейсов", дискуссионных панелей и пр. есть много возможностей увидеть-услышать то, что делается у коллег в режиме реального времени. Плюс общение за кулисами добавляет интереса!

Директор по маркетингу, Москва

Браво, Людмила! Отличная выкладка.

Уверен дальше будет хуже. Причины? Проще некуда!

1.МВА - мистификация и профанация с самого начала. Никому ничего не дала, ну, разве, что такие же потратившиеся впустую люди давали работу - тн психологическая компенсация.

2.МВА как и ЕГЭ уже полностью себя дискедитировал в разрезе закрепления и своевременного извлечения из ресурсов долговременной памяти актуальной информации.

3. Как вовремя остановившийся потребитель подтверждаю - американские кейсы в России не работают и не будут работать никогда!

4. Вот обладатели заветных сертификатов МВА и пытаются безуспешно внедрить американские схемы на наш рынок, ослабояя его экономику полученными знаниями из источников ангажированных США.

5. Фас меня! Господа и дамы, бизнес-администраторы!))))

Александр Горячесветов +141 Александр Горячесветов Консультант, Саратов


Дмитрий Ляшенко пишет:
Уверен дальше будет хуже. Причины? Проще некуда!

1.МВА - мистификация и профанация с самого начала. Никому ничего не дала, ну, разве, что такие же потратившиеся впустую люди давали работу - тн психологическая компенсация.


Абсолютно согласен!
Подтверждаю сие, как жертва американского обучения.
Их система обучения заточена под малый бизнес. С доходом до 200.000 долларов в год. Практически отсутствует обучение среднему бизнесу. Весь большой бизнес сосредоточен в руках ограниченного круга семей.
Если появляется интересная "тема" и направление, его просто выкупают или отбирают. Оставляя генератора идей управляющим и то на некоторое время.
В таких условиях МВА становится бессмысленным. И просто превращается в клуб.

А вот клубная система в Америке развита очень и очень сильно. Поэтому слушатель МВА, по сути, просто имеет возможность получить некоторые знакомства и не более того.

Курсы МВА - набор бессмысленных курсов "лидеров", психологии управления и поддержания имиджа. Ни о каком стратегическом планировании, системном управлении даже речи не идет.

Представитель иной цивилизации (неамериканской) не может использовать полученные знания. Т.к. система ценностей и менталитет родного общества находится в противоречии с информацией МВА.

Получается - или перестраивай родное общество по американским лекалам или нарабатывай собственный опыт и систематизируй его. ЧТо мы и наблюдаем в Российской системе государственного управления. В этом и кроется противоречия либералов и общества.

На основании чего, вывод: МВА бессмысленная трата ресурсов для получения неприменимого опыта и знаний. И это становится понятным потенциальным абитуриентам.

Однако, остается вопрос к созданию собственной системе обучения стратегическому планированию и управлению.

Директор по маркетингу, Москва
Александр Горячесветов пишет:
На основании чего, вывод: МВА бессмысленная трата ресурсов для получения неприменимого опыта и знаний. И это становится понятным потенциальным абитуриентам.

Александр, мне в середине 2000х много раз рассказывали историю, HRы работодателей настаивали на наличии МВА у соискателей.

У Вас есть такие истории? И чем все успокоились?

Начальник участка, Москва

Когда речь заходит про МВА, постоянно вспоминаю слова нашего сатирика Михаила Задорнова, который ещё лет 10-15 назад, рассказывая про обучение в Америке, удивлялся: " Управление бизнесом состоит из таких составляющих, как анализ, постановка целей, планирование, мотивация, контроль, администрирование... Но на выходе - получается только Мастер Бизнес Администрирования! А куда остальное дели?

Ну, тупыыые!))"

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Константин Столяров пишет:
" Управление бизнесом состоит из таких составляющих, как анализ, постановка целей, планирование, мотивация, контроль, администрирование... Но на выходе - получается только Мастер Бизнес Администрирования! А куда остальное дели?

«Всё проходит. Но кое-что застревает». (А Кнышев)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.