В 2018 году профессиональные организации зафиксировали изменения в региональных предпочтениях кандидатов на обучение, что в свою очередь отразилось на рынке глобального бизнес-образования. Так, по данным международной организации GMAC (Graduate Management Admission Council), спрос на программы американских бизнес-школ продолжил снижаться – объем заявок от потенциальных слушателей из-за рубежа на программы MBA в США в 2018 году упал на 10,5%. Напротив, бизнес-университеты Канады, Европы и Азии ощутили заметный подъем (Application Trends Survey Report, 2018). Что за этим стоит? Какие прогнозы дают ведущие эксперты рынка на 2019 год? Об этом – в материале Executive.ru.
1. Спад заявок на программы MBA в США продолжится
Как отмечают эксперты, снижение интереса к американским программам MBA со стороны иностранных слушателей вызвано обеспокоенностью кандидатов негативной иммиграционной риторикой администрации Дональда Трампа. Немаловажную роль также сыграла высокая стоимость обучения. Даже такие гиганты, как Harvard, Wharton и Stanford в прошлом году столкнулись со спадом заявок на свои программы. По мнению представителей бизнес-школ, в 2019 году эта тенденция вероятнее всего продолжится: «Мы не ожидаем, что текущий тренд сойдет на нет – причины для этого по-прежнему существуют. Вполне возможно, что мы увидим некое подобие иммиграционной реформы, но это не произойдет быстро. Школам необходимо учитывать эти процессы и понимать, каким образом ориентироваться на кандидатов из-за рубежа. В противном случае тренд на снижение заявок будет продолжаться», – полагает Билл Булдинг, декан Duke University Fuqua School of Business.
2. Разворот в сторону Канады, Европы и Азии
При наличии альтернативных возможностей за пределами США интерес потенциальных слушателей начали привлекать другие регионы. «США продолжают оставаться ведущим направлением для международных студентов, но очевидно, что страна столкнулась с периодом турбулентности, – отмечает президент GMAC Сангит Чоуфла. – Это ведет к развитию других направлений, таких как Канада и Великобритания».
Канада
Согласно данным GMAC, в 2018 году совокупный рост заявок на обучение в канадских бизнес-школах составил 7,7% (спрос со стороны иностранных кандидатов вырос на 16,4%). Одним из факторов, который повлиял на этот результат, стала канадская иммиграционная политика, которая длительное время делала ставку на высококвалифицированных работников: «Мультикультурный ландшафт сделал Канаду уникальным направлением для международных студентов, позволяющим получить образование и гарантированное трудоустройство после окончания обучения без страха дискриминации», – отмечает Адам Халперт, заместитель директора кадровой службы MBA на факультете управления университета Desautels в Монреале.
Европа
Многих слушателей привлекают европейские программы, поскольку они дешевле и короче по продолжительности, чем в США. В 2018 году совокупный рост заявок на программы бизнес-школ Европы составил 3,2%. По мнению экспертов, этот тренд может продолжиться и в наступившем году, поскольку европейские школы не потеряли своих преимуществ, включая прогрессивную визовую политику в таких странах, как, например, Нидерланды и Германия. Среди дополнительных плюсов европейского бизнес-образования – возможность получить опыт обучения в мультикультурной среде: «В Европе очень разнообразный бизнес-климат, объединяющий вместе разные культуры, но которым приходится сталкиваться с вызовами работы в международных командах. Это само по себе является прекрасным групповым тренингом для развития лидеров, работающих в методологии Agile и предпринимательства, которые смогут справляться с вызовами будущего», – говорит Иоланда Хабетс, руководитель MBA-программ в Vlerick Business School (Бельгия).
Азия
Наиболее заметную позитивную динамику продемонстрировали бизнес-школы Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2018 году рост заявок на их программы составил практически 9%. Среди факторов, ускоривших этот прогресс – растущие доходы в регионе и численность населения. Азиатские студенты тяготеют к обучению на родной земле и демонстрируют рвение к управленческому образованию, особенно в Китае. Показательно, что базирующаяся в Шанхае бизнес-школа CEIBS в 2018 году поднялась сразу на пятую позицию с восьмого места в рейтинге глобальных программ MBA газеты Financial Times, став самой высоко представленной школой из Китая. Как отмечает FT, количество бизнес-школ из Китая, Индии, Сингапура и Австралии в Global MBA Ranking 2019 соответствует количеству 2017 и 2016 годов, что является показателем стабилизации и зрелости рынка MBA в регионе.
Совокупный объем заявок на программы бизнес-школ в 2018 году
Регион |
Количество программ |
Объем заявок в 2017 году |
Объем заявок в 2018 году |
Динамика, % |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
38 |
97 177 |
105 754 |
+8,8% |
Канада |
26 |
5 456 |
5 874 |
+7,7% |
Европа |
68 |
37 293 |
38 493 |
+3,2% |
США |
405 |
150 749 |
140 864 |
-6,6% |
Показатель учитывает внутренние и международные заявки. Данные из отчета GMAC – Application Trends Survey Report, 2018
В текущем году эксперты также прогнозируют отдельный спрос на специализированные программы MBA в Азии, фокусирующиеся на предпринимательстве, медиа и коммуникациях, управлении в сфере luxury и аналитике: «Три трендовые области, которые мы наблюдаем – это предпринимательство, аналитика и дизайн-мышление», – считает Адитиа Сингх, директор Athena School of Management (Индия). По мнению господина Сингха, для развития программ MBA в Индии есть хороший потенциал. И у этого прогноза есть определенные подтверждения – в частности, бизнес-школа Indian Institute of Management Calcutta в 2018 году поднялась сразу на 29 мест с 78 на 49 строчку в рейтинге глобальных программ MBA от FT, совершив самый большой скачок среди школ, попавших в топ-100.
3. Британские бизнес-школы останутся в плюсе, несмотря на Brexit
Сюрпризом для рынка стал рост заявок на 3,9% в бизнес-школы Великобритании, несмотря на неопределенность, связанную с Brexit. Опасения британских бизнес-школ усиливались в связи с ужесточением иммиграционных ограничений. Тем не менее, падение фунта перевесило все недостатки, сделав курсы более дешевыми для студентов и подогрев интерес к британским программам. «Мы ожидаем, что наступивший год будет активным», – считает директор по набору на программы MBA London Business School Дэвид Симпсон. Оптимизм подкрепляют и результаты рейтинга FT – британские бизнес-школы заняли второе место по представленности в топ-100 после США, продемонстрировав позитивную динамику. В частности, Saïd Business School (University of Oxford) поднялась на 14 позиций на 13-е место, заняв самое высокое место за все время участия в рейтинге с 2001 года.
4. Бизнес-школы будут больше прислушиваться к запросам общества
Бизнес-школы начали более пристально фокусироваться на социально-ориентированном лидерстве. Многие профессиональные организации, занимающиеся рейтингованием программ MBA, также стали включать в критерии оценки программ наличие курсов по корпоративной социальной ответственности. Так, в FT Global MBA Ranking 2019 лидером по этому показателю стала американская бизнес-школа Darden (University of Virginia), благодаря включению в учебный план существенного набора дисциплин по КСО-тематике. По мнению представителей бизнес-школ, этому аспекту необходимо уделять больше внимания и в дальнейшем, чтобы сгладить возможную конфликтность между обществом и властью: «Мы проживаем момент неопределенности в геополитическом контексте. Европа по многим показателям демонстрирует результаты лучше, чем когда либо. Тем не менее, существует растущее чувство фрустрации и разобщенности между разными стратами в обществе и теми, кто находится у власти… Решить эту головоломку помогут бизнес-лидеры, которые осознают ответственность своего положения и нацелены на то, чтобы услышать общество в широком смысле этого слова и справиться с этими щекотливыми проблемами», – отмечает Франц Хейкамп, декан испанской бизнес-школы IESE, лидера прошлогоднего рейтинга FT EMBA в части КСО-дисциплин.
5. Возрастет спрос на технологии и прикладные форматы обучения
Экспертное сообщество обращает внимание на возрастающую потребность среди слушателей в прикладных знаниях. Все большую популярность приобретают смешанные формы обучения, онлайн-форматы и технологические решения, позволяющие смоделировать процессы, приближенные к рабочим: «Я думаю, что возникнет потребность в большем фокусе на прикладном обучении и интеграции академических знаний с бизнес-практикой в реальном времени, отмечает Амир Майкл, директор программ MBA в Durham University Business School (Великобритания). – Мы ожидаем, что у слушателей значительно возрастет потребность в выходе на крупный бизнес. Поэтому мы хотим сформировать их технологические и цифровые навыки, отвечающие стандартам современной индустрии».
Отдельное внимание представители бизнес-школ обращают на то, что в наступившем году т.н. disruptive technologies («подрывные технологии») продолжат оказывать влияние на отраслевое развитие, что в свою очередь может отразиться и на образовательном контенте бизнес-школ: «Много говорят о четвертой индустриальной революции и ее потенциале «подорвать» любую отрасль через масштабную автоматизацию и внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект. Эта тенденция продолжится в 2019 году и позже, – считает Сегран Наир, директор открытых академических программ в University of Cape Town Graduate School of Business (Южная Африка). – В перспективе организациям необходимо будет инвестировать не только в развитие технологических компетенций, но также и в способности своих сотрудников. Очевидно, что бизнес-школы играют здесь ключевую роль».
При подготовке обзора использованы публикации ft.com, businessbecause.com, bloomberg.com, gmac.com
Фото: freepik.com
Международные школы делают очень большой акцент на использование кейсов в работе. С точки зрения умения применять полученные знания - это, пожалуй, самый лучший метод. Хотя и самый утомительный для преподавателя.
Некоторые бизнес-школы, например, Гарвард, делают отличные симуляции для изучения международного бизнеса.
Хотя бизнес-школы и критикуют за якобы оторванность от "реальных бизнес-примеров", в формате "живых кейсов", дискуссионных панелей и пр. есть много возможностей увидеть-услышать то, что делается у коллег в режиме реального времени. Плюс общение за кулисами добавляет интереса!
Браво, Людмила! Отличная выкладка.
Уверен дальше будет хуже. Причины? Проще некуда!
1.МВА - мистификация и профанация с самого начала. Никому ничего не дала, ну, разве, что такие же потратившиеся впустую люди давали работу - тн психологическая компенсация.
2.МВА как и ЕГЭ уже полностью себя дискедитировал в разрезе закрепления и своевременного извлечения из ресурсов долговременной памяти актуальной информации.
3. Как вовремя остановившийся потребитель подтверждаю - американские кейсы в России не работают и не будут работать никогда!
4. Вот обладатели заветных сертификатов МВА и пытаются безуспешно внедрить американские схемы на наш рынок, ослабояя его экономику полученными знаниями из источников ангажированных США.
5. Фас меня! Господа и дамы, бизнес-администраторы!))))
Абсолютно согласен!
Подтверждаю сие, как жертва американского обучения.
Их система обучения заточена под малый бизнес. С доходом до 200.000 долларов в год. Практически отсутствует обучение среднему бизнесу. Весь большой бизнес сосредоточен в руках ограниченного круга семей.
Если появляется интересная "тема" и направление, его просто выкупают или отбирают. Оставляя генератора идей управляющим и то на некоторое время.
В таких условиях МВА становится бессмысленным. И просто превращается в клуб.
А вот клубная система в Америке развита очень и очень сильно. Поэтому слушатель МВА, по сути, просто имеет возможность получить некоторые знакомства и не более того.
Курсы МВА - набор бессмысленных курсов "лидеров", психологии управления и поддержания имиджа. Ни о каком стратегическом планировании, системном управлении даже речи не идет.
Представитель иной цивилизации (неамериканской) не может использовать полученные знания. Т.к. система ценностей и менталитет родного общества находится в противоречии с информацией МВА.
Получается - или перестраивай родное общество по американским лекалам или нарабатывай собственный опыт и систематизируй его. ЧТо мы и наблюдаем в Российской системе государственного управления. В этом и кроется противоречия либералов и общества.
На основании чего, вывод: МВА бессмысленная трата ресурсов для получения неприменимого опыта и знаний. И это становится понятным потенциальным абитуриентам.
Однако, остается вопрос к созданию собственной системе обучения стратегическому планированию и управлению.
Александр, мне в середине 2000х много раз рассказывали историю, HRы работодателей настаивали на наличии МВА у соискателей.
У Вас есть такие истории? И чем все успокоились?
Когда речь заходит про МВА, постоянно вспоминаю слова нашего сатирика Михаила Задорнова, который ещё лет 10-15 назад, рассказывая про обучение в Америке, удивлялся: " Управление бизнесом состоит из таких составляющих, как анализ, постановка целей, планирование, мотивация, контроль, администрирование... Но на выходе - получается только Мастер Бизнес Администрирования! А куда остальное дели?
Ну, тупыыые!))"
«Всё проходит. Но кое-что застревает». (А Кнышев)