От экспедиций до перформанса: как бизнес-школы готовят лидеров

Современная реальность часто требует от бизнес-лидеров умения находить нестандартные решения, перестраиваться и гибко реагировать на возникающие ситуации. Какие инструменты бизнес-школы предлагают руководителям для сохранения внутренней устойчивости в меняющихся условиях? Как программы EMBA помогают слушателям трансформировать сценарии поведения в конфликтных и кризисных ситуациях? О креативных подходах к обучению – в материале Executive.ru.

Что мешает руководителю работать эффективно?

Неспособность выйти из ежедневной рутины – так считают респонденты исследования лидерства, проведенного London Business School (LBS) в 2017 году. В нем приняли участие 1248 топ-менеджеров из частных и государственных компаний. По мнению большинства опрошенных, руководители преимущественно фокусируются на ежедневных активностях, нежели уделяют внимание персональному развитию. И в этом заключается основной барьер для их личного роста. В пятерку факторов, мешающих раскрытию лидерского потенциала, респонденты также включили отсутствие стратегического мышления, неспособность адаптироваться к изменениям, нехватку эмоционального интеллекта, неумение создавать и вести за собой команду.

Как выйти из замкнутого круга и научиться действовать по-другому? Отвечая на этот вопрос, многие бизнес-школы на программах EMBA проводят модули в тренинговом формате. На примере реальных проектов и ситуаций слушатели могут увидеть свои привычные сценарии поведения и получить импульс к формированию новых навыков. «Слушатели и работодатели нуждаются в эмпирическом обучении, – отмечает Дэн Леклер, директор по стратегии и инновациям в AACSB International, организации, занимающейся аккредитацией бизнес-школ. – Компании ценят кандидатов, которые могут работать в разных отраслях, регионах и решать комплексные задачи. На прикладных проектах они часто получают этот опыт».

Для бизнес-школ внедрение креативных методик и инновационных форматов в преподавании становится одним из главных вызовов (Global Business School Leaders’ Survey, AMBA). Тема лидерства по-прежнему остается тем экспериментальным полем, где возможна интеграция подходов из совершенно разных сфер.

Преодолевая трудности

Пересечение дикой местности – одна из форм популярных командных тренингов на программах EMBA. University of Exeter Business School (Великобритания) организует экспедицию для слушателей в крупнейшее горное плато Норвегии – Хардангервидда. Участники экспедиции должны пройти маршрут продолжительностью 50 км по непроторенной местности при минусовых температурах. Далеко не все группы справляются с этим вызовом. Но, по мнению директора программы EMBA Стюарта Робинсона, этот опыт более эффективен для развития лидерства, чем классические лекции, хотя и не заменяет их окончательно: «Если вы изучаете экономику, тогда вам требуется посещать занятия и читать литературу, поскольку эти знания преимущественно теоретические. Но развивать лидерские качества, эмоциональный интеллект и умение принимать решения возможно лишь проживая реальные жизненные ситуации».

По словам одного из слушателей программы EMBA – 52-летнего австралийца, курирующего сбыт в международной компании, – участие в экспедиции усилило его как коммуникатора: «Каждый день у группы был новый лидер. Мне необходимо было обсуждать маршрут, который я наметил, и получить одобрение от каждого. Я научился лучше артикулировать свои идеи, мотивировать других людей, строить общение на доверии».

Под давлением обстоятельств

За последние десять лет швейцарская бизнес-школа IMD усилила эмпирическую составляющую в своей программе EMBA – с 32% до 47%. С 2015 года IMD проводит антикризисный тренинг для руководителей. Он является обязательным модулем в рамках обучения на программе EMBA для слушателей, которые не имеют проблем со здоровьем. Их погружают в экстремальные условия, в которых они демонстрируют навыки антикризисного поведения. Так, первые тренинги проходили в военном бункере в Альпах с участием вооруженных сил. А в этом году участники управляли вымышленным аэропортом, где надо было принимать решения в условиях нехватки сна и информации.

Декан IMD EMBA Стефан Мишель отмечает, что симуляция готовит участников к лидерству в условиях неопределенности: «Проходя опыт кризисных ситуаций, слушатели смогут лучше справляться с реальными трудностями, такими, например, как природные катаклизмы. То, как они отреагируют, может определить судьбу компании и их карьеры». По словам одной из выпускниц программы EMBA, вице-президента по маркетингу и услугам швейцарской энергетической компании, после тренинга она стала чувствовать себя более подготовленной для принятия решений под давлением и поняла, насколько важно делегировать обязанности и устанавливать иерархию в кризисе.

Сингапурская бизнес-школа NUS (National University of Singapore) также предлагает формат обучения через экстрим. Первый раз слушателям EMBA предложили принять участие в ежегодной пешей гонке Gobi Desert Challenge в 2007 году. Но тогда на этот вызов откликнулось только несколько человек. Сегодня около 70% слушателей EMBA в NUS участвуют в экстремальных гонках – выпускники и администраторы программы помогают им основательно подготовиться, рассказывая об основных этапах и опыте предыдущих лет, знакомят их с профессиональными коучами.

Фокус на практике

С 2017 года американская бизнес-школа MIT Sloan School of Management предлагает формат «Labs» – прикладные проекты, в рамках которых слушатели EMBA решают комплексную проблему в организации или разрабатывают собственный стартап. Так, участники одной из проектных лабораторий посетили Пуэрто-Рико, где ураган «Мария» уничтожил магистральную сеть высокого напряжения, вызвав перебои с энергоснабжением. Чтобы решить проблему, они консультировались с комиссией по энергетике Пуэрто-Рико, обсуждали вопросы внедрения микростанций – энергетических источников, которые могут функционировать независимо от главной электросети. Один из участников проекта – 41-летний основатель американской инвестиционной компании – отметил, что благодаря этому опыту он научился быстрее идентифицировать проблемы в собственной организации, напрямую общаясь с акционерами.

Развивать EQ играючи

Далеко не все бизнес-школы прибегают к экстремальным формам обучения. Для развития лидерства некоторые обращаются к искусству перформанса и игровым практикам. Например, слушатели британской Warwick Business School исполняют сцены из пьес Шекспира, а также описывают и проигрывают проблемные ситуации, возникающие на работе. Профессор креативного образования Джонатан Ниландс говорит, что этот курс улучшает навыки ораторского мастерства и придает уверенности в себе. Так, участница программы EMBA в литературной форме описала свой конфликт с коллегой. По ее словам, этот опыт научил ее лучше понимать других людей и выражать собственные чувства. В результате это помогло ей наладить взаимоотношения с сотрудниками и повысить уровень вовлеченности коллег в рабочий процесс. В свою очередь, эта проблема возглавляет пятерку вызовов, с которыми сталкиваются современные руководители, по мнению респондентов исследования LBS.

В период обучения на многих программах EMBA у слушателей есть возможность проработать собственные запросы, касающиеся личных или профессиональных целей, с executive-коучами. Одним из инструментов коучинговой работы также является игра, когда слушателям предлагается посмотреть на сценарий рабочей ситуации из разных ролей и проиграть его. Этот подход в частности практикуется на сессиях трансформационного коучинга в бизнес-школе University of Virginia Darden (США). Согласно данным EMBA Council, с 2013 по 2017 годы количество программ EMBA, предлагающих руководителям возможности коучинговой работы, увеличилось с 68% до 82%. В большинстве бизнес-школ – работа с executive-коучами не является обязательной опцией, а осуществляется исходя из потребностей слушателей.

При подготовке обзора использованы публикации ft.com, mbaworld.com, london.edu

Фото: freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Автор справедливо отмечает, что в пятерку факторов, мешающих раскрытию лидерского потенциала, респонденты также включили отсутствие стратегического мышления, неспособность адаптироваться к изменениям, нехватку эмоционального интеллекта, неумение создавать и вести за собой команду. Но я бы еще добавил незнание и неумение в сфере программно-целевого планирования. Особенно этим страдают наши министры, губернаторы, мэры. Поэтому в России никогда не выполняются национальные программы. Думается, что не будет исполнен и указ Президента № 204. Если не начнутся системные реформы, то не будут выполнены и все программы.

Консультант, Москва

1. Почему-то из лошади предлагают сделать птицу и наоборот. За деньги, конечно.
Ботоксом подкачать можно, поставить перед зеркалом и подписать акт приёма работ.
2. Нет отсроченного результата в спорте. Показатели личностные и формальны. Тяжелоатлету в команде волейболистов не появиться и за деньги.
Также и в команде программистов.
Очевидно, что есть дефект школы и образования управленцев, определяемый мотивом учредителей и родителей.
3. В конце концов конец приходит, тогда и появляется позыв к рассылке резюме, повышение, переход на госслужбу или в политику.

Дефект образования управленцев существует - в отборе.

Руководитель проекта, Москва
Константин Фролов пишет:
Дефект образования управленцев существует - в отборе.

Совершенно верно. Руководитель это талант. Этот талант может быть многоплановым:

  • Есть хорошие стратеги, но плохие руководители операционных структур.
  • Есть хорошие тактики, не видящие целей дальше года.
  • Есть хорошие "командиры отделений", которым не стоит попадать в "генералы".

К сожалению в нашей стране вертикаль "специалистов" не существует, а чем выше руководитель, тем выше зарплата. Посему амбициозные люди (либо амбициозные папы-мамы), не обладая талантом, стараются пролезть в генералы.

Ни у кого не возникает мысли, что некоторым людям никогда не должно быть позволено руководить кем-то кроме себя самого. И то не факт, что можно себя оставить без руководителя.

Генеральный директор, Москва

Не совсем понятен смысл публикации данной статьи т.к. на вопрос о причине удаления моего комментария, сама редакция мне прислала такой ответ:

Представительства иностранных бизнес-школ в РФ не практикуют приемы, о которых говорится в обзоре.

Тогда возникают 2 вопроса:

  1. Почему в России в бизнес-школах не практикуются подобные приемы?
  2. Для кого на нашем Российском форуме были предназначены, приведенные в статье примеры и выводы?
Креативный директор, Москва
Олег Шурин пишет:
1.Почему в России в бизнес-школах не практикуются подобные приемы?
2.Для кого на нашем Российском форуме были предназначены, приведенные в статье примеры и выводы?

Уважаемый Олег,

1. Вопрос к деканам школ.
2. Рубрика "МВА за рубежом" на Ехе существует с 2001 года. В материалах рубрики отражается учебная практика международных бизнес-школ. Эти материалы, адресованы абитуриентам, выпускникам и потенциальным партнерам школ.

Всего Вам доброго!

Аналитик, Москва
Олег Шурин пишет:
Для кого на нашем Российском форуме были предназначены, приведенные в статье примеры и выводы?

Насколько я помню, сообщество считается "международным" с момента основания.

Региональный менеджер, Москва

Спасибо за инфу, нашёл интересные мероприятия. А вот бизнес школы какой-то ерундой занимаются. Я знаю людей, которые сами планируют маршруты по болотам и лесам, причём ориентировка только на местности по болотам бобровыми тропами. Только вот в жизни эти люди ничем не управляют и не руководят. Так и тут, любой неадекват не полезет в экспедицию. А там ещё и каждый день лидер меняется, ну это бреядятина для выкачивания денег по типу: Поступай к нам, у нас вон как круто. Судя по ценам на эти походы, многие залезают с сумасшедшие «ипотечные» долги непонятно ради чего

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.