Программы MBA меняются вслед за стремительными переменами в технологиях и на рынках. Одними из первых на новые тренды и вызовы откликаются в бизнес-школах США. Executive.ru проанализировал 132 курса, которые в 2017 году появились в программах 21 американской школы. Вот 50 самых интересных новинок по семи специализациям.
1. Цифры и еще раз цифры
Все больше новых курсов посвящено тому, как использовать цифровые аналитические методы для развития бизнеса в онлайн-форматах. Только в 2016 году покупки в интернете совершили 1,6 млрд человек. Amazon является девятым по посещаемости сайтом в мире. С ростом интереса к e-commerce зарабатывать на дистанционной торговле стало проще. С другой стороны, растет конкуренция. Чтобы бизнес оставался успешным, компаниям важно уделять особое внимание анализу поведения потребителей и конкурентов.
Следуя за этими трендами, Stanford Graduate School of Business предложила сразу два спецкурса, которые посвящены онлайн-маркетплейсам, таким как Uber, Airbnb и eBay. Основной фокус программ сделан на том, как аналитические инструменты и методы работы с большими данными помогут найти ответы на вызовы, с которыми сталкиваются крупнейшие торговые онлайн-площадки мира. Слушатели курса смогут ознакомиться с кейсами из совершенно разных областей – от транспорта и аренды жилья до электронной торговли и кадровых услуг – через призму применения инструментов D&D (Data and Decisions), OSM (OpenStreetMap) и макроэкономики.
Всего бизнес-школы США представили в 2017 году 18 новых курсов, специализированных на цифровой аналитике. Среди самых актуальных тем: анализ больших данных, использование технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и методов математического моделирования в бизнесе. Несколько курсов также сфокусированы на применении данных в конкретных отраслях – здравоохранении, спортивной сфере. Есть специализированные курсы по работе в системах статистического анализа и визуализации данных Python и R.
2. Финтех-революция
Не уступают по популярности и курсы, посвященные новой экономике, в которой видимое место занимают финтехи. Интерес к финтехам неслучаен. Западные СМИ, в том числе Financial Times, обращают внимание на характерный тренд: среди основателей финтехов много выпускников бизнес-школ. При этом многие из тех, кто сейчас активно развивает свой бизнес, все чаще нуждаются в высококвалифицированных кадрах и нередко возвращаются за ними в бизнес-школы. По данным Goldman Sachs за 2015 год, финтехи все чаще составляют конкуренцию инвестиционным банкам и консалтинговым фирмам на рынке труда: обладателей MBA привлекают быстрорастущие венчурные предприятия, где их рассматривают в качестве значимых игроков команды.
В программах американских бизнес-школ на 2017-2018 учебный год финтехам посвящено шесть новых курсов. При этом тема исследуется в совершенно разных форматах – от курса FinTech: Consumer Financial Services («Финтехи: потребительские финансовые услуги»), который предлагает Columbia Business School, до интенсива Cornell Johnson, состоящего из четырех курсов, запланированных на первые семь недель весеннего семестра 2018 года.
В бизнес-школе Chicago Booth считают, что в финтех-технологиях (криптовалюты и смарт-контракты) заложен серьезный потенциал для запуска революционных изменений в XXI веке. В курсе The FinTech Revolution («Финтех-революция») слушателям расскажут о вызовах и возможностях, которые несут в себе блокчейн-технологии, и проблемах регулирования, которые связаны с их внедрением. Основной фокус сделан на том, как повлияет использование криптовалют на монетарную политику и как отразится внедрение блокчейна на финансовой отчетности, трейдинге и инвестиционном банкинге. Также изучаются возможности применения практики peer-to-peer lending (взаимного кредитования физических лиц посредством блокчейна).
3. Все грани лидерства
Всевозможным аспектам лидерства – культурному, политическому, цифровому, гендерному – посвящены 14 новых курсов. В частности, в центре нескольких курсов – тема «Женщина и лидерство». Отдельное внимание уделено влиянию персональных ценностей на лидерство, моделям и практикам лидерства, а также роли руководителей в процессе проведения изменений в организации.
По-прежнему актуальна тема формирования лидерских качеств. Так, в курсе Spontaneous Management («Спонтанный менеджмент») в бизнес-школе Стэнфорда даются инструменты для улучшения навыков спонтанности, креативности, включенности и командной работы, которые позволяют стать более эффективным лидером, умеющим вдохновлять других людей. Класс основан на техниках импровизации, которые используют актеры. Импровизируя, участники будут учиться развивать сразу несколько навыков: смелость мышления, синхронизация своего поведения с поведением других людей, гибкая реакция на изменение ситуации и сохранение самообладания. Бизнес-лидеры часто нуждаются в этих навыках, например, когда необходимо выступить на совете директоров или провести совещание среди коллег. Помимо импровизационных техник на курсе также отрабатываются навыки сторителлинга, брейнсторминга, креативного взаимодействия в команде и принятия рисков.
4. Предпринимательство и общество
12 новых курсов посвящены различным вопросам, связанным со стартапами, инновациями, использованием гибких проектных методологий, а также отдельным отраслям (прежде всего – здравоохранению). И столько же курсов – 12 – сфокусированы на социальной ответственности бизнеса и инвестициях в социальные проекты.
С целой серией социально-ориентированных курсов выступила школа Northwestern Kellogg. В курсе Social Impact and Technology Innovation («Социальное воздействие и технологические инновации») исследуется влияние на социальную среду новых технологий. При этом слушатели не только будут исследовать, как массовые технологии и инновации адаптируются обществом. Они будут посещать компании, которые внедряют инновации, имеющие огромное значение для людей всего мира.
5. Бизнес и политика
В 2017 году в программах школ США отдельно выделяется тема влияния политического контекста на бизнес. Этот тренд актуализировался после избрания президентом Дональда Трампа. В частности, Аарон Чаттерджи, доцент Fuqua School of Business при Duke University, в своем курсе Strategy Beyond Markets («Стратегия за пределами рынков») говорит топ-менеджерам о необходимости уделять больше внимания социальной проблематике. По его мнению, управленцам необходимы новые инструменты для того, чтобы справляться со сложными социальными вопросами, уметь разбираться в море недостоверной информации и принимать стратегические решения с учетом политической конъюнктуры. Чаттерджи отмечает, что бизнес-лидеры становятся все более политизированными, и этот феномен требует изучения: «С избранием Трампа, ставшего для многих людей переломным моментом, я почувствовал, что может возникнуть потребность поговорить о пересечении политики и бизнеса».
6. Фокус на Китае
Международной проблематике посвящено девять новых курсов. Несколько школ прицельно фокусируется на Китае. Интерес к этой стране связан не только с внушительным объемом китайского ВВП, но и с новыми возможностями, которые может получить международный бизнес, прежде всего на границах финансовых рынков, по мере либерализации экономики КНР и интеграции ее с остальным миром.
В частности, Chicago Booth зимой 2018 года запускает новый курс Chinese Economy and Financial Markets («Китайская экономика и финансовые рынки»), в рамках которого будет проводиться глубокий анализ финансовых рынков этой страны, банковской системы, рынка недвижимости и валютной политики. Будут рассмотрены механизмы, определяющие рост китайской экономики, ее инвестиционные возможности, некоторые быстрорастущие отрасли и бизнес-группы. Не обойдет курс стороной риски для компаний и других стран, связанные с Китаем.
7. Интернет-маркетинг
Маркетинг по-прежнему остается одним из востребованных направлений бизнес-образования, но, по сравнению с 2016 годом, количество новых курсов, анонсированных школами США, сократилось с 19 до 11. При этом новые темы связаны главным образом с цифровым маркетингом. На какие потребности бизнеса они откликаются?
Прежде всего – на высокую потребность в маркетологах-управленцах, умеющих разрабатывать и реализовывать цифровые стратегии и кампании. При этом растут требования к выбору и владению различным профессиональным софтом и сервисами.
Знания в этой области позволяет получить новый курс Chicago Booth, который разработан в формате лаборатории цифрового маркетинга. Его слушатели научатся работать на различных маркетинговых платформах и использовать инструменты, которые помогают создавать цифровой контент и им управлять, размещать рекламу на различных интернет-площадках и анализировать эффективность маркетинговых действий на разных этапах воронки продаж.
Самые плодовитые бизнес-школы
Наибольшее количество новых курсов предложила бизнес-школа Chicago Booth – 18. Среди школ, внедривших более десяти новых курсов – USC Marshall, Stanford и Northwestern Kellogg.
Ряд бизнес-школ сообщили о введении единичных курсов. Даже в школах с краткосрочными программами MBA появились новинки. Примечательно, что среди них выделяются курсы по лидерству.
50 новых курсов в программах бизнес-школ США
Название |
Перевод |
Бизнес-школа |
|
Data-аналитика, искусственный интеллект, цифровизация |
|||
1. Data Science for Online Marketplaces |
Использование методов математического моделирования для онлайн-маркетплейсов |
Stanford |
|
2. Data Analysis with Python |
Анализ данных в Python |
Chicago Booth |
|
3. Data Analysis in R |
Анализ данных в R |
||
4. Business Applications of Natural Language Processing |
Применение в бизнесе технологий обработки естественного языка |
||
5. Online Marketplaces, Accelerated |
Онлайн-маркетплейсы (ускоренный курс) |
Stanford |
|
6. Big Data, Big Responsibilities: The Law and Ethics of Business Analytics |
Большие данные – большая ответственность. Закон и этика в бизнес-аналитике |
Wharton |
|
7. Scaling Operations: Linking Strategy and Execution |
Операции масштабирования: стратегия соединения и выполнения |
||
8. Machine Learning: Algorithms, Applications and Computation |
Машинное обучение: алгоритмы, применение и вычисление |
MIT Sloan |
|
9. Designing Data Products |
Разработка data-продуктов |
Cornell Johnson |
|
10. Data Exploration |
Исследование данных |
Northwestern Kellogg |
|
11. Decision Analytics for Sports |
Аналитика принятия решений для спортивной отрасли |
NYU Stern |
|
12. Digital Foundations for Business Innovation |
Цифровые основы для бизнес-инноваций |
USC Marshall |
|
13. Game Data Analytics |
Игровая аналитика |
||
14. Healthcare Analytics |
Аналитика в здравоохранении |
||
15. R and Python for Business Analytics |
R и Python в бизнес-аналитике |
||
Финтех |
|||
16. The FinTech Revolution |
Финтех-революция |
Chicago Booth |
|
17. FinTech |
Финтехи |
CMU Tepper |
|
18. Fintech Intensive |
Интенсив по финтехам |
Cornell Johnson |
|
19. Foundations of FinTech |
Основы финтехов |
NYU Stern |
|
20. FinTech: Consumer Financial Services |
Финтехи: потребительские финансовые услуги |
Columbia |
|
21. FinTech |
Финтехи |
Yale SOM |
|
Лидерство |
|||
22. Leadership: Execution & Action |
Лидерство в реализации и действии |
Harvard |
|
23. Managing the Future of Work |
Управляя будущим работы |
||
24. The Power of You: Women and Leadership |
Сила в тебе: женщина и лидерство |
Stanford |
|
25. Digital Leadership in Cultural Markets |
Цифровое лидерство на культурных рынках |
Cornell Johnson |
|
26. The Leadership Imperatives of Our Time |
Императивы лидерства нашего времени |
Duke Fuqua |
|
27. Spontaneous Management |
Спонтанный менеджмент |
Stanford |
|
28. Leadership Development Models & Practices |
Модели и практики развития лидерства |
Northwestern Kellogg |
|
29. A View From the Top: The CEO as Change Agent |
Взгляд сверху: CEO как агент изменений |
Indiana Kelley |
|
30. Entrepreneurship and Venture Capital from the Perspective of Women |
Предпринимательство и венчурный капитал глазами женщины |
Stanford |
|
31. Innovation Leadership |
Инновационное лидерство |
Chicago Booth |
|
32. Defining and Communicating your Professional Value |
Определение и трансляция ваших персональных ценностей |
USC Marshall |
|
Предпринимательство, социальная ответственность бизнеса |
|||
33. IFC: Israel; Startups and Venture Capital |
IFC: Израиль, стартапы и венчурный капитал |
Harvard |
|
34. Accounting for Entrepreneurship: From Start Up to IPO |
Отчетность для предпринимателей: от стартапа до IPO |
Chicago Booth |
|
35. Startup Marketing |
Маркетинг стартапов |
||
36. Entrepreneurship in Healthcare: The Practitioner's Perspective |
Предпринимательство в здравоохранении: перспектива глазами практиков |
Dartmouth Tuck |
|
37. Lean Launchpad: How to Build a Scalable Startup |
Запуск Lean: как построить измеряемый стартап |
NYU Stern |
|
38. High-Tech Startups & Products: A Technical Perspective |
Высокотехнологичные стартапы и продукты: техническая перспектива |
||
39. Sales for Startups |
Продажи для стартапов |
UC-Berkeley Haas |
|
40. Entrepreneur’s Guide to Business Structures and Capital Formation |
Гид для предпринимателя по бизнес-структурам и капиталообразованию |
Virginia Darden |
|
41. The Entrepreneur's Guide to Intellectual Property |
Гид для предпринимателя по вопросам интеллектуальной собственности |
USC Marshall |
|
42. Strategic Perspectives in Nonprofit Management |
Стратегические перспективы в управлении НКО |
Northwestern Kellogg |
|
43. Social Impact & Technology Innovation |
Социальное воздействие и технологические инновации |
||
Политика и глобальные вопросы |
|||
44. Strategy Beyond Markets |
Стратегия за пределами рынков |
Duke Fuqua |
|
45. Viral Political Action |
Активное политическое действие |
MIT Sloan |
|
46. Chinese Economy and Financial Markets |
Китайская экономика и финансовые рынки |
Chicago Booth |
|
47. Global Immersion: Growth Opportunities in a Transforming China |
Глобальное погружение: возможности для роста и трансформации в Китае |
Columbia |
|
Интернет-маркетинг |
|||
48. Digital Marketing Intensive |
Интенсив по цифровому маркетингу |
Cornell Johnson |
|
49. Design Thinking |
Дизайн-мышление |
||
50. Digital Marketing and MarTech Lab |
Цифровой маркетинг и MarTechLab |
Chicago Booth |
|
По материалам: poetsandquants.com, ft.com, datawrapper.de, statista.com, webretailer.com
Фото: pixabay.com