Лучшие бизнес-школы: какими станут они через десять лет

Какие ключевые ценности должны предлагать своим слушателям программы MBA? Чему и как должны учить бизнес-школы сегодня и, тем более, завтра? Какие задачи ставит перед ними корпоративная практика? Эти вопросы были в центре внимания дискуссий, которые прошли в январе 2016 года на Гайдаровском форуме, в седьмой раз организованном Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Руководители международных образовательных организаций, школ и корпораций из разных стран нарисовали в своих докладах образ бизнес-образования будущего. Чтобы попасть в это будущее, школы должны решить семь главных задач.

1. «Очеловечивание» программ

Еще 20-30 лет назад бизнес-школы уделяли основное внимание функциональным навыкам: менеджменту, маркетингу, финансам. Но сегодня на первое место вышли навыки общения: лидерские качества, умение управлять собой, эмоциональный интеллект, работа в команде, работа со СМИ, с органами власти, этика бизнеса. Очень важными становятся гуманитарные дисциплины: изучение иностранных языков, традиций и психологии разных народов. Ведь в управленческие и производственные команды все чаще будут входить люди разных культур.

«Лидеры и сотрудники будущего будут отличаться от нынешних, – прогнозирует Пол Джадж, президент Международной ассоциации MBA (AMBA International). – Появится новый тип лидера, который работает вне иерархии. Его главной компетенцией станет работа по привлечению и объединению людей. Это очень важно уже в силу того, что люди эпохи знаний будут менее лояльны организациям. От лидера потребуется умение лично притягивать таланты».

2. Нацеленность на инновации и предпринимательство

Другая тенденция, меняющая классический образ бизнес-школы, – стремительное повышение скоростей, с которыми происходят изменения в технологиях и в экономике. Школы обязаны быстрее реагировать на все эти изменения. Это означает, с одной стороны, ускоренное обновление программ. С другой стороны – смещение фокуса на предпринимательство и внедрение в бизнес-практику инноваций. Каким образом это сделать? Могут ли школы стать катализаторами перемен?

«Могут. Из центров обучения бизнес-школы превращаются интеллектуальные центры», – уверен ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.

«Центром инноваций должны быть не бизнес-школы, а наши выпускники, – акцентирует проректор американского Bentley University Майкл Пейдж. – При этом мы не должны делать из них инноваторов. Мы должны их учить общаться с инноваторами. Они должны уметь находить необходимые человеческие ресурсы в разных странах мира и понимать, как эти «кусочки» соединить, чтобы сделать что-то новое. Они должны уметь интегрировать менеджмент и инновации в структуру своей организации и применять их на новых рынках».

«В стремлении к качеству образования важно не упустить эксперимент. Нужно выйти за рамки стандартных программ обучения. Один из путей – дать возможность студентам знакомиться с опытом всего мира», – считает первый вице-президент Международной ассоциации по развитию университетских бизнес-школ (AACSB International) Тимоти Мескон.

«В бизнес-школах много говорят о том, что нужно учить интерпринеров и лидеров. Но это предпринимательство, это не теория, это создание на базе бизнес-школ кластеров инноваций, венчурного капитализма. Такие примеры мы уже видим в Британии и США», – полагает Виталий Подольский, в прошлом слушатель Chicago Business School, а ныне управляющий партнер ФМФ «Капитал» и член совета директоров Группы «Черкизово».

3. Укрепление связей с корпоративной практикой

Серьезная претензия к программам MBA – отставание от требований корпораций. Даже в лучших международных школах преподаватели предлагают слушателям устаревшие кейсы. В итоге, в реальный бизнес возвращаются выпускники, обогащенные теорией, но часто слабо представляющие, как применить эти знания в конкретной компании.

«Бизнес-школы недостаточно активны в том, чтобы повернуть бизнес лицом к себе, – считает Виталий Подольский. – Но если они сумеют это сделать, то откроют гигантские возможности, в том числе в кризис. Сегодня у российских корпораций все меньше ресурсов, чтобы инвестировать в образование. И при этом у них все выше потребность в таких инвестициях».

Проблема в том, что бизнес-школы не всегда могут предложить корпорациям тот продукт, который им нужен. Есть ли хоть одна бизнес-школа в России, которая обобщила бы международный опыт и дала бы ориентиры, как вести бизнес в условиях экономического эмбарго? Предлагает ли кто-нибудь курс, рассказывающий о том, как работать в условиях обесценивающейся валюты? Такие курсы разработали некоторые школы Бразилии и Турции, в России их пока нет. Нет в линейке российских программ MBA курсов, адаптированных для специалистов розничного банковского бизнеса или для специалистов по управлению большими данными… Это лишь несколько случаев неудовлетворенного спроса, которые прозвучали в ходе дискуссий на Гайдаровском форуме.

В итоге компании не спешат обращаться в российские бизнес-школы за решением своих текущих проблем. А самые крупные из них создают корпоративные университеты и посылают своих топ-менеджеров за рубеж. Пример – Сбербанк, сотрудничающий с пятью иностранными школами, и ни с одной из российских. Какой должна стать бизнес-школа, чтобы быть интересной корпорации?

«Среди ее преподавателей должны быть лидеры бизнес-мысли XXI века, рассказывающие о том, что будет завтра, а не о том, что было вчера, – описывает требования ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерий Катькало. – Мы ищем знания, которые позволяют банку становиться более конкурентоспособным. Поэтому нам нужны в России школы-партнеры, которые находились бы в состоянии постоянных изменений и не боялись конкурировать с зарубежными школами».

4. Конкуренция с корпоративными университетами

Задача корпоративных университетов – повышение квалификации менеджеров среднего звена. Они появились в последние десять-двадцать лет и все чаще заменяют собой подобные курсы, на которых зарабатывают бизнес-школы. Неизбежна ли конкуренция между ними?

«Это устаревший взгляд. Корпоративные университеты – не «домашние» бизнес-школы. Это инструменты реализации стратегии компании и удовлетворения ее текущих потребностей. А бизнес-школы могут предлагать компаниям специальные программы для руководителей старшего звена», – утверждает Валерий Катькало.

«Я работаю в крупных американских корпорациях двадцать лет. И у всех из них есть корпоративные университеты, где обучается средний менеджмент. А высший менеджмент они посылают на программы EMBA, – рассказывает Борис Щербаков, генеральный директор компании Dell в России. – Корпоративные университеты сегодня в России выполняют функции множества отсутствующих образовательных инструментов. Поэтому, определяя инструмент, важно избежать синдрома «все или ничего». У компаний должна быть возможность выбора. Иначе ни о какой эффективности системы образования говорить не придется».

«Если в компании работают преподаватели бизнес-школы – это хорошая синергия. Это дает обеим сторонам новую точку зрения на проблемы и задачи», – полагает Майкл Пейдж.

«Кроме того, бизнес-школы могут и должны играть большую роль в исследованиях для компаний, создании интеллектуальной собственности, – дополняет Виталий Подольский. – У бизнеса потребность в этом огромная. И синергия будет идти в обе стороны. Особенно на фоне неразвитости институтов аналитики в России. То есть школы могут занять то место, которое различные исследовательские центры занимают в Европе».

5. Повышение качества нетворкинга

«Бизнес-школа – это коммьюнити, которое должно быть сильнее, чем Facebook и Linkedin», – афористично формулирует сверхзадачу в этом направлении Виталий Подольский. Среди ценностей, которые предлагает MBA, возможность завязать полезные связи – в одном ряду со знаниями и навыками, необходимыми для карьерного роста. Но когда Chicago Business School спросила выпускников одной из своих программ, готовы ли они рекомендовать ее своим друзьям, 8% среди отказавшихся это сделать сослались на то, что школа не помогла им построить обещанную деловую сеть. И при этом ни один выпускник не высказал разочарования в качестве образования.

Причина проблемы в неоднородности учебных групп, в которые во всех школах мира попадают люди с разным профессиональным и жизненным опытом. Они далеко не всегда интересны друг другу, и после окончания обучения их пути часто расходятся. Как сделать сообщества слушателей более устойчивыми? Ответы на этот вопрос еще предстоит найти. Возможно, один из вариантов ответа – практика школы «Сколково», вовлекающей своих студентов в общение за пределами учебных аудиторий. В «Сколково» создано несколько сообществ, объединенных интересом к редким видам спорта. Есть триатлон-клуб, есть команда навигаторов, участвующая в гонках на яхтах. В результате появляется новая основа для нетворкинга, появляются новые лидеры и завязываются новые связи.

6. Освоение интерактивных и дистанционных технологий

Blended Programs (смешанные программы) – еще один тренд в MBA на ближайшее десятилетие. Они должны объединить лучшее, что накопило традиционное образование и современные технологии. По данным Международной ассоциации развития менеджмента (CEEMAN), объединяющей бизнес-школы Центральной и Восточной Европы, около 70% ее членов уже сегодня используют в обучении компьютерные инструменты: виртуальные симуляторы, онлайн-экзамены и опросы, системы дистанционного обучения. Чаще всего технологические новинки внедряются на магистерских программах, реже на программах Executive MBA и DBA.

Пока обучение посредством общения с компьютером используется как вспомогательный инструмент. В чистом виде e-learning практикует небольшое количество бизнес-школ. Например, среди тех, что имеют аккредитацию AMBA, таких всего 2%. Разработка платформ дистанционного обучения стоит дорого. А в глазах амбициозной бизнес-аудитории, которая стремится получить уникальные знания, ценность e-learning недостаточно велика. Оно не заменяет живое общение с профессурой, неспособно подарить те же яркие эмоции, которые дарит коллективное открытие знаний. Но взрывное развитие современных технологий может изменить ситуацию уже в недалеком будущем.

Новые платформы дадут онлайн-образованию многие преимущества классических школ, вплоть до передачи ощущений, которые возникают у человека, когда он лично присутствует на лекции или научной конференции. Студенты, находящиеся в разных концах мира, смогут учиться и работать как в синхронном, так и в асинхронном режиме. А такие ресурсы, как агрегаторы онлайн-программ edХ, Open University, и даже Linkedin, могут стать крупными ритейлерами бизнес-образования нового поколения, сделав его доступнее и дешевле. Очевидно, если бизнес-школы останутся в стороне от этого процесса, они потеряют многих своих клиентов.

7. Индивидуализация программ

Если корпорации мечтают об индивидуальном подходе, то отдельные слушатели – тем более. Благодаря e-learning первые шаги в этом направлении уже сделаны. В будущем настраивать программы под потребности и возможности студентов позволят технологии обработки больших данных и нейротехнологии.

Уже сегодня как за рубежом, так и в России разработаны устройства, фиксирующие сигналы, которые подает мозг, и позволяющие оценить, насколько глубоко усвоена информация. Если во время лекции раздать это устройство студентам, преподаватель сможет со статистической точностью понять, как сильно привлекли внимание те или иные из показанных слайдов. Дальше повышение интереса к курсу зависит уже только от преподавательского мастерства: все ориентиры для этого есть. А по мере совершенствования нейротехнологий появится возможность оценивать освоение учебного материала по множеству различных параметров. Результатом станет создание индивидуальных курсов, учитывающих уровень знаний и психологические особенности каждого студента.

«На смену интернету придет нейронет, передающий на расстояние не только информацию, но и мысли, образы, какие-то состояния человека, – уверен Евгений Плужник, первый проректор Московского технологического института, ведущего исследования в области нейрообразования.

Но чтобы это будущее стало реальностью, бизнес-школам во всем мире предстоит пройти через те же процессы трансформации, проводить которые обучают их преподаватели: вырабатывать видение, формулировать стратегию, строить бизнес-планы и привлекать инвестиции. По свидетельству ректора Школы управления «Сколково» Андрея Шаронова стартапы в области обучения уже привлекли $1 млрд в мире. Бизнес-школы традиционного формата могут только мечтать о таком финансировании. И это еще одна глобальная задача, которую им предстоит решить, чтобы ответить на вызовы времени.

Источник фото: 24.kz

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Исходя из своего опыта "общения" с контингентом студиозусов и преподов бизнес-школ СПбГУ и РЭА (плешки) могу с уверенностью в 95% прогнозировать,

что

1. цены возрастут,

2. смысл отнюдь.

Профессор, Чебоксары

Пока бизнес-школы не займутся Data Science (наука о данных) ничего хорошего в них не будет и через 10 лет :-)

Мы выявили интересную зависимость (построили вычислительную модель, которая ее выявила): чем меньше в мире (России) физиков и математиков и больше экономистов (бизнес-школ), тем хуже качество жизни человека (в России - особенно).

Директор по маркетингу, Москва

У меня вопрос ко всем - в чем причина неоправданных надежд на бизнес-школы?

Откуда берется гипотеза об их эффективности? Ведь нет на то никаких оснований?

Взять всего две-три цифры

1) Способных к бизнесу - наблюдается у менее, чем 4-5% населения. А если бизнес-школа хочет денег и прибыли, зачем ей фильтровать?

2) Хорошего музыканты-профи, биолога или математика надо учить лет 5-10. Ну а бизнес- школы есть и по 2 года, и даже по году, и хуже того... - берут людей с минимальным опытом и - будьте нате - "за 4 года" выпускают неизвестно что.


3) Статистика по реальной эффективности бизнес-школ - штука весьма непонятная и мягко говоря - невнятная и почти не существующая.


Я вот совсем не против бизнес-школ, наоборот, бизнес-образование очень и очень необходимо развивать в стране, но нельзя ли с цифрами не врать?))


Партнер, Красноярск

Основная причина, думаю - как не учили правильно управлять, так и продолжают "не учить". Как-то глупо по итогу иметь качественный менеджмент, если кроме "тусовки" и "двух-трех приемов" не дают ничего... Не только MBA касается, про "не учили", к великому сожалению.

Руководитель проекта, Москва

добрый вечер, коллеги.

Согласен с Олегом в части "обучения" в бизнес школах.

Согласен и с Леонидом по поводу гипотезы об "эффективности" бизнес школ и их "эволюции" - цены в Зенит" а смысл -ниже плинтуса.

Не согласен с Виктором: какой Data Science? И главное-зачем, если смысл школ не в эффективности образования, а, как правильно заметил Леонид, в росте прибыли. В силу этого не важно, чем они будут заниматься и чему "учить" -результат будет не лучше того, который они демонстрировать всегда!

Вывод: хорошая бизнес школа через 10-15 лет-это зарытая за ненадобностью бизнес школа. Союзу хватало средних профессиональных и высших заведений,обходились без бизнес школ. И дальше надо так делать!))

Партнер, Красноярск

Как-то так. Эффективно управлять (достигать результата затрачивая минимум усилий) надо со школы, вышка закрепляет, остальное даст только практика - по бумажке коммуницировать с людьми не научишься )))

Для постоянного "повышения квалификации" должно быть организовано сообщество, в этом есть ценность, но - по-другому... И, наверное почти бесплатно для участника, иначе массовости не будет - а нужны толпы думающих(!) управленцев

Креативный директор, Москва
Владимир Черкашенко пишет:
Вывод: хорошая бизнес школа через 10-15 лет-это зарытая за ненадобностью бизнес школа. Союзу хватало средних профессиональных и высших заведений,обходились без бизнес школ. И дальше надо так делать!))

"Прошлая жизнь, как старое авто - умиляться можно, но ездить - нет. Отъездили."

М.Жванецкий

* * *

Уважаемый г-н Черкашенко,

В Рунете есть множество порталов, где Ваша ностальгия по СССР будет оценена по достоинству. У портала Executive.ru, как я Вам уже говорил, - иное позиционирование. Спасибо за понимание.

Руководитель проекта, Москва

Андрей, вынужден вступать с Вами в " дискуссию" вторично!. Вы уже вторично отсылаете меня куда-то в инете. Я правильно Вас понял, что на ресурсе высказывание взглядов, не комплиментарных Вашим, запрещено?

Я лишь высказал точку зрения свою по поводу того, что привнесли или могут привнести бизнес школы в наше российское образование. Не более. Ведь ресурс и предназначен для обмена мнениями, верно?

Более того, так как я имею 15 летний опыт преподавания в одном из ведущих вузов экономического профиля, и сам читал и лекции, и вел семинары в бизнес школах, знаю их программы и способ их подготовки, считаю, что имею право высказывать свои суждения по вопросам образования.

По моей ностальгии по СССР. С этим чувством я как-то разберусь сам, без посторонней помощи. Спасибо)

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Владимир Черкашенко пишет:
Андрей, вынужден вступать с Вами в " дискуссию" вторично!. Вы уже вторично отсылаете меня куда-то в инете. Я правильно Вас понял, что на ресурсе высказывание взглядов, не комплиментарных Вашим, запрещено?Я лишь высказал точку зрения свою по поводу того, что привнесли или могут привнести бизнес школы в наше российское образование. Не более. Ведь ресурс и предназначен для обмена мнениями, верно?

Полностью разделяю и поддерживаю. При всем уважении к Андрею Геннадьевичу, подобное "одергивание" не обогащает контент, а делает его стерильным, что и наблюдаем.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Андрей Семеркин пишет:
В Рунете есть множество порталов, где Ваша ностальгия по СССР будет оценена по достоинству. У портала Executive.ru, как я Вам уже говорил, - иное позиционирование.

Это не ностальгия, а напоминание того факта, что в СССР была мощная школа управления. Она, правда, не употребляла термин "менеджмент", но от этого ее значение меньше не стало.
Достаточно спросить об этом того же Якова Моисеевича Миркина, которому тут (и вполне заслуженно) верят безоговорочно. Да и все наши "гуру" вышли из СССР и вряд ли бросят камень в реальные достижения управленческой и экономической науки того времени.
PS. А советом Андрея Геннадьевича, хоть и не мне адресованным, я воспользуюсь хотя бы наполовину - буду еще реже сюда заглядывать, дабы не нарушать хрупкого единомыслия. Посему заранее прошу прощения, что не сразу отвечу на возможные комментарии.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ разработали инновационные ESG-дашборды

ESG-дашборды были подготовлены для компаний «Сбер», «Металлоинвест», X5 Retail Group, EN+, «Полюс» и «Фосагро».

«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.