Семь трендов на рынке российского бизнес-образования

Существует расхожее мнение, что кризис – лучшее время, чтобы пойти учиться. На практике это не совсем так – согласно отчетам GMAC, число поступающих в мировые бизнес-школы в целом снижалось, начиная с кризисного 2008 года, и лишь последние три года относительно стабилизировалось.

При этом бизнес-школы – лидеры рейтингов – проблем с набором новых студентов не испытывают до сих пор, а количество компаний, которые собираются нанимать выпускников программ МВА, согласно опросам, парадоксально растет. Масла в огонь подливают публикации о том, что бизнес-образование сегодня находится в глубоком кризисе, стремительно теряет адекватность потребностям реального бизнеса, а стандарт МВА уходит в небытие. Кому верить и что на самом деле происходит на рынке?

Российский рынок бизнес-образования исторически оторван от мирового и движется по своей особенной траектории. Например, в стране нет ни одной полноценной full-time программы МВА, а сама степень МВА не является «знаком качества» управленца, как, например, в США. Образовательная экосистема не предлагает широкого спектра продуктов в достаточном количестве – таких, например, как короткие открытые программы, а количество дипломных программ, проводимых совместно с международными школами, просто ничтожно. Такая логика развития характерна для страны с быстрорастущей экономикой, в которой локальный опыт и связи ценятся больше, чем глобальное образование. Однако сейчас страна вошла в рецессию, прежние шаблоны больше не работают, и бизнес вынужден искать новые точки роста.

Как это отразится на специфике российского бизнес-образования и какие тренды можно заметить на этом рынке сегодня?

1. Резко обостряется конкуренция бизнес-школ

Конкуренция идет за время и деньги управленцев и собственников бизнеса. Если и раньше для многих менеджеров программы в бизнес-школах конкурировали с инвестициями в бизнес, покупкой недвижимости или даже премиального автомобиля, то завтра эта тенденция только усилится. Действительно, непростая дилемма: куда потратить заработанные $100 тыс. – на обучение или на небольшую квартиру в менее рискованной точке земного шара?

С одной стороны, топ-менеджеры понимают: чтобы двигаться дальше, им требуется перезагрузка и свежий взгляд. С другой – вопрос выживания бизнеса ставит их в подвешенное состояние, при котором очень сложно принять решение о вложениях в собственное развитие на фоне риска быть уволенным или потерять бизнес завтра.

2. Существенно растет уровень требований к образовательным программам

Если раньше степень МВА или Executive MBA рассматривалась как приятный штрих в резюме, то сегодня эта формальность волнует слушателей бизнес-программ все меньше. Куда больше их интересуют практические знания, которые можно применить сразу же, выйдя из дверей бизнес-школы. Мы наблюдаем падение интереса к программам общей направленности и рост спроса на более специфические – например, по специфике ведения бизнеса в Китае, повышению операционной эффективности и построению устойчивых бизнес-моделей.

3. В периоды кризиса растет спрос на короткие образовательные программы

Продолжительностью от четырех до восьми месяцев, и даже короче. Выпадать из бизнеса на длительный срок для занятого топ-менеджера сложно и даже чревато потерей контроля над ситуацией. Бизнес-образование сегодня – это короткая, хорошо продуманная, интенсивная и глубокая встряска, которая расширяет представление о бизнесе, дает новые концепции, позволяет взглянуть на проблемы иначе и дает конкретный инструментарий для их решения. Два года стандартной МВА-программы, так называемый «американский стандарт» – слишком долгий срок, за который мир может катастрофически измениться.

4. Управленцы и собственники бизнеса устали от тренингов

Количество разных тренингов в последние годы росло в геометрической прогрессии, а по факту что-то новое на них получить сложно. Сегодня людям жизненно не хватает продуманной стратегии обучения и ментора, который проведет их сквозь персональную образовательную траекторию. Несомненно, тренинги никуда не уйдут и, возможно, даже смогут получить выгоду от кризисных ситуаций, но аудитория, которая хочет чего-то большего, постепенно приходит в бизнес-школы в поисках более комплексной и глубокой картины. Вообще вопрос о том, кто будет проводником человека в образовательной системе завтрашнего дня, пока что открыт, и у бизнес-школ есть прекрасная возможность занять эту выгодную позицию.

5. Мы видим спрос на бизнес-образование от компаний малого и среднего бизнеса

Несмотря ни на что, этот сегмент жив, развивается, но парадоксально не охвачен бизнес-образованием, в том числе в силу устойчивых стереотипов («бизнес-образование – это для корпораций»). В России очень мало качественных программ для предпринимателей, а термин «стартап» вообще стал ассоциироваться исключительно с онлайн-индустрией. При этом предпринимательская культура в России есть, как и успешные примеры выстраивания реальных бизнесов с нуля. Малому и среднему бизнесу хочется учиться на этих примерах и получать предельно практические решения для проблем, которые встают перед ними в российских условиях. Они хотят выстроить эффективную команду, построить финансовую или организационную модель бизнеса, найти модель роста, новую нишу, новых партнеров, понять роль лидера в бизнесе. Последнее, кстати, особенно важно – ведь большинство подобных компаний живет по «чуйке» собственника или генерального директора, хотя те и не до конца понимают, как могут использовать этот мощный инструмент во влиянии на компанию и сотрудников.

6. Развивается дистанционное образование и онлайн-модели

Не избежит Россия и этого глобального тренда. Именно здесь может наступить переломный момент прямой конкуренции российских бизнес-школ с мировыми – зачем идти учиться теории у малоизвестных российских профессоров, когда можно пройти курс стратегии или маркетинга от международной суперзвезды? Российские потребители уже начали входить во вкус этого нового инструмента профессионального развития, а школы пытаются подхватить тренд и все активнее встраивают онлайн-модули в свои программы.

При этом надо сказать, что существует огромная дыра на рынке с точки зрения качественного российского онлайн-контента. Менеджер, даже знающий английский язык, банально не может пройти онлайн-курс, посвященный запуску и развитию бизнеса в России или специфике управления в отечественной бизнес-культуре. При этом стоит отметить, что в настоящий момент не существует дистанционных технологий развития, так называемых soft skills, и большинство онлайн-курсов являются, по сути, лишь каналом передачи знаний, эффективность которого ставится под сомнение. Значит, школы будут пересматривать соотношение различных компонентов в своих программах и, скорее всего, будут уделять особое внимание развитию навыков, которые можно приобрести только очно и в обсуждении – лидерских, социальных, командных.

7. Слушатели программ все чаще приходят в бизнес-школы в поисках смыслов

Именно смыслов сегодня не хватает в российском обществе. Предприниматель или топ-менеджер – как правило, очень сложная личность, живущая в постоянной борьбе и поиске точек опоры. В периоды кризиса земля буквально уходит у него из-под ног, он остаются один на один с новыми вызовами и проблемами, ему не хватает тех, кто может дать совет или просто поддержать. Поэтому он приходят в бизнес-школу, чтобы найти единомышленников, получить эмоциональную и интеллектуальную поддержку, разобраться в себе, своих мотивациях и в устройстве этого мира.

В нашей бизнес-школе мы наблюдаем интересное проявление этой тенденции – многие предприниматели пытаются искать новые смыслы в совершенно далеких от бизнеса областях. Подтверждение тому – растущая популярность бега и триатлона в среде бизнесменов, у которых, казалось бы, не должно быть на это времени.

Набор дисциплин, преподаваемых в мировых и российских бизнес-школах, довольно стандартный: стратегия, лидерство, финансы, маркетинг, управление. То есть примерно такой же, как был десять и двадцать лет назад. Консервативность существующих моделей мировых университетов и бизнес-школ, равно как и ограничения рейтингов и стандартов, не позволяют им оперативно адаптировать программы под запросы рынка, и с этой точки зрения российские школы находятся в более предпочтительной ситуации. Им надо лишь понять, что хочет рынок и предложить продукт, который принесет бизнесу реальную пользу.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Для кого эта публикация? Слушателям программ это не нужно. Для тех, кто в отечественном бизнес-образовании, - эти месиджи банальная повседневность. Наверное, для галочки или писать больше не о чем ?

Консультант, Красноярск

Очень интересный вывод: «Такая логика развития характерна для страны с быстрорастущей экономикой, в которой локальный опыт и связи ценятся больше, чем глобальное образование» Но проблема не в быстрорастущей экономики, а сырьевом секторе, где важно сесть на трубу, а квалификация не столь важна. Лояльность- основа такого бизнеса.
А дальше еще веселее:
1. Резко обостряется конкуренция бизнес-школ
Цитата:» Действительно, непростая дилемма: куда потратить заработанные $100 тыс. – на обучение или на небольшую квартиру в менее рискованной точке земного шара?» Такие мысли могут прийти в голову только тем, кто не верит, что знания нужны и принесут дополнительный доход. Это психология России.
2. Существенно растет уровень требований к образовательным программам
Цитата:» Мы наблюдаем падение интереса к программам общей направленности и рост спроса на более специфические – например, по специфике ведения бизнеса в Китае, повышению операционной эффективности и построению устойчивых бизнес-моделей.» То есть, раньше организатору обучения можно было просто халявить, так как общие программы – это просто путь к диплому как бумажке.
Ну, и шедевр – это последние фразы статьи: «Консервативность существующих моделей мировых университетов и бизнес-школ, равно как и ограничения рейтингов и стандартов, не позволяют им оперативно адаптировать программы под запросы рынка, и с этой точки зрения российские школы находятся в более предпочтительной ситуации. Им надо лишь понять, что хочет рынок и предложить продукт, который принесет бизнесу реальную пользу»
Какой пустяк нужно сделать .Разве это не основная задача бизнесмена и конечный результат его деятельности?

Креативный директор, Москва
Валериан Макацария пишет: Для кого эта публикация? Слушателям программ это не нужно. Для тех, кто в отечественном бизнес-образовании, - эти месиджи банальная повседневность. Наверное, для галочки или писать больше не о чем ?
1. Не уверен в том, что выбранный Вами тон подходит для обсуждения темы. 2. Бизнес-образование (анализ отрасли, состояние спроса и предложения, тренды...) - профильная тема для Exe. Эти публикации адресованы и тем, кто генерирует спрос (абитуриенты, слушатели, выпускники), и тем, кто генерирует предложение (деканы, преподаватели), и тем, кто ''находится рядом'' со школами (тренеры, журналисты, маркетологи...).
Креативный директор, Москва
Николай Перов пишет: Ну, и шедевр – это последние фразы статьи: «Консервативность существующих моделей мировых университетов и бизнес-школ, равно как и ограничения рейтингов и стандартов, не позволяют им оперативно адаптировать программы под запросы рынка, и с этой точки зрения российские школы находятся в более предпочтительной ситуации. Им надо лишь понять, что хочет рынок и предложить продукт, который принесет бизнесу реальную пользу» Какой пустяк нужно сделать .Разве это не основная задача бизнесмена и конечный результат его деятельности?
Университет и бизнесмен в моем понимании - не одно и то же. ))
Консультант, Красноярск

Алесей, но ведь я цитировал моменты, связанные с бизнес-образованием. Выбор потребителя как потратить деньги, адаптация программы(читай продукта)под запросы рынка. Это же не просто процесс передачи знаний, этот процесс получения дохода за счет обучения.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Андрей Семеркин пишет: Университет и бизнесмен в моем понимании - не одно и то же. ))
Хорошо, Андрей, в этом Вы, безусловно, правы - человек не может быть тем же, что и учебное заведение (в Британии, например, все учебные заведения, включая бизнес-школы(sic!), зарегистрированы как благотворительные организации, т.е. не платят налог на прибыль и могут получать любые пожертвования, а вот бизнес-школа является бизнесом? PS. Судя по должности автора статьи, в России бизнес-школа является чем-то вроде войсковой части :)
Руководитель проекта, Швейцария

Пожалуйста, подскажите, как я могу отписаться от получения новых сообщений этого форума? Поставлена галочка, но отменить ее я не могу... Спасибо заранее.

Креативный директор, Москва

Да, бизнес-школа является бизнесом. но... В РФ есть бизнес-школы двух типов:

1. Частные: МИРБИС, ''Синергия''...
2. Действующие в качестве подразделений гос.университетов - подавляющее большинство.

Школы первого типа могут сами определять характеристики учебного продукта, организацию учебного процесса, ценообразование..., что они и делают.

Школы второго типа связаны по рукам и ногам: каждое действие они вынуждены согласовывать с аппаратом университетов (с советами и комиссиями, к которых собраны люди, не имеющие никакого отношения к бизнесу), доказывая очевидное и ежедневно отстаивая перед материнской организацией свое право на существование :) Школы отдают университетам от 30 до 40% дохода (не прибыли). Таким образом, ИМХО, аффилированность с материнской организацией - страшнее конкуренции. :)) Рассуждения о гибкости российских бизнес-школ или о их бизнесОвости в моем понимании надо вести с учетом этих обстоятельств.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Андрей Семеркин пишет: Таким образом, ИМХО, аффилированность с материнской организацией - страшнее конкуренции. :))
Вообще-то под ''материнской организацией'' Вы здесь понимаете институционального владельца и/или франчайзера. Если Вам не нравится корпоративное управление, то ... как я Вас понимаю :)
Креативный директор, Москва

Если школа является подразделением/ факультетом гос. университета, то кем является университет по отношению к школе? Наверное, да - институциональным владельцем. Возможно, существуют более точные юр. термины, но я никогда об этом не задумывался.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ разработали инновационные ESG-дашборды

ESG-дашборды были подготовлены для компаний «Сбер», «Металлоинвест», X5 Retail Group, EN+, «Полюс» и «Фосагро».

«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.