Почему российский бизнес уже никогда не будет таким, как до кризиса

Святослав Бирюлин, «Управление бизнесом в России. Записки практика» — М., 2016.

Святослав Бирюлин – управленец с двадцатилетним опытом, основатель консалтинговой компании Sapiens Consulting. В его новой книге собраны статьи и материалы из блогов, написанные в 2013-2016 годах. Это не учебник, это сборник публикаций на различные темы, отражающий опыт, накопленный автором за годы управления компаниями в России и консультирования. Книга разбита на пять разделов: «Концепции управления бизнесом», «Маркетинг», «Управленческий практикум», «Персонал», «С улыбкой». Она будет интересна предпринимателям, генеральным директорам и тем, кто хочет ими стать. Скачать книгу можно на сайтах Ozon.ru и Litres.ru.

Конец эпохи

Уверен – через много лет 2015 год будут вспоминать как последний год российского бизнеса в том виде, в котором он просуществовал с самых первых кооперативов конца 1980-х. Потому что, начиная с 2016 года, существование такого бизнеса станет невозможным, а о том, что родится на его месте, можно только гадать.

Двадцать пять лет назад в фундамент большинства частных коммерческих организаций в России была заложена модель роста. Основной задачей предпринимателей был постоянный поиск рыночных ниш, продуктов или отраслей, сулящих быстрый прирост бизнеса. В 1990-е, к примеру, успешной «темой» были поставки одежды из Турции, в начале 2000-х – туризм, в конце 2000-х интернет и социальные сети. Строительство, продажа автомобилей, сети салонов сотовой связи – все эти рынки в какой-то момент стали интересными «темами», в которые бизнес разных калибров направил инвестиции и усилия.

С одной стороны, предпринимательство и состоит в непрерывном поиске перспективных продуктов и рыночных ниш. Высший смысл бизнеса заключается в постоянном перенаправлении ресурсов в зоны максимальной отдачи. Локальная балансировка ассортиментного портфеля отдельно взятого бизнеса и венчурные инвестиции – явления одной природы, и то, и другое, в сущности, направление средств в наиболее маржинальные проекты. Если предприниматель видит возможность направить свои инвестиции (в том числе и нематериальные) в проект с доходностью выше средней, он просто обязан это сделать.

Проблема российских предпринимателей в том, что таких зон в последние 25 лет было слишком много. Помимо естественного для того уровня развития экономики России роста большинства рынков им помогал технологический рост. Эпоха интернета, мобильных устройств, социальных сетей на глазах создавали новые маржинальные и стремительно растущие рынки, вокруг которых взрывными волнами зарождались смежные, обслуживающие рынки – от служб доставки, дата-центров и вышек сотовой связи до специальных агентств типа Pruffi, сфокусированных на хэдхантинге специалистов для новых рынков. Возможности бизнесменов по перенаправлению ресурсов ограничивались только самим объемом этих ресурсов, что частично решалось при помощи различных форм заимствований. Все вокруг инвестировали и «занимались новыми темами».

Это помогало быстро наращивать объемы бизнеса и зарабатывать состояния. Однако оборотной стороной этого роста была возможность расти без повышения эффективности. Многие СМИ приводили удручающие данные о производительности труда в России по сравнению с другими странами – это тоже следствие слишком быстрого роста. Бороться за операционную эффективность бизнеса было некогда и незачем, гораздо быстрее и выгоднее было найти новую нишу или отрасль и переключиться на них. Именно поэтому в России не развивались такие обязательные бизнес-дисциплины, как, к примеру, маркетинг. Роль маркетолога исполнял владелец бизнеса, находящийся в постоянном поиске новых маржинальных игрушек. Ценность, которую текущие продукты и бизнесы генерировали для действующих клиентов, имела куда меньшее значение, нежели поиск новых клиентов или выход в другие рыночные ниши.

Однако эта эпоха закончилась, и виной тому сразу четыре тренда, наложившиеся друг на друга и друг друга усилившие.

Во-первых, естественный рост многих рынков закончился, они подошли к насыщению. Даже если бы не экономический спад, россияне уже не стали бы намного больше есть и дороже одеваться. Широкополосным интернетом не покрыты разве что совсем удаленные населенные пункты. У каждого россиянина есть как минимум один мобильный телефон. В некоторых регионах уже более 80% окон – пластиковые.

Во-вторых, общий экономический спад затормозит рост даже в перспективных зонах. Россияне научились экономить в кризис и не хотят тратиться на ненужное. А некоторые рынки, например выездной туризм, добивают политические осложнения.

В-третьих, очевидно, что эра потребительского кредитования заканчивается. Наученные горьким опытом, банки не хотят больше давать, а население – больше брать, особенно под сегодняшние проценты.

В-четвертых, судя по всему, очередной технологический виток подошел к концу, и начинается период затишья. Технологии будут развиваться поступательно, и до следующего продукта, который изменит мир, как это сделал мобильный телефон, еще долго. Отдельные попытки «переизобрести» привычные вещи, например, беспилотный электромобиль, предпринимаются, но если они и изменят мир, то не в ближайшие два-три года.

Возможностей для перенаправления ресурсов стало на порядок меньше, и это заставит предпринимателей обратить взоры не только на рынок, но и внутрь своих бизнесов. Косметические улучшения вроде оптимизации штата, какими можно было отбиваться от спада в 2008 году, уже не помогут, потребуется более системная работа. Возникнет интерес к маркетингу, поскольку война за потребителя начнется нешуточная. В производственных компаниях начнется настоящая, а не бутафорская работа по повышению производительности. Возрастет качество долгосрочного планирования, в том числе стратегического. Эпоху ярких предпринимателей сменит век эффективных менеджеров.

А вот если кто и вырастет в ближайшее время, так это аутсорсинг. Бизнесмены наконец поймут, что фокусироваться на основном продукте выгоднее, чем самим убирать свои офисы и вести бухучет.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-консультант, Москва

Интересная статья, интересный подход к оценке ситуации. Хотела бы прокомментировать пункт 4, про технологический виток, с остальным согласна практически полностью.

Не очень понятно, что автор имеет в виду под терминами "технологический виток" и "технологии". Я бы в этот раздел включила бы то, что происходит в мире и в России (у нас, к сожалению, пока недостаточно быстро с моей точки зрения, отсюда и задержка в развитии). Имею в виду резкое повышения уровня автоматизации выполнения всех работ, включая использование элементов искусственного интеллекта, предиктивной аналитики и машинного обучения. Причем интеллектуальная составляющая все больше увеличивает свою долю в общем объеме подобной деятельности. Т.е. имеет место перекладывание на плечи "машин" не только рутинной работы, но все чаще задач, требующих интеллектуальной деятельности. Вот тут много чего происходит, но, к сожалению, мало кто об этом знает. Знает, как правило, только тот, кто с этим непосредственно связан, каждый в своей области, да и то не всегда. В этом я вижу прорыв и массу возможностей. Только не надо этому мешать, а надо, наоборот, популяризировать и создавать законодательную базу, максимально поддерживать виды деятельности по созданию и внедрению таких наработок. Пока, к сожалению тут у нас "каменный век" и "утечка мозгов" с этими самыми невостребованными или "убитыми" идеями.


Генеральный директор, Москва

согласен с автором насчёт повышения производительности. Сейчас многие российские компании начинают об этом задумываться.

Генеральный директор, Москва

Добрый день! Под технологическим витком я подразумевал, скорее, глобальный технологический прорыв. Такими прорывали были - микрочип (позволивший резко повысить производительность компьютеров), интернет, мобильные технологии. Они не только меняли мир, они открывали фантастические новые возможности для бизнеса. Но после таких прорывов часто следуют "плато", периоды затишья перед следующим рывком, качественным скачком. Я не эксперт, но на мой взгляд в ближайшие несколько лет технологического прорыва не будут, будут лишь количественные улучшения и изменения.

Директор по рекламе, Москва

Насчет смены технологических укладов (всех этих витков и поколений, после которых можно производить пластиковые окна) - в 80-е в СССР не заметили смены поколений, чтобы видеть такие вещи нужен подготовленный способ рефлексии, наверно и сегодня история повторяется

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Дмитрий Федоров пишет: подготовленный способ рефлексии, наверно и сегодня история повторяется

Здесь ещё вопрос -> люди нужны. Пассионарности уже достаточно много, Рефлексии? - половина статей на форуме начинается -"Как .... " чего то там сделать .... Не хватает методологов, чтобы это "Как" не превращалось в информационный шум.

Директор по рекламе, Москва
Александр Соловьев пишет:
Не хватает методологов

Извините за мнение, с методологами тоже не все ок, младший Щедровицкий жестко стоит на позиции оперирования в рамках как аксиомы, но например в рекламке мы управляли процессами опираясь на казалось бы недоступное и еще не приобретенное, находящееся вне контура управления. Т.е. методологам нужно развивать метарефлексию, а они закрыли конференции и это в то время когда следующий технологический уклад походу в существенной своей доле это интеграция стратегий систем обработки данных - все эти big data и все такое, еще раз извините за мнение но я иду от практики в рекламе, а не от аксиоматики

они сокрушались что много финансов уходит на конференции, а можно было не проводить их дорого а сделать лабораторией при университетах, где залы дали бы даром, да и местная наука бы поработала

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Дмитрий Федоров пишет: опираясь на казалось бы недоступное и еще не приобретенное, находящееся вне контура управления.

Вы тоже методологи :) - Что Вам младший Щедровицкий?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Дмитрий Федоров пишет: процессами опираясь на казалось бы недоступное и еще не приобретенное, находящееся вне контура управления.

Не совсем понял, что имели в виду.

У Щедровицкого старшего Контур как "очертания" того, что он описывает, или ещё "условно", как путь по которому рефлексия "циркулирует". Когда работает интуиция и используются эвристические методы, обратная связь часто отсутствует

Директор по рекламе, Москва
Александр Соловьев пишет:
У Щедровицкого старшего

на одной из конференций младший опровергал спикера, который намекнул о управлении ресурсами, находящимися вне управляющего контура и не во владении управляющего

но в рекламе мы управляем поведением целевой аудитории планируя закупки медиа пространства, которого может и не быть (оно может быть выкуплено другими) поэтому медиа селлеры могут предложить замену но она может быть бесполезной, потому что они выбирают замену по своим критериям, а нам нужно по другим и много других неопределенностей целый список но все в результате работает

т.е. мы управляем далеким будущим и совсем не нашими ресурсами, в коммуникациях (а сегодня коммуникации это все в мире) все несколько иначе чем в теории младшего, именно поэтому и сборник трудов старшего издавали с такими сложностями, а могли бы заявить вклад старшего значительно актуальнее

Руководитель проекта, Москва

"Уверен – через много лет 2015 год будут вспоминать как последний год российского бизнеса в том виде, в котором он просуществовал с самых первых кооперативов конца 1980-х. Потому что, начиная с 2016 года, существование такого бизнеса станет невозможным, а о том, что родится на его месте, можно только гадать."

Золотые слова! Все верно! за 25 лет российский бизнес успешно доказал свою несостоятельность и неспособность к воспроизводству ресурсной базы используемой им, бизнесом, для создания финансовых потоков. Ресурсы ("трудовые/сырье(земельные)/кап.вложения") ручейками/реками перетекающие в, из созданного до него, должны кончиться. Произойдет ли это в 2015 г. - сложно сказать.

"1- Возникнет интерес к маркетингу, 2 -поскольку война за потребителя начнется нешуточная. 3- В производственных компаниях начнется настоящая, а не бутафорская работа по повышению производительности. 4 - Возрастет качество долгосрочного планирования, в том числе стратегического. 5 -Эпоху ярких предпринимателей сменит век эффективных менеджеров." .

1- Похоже на лозунг.

2 -А может просто договорятся?

3 - уже идет полным ходом, количество работающих неуклонно сокращается

4- Опять лозунг

5 - избави нас от этого


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.