В нем нуждаются. Оно доступное, гибкое, позволяет учиться 24 часа в сутки практически из любого места. В нем заинтересованы работодатели, его внедряют вузы и бизнес-школы, его осваивают люди всех возрастов и поколений. Онлайн-образование – это уже не дань моде, а явление, которое меняет окружающий нас мир и по важности приравнивается к изобретению печатного станка. О растущей роли онлайн-образования Executive.ru пообщался с Максимом Поташевым и Нейлом Брэдманом, которые преподают на образовательной онлайн площадке Besmart.
Максим Поташев – магистр интеллектуальной телеигры «Что? Где? Когда?», три раза получал главный приз «Хрустальная сова», является членом правления и вице-президентом Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?», президентом «Федерации спортивного бриджа России». По профессии – финансовый аналитик и математик, управляющий партнер R&P consulting, эксперт в сфере маркетинга, клиентского сервиса, розничных продаж, управления проектами, организации бизнес-процессов.
Доктор Нейл Брэдман – исследователь-генетик, председатель Центра генетической антропологии в University College London, председатель компании Henry Stewart Talks – компании с более чем 45-летним опытом в сфере разработки и развития прогрессивных видов высшего, послевузовского и непрерывного профессионального образования, член Института сертифицированных бухгалтеров и аудиторов Англии и Уэльса (FCA).
Executive.ru: Почему растет сектор онлайн-образования? Что это – модная игрушка, дополняющая обычное образование, или начало системных перемен в индустрии?
Максим Поташев: Во-первых, интернет позволяет значительно расширить целевую аудиторию. Жители российских городов-миллионников избалованы хорошими лекторами, которые туда регулярно приезжают, у многих других россиян желание учиться ничуть не меньше, а возможностей для этого не так много. Есть также люди с ограниченными возможностями, мамы в декретном отпуске и т.д. Онлайн-формат частично решает эти проблемы. Во-вторых, эта форма чрезвычайно удобна. Вы можете учиться, не вставая с кресла, не выходя из дома – что может быть привлекательнее? Человек вообще очень ленивое существо. В-третьих, как правило, онлайновые курсы для слушателей значительно дешевле. Это, конечно, тоже очень важный фактор. Некоторое падение качества обучения, а оно неизбежно при онлайн-формате, компенсируется доступностью, удобством и дешевизной. Так что это направление в образовании уже занимает существенную долю рынка и неизбежно будет развиваться.
Executive.ru: Наблюдаете ли вы рост спроса на онлайн-курсы среди работодателей?
Н.Б.: Мы выпускаем и публикуем две обширные библиотеки аудиовизуальных онлайн лекций. Одна в сфере биомедицинских и естественных наук, а вторая в сфере бизнеса, маркетинга и менеджмента. Мы были пионерами в этой сфере около 10 лет назад, когда поняли, что есть спрос на непрерывное профессиональное образование онлайн. Сегодня со стороны бизнеса ощущается огромный интерес к высококачественному, стоящему доверия образованию онлайн. От углубленных лекций ведущих мировых специалистов, организованных как полные онлайн курсы (например, по различным аспектам бизнеса, маркетинга и менеджмента), до тематических исследований и вебинаров.
М.П.: Сегодня повышением квалификации сотрудников всерьез озабочены, в основном, крупные компании. Именно они создают собственные корпоративные университеты, они могут позволить себе приглашать сильных лекторов и тренеров для работы с живой аудиторией, часто сами имеют в штате хороших тренеров. Однако и к ним постепенно приходит понимание того факта, что онлайн-формат позволяет серьезно сократить бюджет на образовательные программы (особенно это касается компаний, имеющих филиалы в разных регионах России) и расширить спектр программ. Часто драйвером в этом процессе выступает не HR, а руководство IT-подразделений.
Executive.ru: Происходит ли «взросление» аудитории онлайн-образования? Как меняется соотношение «возраст слушателя – уровень спроса»?
Н.Б.: Молодежь всегда воспринимает новинки легче и быстрее, чем их старшие коллеги, но в сфере онлайн-образования мы наблюдаем тенденцию, в которой молодые коллеги прекрасно передают их быстро нажитый опыт старшим. Факт остается фактом – в современном мире вы либо примете новые технологии, либо очень скоро обнаружите угрозу остаться без работы. Любой вид «изучения» и «просвещения» требует больших усилий и приверженности. Каждый человек, который пробовал учиться играть на музыкальном инструменте, знает это. То же самое и в процессе развития деловых навыков. Я стал дипломированным бухгалтером, обучаясь с помощью переписки – самая близкая концепция к современным онлайн возможностям. С развитием технологий я, будучи председателем компании, которому за 70, перешел на онлайн-образование и сегодня просвещаюсь таким образом три-четыре часа ежедневно. Самомотивированное «изучение» и «просвещение» является одним из ключей долгой и успешной карьеры.
М.П.: Это очень зависит от тематики, так, аудитория различных онлайновых бизнес-тренингов мало отличается от аудитории аналогичных офлайновых программ. То есть это люди, профессионально занимающиеся маркетингом, продажами, подбором персонала и т.д. и стремящиеся получить новые знания в близкой им области. Им в среднем от 25 до 40 лет, образование высшее, мужчины составляют 55-60%, любят учиться и используют для этого любую возможность. Различные психологические тренинги по саморазвитию в онлайне тоже собирают примерно ту же аудиторию, что и в офлайне – в основном женщины (до 80%), образование – от среднего до высшего, возраст – от 25 лет до пенсионного. А вот что касается набирающих все большую популярность навыковых тренингов – там аудитория отличается очень сильно. Я имею в виду тренинги, в рамках которых люди делятся какими-то простыми, но полезными умениями – как правильно приготовить подкормку для рыбы перед рыбалкой, как своими силами починить упавший в воду телефон и т.п. В англоязычном интернете это очень популярное направление, в рунете оно только зарождается, но явно имеет большое будущее.
Executive.ru: Есть ли среди ваших знакомых преподавателей те, кто до сих пор избегает диалога со слушателем? Каков ваш опыт?
Н.Б.: У нас ни один наш лектор не против того, чтобы услышать реакцию или вопрос о прочитанной им лекции.
М.П.: Для меня онлайн-курсы – не самый удобный формат. Я люблю личный контакт с аудиторией, возможность смотреть слушателям в глаза, улавливать их настроение, оперативно реагировать на моменты, когда они что-то не поняли или им стало скучно. Тем не менее, на онлайн-образование по объективным причинам запрос настолько велик, что любой, кто активно занимается преподавательской деятельностью, должен быть готов откликнуться. При этом варианты моего взаимодействия с публикой зависят от платформы, что, в свою очередь, определяется организаторами онлайн-трансляции. Чаще всего онлайн-семинары проходят в формате лекции с возможностью демонстрации слайдов, а у слушателей есть возможность задавать вопросы лектору в чате и получать на них достаточно оперативные ответы. Другой вариант – видео-лекция без обратной связи, которую все заинтересовавшиеся могут скачать и посмотреть, когда им удобно. После этого у них есть возможность задать вопросы лектору в форуме или блоге.
Executive.ru: Как не нарваться на продукт второго сорта при выборе онлайн-курса?
М.П.: Риск, разумеется, велик. У меня нет готового рецепта. Понятно, что имеет смысл ориентироваться на известность преподавателя, хотя, конечно, громкое имя далеко не всегда является гарантией качества. Почти всегда можно найти отзывы тех, кто уже слушал этого преподавателя, хотя полностью доверять им тоже нельзя. Люди разные и, зачастую, хотят разного. Стоит ориентироваться также на репутацию площадки, предлагающей данный курс. Некоторые из них создают специальные экспертные советы, отбирающие материалы и призванные гарантировать определенный уровень качества контента. Но, в конечном итоге, все равно придется выбирать методом проб и ошибок.
Executive.ru: Как вы относитесь к набирающим популярность MOOC? Можно ли, на ваш взгляд, получить качественное образование бесплатно?
Н.Б.: Любой экономист знает, что бесплатных обедов не бывает, кто-то всегда оплачивает. Спросите себя и в данном случае – кто оплачивает курс и почему, насколько контент отвечает на ваши требования и насколько он качествен?
М.П.: В рамках вузовского образования можно. Что же касается бизнес-образования, боюсь, что нет. Впрочем, и платное бизнес-образование далеко не всегда приносит реальную пользу. Надо отдавать себе отчет в том, что любой учебный курс бесполезен, если у слушателя нет готовности заниматься самообразованием, читать специальную литературу, проверять на практике те приемы, которые ему рассказывают. По большому счету, любая образовательная программа призвана не вложить знания в голову слушателя, а дать стимулы и показать направления для саморазвития. В наше время возможности для поиска информации огромные. Тот, кто действительно хочет учиться, узнавать и осваивать новое, может использовать для этого самые разные источники. В том числе и МООС.
Executive.ru: Сколько, на ваш взгляд, должен стоить качественный онлайн курс?
Н.Б.: Все зависит от курса. Например, мы предоставляем неограниченный доступ к более чем 800 лекциям нашей электронной библиотеки по маркетингу и менеджменту всем сотрудникам компании за $9500 в год и считаем, что это отличная цена.
М.П.: Сейчас средняя стоимость онлайновой учебной программы, рассчитанной на несколько часов, составляет до 1000 руб. Я не могу сказать, правильная ли эта цена, поскольку рынок еще не сформирован, общей политики ценообразования нет. Каждый участник рынка практически определяет цену на свой вкус. Думаю, единое представление о ценообразовании на этом рынке естественным образом сложится через несколько лет.